Взаимоотношения туроператора с поставщиками услуг
По виду деятельности туроператоры бывают:
операторами массового рынка - продают большое число турпакетов, в которые включаются чартерные авиарейсы в определенные пункты назначения, главным образом, в места развития массового туризма;
специализированными операторами - специализируются на определенном продукте или сегменте рынка (на определенной стране, на определенном виде туризма и т.д.).
По месту деятельности туроператоры бывают:
местными (внутренними) - ориентируют турпакеты в пределах страны происхождения;
выездными - ориентируют турпакеты на зарубежные страны;
операторами на приеме - базируются в месте назначения (в стране назначения) и обслуживают прибывающих иностранных туристов в пользу других операторов и агентов.
Инициативные туроператоры отправляют туристов за рубеж или в другие регионы по договоренности с принимающими (рецептивными) операторами или с туристскими предприятиями.
Туроператор - оптовая туристическая фирма, занимающаяся разработкой туров, рассчитанных на массовый потребительский спрос, их рекламой и сбытом через сеть розничных турагентств.
Туроператор сам формирует турпродукт. Он выходит на зарубежных партнеров и напрямую заключает с ними договоры. Для этого нужно проделать большую работу и иметь немалые деньги. Ведь в случае доставленных неудобств туристу необходимо возместить убытки.
Турагентство - розничная туристическая фирма, занимающаяся реализацией туров, организуемых туроператорами, непосредственно потребителям (туристам).
Контракт (договор) необходим для урегулирования обязанностей и ответственности сторон, в частности в ситуациях, когда остаются непроданными места в гостиницах, посадочные места в самолете, или в случаях, когда отменяются чартерные рейсы, чтобы предусмотреть систему санкций, штрафов для каждого конкретного случая.
Контрактно-договорные взаимоотношения в туризме регулируются нормами международного и национального гражданского права.
56. Различают три специфические формы сотрудничества туроператора и турагента:
1. продажа туристского продукта от имени и по поручению принципала -- названный принципал. По существу - это "магазин путешествий", реализующий туры различных туроператоров. Вся документация заполняется от имени принципала, хотя агент указывается. Вся ответственность за туристский продукт лежит на принципале. Агент же формально никакой ответственности перед туристом не несет;
2. продажа агентом туристского продукта от своего имени, но по поручению принципала -- неназванный принципал. Все возможные претензии по туристскому продукту клиент должен в данном случае предъявить турагенту, который далее по регрессному иску передает их принципалу;
3. агент может взять на себя ряд туроператорских функций и продавать собственный туристский продукт, поглощающий продукт принципала (при этом принципал может быть не назван - нераскрытый принципал). Например, агент в том или ином регионе добавляет к продукту принципала проезд к месту отправления в зарубежный тур, предоставляя гостиничные услуги, и тем самым продает сложный многозвеньевой тур, в котором продукт принципала является одним из звеньев. В этом случае вся ответственность за совокупный тур лежит на турагенте.
Работа гида-экскурсовода на маршруте.
Экскурсовод-сопровождающий группы в течение всего экскурсионного маршрута от встречи до проводов группы будет лицом фирмы, которую он представляет. От него будет зависеть качество и надежность оплаченных услуг и обслуживания. В обязанности экскурсовода-сопровождающего входит:
Встреча и проверка документов у группы.
Сопровождение группы на всем маршруте.
В пути следования ведет экскурсию.
Удовлетворяет запросы туристов.
Поддерживает дисциплину в группе.
Обеспечивает качественное и своевременное выполнение экскурсионных, культурных и социальных мероприятий в соответствии с программой обслуживания.
Планирование тура
Этап циклической деятельности туроператора, в результате которой с неконкретизованого проекта тура формируется непосредственно сам тур, как сопоставленная по времени, месту, последовательности, качеству и стоимости совокупность туристических продуктов различных предприятий туристической инфраструктуры, готовый к продвижению его на туристическом рынке называется планированием тура.
На основании целей планирования турпродукта можно выделить его основные этапы:
- определение схемы работы туроператора при организации планируемого тура;
- идентификация поставщиков туристических продуктов, задействованных в туристическом пакете и оформление договорной базы тура; ценообразование тура на основании рыночной позиции тура и ценовых предложений поставщиков турпродукта.
результатом планирования тура является сам туристический пакет.
59. В набор технологической документации для каждого тура обязательно включаются:
• технологическая карта туристского путешествия по маршруту
• график загрузки туристского предприятия группами туристов на определенное время
• информационный листок к путевке туристского путешествия
• бланки путевок типовой формы ТУР-1 «Туристская путевка»
• лист бронирования
• бланки договоров с клиентами - турагентами
• договора с партнерами - поставщиками услуг
• калькуляция или расчет стоимости тура;
• описание маршрута;
• график движения по маршруту;
• карта-схема маршрута;
• текст путевой информации (для автобусных туров);
• описание технологических особенностей тура
• тексты памяток для туристов
• справочные материалы по маршруту;
• варианты рекламных проспектов и буклетов;
• прайс-листы (каталоги).
61. Инициативные туроператорыотправляют туристов за рубеж или в другие регионы по договоренности с принимающими (рецептивными) операторами или с туристскими предприятиями. операторами на приеме - базируются в месте назначения (в стране назначения) и обслуживают прибывающих иностранных туристов в пользу других операторов и агентов.
62.ГОСТ Р 50681-2010 Туристские услуги. Проектирование туристских услуг
ГОСТ Р 50644-2009 Туристские услуги. Требования по обеспечению безопасности туристов
ГОСТ Р 50646-94 Услуги населению. Термины и определения
ГОСТ Р 50690-2000 Туристские услуги. Общие требования
ГОСТ Р 52113-2003 Услуги населению. Номенклатура показателей качества
ГОСТ Р 53522-2009 Туристские и экскурсионные услуги. Основные положения
ГОСТ Р 53997-2010 Туристские услуги. Информация для потребителей. Общие требования