Мировые цены и цены внешней торговли

На мировом товарном рынке торговые операции осуществляются на основе мировых цен. Использование мировых цен обусловлено наличием различных цен на однотипные товары в разных странах. С теоретической точки зрения мировые цены представляют собой денежное выражение интернациональной стоимости товаров, реализуемых на мировом товарном рынке. Интернациональная стоимость – это общественно необходимые затраты труда на производство товара при среднемировых общественно нормальных условиях производства и среднемировом уровне производительности и интенсивности труда. Процесс формирования мировых цен достаточно сложен, и на практике мировой называют цену на определенный вид сырья продукции, товара, на основании которой реализуется значительный объем этой продукции (товаров) в международной торговле с платежом в свободно конвертируемой валюте. Мировыми ценами считаются:

реальные цены крупных экспортных или импортных сделок, совершаемые на ведущих (основных) рынках данного вида сырья, продукции, товаров;

цены, признанные на определенный период времени организациями, ведающими международной торговлей;

цены сделок, носящих регулярный характер на мировом товарном рынке;

средние значения цен на один и тот же вид сырья, продук-ции, товаров, рассчитанные по сделкам рынков разных стран.

Мировые цены обслуживают торговые сделки между страна-ми и крупными фирмами разных стран.

Цены стран-экспортеров определяют уровень мировых цен по сырьевым ресурсам, например пушнина – цены Лондонского и Санкт-Петербургского аукциона; пшеница – экспортные цены Канады; нефть – экспортные цены стран – членов ОПЕК; чай – цены аукционов Калькутты, Лондона; цветные металлы – цены Лондонской биржи цветных металлов и экспортные цены Канады.

По готовым изделиям и товарам решающую роль в формировании уровня мировой цены играют цены ведущих мировых производителей, специализирующихся на их изготовлении и реализации. Нужно отметить, что по сырьевым ресурсам определение мировой цены не представляет трудности (достаточно использовать 2–3 показателя), тогда как определение уровня цены на готовые изделия и товары достаточно проблематично, что связано с большим количеством фирм, реализующих аналогичные товары, их число доходит до 10–20.

Таким образом, на уровень мировых цен решающее влияние оказывают основные поставщики на внешний рынок. Мировые цены могут значительно отличаться от внутренних цен стран, так как: во-первых, имеют разную стоимостную основу в силу различных условий и объемов производства, конъюнктуры рынка; во-вторых, из-за различия между формированием цен на сырье и товары, предназначенных для экспорта и для внутреннего по-требления (пошлины, налоги).

Формирование мировой цены проходит в три этапа. Первый – от производителя на рынок. На этом этапе уровень цены зависит от факторов производства (издержки, прибыль).

На втором этапе происходит обращение на рынке, и здесь на уровень цен влияют соотношение предложения и спроса, объемы поставок, индивидуальные цены предложения, эластичность спроса.

На третьем этапе – от рынка к потребителю уровень цен зависит от условий заключенных сделок и поставок.

Мировые цены являются основой определения цен внешне-торговых операций.

Таким образом, в процессе международной торговли складываются цены фактических сделок, информация о которых является довольно закрытой, и получить ее можно только по специальным каналам (счетам, контрактам). Цены фактических сделок отражают реальный уровень рыночных цен, и в них учтены все факторы: условия поставок, продолжительность сделки, способ фиксации цен, страна-покупатель (экспортер или импортер) и т.д.

1.4 Модели цен. Стадии ценообразования.

Наряду с себестоимостью продукции в состав цены входит чистый доход. Основной формой чистого дохода является прибыль.

Что такое прибыль? Дадим определение в соответствии с Положением о составе затрат по производству: “Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) и товаров определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) в действующих ценах без налога на добавленную стоимость и акцизов и затратами на ее производство и реализацию”.

В самом общем виде модель оптовой цены предприятия (фирмы) может быть представлена следующим образом (7):

Мировые цены и цены внешней торговли - student2.ru , (7)

где Цi - оптовая цена предприятия на i-й товар;

Сi - себестоимость продукции i-го вида;

Пi - прибыль.

Рассмотрим две основные модели цены, которые отличаются методами проектирования прибыли и условно называются моделями “усредненной стоимости” и “цены производства”.

В модели цены усредненной стоимости прибыль определяется процентом (коэффициентом) к себестоимости продукции по формуле (8):

Мировые цены и цены внешней торговли - student2.ru , (8)

где рi - рентабельность продукции по отношению к затратам (9).

Мировые цены и цены внешней торговли - student2.ru (9)

Эта модель цены более выгодна для материалоемких отраслей производства. В модели цены производства (капиталоемкости продукции) рентабельность определяется по отношению к стоимости основных производственных фондов, основному капиталу, активам по формуле (10):

Мировые цены и цены внешней торговли - student2.ru (10)

где pi - рентабельность по отношению к фондам (11).

Мировые цены и цены внешней торговли - student2.ru (11)

где фi - фондоемкость (капиталоемкость) продукции, рассчитываемая по формуле (12).

Мировые цены и цены внешней торговли - student2.ru , (12)

где Фi - стоимость основных фондов, приходящихся на выпуск всего объема i-го вида продукции;

Qi - объем выпуска i-го вида продукции в натуральном измерении).

Трудности использования этой модели связаны с распределением стоимости основных фондов (активов) по видам продукции (если выпускается несколько видов продукции на одном оборудовании). По этой модели больший объем прибыли будет приходиться на фондоемкие отрасли производства.

В заключение надо отметить, что понятия ”прибыль от реализации продукции” и “прибыль предприятия” отличаются друг от друга. В чем их отличия? Дело в том, что прибыль предприятия включает в себя не только прибыль от реализации продукции, но и другие виды прибыли: от долевого участия в других предприятиях, дивиденды по акциям и другим ценным бумагам, доходы от пре- доставления имущества в аренду, положительный курс по валютным счетам и другие.

Стадии ценообразования.

Товар от своего возникновения до потребления проходит две основные стадии: производства и обращения. Обращение включает в себя сбыт и торговлю. Соответственно этим стадиям товародвижения находятся стадии ценообразования. Они складываются из издержек и прибыли производства и издержек и прибыли обращения. Рассмотрим стадии товародвижения и ценообразования (таблица 4).

Таблица 4 - Структура оптовой и розничной цены

Производство Обращение
Издержки и прибыль производства Издержки и прибыль производства
Себесто-имость При-быль Налоги (НДС, акциз) Транспортная органи-зация Сбытовая организа-ция Торговая организация
Затра-ты При-быль Налоги (НДС, акциз) Затра-ты При-быль Налоги (НДС, акциз) Затра-ты При-быль Налоги (НДС, акциз)
Оптовая цена предприятия Тариф Сбытовая наценка Торговая наценка
Оптовая цена промышленности  
Розничная цена
                       

Вопросы для самопроверки

1. Что такое цена?

2. В чем заключаются особенности денежных измерений?

3. Какие функции выполняет цена в рыночной экономике?

4. Какие факторы влияют на уровень цен?

5. В чем заключаются цели ценообразования?

6. Из каких элементов складывается оптовая цена предприятия, оптовая цена промышленности, розничная цена?

7. Какие цены могут устанавливаться на строительную продукцию?

8. При каких условиях цены считаются мировыми?

9. Как классифицируются цены по степени свободы от воздействия государства?

10. В чём отличие регулируемых цен от фиксируемых?

11. Какие различают виды цен в зависимости от территории действия?

12. Чем отличаются между собой скользящая и подвижная цена?

13. Какие условия могут быть предусмотрены в договоре на поставку продукции (оказании услуг) при установлении скользящей цены?

14. Назовите виды цен по способу получения информации.

15. Как различаются виды цен в зависимости от типа рынка? Какие из этих цен являются публикуемыми?

Тема 2 Методы ценообразования

2.1. Порядок установления цены. Основные подходы к ценообразованию

В зависимости от особенностей товара, размеров и финансового состояния производителя, его целей, для расчёта цены могут быть использованы различные методы. Однако при выборе метода ценообразования учитывают как внутренние ограничения (издержки и прибыль), так и внешние (покупательная способность, цены конкурентов). Расчёт цены на товар предполагает выполнение ряда последовательных этапов (рисунок 4):

Мировые цены и цены внешней торговли - student2.ru

Рисунок 4- Этапы расчёта цены на товар

Существуют различные подходы к ценообразованию:

Затратный подход

Процесс установления цены, когда в качестве исходной точки расчётов принимаются затраты предприятия на производство и реализацию товаров, называют затратным ценообразованием.

Затратное ценообразование наиболее распространённое в отечественной практике. Однако использование затратных методов имеет ряд недостатков. Основным из которых является игнорирование потребительского спроса.

К затратным методам ценообразования относят следующие:

1) Метод «издержки плюс» предполагает расчет цены посредством суммирования величины совокупных издержек и прибыли, которую предприятие рассчитывает получить. В качестве прибыли чаще всего берут среднеотраслевую. Если какое-то предприятие в силу определённой ситуации на рынке может воздействовать на цену (убедить или заставить рынок), то тогда в расчет принимается целевая прибыль.

2) Метод целевого ценообразования основан на анализе безубыточности. Цена устанавливается исходя из критического объёма продаж и планируемой величины прибыли.

С использованием метода анализа безубыточности цена устанавливается на основе анализа графика безубыточности. Последний представляет собой графическое отображение возможных изменений общих издержек, валового дохода и прибыли при разных объемах продаж. Такой гипотетический график показан на рисунке 5.

Из этого рисунка видно, что для определенного объема продажи товара Vкр существует точка А , в которой прибыль фирмы равна нулю. При этом цена товара С равна себестоимости единицы товара. Всякий объем продажи по данной цене С , превышающий Vкр , обеспечивает фирме определенную прибыль.

Мировые цены и цены внешней торговли - student2.ru

Рисунок 5 - Установление точки безубыточности

Если объем продажи меньше Vкр , фирма несет убытки. Таким образом, фирма может иметь некоторую прибыль, если она сможет увеличить объем продаж до некоторого значения Vкр или же установить цену единицы товара, большую, чем величина С. Исходя из этих соображений, в каждом конкретном случае фирма и устанавливает приемлемую для нее базовую цену.

3) Метод минимальных затрат предполагает установление цены на минимальном уровне, достаточном для покрытия издержек.

2. Ценностное ценообразование предполагает установление цен таким образом, чтобы это обеспечивало фирме получение большей прибыли за счёт достижения выгодного для неё соотношения «ценность товара / затраты на товар».

В рамках ценностного ценообразования формируются цены с ориентацией на спрос. Наиболее известный метод – метод установления цены на основе ощущаемой ценности товара. Один из методов реализации этого метода ценообразования – это магазины без цен (например, антикварные магазины, скопление магазинов для туристов). На практике сложность этого метода упирается в уровень квалификации продавцов. Процесс торга – основной процесс при данном методе.

3. Пассивное ценообразование предполагает установление цены с ориентацией на конкуренцию, например, метод установления цен на уровне существующих на аналогичные товары. В качестве ведущей может быть цена товара-лидера, цена среднеотраслевая.

2.2 Затратные методы ценообразования

1. Метод полных издержек заключается в суммировании совокупных издержек и прибыли, на которую рассчитывает фирма. Совокупные издержки вычисляются как сумма переменных и постоянных издержек. К достоинствам данного метода относятся его простота и удобство. Но у этого метода есть два существенных минуса:

а) при установлении цены не учитывается спрос, предъявляемый покупателями на данный товар, не учитывается конкуренция, следовательно, может возникнуть ситуация, когда на товар по установленной цене не будет спроса;

б) при использовании данного метода происходит внесение в себестоимость товара постоянных (накладных) расходов, т. е. расходов на содержание предприятия, а не на изготовление продукции. Таким образом, метод полных издержек является условным, так как не отражает действительный вклад товара в доход фирмы;

Цена товара определяется по формуле (13):

Мировые цены и цены внешней торговли - student2.ru (13)

где Ц – цена изделия (товара);

ПС – скалькулированная полная себестоимость продукции;

Р – рентабельность изделия, определенная в процентном отношении к себестоимости продукции;

НП – включаемая в цену норма прибыли (рентабельности).

В свою очередь, при расчете себестоимости изделия в калькуляцию включаются переменные (ЗV) и постоянные затраты (ЗF). Исходя из этого цена изделия определяется как (14):

Мировые цены и цены внешней торговли - student2.ru (14)

При определении цен по данному методу предполагается, что учет условий и требований рынка не имеет большого значения, т. е. фирма уверена в реализации своего товара. Данный метод применяется при заключении государственных контрактов, контрактов на поставку нового или уникального оборудования.

2. Метод прямых издержек состоит в установлении цены посредством добавления к переменным затратам надбавки – прибыли. В отличие от первого метода постоянные издержки покрываются не за счет цен отдельного товара, а за счет разницы между суммой цен реализованных товаров и переменными затратами. Эта разница называется «добавленной», или «маржинальной», прибылью.

Использование ценового метода прямых издержек позволяет формировать цены с учетом оптимальной загрузки производственных мощностей и получения максимальной прибыли. Выявляются изделия, вносящие больший вклад в валовую прибыль фирмы. При наличии свободного рынка в стране фирма может так построить программу производства, чтобы более рентабельные изделия заменили менее прибыльные и убыточные.

3. Метод маржинальных издержек состоит в том, что надбавка прибавляется только к предельно высокой себестоимости изготовления каждой следующей единицы товара. Данный метод оправдан в том случае, если гарантированы объемы продаж по более высокой цене, достаточные для того, чтобы покрыть постоянные затраты. При неверном использовании или недостаточном контроле применение данного метода может повлечь за собой непредвиденные катастрофические результаты.

4. Метод дохода на капитал позволяет производителю устанавливать такую цену, которая позволит получить запланированный доход на капитал.

Цена рассчитывается по формуле (15):

Мировые цены и цены внешней торговли - student2.ru (15)

где Ц – цена; ЗF– постоянные затраты за период; УЗV– удельные переменные издержки; ДК – процент дохода на капитал; K – инвестируемый капитал; VП– ожидаемый объем продаж.

Основная проблема данного метода – правильное определение объемов продаж. Если фактический объем продаж будет отличаться от ожидаемого, производитель может не достичь запланированных результатов.

5. Метод надбавок и скидок широко распространен в оптовой и розничной торговле для определения цены последующей продажи. Виды скидок представлены ниже (табл. 3).

Таблица 4– Виды скидок

Вид скидок Признак классификации скидок Размер скидки
Количественные За объем приобретаемой партии До 15 %
Бонусные (премиальные) За достигнутый объем оборота в течение года 7-8 % от оборота
Временные За покупку продукции массового спроса за пределами сезона До 50 %
Сконто За ускорение оплаты покупки либо оплату наличными 3-5 %
Дилерские За выполнение работы по оказанию посредниче-ских услуг торговыми агентами, дилерами, другими оптовыми и розничными продавцами, распространяющими продукцию До 30 %
Закрытые Скидки по внутрифирменным поставкам либо по межправительственным соглашениям Представляет Коммерческую тайну
Специальные За приобретение товаров на постоянной основе привилегированными либо эксклюзивными покупателями Предоставляет коммерческую тайну

Если производитель или поставщик регулирует цену конечной продажи или продавец оговаривает, какую долю от цены конечной продажи он хотел бы получить, применяется торговая скидка.

Торговые скидки – скидки, которые предоставляются посреднику, продающему свои товары оптовым покупателям или оказывающему при помощи данных товаров услуги другим. Посредниками сферы обслуживания являются электрики, водопроводчики, парикмахеры, строители – все, кто обслуживает своих клиентов при помощи продукции всевозможных компаний (16).

Мировые цены и цены внешней торговли - student2.ru (16)

Где: ЦПР– цена продажи товара;

ЦПОК– цена приобретения товара;

ТС – торговая скидка в процентах.

6. Метод учета рентабельности инвестиций учитывает платность использования финансового капитала, привлекаемого для производства и реализации продукции, так как к суммарным затратам на единицу продукции добавляется сумма процентов за кредит. Главный минус данного метода в использовании процентных ставок, которые в условиях инфляции крайне нестабильны.

2.3 Нормативно-параметрические методы ценообразования

Это методы, используемые при расчёте цены на аналогичную продукцию, т.е. продукцию, удовлетворяющую одинаковую потребность, и идентичную по физико-химическому составу (средство прогноза затрат и цен). Эта группа методов применяется, когда основные потребительские параметры продукции поддаются четкому количественному определению и описываются параметрическим рядом.

Параметрический ряд – это группа продукции, которая однородна по конструкции и технологии изготовления, имеет одинаковое или сходное функциональное назначение и различается между собой количественным уровнем потребительских свойств. Если новая цена рассчитывается лишь с учетом изменения самих параметров, то данный метод называется параметрическим. В общем виде метод может быть представлен следующей формулой (17):

Мировые цены и цены внешней торговли - student2.ru , (17)

где: ЦН– цена нового изделия; ЦБ– цена базового изделия;

КК– корректирующий коэффициент (показывает улучшение параметров, количественное их снижение или увеличение по сравнению с базовым).

Если новая цена рассчитывается с помощью показателя нормативных затрат на единицу параметра, то такой метод называется нормативно- параметрическим. В общем виде метод может быть представлен следующей формулой:

Мировые цены и цены внешней торговли - student2.ru , (18)

где НЗ– нормативные затраты на единицу потребительского параметра изделия.

Формулы параметрического и нормативно-параметрического метода могут дополняться суммами скидок и надбавок за изменение вспомогательных параметров.

Виды параметрических методов:

- метод удельной цены;

- метод баллов;

- метод регрессии;

- метод с учетом потребительского эффекта.

Метод удельной цены. Используется для определения цен или ценового анализа по небольшим группам продукции, характеризующейся наличием одного основного параметра, величина которого в значительной мере определяет общий уровень цены изделия. В общем виде представлен формулой:

Мировые цены и цены внешней торговли - student2.ru (19)

где ppar– удельная цена единицы параметра;

р0– цена базисного изделия;

N0– величина основного параметра базисного изделия;

N1– величина основного параметра нового изделия;

р1– цена нового изделия.

Метод баллов. При использовании данного метода каждому потребительскому параметру продукции присваивается на основе экспертных оценок определённое число баллов, суммирование которых с учётом их весомости (также определяемой экспертным путём) даёт оценку общего технико-экономического уровня товара, то есть интегральную оценку его качества.

Методика определения цены нового товара:

1. Рассчитаем цену одного балла:

Мировые цены и цены внешней торговли - student2.ru (20)

где: рball – цена одного балла,

р0 – цена базового изделия-эталона,

Ni0 – балловая оценка i-го параметра базового изделия,

Vi – весомость параметра.

2. Определим расчётную цену нового изделия:

Мировые цены и цены внешней торговли - student2.ru , (21)

Метод регрессии. Состоит в определении эмпирических формул

(регрессионных уравнений) зависимости цен от величины нескольких основных параметров качества в рамках параметрического ряда товаров. При этом цена выступает как функция от параметров качества товара. Этот метод позволяет моделировать изменение цен в зависимости от совокупности их параметров, строго определять аналитическую форму связи, а также использовать уравнение регрессии для определения цен товаров, входящих в данный параметрический ряд. В результате формируется взаимосвязанная система цен на товары. При этом цена выступает как функция параметров:

Мировые цены и цены внешней торговли - student2.ru , (21)

где (x1,x2,x3,....,xn) – основные параметра качества товаров.

Наши рекомендации