Доходы и прибыль фирмы. условия максимизации прибыли.
Итогом хозяйственной деятельности фирмы является её доход.
Доход – это денежная выручка, полученная фирмой от реализации продукции за определённый период времени.
Различают общий, средний и предельный доход.
Общий (валовой, совокупный) доход (TR) – есть вся выручка, полученная фирмой от реализации определённого количества продукции.
TR=P*Q
Где Р – цена реализации продукции, Q– количество продукции.
Как видим, величина общего дохода зависит от объёма выпуска и цен реализации, при прочих равных условиях.
Средний доход (AR) – есть сумма денежной выручки, приходящейся на единицу реализованной продукции.
AR=TR:Q=P*Q:Q=P
Предельный доход (MR) –это добавочный доход к общему доходу, который получается от продажи ещё одной дополнительной единицы продукции, или первая производная функции общего дохода.
MR= ∆TR/ ∆Q
Где ∆TR– прирост общего дохода в результате реализации дополнительной единицы продукции; ∆Q– прирост объёма производства и реализации на единицу.
От дохода в значительной степени зависит и прибыль фирмы.
Прибыль – это разность между общей выручкой и издержками производства.
Общая прибыль = TR–TC, или (AR–ATC) *Q
В соответствии с двумя подходами к определению и измерению издержек различают бухгалтерскую прибыль и экономическую прибыль.
Бухгалтерской прибылью называют разность между общим доходом фирмы и бухгалтерскими (явными) издержками.
Экономической прибылью называют разность между общим доходом и экономическими издержками.
Если предприятие использует факторы производства, принадлежащие владельцам фирмы, то, как правило, бухгалтерская прибыль оказывается больше экономической, поскольку включает в себя неявные издержки.
Экономическая прибыль = бухгалтерская прибыль – неявные издержки.
Главным мотивом деятельности фирмы в рыночной экономике является максимизация прибыли. Однако фирма может столкнуться и с ситуацией убытков. В этом случае мотивом ее деятельности становится минимизация убытков, что по своей сути однотипно. Мотивы деятельности фирмы обусловливают и ее поведение.
Фирма, получающая прибыль, продолжает производственную деятельность, а терпящая убытки должна решить — продолжать деятельность или закрыться и выйти из дела. Последнее возможно лишь в том случае, если фирма оплатит все свои контрактные обязательства, что иногда связано с процедурой банкротства. Если фирма продолжает производственную деятельность, то она должна выбрать такой объем производства, при котором прибыль максимальна (убытки минимальны).
Существуют два подхода к определению такого объема. Первый основан на сопоставлении общего дохода TR и общих издержек ТС при разных объемах выпуска продукции. Прибыль фирмы максимизируется при таком объеме производства, когда общий доход превышает общие издержки на наибольшую величину, а убытки фирмы минимизируются, когда общие издержки превышают общий доход на наименьшую величину.
24. Сравнительная характеристика рыночных структур (моделей рынка).
Рыночная структура – некий набор факторов, которые определяют характер взаимодействия фирм.
Рыночную структуру определяют множество факторов:
- Количество фирм в отрасли и их размеры;
- Тип производимой фирмами продукции (однотипная или дифференцированная);
- Возможность для входа в отрасль и выхода из нее других фирм.
- Количество покупателей.
- Способность фирм воздейтсоввать на спрос посредством рекламы.
Однако основными являются 3 фактора:
- Количество фирм в отрасли и их размеры;
- Тип производимой фирмами продукции (однотипная или дифференцированная);
- Возможность для входа в отрасль и выхода из нее других фирм.
С учетом этих факторов выделяют 4 основных типа рыночной структуры:
1. Совершенная конкуренция - множество продавцов, производящих одинаковую продукцию. Практически такого типа конкуренции не существует, это своеобразный "идеал".
2. Монополистическая конкуренция - также много продавцов, но производящих уже продукцию с небольшими отличиями.
3. Олигополия - несколько фирм на рынке того или иного товара
И наконец,
4. Монополия - на рынке существует только одна фирма, производящая данную продукцию.
В какой бы рыночной структуре не действовала фирма, она должна решить для себя два важных вопроса:
- Следует ли оставаться в деле или прекратить существование?
- Если оставаться в отрасли, то в каком объеме выпускать товары и услуги.
25. Производство и ценообразование в условиях чистой конкуренции.
Чистая конкуренция — это модель рынка, которая соответствует ряду требований:
наличие большого числа независимо действующих конкурирующих фирм, имеющих небольшую долю в отраслевом выпуске продукции (менее 1% общих продаж);
конкурентные фирмы производят стандартизованную продукцию и, следовательно, отсутствуют основания для неценовой конкуренции: покупателям безразлично, продукцию какой фирмы покупать;
конкурентные фирмы не могут устанавливать рыночную цену, они только приспосабливаются к ней, это условие вытекает из первых двух;
не существует никаких препятствий (законодательных, технологических, финансовых и др.) для свободного вхождения новых фирм в отрасль и выхода из нее.
Из характеристики чистой конкуренции вытекают следующие необходимые для анализа предположения:
поскольку цена для каждой фирмы является данной, то повлиять на свой доход фирма может, изменяя объем продаж;
линия цены есть и линия спроса на продукцию конкурентной фирмы, что отражает абсолютную эластичность спроса.
Поведение конкурентной фирмы в краткосрочном периоде
В зависимости от сложившегося уровня цен фирма может оказаться в четырех типичных ситуациях.
Цена (Р) установилась на таком уровне, что возмещает только минимальные средние переменные издержки (min AVC). Такая фирма называется предельной, т.е. находящейся на пределе целесообразности продолжения производства, так как несет убытки. Использование правила Р = МС позволяет понять, что при объеме производства Q1 убытки можно минимизировать. Минимальный убыток равен средним постоянным издержкам (AFC). На графике он показан заштрихованным прямоугольником. Такой фирме безразлично, производить Q1 единиц продукции или прекратить производственную деятельность. Убытки в том и в другом случае равны.
В краткосрочном периоде фирма скорее примет решение производить в надежде на изменение рыночной ситуации. Такое решение для нее более очевидно, если Р > min AVC < AC. Здесь фирма возмещает средние переменные и часть средних постоянных издержек, ее убыток меньше средних постоянных издержек
Цена установилась на таком уровне, что превышает минимальное значение средних издержек (Р > min AC). Фирма получает чистую прибыль, максимум которой достигается при производстве Q4 единиц продукции. Это допредельная фирма с чистой прибылью. На графике чистая прибыль показана заштрихованным прямоугольником.
Применение правила Р = МС при различных возможных рыночных ценах приводит к выводу о том, что отрезок кривой предельных издержек фирмы в краткосрочном периоде, лежащий выше минимального значения средних переменных издержек, есть кривая предложения фирмы в краткосрочном периоде.
Итак, в каждой из рассмотренных ситуаций фирма приспосабливается к цене и производит такое количество продукции, которое максимизирует прибыль или минимизирует убытки.
Сама же цена определяется соотношением совокупного спроса и совокупного предложения. Последнее находится суммированием продукции, предлагаемой всеми фирмами в отрасли (при условии, что цены ресурсов и технологии заданы). Эти фирмы различны по масштабам, организации и технологической базе, а значит, и по уровню издержек. Поскольку цена является единой для всех фирм, то отрасль в каждый данный момент представлена допредельными, предельными и запредельными фирмами. Если спрос превышает предложение, то цена растет, появляются стимулы к расширению производства: у допредельных фирм, получающих чистую прибыль, — увеличить ее массу; у допредельных фирм с нулевой прибылью — получить чистую прибыль; часть предельных фирм становится допредельными и получает нулевую прибыль; часть запредельных фирм станет предельными.
Если предложение превысит спрос, цена падает, в отрасли происходят обратные явления.
Изменения рыночной цены происходят до тех пор, пока совокупное предложение не сравняется с совокупным спросом. Тогда устанавливается единая равновесная цена, которая в краткосрочном периоде имеет тенденцию к сохранению.
Поведение конкурентной фирмы в долгосрочном периоде
Анализ поведения строится на ряде предположений. Фирма является типичной средней, она получает нулевую прибыль, и у нее нет стимула покинуть отрасль. Фирма находится в состоянии длительного равновесия. Отрасль состоит из таких фирм и тоже находится в состоянии равновесия.
С изменением рыночной конъюнктуры у фирм появляется стимул для входа (выхода) в отрасль, но это не влияет на цену ресурсов и, следовательно, на издержки. Это отрасль с постоянными издержками. В действительности в условиях ограниченности ресурсов вовлечение в производственный процесс их большего количества вызовет рост цен на них
Допустим, что спрос на продукцию отрасли увеличился с D1 до D2, это привело к росту цены с Р1 до Р2. Фирма начинает получать чистую прибыль, что становится стимулом для вступления в отрасль новых конкурентов. Кривая рыночного предложения сдвигается с S1 до S2, выпуск продукции в отрасли возрастает с начального Q1 до уровня равновесия в долгосрочном плане Q2. Это вызывает понижение цен до первоначального уровня Р1, т.е. до цены, равной минимуму средних издержек. Чистая прибыль фирмы упала до 0, побудительные мотивы для вступления в отрасль новых конкурентов исчезают. Равновесие фирмы и отрасли восстановлено.
[Воздействие выхода фирм из отрасли на предложение, цену и прибыль рассмотрите самостоятельно].
Таким образом, конкуренция, которая проявляется во вступлении и оттоке фирм из отрасли, уравнивает цену с минимумом средних издержек в долгосрочном периоде.
Достижение конкурентной фирмой полного равновесия возможно при выполнении двух условий:
- предельный доход должен равняться предельным издержкам;
- цена должна равняться средним издержкам:MR(P) = МС = min AC.
Равенство Р = МС означает, что ресурсы распределены эффективно. Фирмы выпускают такой набор продукции, который наиболее предпочтителен, полезен для потребителей.
Равенство Р = min АС означает, что при производстве любого количества продукции фирма использует минимум ресурсов и назначает самую низкую цену с учетом своих издержек (при данном уровне техники и технологий).
Другими словами, фирмы в условиях совершенной конкуренции производят максимально возможное количество продукции с наименьшими издержками. При этом рынок совершенной конкуренции автоматически реагирует на изменение потребительского спроса расширением или свертыванием производства, поэтому данный тип рыночной структуры рассматривается экономической наукой как эталон эффективности.
26. Производство и ценообразование в условиях чистой монополии.
Чистая, или абсолютная, монополия — это модель рынка, которая характеризуется рядом черт:
- фирма является единственным производителем продукта, не имеющего заменителя;
- контролируя общий объем предложения, фирма диктует цену товара;
- вступление новых конкурентов в отрасль заблокировано техническими, экономическими, юридическими моментами.
Рассмотрим поведение чистой монополии в области цен и производства по сравнению с конкурентной фирмой. Решающие различия между ними состоят в следующем.
- Предложение чистой монополии является рыночным (отраслевым).
- Спрос на продукцию чистого монополиста является рыночным спросом. Он эластичен по цене, кривая спроса D имеет отрицательный наклон. Это значит, что понижение цены увеличивает число продаж. Однако понижать цену можно до определенного уровня — минимума средних издержек, далее фирма столкнется с убытками. В связи с этим различают эластичный и неэластичный отрезки кривой спроса монополиста.
- Монополист может влиять на цену, изменяя количество продаж. Он максимизирует прибыль, выпуская такой объем, при котором MR = МС. Затем он устанавливает цену, которая побуждает покупателей приобрести этот объем. При этом MR < Р, для каждой единицы, кроме первой. Это связано с тем, что более низкая цена используется при продаже не только дополнительной единицы продукции, но и всей предшествующей. Графически кривая предельного дохода лежит ниже кривой спроса цены (рис.7.6).
Объем производства, при котором максимизируется прибыль монополиста, соответствует точке пересечения кривых MR и МС и равен Qm. Для того чтобы продать этот объем, монополист устанавливает цену, равную Рт. При этой цене он получает прибыль на единицу товара, равную Рт - АСт; при объеме выпуска Qm чистая прибыль равна (Рт - ACm) х Qm. На графике она показана заштрихованным прямоугольником. Вероятность получения чистых прибылей у чистой монополии
выше, чем у конкурентной фирмы из-за существующих барьеров. Однако чистая прибыль ей не гарантирована. Падение спроса на продукцию приводит к падению цены и предельного дохода. Если цена падает ниже средних издержек, монополия столкнется с убытками. Убытки возникнут и в том случае, если возрастет цена на используемые ресурсы и если средние издержки превысят цену.
В долгосрочном плане монополия, максимизирующая прибыль, расширяет выпуск до тех пор, пока предельный доход не сравняется с долгосрочными предельными издержками. Отсутствие свободного входа новых фирм на рынок предотвращает падение чистой прибыли до нуля.
Чистая монополия не является эффективной рыночной структурой, так как обладает рядом недостатков.
Во-первых, объем производства, максимизирующий прибыль монополиста, ниже, чем у конкурентной фирмы, а цена — выше. Это приводит к тому, что ресурсы общества используются не в полном объеме, а часть продукции, необходимая обществу, не производится. Если у конкурентной фирмы равновесие достигается при таком объеме, когда MR(P) = МС = min AC, то у чистого монополиста — при таком объеме, когда средние издержки не достигают своего минимума; при этом цена выше средних издержек. Для чистого монополиста (МС = MR) < min AC < Р.
Во-вторых, являясь единственным производителем, монополист не стремится снизить издержки. У него нет стимула к использованию наиболее прогрессивной технологии, слабая заинтересованность в научно-исследовательских разработках и использовании достижений НТП.
В-третьих, барьеры для вступления новых фирм и огромные средства на их возведение и укрепление оказывают сдерживающее воздействие на экономическую эффективность.
Однако преимущества чистой конкуренции отчетливо проявляются в статичной экономике, где эффект от масштабов производства доступен и конкурентной фирме, и монополисту. В динамике, которая учитывает изменения в уровне НТП, неэффективность чистой монополии менее очевидна, так как:
- хотя у монополиста нет автоматического стимула к НТП, технические усовершенствования ему все же выгодны:
- они понижают издержки на единицу продукции и таким образом увеличивается прибыль, получение которой носит долговременный характер;
- монопольное обладание патентами и лицензиями — один из главных входных барьеров в отрасль;
- монополист имеет больше возможностей для получения чистых прибылей и, следовательно, больше финансовых ресурсов для развития НТП;
- там, где используются высокоприбыльные технологии, только крупное производство может обеспечить массовый выпуск качественной стандартизованной продукции, низкие издержки на единицу продукции и доступные цены.
Учитывая двойственный, противоречивый характер монополии, правительства стран с развитой рыночной экономикой стремятся противостоять монополизму, поддерживая и поощряя конкуренцию.
27. Производство и ценообразование в условиях монополистической конкуренции.
Монополистическая конкуренция — это модель рынка, которая характеризуется следующими чертами:
- наличие относительно большого числа независимо действующих фирм, имеющих небольшую долю в отраслевом выпуске продукции; в типичном случае размер рыночной доли фирмы составляет от 1 до 10%;
- фирмы производят товар, обладающий исключительными качествами или характеристиками, которые служат основанием для предпочтения их товара товару конкурирующих фирм; это является основой неценовой конкуренции;
- фирмы не считаются с реакцией соперников при выборе цен на свои товары и объемов годовых продаж;
- сравнительная легкость вступления в отрасль способствует появлению конкуренции со стороны новых фирм.
Из характеристики модели монополистической конкуренции вытекают следующие положения.
Первое. Кривая спроса монополистического конкурента, как и чистой монополии, наклонена вниз. Она менее эластична, чем у конкурентной фирмы, но более эластична, чем у чистого монополиста. Степень эластичности зависит от числа конкурентов и дифференциации продукции: чем больше число конкурентов и меньше дифференциация продукции, тем монопольная конкуренция ближе к чистой.
Второе. Монополистический конкурент может поднять цену на свой товар без падения продаж до 0. Вследствие дифференциации продукции всегда будет достаточное число потребителей, готовых заплатить более высокую цену.
В краткосрочном периоде монополистический конкурент может получить прибыль, а может столкнуться с убытками. Стремясь максимизировать прибыль (минимизировать убытки), монополистический конкурент производит такой объем продукции, при котором MR = МС. Эти ситуации представлены на во многом схожи с поведением чистого монополиста.
В долгосрочном периоде чистая прибыль привлечет новые фирмы. Увеличение числа соперничающих фирм увеличивает предложение товара, число имеющихся заменителей. Спрос на продукт любой отдельной фирмы падает и становится более эластичным по цене; цена и предельный доход падают. Новые фирмы продолжают входить на рынок до тех пор, пока чистая прибыль не исчезает.
Убытки вызовут массовый выход фирм из отрасли и перемещение их ресурсов в более выгодные предприятия. Сокращение предложения товара увеличит спрос на продукт отдельной фирмы; цена и предельный доход возрастают. Выход фирм из отрасли продолжается до тех пор, пока убытки не исчезнут, и фирмы будут получать нулевые прибыли.
Таким образом, в долгосрочном периоде монополистический конкурент получает нулевую прибыль и находится в состоянии равновесия. У него нет стимула для выхода из отрасли.
С точки зрения использования ресурсов, модель монополистической конкуренции не является эффективной. Оптимальный объем производства не достигает величин, где средние издержки фирмы минимальны; более высокой является и цена. Для монополистического конкурента, как и для чистого монополиста, (МС = MR) < min AC < Р.
Если же оценить эффективность этой модели с точки зрения удовлетворения запросов потребителей, то многообразие товаров более предпочтительно, чем однообразная продукция по более низким ценам и в большем объеме.
28. Производство и ценообразование в условиях олигополии. Оценка рыночной власти фирмы.
Олигополия (от греч. oligos — немногий и poleo — продаю, торгую) — это модель рынка, которая характеризуется следующими чертами:
- наличие наибольшего числа фирм, господствующих на рынке однородного или дифференцированного продукта;
- каждая фирма при установлении объемов продаж, цены, учитывает реакцию своих конкурентов;
- появление новых фирм затруднено или невозможно.
В зависимости от типа продукции различают чистую и дифференцированную олигополию.
Чистые олигополисты производят однородный стандартизованный продукт: алюминий, цемент, сталелитейную, химическую продукцию.
Олигополия, производящая разнообразную продукцию одного функционального назначения, называется дифференцированной. Она обычно специализируется на выпуске товаров потребительского назначения — автомобили, покрышки, камеры, электробытовая техника и т.д.
Точно не определено, сколькими фирмами представлена олигополистическая отрасль. Обычно на олигополистических рынках господствует от двух до десяти фирм, на которые приходится половина и более продаж. Поэтому единой модели олигополии не существует. Различают несколько ее типов:
- «расплывчатая» олигополия, где господствуют 6-10 фирм, на которые приходится половина и более продаж продукта; олигополия «доминированная», представленная несколькими фирмами разных размеров, одна из которых контролирует половину и более общих продаж продукта;
- «жесткая», или «концентрированная» олигополия, представленная двумя-пятью крупными фирмами, контролирующими до 100% общих продаж продукта.
Олигополия охватывает случаи, когда фирмы действуют в сговоре (тайная олигополия) и когда — независимо друг от друга.
Конкуренцию рынка и степень власти над ценой в условиях олигополии можно измерить с помощью индекса Герфиндаля (Н). Его построение предполагает знание числа фирм, действующих в отрасли (от 1 до n), и доли каждой в общем объеме продаж в процентах (S):
- олигополия «доминированная», представленная несколькими фирмами разных размеров, одна из которых контролирует половину и более общих продаж продукта;
- «жесткая», или «концентрированная» олигополия, представленная двумя-пятью крупными фирмами, контролирующими до 100% общих продаж продукта.
Олигополия охватывает случаи, когда фирмы действуют в сговоре (тайная олигополия) и когда — независимо друг от друга.
Конкуренцию рынка и степень власти над ценой в условиях олигополии можно измерить с помощью индекса Герфиндаля (Н). Его построение предполагает знание числа фирм, действующих в отрасли (от 1 до n), и доли каждой в общем объеме продаж в процентах (S):
Существование различных типов олигополии не позволяет выработать единую модель олигополистического ценообразования.
Но очевидно, что олигополистическая модель рынка обусловливает необходимость согласованного поведения фирм, при котором каждая получит больше, чем при независимых действиях. В условиях олигополии у фирм возникает дополнительная цель — максимизация совокупной прибыли. Отсюда понятно их стремление договориться об уровне цен и разделе рынка.
Если фирмы с целью максимизации общей прибыли вступают в прямой тайный сговор (картель, формальное, или джентльменское, соглашение), то общая цена и объем производства, максимизирующие прибыль, определяются так же, как и при чистой монополии.
Если фирмы заинтересованы в максимизации не текущих, а перспективных прибылей, они устанавливают цену, ограничивающую вход на рынок новых фирм. Эта цена ниже минимально возможных средних издержек любого нового потенциального производителя и, следовательно, фирмы-олигополисты получат только нулевую прибыль.
На практике тайные соглашения трудно создать и сохранить, так как существуют различного рода барьеры: правовые, различия в спросе и издержках, число фирм в отрасли и др. Поэтому в отраслях с «концентрированной» олигополией фирмы прибегают к политике «лидерства в ценах» как менее явному средству регулирования цен. В соответствии с ней наиболее крупная или наиболее эффективная фирма в отрасли — лидер — устанавливает цену так, чтобы максимизировать свою прибыль, а другие фирмы следуют за ней. Эта модель называется частичной монополией, так как лидер устанавливает монопольную цену, основанную на его предельном доходе и предельных издержках. Другие фирмы принимают эту цену как данную и работают при уровне выпуска, который максимизирует их прибыли при этой цене. При этом ценовой лидер придерживается следующей тактики:
- корректировка цен делается редко, когда значительно изменяются спрос, издержки, так как всегда есть риск, что конкуренты не последуют за лидером;
- о предстоящем повышении цен сообщает заранее. Ни одна из известных моделей олигополии не позволяет ответить на все вопросы, связанные с ее поведением. Каждая из них характеризует отдельные аспекты деятельности фирмы-олигополиста.
Западная экономическая мысль рассматривает олигополию как прогрессивную структуру, несмотря на то, что она похожа на чистую монополию и действует аналогично — ограничение выпуска продукции, более высокая, по сравнению с конкурентным рынком, цена, слабые стимулы к НТП.
Олигополии присущи не только все положительные свойства монополии. По мнению И.Шумпетера, Дж.М.Кларка и др., она создает условия для эффективной конкуренции, которая, в свою очередь, обеспечивает наилучшую основу для развития производства. В каждый момент можно приблизительно учесть объем спроса и предложения, спрогнозировать движение цен, предсказать возможные действия конкурентов и отреагировать на них. Все это существенно изменило формы конкуренции. Ценовая конкуренция в форме войны цен стала неэффективна, она проводится посредством маневрирования ценами; усилились роль и значение неценовой конкуренции, которая основана на привлечении потребителя не с помощью снижения цены, а за счет других факторов: улучшения качества товаров, рекламы, послепродажного технического обслуживания и т.д.
Для измерения степени монопольной власти используется индекс Лернера: L = (Р - МС)/Р. Его величина колеблется от 0 до 1. При совершенной конкуренции, где Р = МС, он равен 0. Чем больше разрыв между Р и МС, тем больше степень монопольной власти.