Тема 1. Стратегии развития индустрии гостеприимства

Факультет: инженерно-экономический

Кафедра: гостиничного и туристического бизнеса

ПРАКТИКУМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА И ТУРИЗМА

(дипломированный специалист – 5 лет обучения)

образовательная ступень

Москва, 2009

Содержание: стр.

Тема 1. Стратегии развития индустрии гостеприимства. 3

Тест 1.1. 3

Тема 2. Стратегия как система развития конкурентных преимуществ. 5

Тест 2.1. 5

Тема 3. Методика формирования экономической стратегии. 7

Тест 3.1. 7

Тема 4. Стратегии достижения экономической прибыли. 10

Тест 4.1. 10

Тест 4.2. 13

Тема 5. Стратегии увеличения рыночной доли предприятия. 15

Тест 5.1. 15

Тема 6. Стратегии увеличения стоимости/ценности компании. 17

Тест 6.1. 17

Задача 6.1. 20

Задача 6.2. 21

Тема 7. Методики оценки стоимости предприятия. 21

Тест 7.1. 21

Задача 7.1. 24

Задача 7.2. 24

Задача 7.3. 24

Задача 7.4. 24

Задача 7.5. 25

Задача 7.6. 25

Задача 7.7. 25

Задача 7.8. 26

Задача 7.9. 27

Задача 7.10. 27

ПРИЛОЖЕНИЕ: 1. 28

Классификационная модель стратегий предприятия. 28

ПРИЛОЖЕНИЕ: 2. 34

Деловая игра: Стоимостная оценка бизнеса гостиницы.. 34

ЛИТЕРАТУРА: 36

Тема 1. Стратегии развития индустрии гостеприимства

Тест 1.1.

1. Процесс стратегического управления включает:

а) установление миссии, формирующей сферу деятельности предприятия ИГиТ;

б) определение целей - желаемых результатов;

в) разработку стратегий, т.е. планирование действий, направленных на достижение поставленных целей;

г) реализацию стратегий;

д) оценку осуществления стратегии и внесение корректив.

2. Разрабатываются ли стратегии на следующих организационных уровнях предприятия:

а) корпоративном (уровень корпорации);

б) деловом (уровень предприятия);

в) функциональном (уровень подразделения предприятия);

г) операционном (уровень менеджера низшего звена).

3. Струк­турная теория Клейнуорта Бенсона определяет развитие спроса на гостиничные услуги:

а) структурой экономики страны;

б) эффективностью рекламной деятельности;

в) ростом ВВП.

4. Включает ли развитие мировой гостиничной отрасли реализацию следующих стратегий:

а) глобализации гостиничного бизнеса;

б) развития гостиничного продукта;

в) дифференциации гостиничного продукта;

г) лидерства по издержкам;

д) развития новых технологий;

е) франчайзинга торговых марок;

ж) вертикальной инте­грация предприятий в индустрии гостеприимства.

5. Проявляется ли процесс глобализации в ИГиТ через реализаию стратегий:

а) концентрации на одном виде деятельности (только отели);

б) интеграции с другими видами бизнеса (рестораны, туризм, игорный бизнес и т.д.);

в) диверсификации (разработка особенностей продукта).

6. Являются ли наиболее распространенными направлениями дифференциации в гостиничном бизнесе следующие:

а) по местоположению отеля;

б) по исторической ценности здания отеля;

в) по состоянию материально-технической базы отеля;

г) по классу обслуживания и спектру услуг;

д) по персоналу;

е) по качеству питания;

ж) по программе поощрения постоянных гостей;

з) по торговой марке или имиджу.

7. Включают ли базовые технологий в гостиничном бизнесе:

а) методы уборки номеров;

б) рецептуры приготовления различных блюд в ресторанах;

в) стандарты сервировки блюд;

г) манеры обращения с гостями;

д) стандарты телефонного этикета;

е) способы продвижения услуг на рынок и т.д.

8. Позволяют ли ключевые технологий в гостиничном бизнесе:

а) обеспечивать достижение отелем конкурентного преимущества;

б) снижать себестоимость продукта;

в) максимизировать доход от продаж;

г) достигать и поддерживать высокие стандарты обслуживания;

д) занимать значимую нишу и точно позиционируя себя в этих разновидностях услуг на рынке.

9. Умный гостиничный номер», как ведущая технология гостиничного бизнеса позволяет:

а) соединить номер со службой приёма гостиницы

б) управлять регистрацией гостей;

в) управлять мини-баром;

г) обеспечивать телефонной связью, доступом в Интернет, получением справочной информации и дополнительными сервисами.

Ответы:

1: а, б, в, г; д; 2: а, б, в, г; 3: а; 4: а, б, в, г, д, е, ж; 5: а, б, в; 6: а, б, в, г, д, е, ж, з; 7: а, б, в, г, д, е; 8: а, б, в, г, д; 9: а, б в, г.

Тема 2. Стратегия как система развития конкурентных преимуществ

Тест 2.1.

  1. Включает ли понятие стратегии следующие определения:

а) стратегия — это план, руководство, ориентир или направ­ление развития, дорога из настоящего в будущее;

б) стратегия — это принцип поведения или следование некой модели поведения;

в) стратегия — это позиция, а именно расположение опреде­ленных товаров на конкретных рынках.

г) стратегия — это перспектива, т. е. основной способ дейст­вия организации, или это «теория бизнеса» организации.

д) стратегия — это ловкий прием, особый маневр, предприни­маемый с целью перехитрить соперника или конкурента.

  1. Стратегия экономического управления, или экономическая стра­тегия, вырабатывает:

а) правила и приемы, обеспечивающие экономически эффективное достижение стратегических целей;

б) правила и приемы достижения стратегических целей, базирующиеся на воз­буждении заинтересованности всех участников процесса разработки и реализации стратегических программ в эффективном достижении этих целей.

  1. Должна ли экономическая стра­тегия фирмы включать:

а) исследования условий конкурентных преимуществ;

б) исследования рынков потенциальных товаров и услуг;

в) формирования товарного ассортимента фирмы;

г) распределения имеющихся в распоряжении фирмы и при­влекаемых ею дополнительных ресурсов;

д) взаимодействия с рынками факторов производства, ценных бумаг, валютными рынками;

е) формирования эффективной ценовой политики;

ж) раннего обнаружения кризисных тенденций.

  1. Соответствуют ли следующие виды стратегического управ­ления предложенным методам И. Ансоффом и используемым в зависимости от степени нестабильности внешней среды:

а) управление на основе экстраполяции (долгосрочное плани­рование), применяющееся в условиях сравнительно невысокой сте­пени нестабильности;

б) управление на основе предвидения изменений (стратегиче­ское планирование, выбор стратегических позиций), применяюще­еся при средних значениях степени нестабильности;

в) управление на основе гибких экспертных решений (ранжи­рование стратегических задач; управление «по слабым сигналам»;

г) управление в условиях стратегических неожиданностей), приме­няющихся для условий существенной нестабильности внешней среды.

  1. Являются ли особенностями эконо­мической стратегии и отличающими ее от краткосрочного (текущего) управления фирмой следующие:

а) процесс выработки эко­номической стратегии не завершается каким-либо немедленным действием;

б) в ходе формирования эко­номической стратегии нельзя предвидеть все возможности, кото­рые возникнут при составлении конкретного стратегического про­екта, что приводит к росту неопределенности всех типов;

в) существенное усиление роли обратной связи при выработке экономической стратегии;

г) на уровне стратегического планирования в отличие от планирования на тактическом уровне весьма трудно определить абсолютные показатели полезности тех или иных стратегических решений.

  1. Входят ли в предложенную классификация Г. Минцбергом следующие шко­лы стратегий:

а) прескриптивные;

б) дескриптивные;

в) школы конфигурации.

  1. Предполагает ли концепция школы СПбГПУ следующие направления:

а) определение экономической стратегии и процесса ее разработ­ки и реализации как системывзаимоувязанных правил и приемов, обеспечивающих достижение глобальной стратегической цели — формирования и поддержания в длительной перспективе конку­рентных преимуществ фирмы;

б) методологию системного подхода к формированию стратегии, предполагающую учет закономерностей систем, интерпретированных к собственно стратегии и процессу ее создания, а также исполь­зование принципов структуризации стратегических целей и выде­ление элементов (составляющих) стратегии;

в) экономическую стратегия фирмы как траекторию динамической системы,лежащей в пространстве ресур­сов и товаров;

г) формирование экономической стратегии с учетом ин­тересов фирмы, федерального и регионального уровней иерархии и быть адаптирована к складывающемуся в стране экономическому порядку;

д) предельные возможности фирмы в сферах целеполагания и до­стижения стратегических целей определяются категорией стратегического потенциала фирмы, представляющего собой совокупность умений (способностей) фирмы к выбору и реализации этих целей;

е) фирма рассматривается как информационная система, характеризующая принципы взаимодействия продуктовой, ресурс­ной, социальной и институциональной концепций,воплощенных в миссии и стратегическом потенциале фирмы, а также как система гармонизации интересов всех участников процесса формирования и реализации экономической стратегии;

ж) стратегия антикризисногоуправления фирмой фор­мируется как стратегия предотвращения ее несостоятельности (банкротства) и обеспечения экономической безопасностифирмы.

Ответы:

1: а, б, в, г; д; 2: а, б; 3: а, б, в, г, д, е, ж; 4: а, б, в, г; 5: а, б, в, г; 6: а, б, в; 7: а, б, в, г, д, е, ж.

Тест 3.1.

1. Понимается ли под экономической стратегией генеральная перспективная программа рационального использования имеющихся и заимствованных ресурсов направленная:

а) на обеспечение роста продаж;

б) на достижение стабильной экономической прибыли;

в) на сохранение ликвидности и роста рыночной стоимости предприятия при приемлемом уровне риска.

2. Является ли генеральной базисной целью экономической стратегии предприятия:

а) достижение экономической прибыли;

б) увеличение рыночной доли;

в) максимизация стоимости предприятия.

3. Будет ли достигнуты цели экономической стратегии предприятия, если реализуются нижеприведённые задачи:

а) разработать условия подготовки возможных вариантов формирования хозяйственных ресурсов и действий руководства гостиницы в случае неустойчивого или кризисного финансового состояния;

б) исследовать характер и закономерности функционирования экономики предприятия в рыночных условиях хозяйствования;

в) оценить исходное экономического состояния предприятия с помощью стратегического анализа, стратегической оценки и определение основных путей его улучшения;

г) определить экономические взаимоотношений с поставщиками и покупателями, банками и другими финансовыми институтами по направлениям перспективных вложений денежных средств, политики внешнеэкономической деятельности;

д) оптимизировать основные и оборотные средств, распределения прибыли, налоговых платежей с максимальным учетом возможных льгот и недопущением штрафных санкций и переплат налогов, инвестиций и источников средств для развития производства, эмиссионной деятельности и дивидендных выплат;

е) прогнозировать размер балансовой прибыли на основе прогноза развития производственной деятельности, портфеля заказов, уровня ликвидности и уровня риска;

ж) изучить экономические стратегии вероятных конкурентов, их экономических возможностей для разработки и осуществления мероприятий по обеспечению экономической устойчивости.

4. Должна ли экономическая стра­тегия развития предприятия включать:

а) исследование условий конкурентных преимуществ, форми­руемых национальными и региональными детерминантами внутри страны и за ее пределами, и определение предпочтительной мис­сии фирмы;

б) исследование рынков потенциальных товаров и услуг, от­вечающих миссии фирмы, и выбор таких стратегических зон хозяйствования, которые способны в длительной перспективе обеспечить внешнюю гибкость фирмы, т. е. возможность пе­реориентации фирмы на функционирование в наиболее благо­приятных зонах с экономической, политической, правовой, со­циально-культурной, научно-технической и экологической точек зрения;

в) формирование товарного ассортимента фирмы, в наиболь­шей степени удовлетворяющего актуальные индивидуальные и об­щественные потребности потенциальных покупателей внутри стра­ны и за ее пределами и обеспечивающего на этой основе си­стематическое получение фирмой экономической прибыли, т. е. прибыли, позволяющей реализовывать программы расширенного воспроизводства;

г) распределение имеющихся в распоряжении фирмы и при­влекаемых ею дополнительных ресурсов между различными на­правлениями деятельности, обеспечивающего максимальную про­дуктивность использования этих ресурсов;

д) взаимодействие с рынками факторов производства, ценных бумаг, валютными рынками, обеспечивающего экономически эф­фективное поддержание стратегического потенциала фирмы на уровне, достаточном для обладания конкурентным преимуществом на всех этапах жизненного цикла;

е) формирования эффективной ценовой политики, обеспечи­вающей в долговременной перспективе устойчивое положение фирмы в традиционных и вновь осваиваемых сегментах рынка;

ж) раннего обнаружения кризисных тенденций как в рамках национальной экономики и ее отраслей, так и внутри фирмы и предотвращения несостоятельности (банкротства) фирмы.

5. Входят ли в состав стратегического управ­ления согласно И. Ансофф следующие виды деятельности:

а) управление на основе экстраполяции (долгосрочное плани­рование), применяющееся в условиях сравнительно невысокой сте­пени нестабильности;

б) управление на основе предвидения изменений (стратегиче­ское планирование, выбор стратегических позиций), применяюще­еся при средних значениях степени нестабильности;

в) управление на основе гибких экспертных решений (ранжи­рование стратегических задач; управление «по слабым сигналам»; управление в условиях стратегических неожиданностей), приме­няющихся для условий существенной нестабильности внешней среды.

6. Включает ли процесс формирования экономической стратегии следующие этапы:

а) определение составляющих страте­гий;

б) определение этапов жизненного цикла создания составляющих стратегии;

в) конкретизацию видов деятельности, кото­рые необходимы для получения составляющих стратегии;

г) уточнение фазы цикла управления процессом формирования и реализации экономической стратегии как совокупности ее состав­ляющих.

7. Включает ли жизненного цикла той или иной составляющей экономической стратегии следующие фазы:

а) мониторинг внешней среды фирмы и выявление возникаю­щих возможностей или угроз для успешного выполнения фирмой своей миссии;

б) определение соответствия стратегических целей фирмы по­тенциальным возможностям или угрозам со стороны внешней среды;

в) мониторинг внутренней среды фирмы и выявление силь­ных и слабых сторон стратегического потенциала фирмы;

г) определение направлений совершенствования элементов стратегического потенциала фирмы для наиболее полного исполь­зования сильных и ликвидации слабых его сторон;

д) разработка вариантов модернизации составляющих эконо­мической стратегии с учетом результатов мониторинга внешней и внутренней среды фирмы;

е) выбор предпочтительного варианта модернизации составля­ющей экономической стратегии;

ж) реализация предпочтительного варианта модернизации со­ставляющей экономической стратегии;

з) анализ фактической эффективности модернизированного варианта составляющей стратегии на основе постоянного монито­ринга внешней и внутренней среды фирмы;

и) принятие решения о необходимости очередной модернизации (пересмотре) параметров составляющей экономической стратегии.

8. Подчиняться ли процесс выбора экономической стратегии следующим основным принципам:

а) экономическая стратегия согласуется с организацией;

б) экономическая стратегия имеет внутреннюю согласованность своих структурных компонентов;

в) экономическая стратегия согласуется с внешней средой.

Ответы:

1: а, б, в; 2: а, б, в; 3: а, б, в, г, д, е, ж; 4: а, б, в, г, д, е, ж; 5: а, б, в; 6: а, б, в; 7: а, б, в, г; 7: а, б, в, г, д, е, ж, и; 8: а, б, в.

Тест 4.1.

1. Являются главными задачами товарной стратегии:

а) увязка перспективных задач (миссии) развития с потенциальными возможностями рынка и ресурсами предприятия, которыми оно может располагать в стратегической перспективе;

б) анализ жизненных циклов товара/услуги;

в) разработка правил формирования товарного ассортимента, обеспечивающих конкурентное преимущество и на этой основе максимизацию экономической прибыли в долговременной перспективе.

2. Входят ли в жизненный цикл продукта следующие фазы:

а) разработка продукта;

б) внедрение продукта;

в) роста продаж продукта на рынке;

г) зрелость – период торможения роста продаж;

д) спад – период падения продаж;

е) исчезновение продукта на рынке.

3. Включает ли сегментация внешней среды выделение СЗХ по следующим параметрам:

а) перспективы роста в данной СЗХ. Они должны выражаться потенциальными темпами роста объемов производства продукции с одновременной увязкой этих темпов с фазами жизненного цикла спроса на продукцию;

б) перспективы рентабельности производства продукции в данной СЗХ, зависящие от возможностей реализации в ней ожида­емой прибыли, а также достижения требуемого уровня издержек производства;

в) ожидаемый уровень нестабильности внешней среды, при ко­торой перспективы роста объема продаж и рентабельности произ­водства теряют определенность и могут изменяться;

г) главные факторы успешной конкуренции в будущем, отража­ющие остроту конкуренции, техническую и экономическую поли­тику конкурентов, возможность достижения требуемого уровня конкурентоспособности продукции и т. п.

4. Включает ли порядок формирования товарного ассортимента следующие этапы:

а) исследование потенциальных рынков услуг ИГиТ, на которое должно ориентироваться предприятие;

б) выбор предпочтительных рынков;

в) формирование товарного ассортимента предприятия;

г) определение потенциальных экономических характеристик услуг, включенных в базовый товарный ассортимент;

д) определение рейтинга услуг, включенных в базовый товарный ассортимент;

е) формирование и отбор предпочтительного варианта товарного ассортимента.

5. Относят ли к потенциальным экономическим характеристикам БТА предприятия следующие:

а) цены на единицу услуг;

в) потенциальные объемы предоставления услуг в натураль­ном и денежном выражении;

г) трудоемкость услуг;

д) требуемая численность работников;

е) затраты на производство (себестоимость) услуг суммар­ные и по элементам (материальные затраты, оплата труда и т. п.);

ж) затраты на маркетинг, обусловленные необходимостью вывода на рынок предоставляемых услуг;

з) капитальные вложения в материально-техническую базу про­изводственной и социальной сфер деятельности, обусловленные освоением новых видов услуг;

и) все виды налогов, предусмотренные законодательством, префе­ренции и целевые санкции, связанные с предоставлением данного вида услуг;

к) прибыль от реализации услуг;

л) прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после упла­ты всех налогов с учетом льгот и санкций;

м) рентабельность каждого вида услуг;

н) рентабельность капитальных вложений, свя­занных с освоением и выводом на рынок новых видов услуг;

о) продолжительность строительства гостиницы и вывода ее услуг на рынок.

6. Можно ли согласно ГОСТ РФ 50645-94относить следующие затраты предприятия ИГиТ на себестоимость:

а) затраты на содержание аппарата управления;

б) затраты на содержание и обслуживание технических средств управления;

в) затраты, связанные с использованием услуг связи;

г) представительские расходы;

д) оплата консультационных и информационных услуг;

е) затраты на командировки;

ж) прочие управленческие расходы.

7. Относятся ли к стратегии дифференцированного ценообразования следующие стратегии:

а) ценовая стратегия скидки на втором рынке;

б) ценовая стратегия периодической скидки;

в) ценовая стратегия «случайной» скидки.

8. Относятся ли к стратегии конкурентного ценообразования следующие стратегии:

а) ценовая стратегия проникновения на рынок;

б) ценовая стратегия по «кривой освоения»;

в) ценовая стратегия сигнализирования;

г) ценовая географическая стратегия.

9. Включает ли стратегия ассортиментного ценообразования (товарная линия) следующие стратегии:

а) ценовая стратегия «набор»;

б) стратегия смешанных наборов;

в) ценовая стратегия «комплект»;

г) ценовая стратегия «выше номинала»;

д) ценовая стратегия «имидж».

Ответы:

1: а, б, в; 2: а, б, в, г, д, е; 3: а, б, в, г, д, е, ж; 4: а, б, в, г, д, е; 5: а, б, в, г, д, е, ж, з, и, к, л, м, н, о; 6: а, б, в, г, д, е, ж; 7: а, б, в; 8: а, б, в, г; 9: а, б, в, г, д.

Тест 4.2.

1. Является ли производственная система эффективной, если:

а) существующий запас ресурсов должен быть распреде­лен между производством товаров таким образом, чтобы ни одно их перераспределение не могло увеличить производство одного то­вара без уменьшения производства другого (других);

б) невоз­можно увеличение производства одного товара без соответствую­щего уменьшения выпуска другого.

2. Определяют ли нижеперечисленные факторы количественный спрос на ресурсы:

а) спрос на ресурсыявляется производным от спроса потреби­телей на продукт фирмы: чем больше спрос на продукт, тем в боль­шем количестве фирма готова потреблять ресурсы, используемые при производстве продукта.

б) спрос на ресурс зависит от технологии и направления тех­нологических изменений;

в) соотношение цен на применяемые ресурсы определяет спрос на эти ресурсы;

г) соотношение цен между взаимозаменяемыми ресурса­ми определяет выбор фирмой определенной технологии;

д) спрос на ресурс тем больше, чем выше предельный доход, который фирма получает при увеличении продаж своей продук­ции.

е) чем больше используется прочих ресурсов, находящихся в производственной взаимосвязи с данным ресурсом, тем больше спрос.

3. Определяют ли нижеперечисленный факторы изменение спроса в зависимости от из­менения цен на требуемые ресурсы:

а) степень, в которой предельный продукт изменяется при изме­нении издержек вследствие увеличения (уменьшения) использования ресурса, зависит от того, как фирма изменяет применение ресурса из-за произошедших изменений в ценах;

б) производный характер спроса на ресурсы непременно делает эластичность спроса на ресурсы зависимой от эластичности спроса на продукцию фирмы;

в) наличие заменителей и условия замены ресурсов один на дру­гой влияют на эластичность спроса на эти ресурсы;

г) эластичность спроса на ресурс в определенной мере зависит от того, какую долю в общих издержках занимают издержки на этот ресурс.

4. Позволят ли нижеприведённые мероприятия снизить затраты:

а) совершенствование планирования потребности и нормирова­ния расхода материальных ресурсов для производственных под­разделений предприятия;

б) минимизация (устранение) потерь от брака (политика «ноль дефектов») в производстве и потерь ресурсов от поставщиков;

в) максимальное сокращение отходов производства и эффектив­ное использование вторичных ресурсов;

г) доставка материальных ресурсов от поставщиков большими партиями с максимальным использованием коэффициента грузо­подъемности транспортных средств и минимальными тарифами;

д) исключение, по возможности, промежуточного складирования материальных ресурсов по доставке их от поставщиков;

е) минимизация уровней запасов ресурсов на всех уровнях склад­ской системы.

5. Включает ли жизненный цикл компании следующие стадии:

а) формирование, становление;

б) интенсивный рост;

г) стабилизацию;

д) спад, кризис;

е) «смерть».

6. Включает ли разработка стратегии мотивации реализацию следующих этапов:

а) определение географических, нормативно-законодательных, политических, трудовых, хозяйственных факторов, влияющих на человеческий капитал и принятие связанных с ними управленческих решений;

б) оценку модели бизнеса;

в) оценку корпоративной среды;

г) исследование основных факторов, влияющих на человеческий капитал;

д) качественную и количественную оценка человеческого капитала;

е) определение приоритетов и слабых звеньев в управлении человеческим капиталом в стратегии мотивации, развития и стимулирования персонала в зависимости от стратегических целей;

ж) разработку плана мероприятий;

з) реализацию мероприятий и мониторинг результатов внедрения мотивационного механизма.

7. Включает ли разработка стратегии финансового оздоровления следующие этапы:

а) анализ положения организации на рынке и ее способности адаптироваться к условиям экономической конъюнктуры;

б) анализ существующей системы ценообразования;

в) анализ финансового состояния предприятия;

г) анализ организационной структуры;

д) анализ кадров;

е) анализ производства;

ж) разработку и реализацию плана финансового оздоровления.

Ответы:

1: а, б, в; 2: а, б, в, г, д, е; 3: а, б, в, г; 4: а, б, в, г, д, е; 5: а, б, в, г, д, е; 6: а, б, в, г, д, е, ж, з; 7: а, б, в, г, д, е, ж.

Тест 5.1.

1. Включают ли «5 сил конкуренции», сформулированные М. Э.Портер следующие:

а) сила переговорной позиции поставщиков;

б) сила переговорной позиции покупателей;

в) угроза со стороны продуктов и услуг - заменителей;

г) угроза входа на рынок новых игроков;

д) центральный фактор - соперничество между существующими конкурентами.

2. Входят ли в состав стратегии конкуренции следующие стратегии:

а) лидерство по издержкам;

б) стратегия дифференциации;

в) стратегия фокусирования.

3. Включает ли формирование конкурентной стратегии следующие этапы разработки стратегии:

а) информация о рынке;

б) разработка производства продукции/услуг;

в) организационные особенности и финансы.

4. Включает ли формирование стратегии повышения качества разработку её следующих составляющих:

а) эффективное управление предприятием на основе маркетинга;

б) создание корпоративной культуры;

в) внедрение стандартов технического качества;

г) внедрение стандартов функционального качества;

д) входной контроль качества на продукцию и услуги поставщиков;

е) выходной контроль качества на производимую продукцию и предоставляемые услуги и их сбыт посредниками.

5. Могут ли следующие мероприятия рассматриваться как инновационная деятельность:

а) приобретение информации о новых товарах/услугах и (или) разрешение на их производство по договору или лицензии;

б) разработка нового товара/услуги;

в) модернизация уже выпускаемого товара;

г) привлечение партнера для совместной разработки нового то­вара.

6. В случае самостоятельной или совместной разработки това­ра-новинки будут ли работы проводиться в следующих направлениях:

а) разработка принципиально нового товара, отличающегося от товаров, продающихся на рынке, своей новизной, защищенной па­тентами;

б) разработка товара с улучшенными показателями качества от­носительно ранее выпускаемого;

в) предложение новых возможностей использования данного то­вара за счет изменения его конструкции или дополнительных при­способлений.

7. Предопределяют ли базовые стратегии работы предприятия на рынке реализацию следующих стратегий:

а) стратегия наступления (атакующая) — стратегия завоева­ния и расширения рыночной доли;

б) стратегия обороны — стратегия удержания существую­щей рыночной доли;

в) стратегия отступления — стратегия сокращения рыночной доли с целью роста прибыли в результате постепенного ухода с рынка или ликвидации данного бизнеса.

8. Стратегия глобализация гостиничного бизнеса проявляется:

а) в стратегии гостиничной цепи;

б) в стратегии гостиничного консорциума;

в) в стратегии глобальных систем резервирования.

Ответы:

1: а, б, в, г, д; 2: а, б, в; 3: а, б, в; 4: а, б, в, г, д, е; 5: а, б, в, г; 6: а, б, в; 7: а, б, в; 8: а, б, в.

Тест 6.1.

1. Заключается ли роль разработки инвестиционной стратегии в:

а) обеспечении механизма реализации долгосрочных общих и инвестиционных целей предстоящего экономического и социального развития предприятия в целом и отдельных его структурных единиц;

б) в возможности реально оценить инвестиционные возможности предприятия, обеспечить максимальное использование его внутреннего инвестиционного потенциала и возможность активного маневрирования инвестиционными ресурсами;

в) в возможности быстрой реализации новых перспективных инвестиционных возможностей, возникающих в процессе динамических изменений факторов внешней инвестиционной среды;

г) в учёте заранее возможных вариаций развития неконтролируемых предприятием факторов внешней инвестиционной среды и позволяет свести к минимуму их негативные последствия для деятельности организации;

д) в отражении сравнительных преимущества предприятия в инвестиционной деятельности в сопоставлении с его конкурентами;

е) в наличие инвестиционной стратегии обеспечивает четкую взаимосвязь стратегического, текущего и оперативного управления инвестиционной деятельностью предприятия;

ж) в обеспечении соответствующей программы организационного поведения в рамках реализации наиболее важных стратегических инвестиционных решений;

з) в системе инвестиционной стратегии формируется значение основных критериальных оценок выбора реальных инвестиционных проектов и финансовых инструментов инвестирования;

и) достижении одной из базисных предпосылок стратегических изменений общей организационной структуры управления и организационной культуры.

  1. Лежат ли в основе разработки инвестиционной стратегии предприятия следующие принципы:

а) принцип инвайронментализма;

б) принцип соответствия;

в) принцип инвестиционной предприимчивости и коммуникабельности;

г) принцип инвестиционной гибкости и альтернативности;

д) инновационный принцип;

е) принцип минимизации инвестиционного риска;

ж) принцип компетентности.

  1. Включает ли процесс разработки инвестиционной стратегии следующие этапы:

а) анализ нынешней общей, функциональной и инвестиционной стратегии предприятия, изучение инвестиционных намерений и ожиданий на соответствие организационной миссии;

б) исследование факторов внешней инвестиционной среды и конъюнктуры инвестиционного рынка;

в) оценку сильных и слабых сторон предприятия, определяющих особенности его инвестиционной деятельности;

г) формирование стратегических целей инвестиционной деятельности предприятия;

д) анализ стратегических альтернатив и выбор стратегических направлений и форм инвестиционной деятельности;

е) определение стратегических направлений формирования инвестиционных ресурсов;

ж) формирование инвестиционной политики по основным аспектам инвестиционной деятельности;

з) разработка системы организационно-экономических мероприятий по обеспечению реализации инвестиционной стратегии;

и) оценка результативности разработанной инвестиционной стратегии.

  1. Является ли обязательным при разработке стратегии экономического роста осуществление следующих подготовительных мероприятий:

а) провести аудит бизнес-процессов, используя методики и инструменты;

б) найти ограничения бизнеса и прибыльности, понять их;

в) выявить «блокирующие факторы» в цепи поставок и спроса, которые ограничивают проход и пропускную способность;

г) определить основные проблемы и найти их решение;

д) создать план внедрения и получить одобрение и поддержку со стороны руководства.

  1. Входят ли в состав стратегии экономического роста четыре основные груп­пы методов, а именно:

а) создание совместного предприятия;

б) метод поглощения предприятий;

в) метод слияния предприятий;

г) метод выкупа предприятия с подзаемом.

  1. Должно ли предприятие ориентирование на создание стоимости обладать

а) стремлением к постоянному самосовершенствованию (т.е. к постоянному
улучшению результатов деятельности);

б) ориентацией и опорой на стоимость;

в) управлением не только сверху вниз, но и снизу вверх;

г) оптимизацией информационных потоков (а не только двустороннего об­
мена информацией) - координацией действий по горизонтали и вертикали;

д) низкими издержками на создание и поддержание системы управления
стоимостью компании.

  1. Включает ли оптимизация бизнес-процессов реализацию следующих этапов:

а) построение карты корпоративных бизнес-процессов, т.е. разделение (декомпозиция) бизнес-процесса на составляющие;

б) построение модели оптимальных бизнес-процессов;

в) реализацию оптимальных бизнес-процессов в виде правил, процедур и зон ответственности сотрудников;

г) перестройка организационной структуры управления предприятием;

д) реинжиниринг корпоративной культуры предприятия.

  1. Позволят ли нижеперечисленные способы увеличить стоимость предприятия:

а) увеличение рентабельности уже инвестированного капитала;

б) осуществление новых инвестиции с более высокой рентабельностью, чем уже инвестированного капитала;

в) увеличение темпов роста, измеряемых как скорость приращения инвести­рованного капитала (но только в том случае, если рентабельность инвестированного капитала превышает средневзвешенные затраты на привлечение капитала);

г) сокращение затрат на привлечение капитала.

  1. Включает ли стратегия максимизации стоимости предприятия реализацию следующих этапов:

а) существенное повышение эффективности управления предприятием путем проведения комплексного бизнес-аудита, реализации плана бизнес-реинжиниринга и бизнес-плана, направленного на максимизацию стоимости предприятия;

б) привлечение кредитов и при необходимости внешних финансо­вых инвестиций. Наличие внутреннего инвестиционного меморан­дума и бизнес-плана улучшают условия процесса привлечения внешнего финансирования;

в) обеспечение существенной максимизации стоимости компании путем макси­мально эффективного использования полученных внешних инвестиций в со­ответствии с бизнес-планом;

г) дальнейшее повышение стоимости компании (а также обеспече­ние выхода для финансового инвестора) путем публичного размещения акций на российском фондовом рынке или на одном из зарубежных фондовых рынков (в последнем случае - путем глобальных депозитарных расписок) и тем самым превращение в олигополиста;

д) в качестве альтернативы продажа компании стратегическому инвестору (российскому или зарубежному) и последующее направление по­лученных денежных средств в наиболее привлекательные рыночные ниши.

Ответы:

1: а, б, в, г, д, е, ж, з, и; 2: а, б, в, г, д, е, ж; 3: а, б, в, г, д, е, ж, з, и; 4: а, б, в, г, д; 5: а, б, в, г; 6: а, б, в, г, д; 7: а, б, в, г, д; 8: а, б, в, г; 9: а, б, в, г, д.

Задача 6.1.

Известны следующие данные о предприятиях А и В.

Показатели Предприятие А Предприятие В
Тек

Наши рекомендации