Потребительское общество как механизм защиты имущественных прав и интересов пайщиков
Развитие рыночных отношений в России привело к пониманию необходимости:
· экономии издержек производства;
· налогового планирования;
· защиты прав производителя.
Мировая практика выработала эффективный механизм хозяйствования - потребительские общества (ПО). Их задача - приумножение и защита состояния каждого члена общества, обеспечение наилучших (с точки зрения налогообложения, декларирования доходов, выбора направлений вложения средств и др.) условий удовлетворения демографически обусловленных потребностей пайщиков ПО, будь они физическими или юридическими лицами. При этом инструментом защиты имущественных прав и интересов членов ПО выступает не договорной механизм, как, например, в профсоюзах (и других общественных организациях), а сам механизм финансово-хозяйственной деятельности - более действенное средство.
Если не вести речь об иждивенцах, то возможности потребителей прежде всего определяются их возможностями как производителей в общественном объединении труда. А основной функцией любой производительной сферы деятельности, определяющей способность ее к выживанию и планомерному развитию, является расширенное воспроизводство самой деятельности. Поэтому важнейшей задачей защиты имущественных прав и интересов выступает задача защиты расширенного воспроизводства, т.е. возможности пополнять основные и оборотные средства за счет полученных доходов.
Определяющее влияние на все сферы деятельности в нашей стране оказывает налоговый режим деятельности. Как известно, налоговая система выполняет две основные функции: фискальную и регулирующую. Не обсуждая здесь, насколько правильно соотношение между этими функциями в существующей сейчас в России налоговой системе, отметим, что для налогоплательщика подчинение регулирующим функциям налоговой системы означает переход на сферы и механизмы хозяйственной деятельности, оптимальные с точки зрения налогового режима. Такая стратегия совпадает и с потребностью в защите налогоплательщиком своих имущественных интересов. Таким образом, оптимизирующие налоговый режим деятельности механизмы хозяйствования, которые предоставляет организационно-правовая база потребительской кооперации, действует в том же направлении, в котором действует и регулирующая функция налоговой системы.
Сохраняющаяся большая роль государственного регулирования в сфере производства в нашей стране оправдывается особенностями переходного периода. Однако в условиях рыночной экономики это ограничивает возможности маневрирования ресурсами с целью поддержания конкурентоспособности производства. Потребительская кооперация дает дополнительные возможности маневрирования, смягчая отрицательные последствия нерыночных мер государственного регулирования.
В последнее время развивающаяся российская законодательная система породила много новых форм предприятий и организаций, обеспечивающих некоторые гарантийные механизмы для имущественных интересов своих участников: от некоммерческих партнерств до народных предприятий. Но система гарантий имущественных интересов пайщиков потребительского общества обладает целым рядом преимуществ по сравнению со всеми другими подобными системами уже потому, что она не привнесена извне в базовые организационно-правовые формы, а присуща потребительским обществам изначально.
Иногда задают вопрос: какие льготы в своей деятельности имеют потребительские общества? На самом деле никаких особых льгот ПО не дано. Нужно только в полном объеме использовать те возможности, которые связаны с особенностями этой организационно-правовой формы в действующей системе законодательных норм, мировой практике и самих принципах хозяйственной деятельности. Это вовсе не означает, что рассматриваемые нами механизмы хозяйствования содержат натяжки по отношению к нормам законов в отличие от традиционных механизмов, использованных, например, в системе Центросоюза. Скорее даже наоборот. Так, например, по типовому уставу ПО, утвержденному Центросоюзом весной 1998 года, уполномоченные от пайщиков кооперативных участков должны избираться сроком на пять лет. В то же время уполномоченные, согласно закону "О потребительской кооперации", действуют на основании доверенности, а срок доверенности, в соответствии с ГК РФ не может превышать трех лет. Здесь нет нарушения законов, но некоторая натяжка имеет место. При этом сфера деятельности ПО Центросоюза ограничена рамками выбранных им самим направлений и стратегии деятельности, и у них не возникает необходимости в полной мере использовать возможности, предоставляемые действующим законодательством .