Потребительское общество как механизм защиты имущественных прав и интересов пайщиков

Развитие рыночных отношений в России привело к пони­манию необходимости:

· экономии издержек производства;

· налогового планирования;

· защиты прав производителя.

Мировая практика выработала эффективный механизм хо­зяйствования - потребительские общества (ПО). Их задача - приумножение и защита состояния каждого члена общества, обеспечение наилучших (с точки зрения налогообложения, декларирования доходов, выбора направлений вложения средств и др.) условий удовлетворения демографически обусловленных потребностей пайщи­ков ПО, будь они физическими или юридическими лицами. При этом инструментом защиты имущественных прав и инте­ресов членов ПО выступает не договорной механизм, как, на­пример, в профсоюзах (и других общественных организациях), а сам механизм финансово-хозяйственной деятельности - более действенное средство.

Если не вести речь об иждивенцах, то возможности потре­бителей прежде всего определяются их возможностями как производителей в общественном объединении труда. А основной функцией любой производитель­ной сферы деятельности, определяющей способность ее к вы­живанию и планомерному развитию, является расширенное воспроизводство самой дея­тельности. Поэтому важнейшей задачей защиты имуществен­ных прав и интересов выступает задача защиты расширенного воспроизводства, т.е. возможности пополнять основные и обо­ротные средства за счет полученных доходов.

Определяющее влияние на все сферы деятельности в на­шей стране оказывает налоговый режим деятельности. Как из­вестно, налоговая система выполняет две основные функции: фискальную и регулирующую. Не обсуждая здесь, насколько правильно соотношение между этими функциями в сущест­вующей сейчас в России налоговой системе, отметим, что для налогоплательщика подчинение регулирующим функциям на­логовой системы означает переход на сферы и механизмы хо­зяйственной деятельности, оптимальные с точки зрения нало­гового режима. Такая стратегия совпадает и с потребностью в защите налогоплательщиком своих имущественных интересов. Таким образом, оптимизирующие налоговый режим деятель­ности механизмы хозяйствования, которые предоставляет ор­ганизационно-правовая база потребительской кооперации, действует в том же направлении, в котором действует и регу­лирующая функция налоговой системы.

Сохраняющаяся большая роль государственного регули­рования в сфере производства в нашей стране оправдывается особенностями переходного периода. Однако в условиях ры­ночной экономики это ограничивает возможности маневриро­вания ресурсами с целью поддержания конкурентоспособности производства. Потребительская кооперация дает дополнитель­ные возможности маневрирования, смягчая отрицательные по­следствия нерыночных мер государственного регулирования.

В последнее время развивающаяся российская законода­тельная система породила много новых форм предприятий и организаций, обеспечивающих некоторые гарантийные меха­низмы для имущественных интересов своих участников: от не­коммерческих партнерств до народных предприятий. Но сис­тема гарантий имущественных интересов пайщиков потреби­тельского общества обладает целым рядом преимуществ по сравнению со всеми другими подобными системами уже пото­му, что она не привнесена извне в базовые организационно-правовые формы, а присуща потребительским обществам из­начально.

Иногда задают вопрос: какие льготы в своей деятельности имеют потребительские общества? На самом деле никаких особых льгот ПО не дано. Нужно только в полном объеме ис­пользовать те возможности, которые связаны с особенностями этой организационно-правовой формы в действующей системе законодательных норм, мировой практике и самих принципах хозяйственной деятельности. Это вовсе не означает, что рас­сматриваемые нами механизмы хозяйствования содержат на­тяжки по отношению к нормам законов в отличие от традици­онных механизмов, использованных, например, в системе Цен­тросоюза. Скорее даже наоборот. Так, например, по типовому уставу ПО, утвержденному Центросоюзом весной 1998 года, уполномоченные от пайщиков кооперативных участков долж­ны избираться сроком на пять лет. В то же время уполномо­ченные, согласно закону "О потребительской кооперации", действуют на основании доверенности, а срок доверенности, в соответствии с ГК РФ не может превышать трех лет. Здесь нет нарушения законов, но некоторая натяжка имеет место. При этом сфера деятельности ПО Центросоюза ограничена рамка­ми выбранных им самим направлений и стратегии деятельно­сти, и у них не возникает необходимости в полной мере ис­пользовать возможности, предоставляемые действующим за­конодательством .

Наши рекомендации