Основы организации и деятельности потребительских обществ
АННОТАЦИЯ
В XX веке произошла смена логики социального поведения[1], увеличилась скорость циркуляции информации в обществе, данное явление получило название «закон времени». Следствием этого закона является необходимость осваивания любой структурой новой информации в темпе жизненных обстоятельств. В случае если структуры не осваивают новую информацию, они погибают, зачастую вместе с участниками.
Новым законом (Закон РФ от 19 июня 1992г. № 3085-1) о потребительской кооперации выделен самостоятельный вид потребительских кооперативов (некоммерческих организаций, на которые не распространяется действие Закона о некоммерческих организациях (ФЗ-№7 от 12 января 1996 года)) - потребительские общества, в число которых не вошли специализированные потребительские кооперативы: сельскохозяйственные, жилищные, гаражные, кредитные и др. Особенностями этих обществ являются широкий спектр видов деятельности и возможность участия в них, наряду с гражданами, юридических лиц. Это дало возможность использовать в нашей стране, то что было ранее и распространенный в развитых странах хозяйственный механизм потребительского общества, объединяющего граждан и субъектов малого и большого бизнеса. В книге на основе практического опыта составителей детально рассматриваются вопросы организации и работы потребительских обществ в современной России, а также даются рекомендации по использованию этой организационно-правовой формы. Анализируются основные правовые и экономические аспекты, отличающие потребительские общества от других подобных организационно-правовых форм потребкоопераций, и возможности использования этих отличий в жизни граждан и хозяйственной деятельности организаций.
В приложениях к книге приведены примеры документов, используемых при организации и деятельности потребительского общества.
Рекомендуется специалистам органов местного самоуправления , руководителям предприятий и организаций, индивидуальным предпринимателям, экономистам, финансистам, а также студентам и преподавателям социальных и экономических специальностей, а так же всем кто берет ответственность за управление в своей семье, стране и мире в целом.
Составители: Дьяченко К.П., Дьяченко В.П.
Общественная инициатива
ВВЕДЕНИЕ
Глубокие экономические перемены в современной России сопровождаются коренной ломкой прежних плановых механизмов хозяйствования, заменой их «рыночными методами»[2]. Страна ищет путь, обеспечивающий реальную экономическую свободу для большинства людей.
При этом как перед гражданами, так и перед предприятиями и организациями (физическими и юридическими лицами), с особой остротой встали проблемы защиты своих имущественных прав и интересов, экономии ресурсов и снижения издержек, противостояния политическим и экономическим катаклизмам.
Экономика[3] не просто ориентируется на удовлетворение запросов конкретных потребителей. Само понятие «потребитель» поднимается с бытового уровня (потребитель розничной сети товаров и услуг) на политэкономический - потребление с целью расширенного воспроизводства собственных ресурсов для созданий условий для реализации обусловленного генетического потенциала.
Сейчас каждый человек является, в определенном смысле, предпринимателем. Потому и формы потребительской кооперации все в большей степени проникают из села в город. Происходит возрождение традиционной формы защиты имущественных прав граждан.
С появлением «рыночного» экономического законодательства возникли и новые виды юридических лиц, обладающие значительно большей правоспособностью, нежели социалистические предприятия и организации. Объем их правоспособности стал более приближенным к правоспособности физических лиц. Это нашло отражение в законодательстве, разрешающем юридических лицам учреждать или вступать пайщиками в потребительские общества.
Восстанавливая целенаправленно[4] разрушенные в переходный период производственно-технологические цепочки, многие хозяйственные структуры для снижения расходов и издержек используют отдельные формы и механизмы, свойственные потребительской кооперации: финансово промышленные группы, некоммерческие партнерства, бартерный обмен, договора о выпуске продукции из давальческого сырья, различные вексельные схемы и взаимозачеты. Однако в таких цепочках остается много зазоров, куда проникают посредники, паразитирующие[5] на хозяйственном обороте.
Существенным недостатком указанных финансово-экономических механизмов является то, что правовой режим имущества, находящегося в их обороте, остается прежним. В то же время, имеется комплексный механизм хозяйствования, автоматически решающей множество проблем благодаря совершенно другому правовому режиму собственности. Потребительское общество можно рассматривать как высшую форму кооперации предприятий и организаций, при которой основной имущественный оборот совершается внутри одного юридического лица. Это системное средство лечения системного заболевания экономики для добронравных управленцев.
Нужно отметить, что в современной России бурно развивается множество традиционных и нетрадиционных форм потребительской кооперации; потребительские кооперативы и общества, кредитные союзы, общества взаимного кредитования и т.п.
Наряду с этим, как показали семинары, проводимые с представителями предприятий и организаций различного профиля и различных организационно-правовых форм, многие финансово-экономические и правовые аспекты использования механизма потребительского общества, как системного средства, разработаны, но используются на практике в узком кругу. В то" же время, модель потребительского общества оказывается весьма полезной в широком масштабе как для решения задач устойчивого управления предприятиями, так и для развития малых форм бизнеса в современных российских условиях, где НИОКР устойчиво прогнозирует бескризисное развитие на благо общества в преемственности поколений.
В условиях, когда для любого производителя (он же и потребитель) главной задачей является самосохранение, форма потребительского общества в наибольшей степени гарантирует право на воспроизводство собственных ресурсов не за дополнительную плату государственным структурам и другим посредникам, а просто по праву существования физического лица или госрегистрации юридического лица.
На первый взгляд, форма потребительского общества имеет ограниченное применение: во - первых, потому, что лежит в основном в сфере чисто вещественного потребления и накопления и мало применима к сфере капитала, а во - вторых, потому, что традиционные формы потребительской кооперации имеют замкнутый характер. Однако, главная функция любой сферы деятельности - воспроизводство - лежит именно в вещественной плоскости. А накопление в денежной форме имеет скорее спекулятивную природу[6]. Авторским коллективом сделана попытка разработать, на имеющейся правовой базе традиционной потребительской кооперации, правовые и финансовые механизмы, позволяющие превратить потребительское общество в более открытую форму хозяйствования.
В настоящей работе изложен в определенной степени новый взгляд на потребительское общество, учитывающий тенденции его различных форм в России и за рубежом и основанный на собственном опыте разработки и внедрения экономико-финансовых механизмов работы потребительских обществ в различных сферах деятельности. Многие положения, представленные во второй главе книги, прошли апробацию через постоянно действующий семинар для руководителей финансово-экономических[7] и юридических служб предприятий и организаций и приняты к практическому использованию в хозяйственной деятельности.
Правовое значение устава ПО
Согласно Гражданскому кодексу РФ и закону о потребительской кооперации, единственным учредительным документом ПО является его Устав, утвержденный на собрании учредителей. В Уставе учредители самостоятельно определяют объем прав, которые они предполагают осуществлять в соответствии с законодательством, равно как и отказаться от пользования теми или иными правами. В нем же устанавливаются возможности осуществления прав тем или иным органом ПО или представителем. Устав и все дальнейшие изменения в нем подлежат госрегистрации. Потребительское общество, его органы и представители обязаны осуществлять свою деятельность строго в соответствии с Уставом. Устав является юридическим основанием всех действий ПО и его органов как во внутренней деятельности, так и в отношениях с третьими лицами.
Согласно закону о потребительской кооперации, "в Уставе потребительского общества должны определяться:
1) наименование потребительского общества;
2) место его нахождения;
3) предмет и цели деятельности потребительского общества;
4) порядок вступления пайщиков в потребительское общество;
5) порядок выхода пайщиков из потребительского общества, в том числе порядок выдачи паевого взноса и кооперативных выплат;
6) условия о размере вступительных и паевых взносов, состав и порядок внесения вступительных и паевых взносов, ответственность за нарушение обязательств по внесению паевых взносов;
7) состав и компетенция органов управления и контроля потребительского общества, порядок принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов;
8) порядок покрытия пайщиками убытков, понесенных потребительским обществом;
9) порядок реорганизации и ликвидации потребительского общества;
10) сведения о его филиалах и представительствах;
11) иные сведения".
Согласно ст. 116 ГК РФ, наименование потребительского общества должно содержать указание на основную цель деятельности и слова "потребительское общество".
1.4.2. Основные понятия и определения
Прежде чем излагать порядок функционирования ПО, приведем определения некоторых понятий, данных в законе о потребкооперации:
"потребительское общество - добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц, созданное, как правило, по территориальному признаку, на основе членства путем объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов;
союз потребительских обществ - добровольное объединение потребительских обществ на основе решений общих собраний потребительских обществ (для координации их деятельности, обеспечения защиты имущественных и иных прав потребительских обществ и их членов, представления их интересов в государственных органах и органах местного самоуправления, а также для оказания правовых, информационных и иных услуг - Прим. авторов);
пайщик - гражданин и (или) юридическое лицо, внесшие вступительный и паевой взносы, принятый в потребительское общество в предусмотренном уставом потребительского общества порядке и являющийся его членом;
кооперативный участок - участок (часть потребительского общества), в котором объединено определенное число пайщиков и который может создаваться, как правило, по территориальному признаку, определяемому уставом потребительского общества;
уполномоченный потребительского общества - пайщик, избранный на собрании пайщиков кооперативного участка и наделенный полномочиями решать вопросы на общем собрании уполномоченных потребительского общества. Он является связующим звеном между потребительским обществом и пайщиками, организует деятельность потребительского общества на кооперативном участке. Норма представительства уполномоченных потребительского общества, а также их права и обязанности определяются уставом потребительского общества;
высший орган потребительского общества - общее собрание потребительского общества, которое проводится в форме общего собрания пайщиков потребительского общества или в форме общего собрания уполномоченных потребительского общества:
представители потребительского общества в союзах потребительских обществ - пайщики, избранные на общем собрании потребительского общества (если иное не предусмотрено уставами потребительских обществ и их союзов) для участия в работе общих собраний представителей потребительских обществ союзов, в которые входит данное потребительское общество;
вступительный взнос - денежная сумма, направленная на покрытие расходов, связанных со вступлением в потребительское общество;
паевой взнос - имущественный взнос пайщика в паевой фонд потребительского общества деньгами, ценными бумагами, земельным участком или земельной долей, другим имуществом либо имущественными или иными правами, имеющими денежную оценку;
паевой фонд - фонд, состоящий из паевых взносов, вносимых пайщиками при создании потребительского общества или вступлении в него и являющихся одним из источников формирования имущества потребительского общества;
резервный фонд - фонд, который предназначен для покрытия убытков от чрезвычайных обстоятельств и порядок формирования и использования которого определяется уставом потребительского общества или союза;
неделимый фонд - часть имущества потребительского общества или союза, которая не подлежит распределению между пайщиками и порядок формирования и использования которой определяется уставом потребительского общества или союза;
участие в хозяйственной деятельности потребительского общества приобретение товаров в потребительском обществе, пользование услугами потребительского общества, поставки сельскохозяйственных продукции и сырья потребительскому обществу и (или) иное участие в хозяйственных операциях в качестве потребителя или поставщика;
кооперативные выплаты - часть доходов потребительского общества, распределяемая между пайщиками пропорционально их участию в хозяйственной деятельности потребительского общества или их паевым взносам, если иное не предусмотрено уставом потребительского общества."
В. Имущество союза.
Собственником имущества союза является данный союз как юридическое лицо.
В собственности союза находится имущество, образованное за счет взносов членов союза, доходов, получаемых от предпринимательской деятельности союза и созданных им организаций, а также иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. Союз может формировать следующие фонды:
• неделимый;
• развития потребительской кооперации;
• резервный;
• иные фонды в соответствии с уставом союза.
Для реализации своих уставных целей союз может иметь и создавать хозяйственные общества, медицинские, образовательные и иные учреждения, филиалы и представительства, а также может быть участником хозяйственных обществ, кооперативов и вкладчиком в товариществах на вере и осуществлять свои права в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Имущество за учреждениями, созданными союзом, закрепляется на праве оперативного управления.
Е. Совет и Правление союза.
Совет союза является органом управления союза и подотчетен общему собранию представителей потребительских обществ союза. Совет осуществляет полномочия, определенные настоящим Законом и уставом союза, за исключением полномочий, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания представителей потребительских обществ союза.
К исключительной компетенции совета союза потребительских обществ относятся:
1) осуществление представительства потребительских обществ союза;
2) подготовка и проведение общих собраний представителей потребительских обществ союза;
3) определение полномочий правления союза потребительских обществ и осуществление контроля за его деятельностью;
4) назначение и увольнение заместителей председателя совета союза, председателя правления и членов правления союза;
5) утверждение бюджета и фондов союза.
Вопросы, относящиеся к исключительной компетенции совета, не могут быть переданы им на решение правления союза.
Заседания совета союза проводятся с периодичностью, предусмотренной уставом союза, но не реже одного раза в полугодие. Совет союза полномочен решать вопросы, если на заседании совета союза присутствует не менее 50 процентов его членов, в том числе председатель совета союза или его заместитель.
Председатель и члены совета союза избираются сроком на пять лет. Председатель Совета союза без доверенности действует от имени союза, в том числе представляет его интересы и издает распоряжения, обязательные для исполнения всеми работниками союза.
Председатель и члены совета союза могут быть освобождены от исполнения обязанностей (полномочий) в любое время по решению общего собрания представителей потребительских обществ союза. Досрочно избранный председатель или член совета союза избирается на срок полномочий предыдущего председателя или члена совета союза.
Уставом союза определяются порядок принятия советом союза, председателем совета союза и его заместителями решений и порядок их оформления, а также вопросы, решения по которым председатель совета союза и его заместители вправе принимать единолично.
Председатель совета союза, его заместители и другие члены совета несут ответственность за принятые ими решения в соответствии с уставом союза и законодательством Российской Федерации.
Совет союза для осуществления текущей деятельности союза вправе избрать из своего состава президиум совета союза. Президиум совета союза ответствен перед советом союза, действует на основании утверждаемого советом союза положения о президиуме совета союза.
Члены совета не должны быть членами правления или членами ревизионной комиссии союза.
Порядок назначения и работы Правления союза аналогичен порядку, изложенному выше для Правления ПО.
Общие положения о бухгалтерском учете в ПО
Законом о потребительской кооперации предусмотрены общие положения о порядке ведения бухгалтерского учета и финансовой отчетности потребительских обществ.
Общество осуществляет в установленном порядке оперативный и бухгалтерский учет результатов работы, ведет статистическую отчетность по нормам, действующим в РФ.
Ответственность за состояние учета, своевременное представление бухгалтерской и иной отчетности возлагается на органы управления Общества.
Общество и его должностные лица несут установленную законом ответственность за достоверность содержащихся в годовом отчете и балансе сведений.
Годовой отчет о финансовой деятельности потребительского общества подлежит проверке ревизионной комиссией потребительского общества. Заключение ревизионной комиссии рассматривается на общем собрании потребительского общества.
1.5.2. Рекомендуемый рабочий план счетов ПО и бухгалтерские проводки.
На основании Положений о бухгалтерском учете и отчетности в РФ и других нормативных актов, а также опыта работы потребительских обществ и использования финансовых механизмов деятельности ПО, излагаемых в последующих разделах, рекомендуется применять следующий примерный план счетов бухгалтерского учета и бухгалтерские проводки по этим счетам:
ПЛАН СЧЕТОВ
Денежные средства:
50 касса
51 расчетный счет
75 расчеты с пайщиками по внесению/возврату паевых взносов
75-1 задолженность пайщиков по внесению взносов в паевой фонд
75-2 начисление доходов участникам от предпринимательской деятельности ПО
80 паевой фонд (складочный капитал)
Расчеты с пайщиками (дебиторами и кредиторами):
76-1 по личным сбережениям, внесенным пайщиками
76-2 по начислению процентов по личным сбережениям пайщиков; аналитический учет ведется по каждому пайщику
58-3 расчеты по выданным займам
91-1 внесение процентов за пользование займами
76-3 другие расчеты
Финансовые вложения из средств ПО
58-1 паи и акции в организациях, создаваемых ПО
58-2 облигации (государственные ценные бумаги)
58-3 займы, предоставленные
Запасы, затраты, расчеты, собственные средства:
01 основные средства
04 нематериальные активы
10 материалы
20 основное производство
20-1 некоммерческая деятельность (можно учитывать фонды, расходуемые на некоммерческую уставную деятельность)
26 общехозяйственные расходы
63 резервы по сомнительным долгам
67 расчеты по внебюджетным платежам
68 расчеты с бюджетом
63 расчеты по социальному страхованию и обеспечению
70 заработная плата
71 расчеты с подотчетными лицами
83 добавочный капитал
83 -1 резервный фонд
84-1 нераспределенная прибыль (убыток) отчетного года
84-2 нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) прошлых лет
84-3 фонд развития потребительской кооперации
84-4 фонды накопления, формируемые из прибыли
84-5 фонд потребления, формируемый из прибыли
86 целевые поступления
86-1 вступительные взносы
86-2 административно-хозяйственный фонд
86-3 фонд взаимного обеспечения
86-4 фонд развития территорий
90 продажи
91 доходы и расходы
96-2 резерв по сомнительным долгам 98-1 безвозмездное получение имущества
Забалансовые счета:
002 товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение
003 материалы, принятые в переработку
005 оборудование принятое для монтажа
007 списание в убыток задолженности неплатежеспособных дебиторов
008 обеспечение обязательств и платежей полученные
009 обеспечение обязательств и платежей выданные.
БУХГАЛТЕРСКИЕ ПРОВОДКИ
Операция | дебит | кредит |
1. Прием вступительных взносов | 50,51 | |
2. Прием паевых взносов | ||
50,51 | 75-1 | |
3. Прием личных сбережений | 50,51 | 76-1 |
4. Выдача займов | 58-3 | 50,51 |
• выдача займа под залог открывается забалансовый счет 008 на сумму залога; | 58-3 | 50,51 |
5. Погашение займа | 50,51 | 58-3 |
• невозврат займа, обеспеченного залогом одновременно залог списывается со счета 008 | 58-3 | |
• реализация залога | 50,51 | |
• внесение процентов по займам | 91-1 | |
6. Начисление процентов пайщикам (аналитический учет ведется по каждому пайщику) | 76-4 | 76-2 |
7. Выплата доходов от предпринимательской деятельности, процентов, возврат паевых взносов: | ||
1) выплата доходов от предпринимательства | 75-2 | |
2) уменьшение паевого фонда (на основании решения Совета о возврате паевых взносов) | 75-1 | |
3) возврат паевого взноса | 75-1 | |
4) выплата процентов | 76-2 | |
5) подоходный налог | 75-2 | |
6) возврат личных сбережений и начисленных процентов по депозитам | 76-1 | |
8. Оказание материальной помощи | ||
1) подоходный налог | ||
9. Размещение личных денежных средств пайщиков по договору с банком в пользу третьих лиц | ||
10. Получение процентов по депозиту личных средств пайщиков | 76-2 | |
11. Размещение временно свободных средств ПО | 58-2,2 | |
12. Получение процентов по депозиту временно свободных средств ПО | ||
13. Прием, начислении взносов на содержание ПО: | ||
1) лично пайщиком через кассу | ||
2) списание с лицевых счетов пайщиков | 76-1 | |
3) с доходов, причитающихся пайщикам | 75-2 | |
(на суммы подоходного налога) | 75-2 | |
14. Формирование затрат на содержание ПО: | 20,26 | 70,69,76 и т.д |
15. Задолженность по средствам целевого финансирования | ||
16. Фактическое получение целевых средств | ||
17. Производственные расходы по содержанию ПО | 76,70,69 | |
18. Списаны средства целевого финансирования на содержание ПО | 20,26 | |
19. Формирование целевых фондов из паевого фонда | 20-1 | |
20-1 | ||
или | ||
20. Увеличение паевого фонда за счет добавочного капитала | ||
21. Покрытие убытков из добавочного капитала | ||
22. Покрытие убытков за счет резервного капитала | 83-1 | |
23. Покрытие убытков за счет целевых взносов пайщиков | ||
24. Использование возникшей прибыли от предпринимательской деятельности отражается на счете 91: | ||
1) начисление налога на прибыль, другие обязательные платежи | 91-1 | |
2) отчисления в резервный и другие фонды | 91-2 | |
91-2 | ||
25. В декабре заключительными оборотами списывается сумма фонда развития потребительской кооперации за год в добавочный капитал | 84-3 |
По всем остальным операциям бухгалтерский учет ведется согласно плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Общие положения
Законом о потребительской кооперации предусмотрены общие положения о порядке ведения и хранения документов потребительского общества.
Порядок ведения документов (оформления приема и списка пайщиков, приема паевых взносов, ведения протоколов общих собраний потребительского общества и протоколов заседаний совета и решений правления потребительского общества и других) должен быть в Уставе ПО.
Потребительское общество обязано хранить по месту нахождения совета потребительского общества следующие документы:
1) решение о создании потребительского общества;
2) свидетельство о его государственной регистрации;
3) устав потребительского общества, изменения и дополнения, внесенные в него;
4) документы, подтверждающие права потребительского общества на имущество, находящееся на его балансе;
5) положение о филиале или представительстве потребительского общества;
6) документы бухгалтерского учета и финансовой отчетности;
7) протоколы Общих Собраний потребительского общества;
8) протоколы заседаний Совета и решений Правления потребительского общества;
9) протоколы заседаний ревизионной комиссии потребительского общества;
10) заключения аудиторской организации и ревизионной комиссии потребительского общества;
11) иные документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
В числе иных документов можно выделить:
· документы, регулирующие отношения с пайщиками, в т.ч. имущественные;
· документы по внутренним операциям потребительского общества;
· документы, связанные с предпринимательской деятельностью ПО.
Отдельно нужно отметить, что документооборот ПО состоит из общих «внешних» бухгалтерии и законодательства, обязательных для всех юридических лиц, и собственных внутренних бухгалтерии и законодательства, которые относятся к обороту собственного имущества ПО. Последние узакониваются решениями органов управления ПО и не подлежат проверке и критике другими органами в том числе государственными.
Образцы основных документов приведены в Приложениях.
Реорганизация предприятия
Реорганизация предприятия путем дробления крупного предприятия на малые возможна двумя способами (рис.5). При первом способе в организуемое потребительское общество физические лица - работники и акционеры предприятия вносят его акции в качестве паевых взносов. Система малых, предприятий системы потребкооперации образуется на базе арендованных у крупного предприятия основных средств. При втором способе крупное предприятие вносит в качестве паевого взноса основные средства, вступая как юридическое лицо также в члены ПО. Малые предприятия при этом заняты выполнением заказов крупного предприятия. В обоих случаях крупное предприятие сохраняется как юридическое лицо и в любой момент может взять часть или все основные средства в -I свое пользование (при втором варианте - по договору о передаче во временное безвозмездное пользование). Гибкость этой схеме придается простотой изменения паевого фонда и состава участников ПО по действующему законодательству.
Рис.5. Варианты дробления крупного предприятия на малые.
При реализации данной схемы вновь образуемые малые предприятия пользуются предусмотренными для них законодательством льготами по отдельным видам налогов, бухгалтерскому и налоговому учету. При этом дополнительно возникает более выгодный режим налогообложения, связанный с принадлежностью к системе потребкооперации. Этот способ дробления позволяет сохранить необходимые горизонтальные связи между вновь образуемыми малыми предприятиями и не разрушить технологическую цепь производства, что является явным преимуществом по сравнению с другими способами дробления.
Самостоятельное участие граждан в предпринимательской деятельности
Вступая в потребительское общество и внося в него в качестве паевого взноса определенное имущество, гражданин имеет преимущественное право на трудоустройство в этом обществе. При этом он может вести предпринимательскую деятельность от имени ПО и распоряжаться по доверенности ПО частью его имущества. Таким образом, ПО может передать в управление пайщика внесенное им имущество для ведения им предпринимательской деятельности от имени ПО без оформления его как индивидуального предпринимателя. Это намного упрощает процедуру участия граждан в открытом финансово-экономическом обороте и дает возможность каждому гражданину попробовать себя в качестве предпринимателя при минимальных организационных издержках как при открытии, так и при закрытии своего бизнеса. В этом смысле потребительское общество является школой предпринимательства для граждан.
Участвуя в потребительском обществе, гражданин становится на путь самосохранения и самообеспечения. Потребительская кооперация подразумевает и меньший спрос с государства со стороны граждан. А в этом государство проявляет в настоящее время большую заинтересованность.
На наш взгляд, представляет большой интерес и впервые выдвинутое нами предложение об объединении в ПО "челноков", торгующих на розничных рынках, вместе с самими рынками как юридическими лицами и торговыми домами. При этом достигается и дополнительный эффект в виде консолидации средств "челноков" с возможностью размещения целевых заказов на предприятиях пищевой и легкой промышленности. Для последних это тоже может послужить значительной поддержкой в их работе.
Кроме того, «челноки» при этом могут получить целый ряд гарантий защиты, выступая, во-первых, как наемные работники (одновременно распоряжающиеся своей долей денежных средств и товаров по доверенности ПО), во-вторых, имея свою организацию – потребительское общество – своеобразный «профсоюз», защищающий от произвола государственных чиновников и криминального мира.
V этап.
Вариант А
В данном варианте потребительское общество создает коммерческие организации необходимые для реализации проекта, которые, при необходимости, выпускают ценные бумаги, котируют и оборачивают их на свободном рынке России, а после успешной работы и на зарубежных рынках.
Вариант Б
В данном варианте потребительское общество самостоятельно ведет коммерческую и некоммерческую деятельность для реализации проекта. При этом общество может принимать в виде паевого взноса ценные бумаги, материальные и нематериальные активы собственника и инициатора проекта, а в дальнейшем перераспределять их между пайщиками.
VI этап.
Вариант А.
В данном варианте предусматривается получение инвестором дивидендов и прочих доходов по вкладу от акций, долей в уставном капитале в созданных потребительским обществом коммерческих предприятиях.
Вариант Б.
В данном варианте вкладчик получает все доходы и прочие блага как пайщик потребительского общества.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ УЧАСТНИКИ:
1) Правообладатели (собственники) на материальные и нематериальные активы.
2) Телевидение, радио, пресса и другие средства массовой информации для реализации рекламной функции и функции публичного раскрытия информации.
3) Попечительский (Наблюдательный совет), состоящий из авторитетных и публичных людей.
4) Уполномоченные банки.
5) Страховые компании.
6) Группы технических, экономических, социальных и юридических экспертов.
7) Представители государственных и общественных организаций.
8) Инвесторы: физические и юридические лица.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выше нами перечислены далеко не все возможности, которые предоставляет организационно-правовая форма потребительского общества для повышения эффективности хозяйственной деятельности юридических лиц и повышения благосостояния граждан. Кроме того, в ходе практической реализации приведенных рекомендаций возникают новые программы, основанные на правовой базе ПО. За потребительской кооперацией в нашей стране безусловно большое будущее. Однако в заключение хотелось бы предостеречь читателя от излишней эйфории по поводу легкости использования возможностей ПО. Для их использования необходимо иметь хорошо проработанную систему документации, которую могут создать только специалисты. Некомпетентные попытки самостоятельно внедрить описанные выше рекомендации могут привести к дискредитации этих идей, поскольку практическое их использование имеет множество нюансов, которые невозможно было изложить в рамках настоящей книги. В каждом конкретном случае внедрения этих рекомендаций приходится решать творческую задачу, требующую индивидуального подхода к той или иной производственной ситуации.
ПРИЛОЖЕНИЯ
П.1. Перечень нормативных документов по потребительской кооперации
1. Гражданский кодекс РФ: статьи 48,50,116,410,413,414.
2. Закон РФ от 19 июня 1992г. № 3085-1: «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации».
3. Налоговый кодекс РФ: главы 21, 23, 24, 25.
4. Постановление правительства РФ от 24.01.94г. № 24: "Вопросы потребительской кооперации Российской Федерации";
5. " Положение о фонде развития потребительской кооперации РФ".
6. Письмо Минфина РФ от 8.02.95г. № ПО и ГНС РФ от 8.02.95г. № НП-6-01/61 (в настоящее в<