Построение имитационной модели деятельности отдела программных разработок
Сегодня все большую популярность набирает эффективный стремительно развивающийся метод прогнозирования – имитационное моделирование. Оно используется повсеместно и помогает в решении важных теоретических и практических задач.
Прежде чем совершать какие-либо манипуляции с реальным объектом, необходимо удостовериться, что эти манипуляции пойдут на пользу и никак не навредят текущему состоянию объекта. Поэтому еще давно люди начали использовать модели, отражающие свойства реального объекта, в качестве его аналога.
Имитационное моделирование представляет собой мощный инструмент поддержки принятия решений и предсказывания изменения состояния и поведения объекта в будущем [1].
Модель и объект находятся в отношении подобия, т. е. модель должна быть подобна моделируемому объекту. Подобие модели и объекта называют изоморфизмом и выделяют следующие виды подобия [2]:
- подобное масштабирование, когда делают точную уменьшенную в разы копию исследуемого объекта;
- косвенное подобие, когда строят математическую аналогию;
- условное подобие, когда схематично описывают исследуемый объект.
На рисунке 1 представлены виды подобия и примеры моделей.
Рис. 1 Виды подобия моделей
В процессе моделирования исследуют объект, выявляют существенные для моделирования свойства и отражают их в модели. Существенными в данном случае считают свойства, которые определяют проблемную ситуацию.
Всякая построенная модель перед внедрением результатов моделирования проходит процесс валидации, т. е. проверяется на достоверность.
Определяющим критерием в проверке является мнение руководителя о том, отражает ли модель цели моделирования.
Модель признается адекватной целям моделирования, если удовлетворяет следующим условиям:
1. модель не противоречит самой себе;
2. модель подчиняется законам математической логики;
3. в модели отражены все выделенные существенные параметры системы;
4. в модели нет несущественных параметров;
5. все параметры модели ограничены.
При построении модели все чаще стали использовать процессный подход, при котором рассматривают деятельность предприятия как набор процессов, и выделяют управляющие, основные и обеспечивающие процессы на предприятии.
Основные процессы направлены на получение прибыли. В результате преобразования входных потоков на выходе основной деятельности получается конечный товар или услуга, поставляемые потребителю. Жизнеспособность основных процессов поддерживают обеспечивающие процессы. К таким бизнес-процессам обычно относят процессы технического, финансового обеспечения, процесс обеспечения кадрами. Отдельными бизнес-процессами и деятельностью всей системы в целом руководят процессы управления. К ним относят процессы стратегического, оперативного и текущего планирования, формирования и осуществления управленческих воздействий [3].
В моделировании бизнес-процессов процессный подход выражается во взаимосвязи выделенных логических блоков процесса и рассматривании их совместного функционирования, так, как будто все блоки представляют собой единое целое.
Если брать во внимание предприятия, то при моделировании бизнес-процессов сначала строят модель деятельности предприятия «как-есть» (AS-IS). Эта модель призвана дать четкое понимание проблем предприятия, выявить неэффективное функционирование процессов предприятия.
На основе модели AS-IS впоследствии строится модель «как должно быть» (TO-BE). Эта модель строится с учетом недостатков, выявленных в модели «как есть». В модели TO-BE эти недостатки устраняются.
Чтобы спрогнозировать количественные оценки деятельности предприятия после внедрения в работу модели бизнес-процессов TO-BE часто применяют имитационное моделирование.
Имитационное моделирование особенно незаменимо, когда по результатам внедрения модели необходимо сопроводить отчет анимационной презентацией.
Спроектированная модель деятельности предприятия TO-BE представляет собой функциональную модель, адекватную поведению и структуре реального объекта.
При имитационном моделировании создают имитационную модель, которая полностью реализует построенные процессы модели TO-BE. Также, задают в имитационной модели параметры – количественные показатели, которые необходимо посчитать. Далее над построенной моделью проводят эксперименты.
Например, для отдела по работе с клиентами консалтинговой фирмы была построена модель деятельности TO-BE (рис. 2).
Рис. 2 Модель TO-BE отдела по работе с клиентами
Во время проведения экспериментов вычисляют значения параметров. В приведенном примере важен один параметр – время обработки заявки, т. к. модель была построена с целью уменьшения времени обработки заявки. После проведенных экспериментов делают выводы об эффективности построенного процесса.
Таким образом, имитационное моделирование дает возможность спрогнозировать результаты внедрения новой модели процессов TO-BE посредством проведения экспериментов, в ходе которых вычисляются параметры системы.
[1] Докинз Р. Эгоистичный ген. – М.: АСТ, 2013. – 512 с.
[2] Куприяшкин, А.Г. Основы моделирования систем: учебное пособие. – Норильск: НИИ, 2015. – 135 с.
[3] Ткаченко А.Л. Гегечкори Е.Т. Проблемы моделирования бизнес-процессов на современных предприятиях // Ученые Омска – региону. – 2010. – С. 290-293.