Субъекты коммерческой деятельности
Понятие, сущность, признаки и свойства риска
Так сложилось, что даже в обычной жизни человек не способен предсказать и спланировать результат своих действий. Даже когда кажется, что мы учли все факторы, которые могли бы повлиять на окончательный итог принятого нами решения, все равно есть силы, неподвластные нашему влиянию. Например, собираясь провести время на пляже, мы смотрим на небо, градусник, оцениваем погоду, слушаем прогноз погоды, но природные и климатические условия таковы, что они способны резко изменить свое направление и уже на пляже мы можем столкнуться с резкой переменой погоды, дождем и ветром. Так и в условиях современной рыночной экономики невозможно совершенно точно запрограммировать прибыль от произведенных финансовых операций и предпринимательской деятельности в целом. Обычно планированием доходов и расходов занимается финансовая или маркетинговая служба на предприятиях. В основном это высококвалифицированные люди, которые работают в данном направлении не один год. Но даже им не удается в точности распланировать деятельность предприятия или организации.
Необходимо учитывать множество факторов, имеющих возможность повлиять на конечный результат такой деятельности. Именно их принято считать факторами риска. Любая деятельность, в том числе и предпринимательская, по закону считается рисковой и не может быть точно рассчитана на 100%. На любом этапе осуществления какой-либо деятельности человек стоит перед выбором дальнейших действий или хотя бы выбором направления дальнейшей деятельности. Можно было бы положиться на свою интуицию или на простое везение, но это чаще всего имеет место в условиях быта, а не в финансовых операциях. В последних риск слишком велик, так как чаще всего имеют место большие финансовые вложения. Естественно, что участники предпринимательской деятельности настроены на получение положительных результатов от своих вложений.
Выгоды как результат успешной коммерческой деятельности. Критерии оценки выгоды
Введение
Оптовая торговля оказывает услуги производителям товаров и розничной торговле. В результате её деятельности товар приближается к потребителю, но ещё не попадает в сферу личного потребления.
Важнейшая задача оптовой торговли - планомерно регулировать товарное предложение в соответствии со спросом. Объективная возможность успешно решить эту задачу обусловлена промежуточным положением оптовой торговли: в ней концентрируется значительная часть товарных ресурсов, что позволяет не ограничиваться операциями пассивного характера, а активно влиять на сферу производства, розничную торговлю и через неё - на сферу потребления.
Актуальность темы контрольной работы заключается в том, что оптовая торговля как никакое другое звено, связанное с реализацией товаров, способна активно регулировать региональные и отраслевые рынки за счёт накопления и перемещения товаров. Это направление работы и должно занять определяющее место во всей её деятельности. Оптовые предприятия призваны совершенствовать звенность товародвижения, развивать централизованную поставку и кольцевой завоз товаров. В настоящее время наряду с положительным в деятельности оптовых предприятий имеются существенные недостатки. Нередко не соблюдаются сроки поставки товаров, нарушаются договорные обязательства по объёму, ассортименту и качеству поставляемых товаров.
От работы оптовой торговли во многом зависит эффективность функционирования всего народнохозяйственного комплекса, сбалансированность внутреннего рынка, удовлетворение растущих потребностей людей. В новых условиях хозяйствования сфера оптовой торговли будет значительно расширена. Усиление роли товарно-денежных отношений связано не только с развитием оптовой торговли предметами потребления, но и с переходов к оптовой торговле средствами производства. Эти две формы становятся важнейшими каналами планомерного движения материально-технических и товарных ресурсов.
Система сбыта товаров - ключевое звено маркетинга и своего рода финишный комплекс во всей деятельности фирмы по созданию, производству и доведению товара до потребителя. Собственно, именно здесь потребитель либо признаёт, либо не признаёт все усилия фирмы полезными и нужными для себя и, соответственно, покупает или не покупает ее продукцию и услуги.
Целью данной работы является изучение тематики «Оптовая торговля», рассмотреть её формы и задачи и дать оценку значимости оптовой торговли в системе сбыта товаров.
Для достижения данной сформулированной цели в работе следует изучить следующие задачи:
1. Дать общее определение оптовой торговли;
2. Рассмотреть формы и задачи оптовой торговли;
Изучить прямую и косвенную реализацию в оптовой торговле
Оптовая торговля
I . По выполняемым функциям
1. Универсальные посредники — это оптовики-купцы или оптовые торговцы, или оптовые предприятия или дистрибьюторы. Они осуществляют весь комплекс организационно-коммерческой деятельности. Покупают товары за свой счет. Осуществляют транспортировку товаров и хранение. Преобразуют промышленный ассортимент товаров в торговый. Кредитуют потребителей и авансируют поставщиков. Занимаются рекламой и консультативно-информационным обслуживанием. Они действуют как самостоятельные хозяйствующие субъекты, осуществляющие полный цикл закупочно-сбытовых операций с переходом права собственности на товар.
2. Дистрибьюторы — фирмы, осуществляющие сбыт на основе оптовых закупок у крупных промышленных фирм производителей готовой продукции. Они оказывают также маркетинговые и посреднические услуги. Это относительно крупные фирмы, располагающие собственными складами и устанавливающие длительные контрактные отношения с промышленниками.
3. Специализированные посредники концентрируют свою деятельность на отдельных функциях:
■ информационные посредники;
■ информационно-контактные посредники;
■ поисковые посредники;
■ поверенные посредники.
4. Информационные посредники (чистые), брокеры, не имеют в своем распоряжении товары, выполняют условия реализации, продиктованные производителем.
Брокеры специализируются на узком ассортименте товаров.
Брокерская фирма — предприятие, оказывающее посреднические услуги государственным и коммерческим структурам, совместным предприятиям, российским и зарубежным гражданам в приобретении, продаже и обмене товаров.
Брокер — физическое лицо — торговый посредник при заключении сделок между покупателями и продавцами на товарной бирже. Действует по поручению и за счет клиентов, получая от них вознаграждение. Брокеры занимаются поиском заинтересованных продавцов и покупателей, сводят их, но не участвуют в сделке ни своим именем, ни своим капиталом. Основная функция брокера — свести покупателя с продавцом и помочь им договориться. Брокер не держит товарных запасов, не участвует в финансировании, ограничен в принятии на себя риска.
Брокеры обладают информацией о конъюнктуре рынка, возможностях закупки и сбыта. Они поддерживают высокую норму прибыли в своей деятельности.
5. Информационно-торговые посредники содействуют установлению хозяйственных связей между поставщиками и потребителями.
Так, комиссионеры подыскивают партнеров и подписывают контракты от своего имени, но исполняют их за счет продавца или покупателя.
6. Поисковые посредники -— это агенты промышленных фирм, которые занимаются поиском потенциальных покупателей товаров в определенных регионах. Их часто называют торговыми агентами. Это фирма или лица, которые действуют на основе договоров поручения или простого посредничества. Они призваны содействовать заключению договоров поставки от имени производителя.
7. Поверенные посредники — это фирма или лица, действующие на основе договора-поручения. Продавцы или покупатели привлекают посредников к совершению сделок от имени и за счет доверителя. Оговаривается круг полномочий поверенного в части коммерческих сделок. Производитель должен возмещать все расходы поверенных и выплачивать вознаграждение.
Субъекты коммерческой деятельности
Субъекты коммерческой деятельности подразделяются на две группы: предприятия и организации, занятые предпринимательской деятельностью, и покупатели. Предприятие является основным звеном экономики, хозяйствующей структурной, субъектом коммерческой деятельности.
Предпринимательской деятельностью в Российской Федерации могут заниматься граждане (физические лица), а также предприятия (юридические лица). Статус предпринимателя приобретается после государственной регистрации юридического или физического лица. Без регистрации предпринимательская деятельность осуществляться не может. Права, обязанности, ответственность и гарантии предпринимателей регламентируются национальным законодательством. Законами Российской Федерации гарантируются:
* право заниматься предпринимательской деятельностью, создавать предприятия, приобретать необходимое для их деятельности имущество; равное право доступа всех субъектов на рынок, к материальным, трудовым, информационным и природным ресурсам;
равные условия деятельности предприятий независимо от вида собственности и организационно-правовых форм;
защита имущества предприятий от незаконного изъятия;
* свободный выбор сферы предпринимательства в установленных пределах;
* недопущение недобросовестной конкуренции предпринимателей и монопольного положения на рынке отдельных товаропроизводителей.
Предпринимательская деятельность может осуществляться с образованием или без образования юридического лица. Предпринимательская деятельность без образования юридического лица осуществляется гражданином -- индивидуальным предпринимателем, прошедшим государственную регистрацию.
Юридическое лицо -- организация (объединение граждан), которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать или осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и отвечать в суде.
5.3. Роль малого бизнеса в торговле
Мировой опыт подтверждает: малый бизнес — важный элемент рыночной экономики, без которого не может гармонично развиваться государство. Он во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта, формируя его 40-50 процентов. Но дело не только в количественных показателях — этот сектор по своей сути является имманентным элементом рыночной инфраструктуры.
Высокий уровень развития малого предпринимательства выступает необходимым слагаемым современной модели рыночно - конкурентного хозяйства. Если прежняя экономическая система в России делала отчетливый акцент на развитие крупных и даже гигантских предприятий, то в настоящее время преодоление чрезмерной концентрации производства и капитала, разукрупнение структуры экономики выступает одной из важнейших составляющих процесса приватизации, всей экономической реформы в целом.
Опыт мирового развития показывает, что в условиях экономического кризиса политика, ориентированная на оказание помощи и содействие развитию малого предпринимательства, дает ощутимые результаты в достижении сбалансированного экономического роста.
Малое предпринимательство – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями, критериях (показателях), концентрирующих сущность этого понятия.
Малый бизнес - это имманентный элемент системы экономических отношений индустриальной экономики рыночного типа, обеспечивающий ее инновационную активность и поддержание конкурентной среды. Малое предпринимательство создает естественную социальную опору общественному устройству, организованному на началах рынка, а также формирует новый социальный слой предпринимателей. Оно во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта, формируя 40-50% ВНП. [8]
Существуют количественные и качественные показатели, по которым предприятия относят именно к малым формам бизнеса.
В настоящее время в экономической статистике нашей страны размерность предприятий принято определять тремя основными количественными признаками: численностью производственного персонала, объемом валовой продукции и величиной основных производственных фондов.
Согласно Закону РФ № 88-ФЗ от 14 июня 1995 г. "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", установлено, что предельный уровень численности персонала и отраслям составляет:
— в оптовой торговле — 50 человек;
— в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30 человек.[1]
Этот показатель определяется в соответствии с Инструкцией по статистике численности и заработной платы рабочих и служащих на предприятиях и в учреждениях и организациях № 17-10-0370 от 17.09.87, утвержденной Госкомстатом СССР по согласованию с Госкомтрудом, Госкомпланом, Госбанком и ВЦСПС с учетом последних изменений и дополнений, а также деклараций о доходах и расходах.
Принятые решения, определяющие конкретные границы малых предприятий, адекватны реальной экономической ситуации в нашей стране.
Согласно Закону "О государственной поддержке малого предприни-мательства в Российской Федерации", под субъектами малого предпри-нимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов, то есть чисто финансовый показатель — ограничение численности — дополняется ограничением в отношении вида собственности предприятия (качественной характеристики).
Экономические реформы в России привели к серьезным изменениям в структуре экономики Дальнего Востока и Хабаровского края, в частности, и вызвали к жизни многочисленные хозяйствующие субъекты с небольшим числом работа-ющих и малыми объемами продукции и услуг. Это послужило основой для формирования сферы малого предпринимательства.
Динамика малого предпринимательства за последние годы показывает, что этот сектор переходит от стартового этапа к этапу развития, когда основное значение приобретают эффективность и устойчивость малых предприятий, построение при их участии новых хозяйственных связей, активизация их производственной и инновационной деятельности, осуществление прогрессивных структурных сдвигов.
В результате действия антимонопольного законодательства (см. Закон №948 -1 от 22.03.91 г «О конкуренции и ограничении монопольной деятельности на товарных рынках»., и Закон №5340 -1 от 07.07.93 г. «О торгово - промышленных палатах в Российской Федерации») происходит расширение масштабов малого предпринимательства. Сфера малого бизнеса оказывает все большее воздействие на развитие российской экономики, процессы ее стабилизации. Исключительно важна ее социальная роль. При возрастающей напряженности на рынке труда эта сфера располагает большими возможностями для создания новых рабочих мест. Именно здесь формируется тот средний класс, который становится важнейшим условием укрепления социальной стабильности в России.
В настоящее время малые предприятия достаточно устойчиво обеспечивают население дальневосточного региона товарами повседневного спроса. Их приближенность к местам компактного проживания населения позволяет чутко реагировать на спрос. В их продукции широко представлены кондитерские изделия, напитки, одежда, хозяйственные товары, парфюмерия и галантерея. Негативным моментом в их работе является в некоторых случаях низкое качество продаваемых товаров и услуг, несоблюдение правил торговли.
Согласно статистическим данным на начало 2000 года в целом по России насчитывалось около 900 тысяч малых предприятий, на которых работало 8,5 млн. человек (примерно 12% от занятого населения). Эти предприятия произвели примерно 10% ВНП и на них приходилось 20% полученной прибыли. 46,8% субъектов малого предпринимательства функционировало в сфере торговли.
Наиболее развит малый бизнес в региональном аспекте в Центральном экономическом районе — 32%, с центром в Москве — 21,1% от общего числа малых предприятий. Наименее развит малый бизнес в отдаленных регионах страны, в частности на Дальнем Востоке.
По состоянию на 1 января 2000 года в Дальневосточном регионе было зарегистрировано более 56 тыс. малых предприятий среднесписочной численностью свыше 500 тыс. [4]
Как это видно из диаграммы, приведенной ниже (рис.3.1), наиболее развито малое предпринимательство в Приморском и Хабаровском краях, которое занимает 70 % в общей совокупности малых предприятий, расположенных в Дальневосточном регионе.
В соответствии со сложившейся в данном экономическом районе отраслевой структурой большая часть малых предприятий приходится на сферу торговли и общественного питания - 51%, строительство и промышленность 17 и 15% общего количества малых предприятий.
В то же время жестко привязать предприятия малого бизнеса к определенной сфере деятельности достаточно трудно, поскольку многие из них не специализированы и в ходе функционирования расширяют спектр секторов.
экономики, в которых работают. При этом отраслевая принадлежность зачастую определяется управленческими решениями руководства предприятия и зависит от целей и задач дальнейшего развития.
6.Глава 1. Понятие и порядок формирования рисков в сфере торговли