Тест 1. «Предприятие в российской экономической системе»
1. Чем характеризуется торгово-технологическая структура внутренней среды предприятия?
а) общностью назначения реализуемых товаров и методов их продажи, единством операций технологического процесса и обслуживания, однородностью размещения и функциональной взаимозависимостью торговых, складских, производственных и вспомогательных площадей и операций;
б) хозяйственной обособленностью предприятия, наделением его юридическими правами и ответственностью за свою деятельность, единой системой учета и отчетности, однотипной методикой анализа и планирования торговой деятельности;
в) общностью материальных ресурсов, а также использованием однотипных помещений и однородного торгово-технологического оборудования.
2. Что включает в себя внутренняя среда организации?
а) основные фонды, трудовые ресурсы, оборотные фонды, информацию;
б) покупателей, поставщиков, партнеров, конкурентов, органы управления;
в) экономику, политику, право, природу, демографию.
3. Какова главная цель предприятия?
а) получение максимальной прибыли и высокой рентабельности;
б) обеспечение потребителей продукцией предприятия;
в) создание рабочих мест для населения.
4. Какие факторы внешней среды оказывают прямое воздействие на фирму?
а) покупатели, поставщики, партнеры, конкуренты, органы управления;
б) экономика, политика, право, природа, демография;
в) основные фонды, трудовые ресурсы, оборотные фонды, информация.
5. Как называются объединения нескольких граждан и (или) юридических лиц, созданных согласно законодательству Российской Федерации для самостоятельной хозяйственной деятельности, в рамках которой каждый несет ответственность по обязательствам общества в пределах своего пая-вклада, отраженного в совокупной номинальной стоимости принадлежащих ему акций?
а) акционерные общества открытого типа;
б) общества с ограниченной ответственностью;
в) холдинговые компании.
6. Что такое ресторан?
а) это предприятие общественного питания с широким ассортиментом блюд сложного приготовления, включая заказные и фирменные, винно-водочные, табачные и кондитерские изделия, с повышенным уровнем обслуживания в сочетании с организацией отдыха;
б) это предприятие общественного питания с барной стойкой, реализующее смешанные, крепкие алкогольные, слабоалкогольные и безалкогольные напитки, закуски, десерты, мучные кондитерские и булочные изделия, покупные товары;
в) это общедоступное или обслуживающее определенный контингент потребителей предприятие, производящее и реализующее блюда в соответствии с разнообразным по дням недели меню.
7. Как называется торговля, выполняемая путем почтового отправления?
а) торговля по заказам;
б) развозная торговля;
в) разносная торговля.
8. Какой инструмент экономического управления фирмы используется для повышения эффективности работы и снижения рисков?
а) планирование;
б) внутрифирменный хозрасчет;
в) контроль.
9. Как определить торговую надбавку для торгового предприятия?
а) как разницу между продажной и покупной стоимостями товаров;
б) как разницу между покупной стоимостью товаров и прибылью торгового предприятия;
в) как сумму покупной стоимости товаров и прибыли торгового предприятия.
10. В чем заключается сущность коммерческого расчета?
а) каждый субъект торговли, соизмеряя в денежной форме затраты и результаты своей деятельности, обеспечивает за счет собственных доходов возмещение издержек обращения и получение прибыли;
б) каждый субъект торговли обеспечивает за счет собственных расходов возмещение постоянных издержек обращения и получение прибыли;
в) торговое предприятие на каждый данный момент времени может произвести необходимые платежи.
Тема 2. «Планирование как основа экономики предприятий»
1. Какие существуют наиболее известные и распространенные методы прогнозирования?
а) экспертные оценки, экстраполяция и моделирование, деловые игры;
б) цепные подстановки, индексный метод, абсолютные разницы, относительные разницы, интегральный способ, пропорциональное деление;
в) сравнение относительных и средних величин, метод группировки, графический метод.
2. В чем заключается основная функция прогнозирования?
а) в обосновании возможного состояния хозяйственного субъекта в будущем или определении альтернативных путей и сроков достижения поставленных целей;
б) в экономическом обосновании планов и контроле за их исполнением;
в) в обосновании и определении основных направлений, пропорций развития предприятия.
3. Какой фактор ограничивает широкое применение форм планирования?
а) высокая степень неопределенности рынка, связанная с непредсказуемостью политических, социальных и экономических изменений, что снижает масштабы и сужает горизонты планирования, затрудняет составление перспективных планов
б) увеличение размеров торговых фирм и усложнение форм их деятельности
в) новый стиль руководства персоналом, который предоставляет работнику большую свободу действий и широкие творческие возможности
4. Что такое планирование?
а) это способ достижения стратегических и тактических целей предприятия на основе сбалансированности и последовательности выполнения всех хозяйственных операций;
б) это система количественных и качественных предплановых изысканий, направленных на выяснение возможного состояния и результатов деятельности предприятия в будущем;
в) это система приемов и методов изучения хозяйственно-финансовой деятельности торговых хозяйствующих субъектов.
5. Какие методы планирования применяют для решения задач, в которых требуется составить на различных уровнях управления конкретный план производства, схемы перевозок и товароснабжения, балансы, а затем собрать и обработать оптимальный вариант плана?
а) экономико-математические методы;
б) программно-целевые методы;
в) методы оптимизации решений.
6. В чем заключается сущность балансового метода планирования?
а) он представляет собой способ взаимоувязки и координации процессов воспроизводства на разных уровнях управления экономикой;
б) он состоит в том, что при расчете определенных показателей плана используют различные нормативы;
в) он состоит в увязке целей плана социально-экономического развития с комплексом экономических и организационно-технических мероприятий и необходимыми финансовыми, трудовыми и материальными ресурсами, обеспечивающими их достижение.
7. Какие важнейшие принципы планирования применяются в экономике?
а) системность, целенаправленность, оптимальность, эффективность, научность, приоритетность, сбалансированность, занятость, директивность, самостоятельность;
б) сбалансированность, принцип технико-экономических расчетов, программно-целевой принцип, принцип оптимизации решений, экономико-математические принципы;
в) принципы координации, интеграции, специализации, концентрации.
8. В чем заключается главная цель предпринимательского плана?
а) в получении прибыли;
б) в росте престижа предприятия;
в) в преодолении дефицита товаров и услуг.
9. Какова цель стратегического планирования?
а) поддержание необходимого уровня конкурентоспособности предприятия;
б) обеспечение равномерного и комплексного выполнения программы предприятия, ритмичной закупки и ускоренной продажи товаров;
в) распределение детализированных планов реализации продукции по подразделениям торгового предприятия.
10. В чем заключается сущность оперативного планирования?
а) в выборе средств решения конкретных задач, определенных руководством торгового предприятия и являющихся для него обычными;
б) в обосновании задач и средств, необходимых для достижения заранее установленных или традиционных целей;
в) в выборе и обосновании средств, задач и целей для достижения заданных или традиционных для предприятия идеалов.