Экономические аспекты методов и функций менеджмента
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ
ФГБОУ ВО НОВОСИБИРСКИЙ ГАУ
ФАКУЛЬТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОГО, МУНИЦИПАЛЬНОГО И ЭКОНОМИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ
ОЛИМПИАДА - 2017
«ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
(модератор: КК НИРС кафедры ГМиЭУ)
Студент(ка) ______________________________________
Группа ______________ , дата проведения __ .11.2017 г.
Новосибирск 2017
1. КОНОМИЧЕСКАЯ СПЕЦИФИКА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Ц…………. Процесс целеполагания Дерево целей, решений SMART, ХОЗРАСЧЁТ1 |
П…………… Систематизация информации Разновидности прогнозов Конкурентный анализ SWOT АНАЛИЗ среды |
П………… Формы организации планирования Инструменты планирования Бизнес – планирование Рентабельность Ценообразование |
ОСНОВНЫЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ НАВЫКИ и ЭАУД |
О……….. Алгоритм осуществления организации Договорные отношения Рабочее время |
К……….. Коммуникация Совещания Переговоры |
П…….. у………….. р……. Алгоритм принятия решений Структурированный способ Цикл Деминга (PCDA) |
Д…………. Стратегия делегирования Правила делегирования |
Л……… Самоуправление В индивидуальной работе с подчинёнными, В командно-групповом подтексте |
М……… Основные направления мотивации |
К…….. Мониторинг Оценка Принципы контроля |
Рис. 1. Структурно-логическая схема экономической специфики управленческой деятельности
1Хозрасчётная среда: упорядочение пространства и среды, программы и планы, администрирование, устав, положение, регламенты, инструкции, сертификаты, патенты, договоры, контракты, коллективный договор, деньги, учёт, трудовой баланс, калькуляция, расходы, санкции.
ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА
М………… о…………… |
К……….. |
К…….. |
У…. и с….. |
М……… |
Рис. 2. Экономические аспекты основных методов и функций менеджмента
3. Экономический механизм управления организацией |
- методы, используемые федеральными и региональными органами управления (налоговая система, кредитно-финансовый механизм страны и в регионах) |
- методы, используемые организацией (экономические нормативы функционирования фирмы, система материального поощрения работников, система ответственности за качество и эффективность работы, участие в прибылях и капитале) |
Технико-экономический анализ – это……………… |
Технико-экономическое обоснование – это………… |
Внутрифирменное планирование-это… |
Хозрасчёт – это………. |
Стимулирование – это……. |
Ценообразование – это……………… |
Финансирование-это……. |
Кредитование – это………………. Инвестирование – это………………….. |
Рис. 3. Экономический механизм управления организацией
Матрица SWOT-анализа
Возможности 1.Выгодные условия предоставления компьютерной и автомобильной техники в кредит 2.Выход на новые сегменты рынка транспортных сервисных услуг 3.Снижение цен на рынке недвижимости 4.Адекватная политика государства по преодолению последствий финансового кризиса | Угрозы 1.Возможное появление новых конкурентов 2.Неблагоприятные последствия мирового финансового кризиса 3.Ухудшения рыночных позиций из-за недобросовестной конкуренции | |
Сильные стороны 1.Профессиональное освоение новых технологий и предоставление конкурентоспособных услуг 2.Кредит даётся для физических и юридических лиц (ограничение 30 000 рублей) 3.Благоприятный микроклимат в коллективе 4. Хорошо налаженная рекламная работа | ПОЛЕ «С И В» | ПОЛЕ «С И У» |
Слабые стороны 1.Недостаточная материальная база 2.Малое помещение для офиса 3.Неналажены отношения по сбыту продукции | ПОЛЕ «С Л В» | ПОЛЕ «С Л У» |
Бизнес-ситуация
На предприятии выделены шесть стратегических хозяйственных зон, экономические характеристики которых представлены в таблице 1.
Проанализировав ситуацию, требуется сделать выбор перспективных СХЗ и дать практические рекомендации руководству предприятия.
Таблица 1. Экономическая характеристика СХЗ
Показатели | СХЗ | |||||
Темпы роста рынка, % Относительная доля на рынке Объем реализации, тыс. у.е. Покрытие затрат, тыс. у.е. Прибыль, тыс. у.е. | 0,2 | 1,8 | 3,0 | 2.2 | 0,7 |
Порядок решения.
Для выбора стратегии необходимо построить матрицу БКГ и оценить позиции рассматриваемых СХЗ. Оценка СХЗ проводится в следующих координатах:
-темпы роста рынка; - относительная доля рынка; -объём реализации.
В качестве границ между высокими и низкими показателями избирают средние темпы роста рынка в отрасли в процентах и равенство абсолютных долей рынка предприятия и сильнейшего конкурента. В матрице БКГ объемы реализации по каждой СХЗ показывают в виде кругов (рис. 6) соизмеримой величины, а покрытие затрат – сегментами в этих кругах,
Обоснование выбора перспективных СХЗ осуществляется на основе анализа матрицы БКГ. Стратегические рекомендации предприятию по отдельным СХЗ могут включать:
- -изменение объемов реализации (цены или количества);
- -снижение уровня постоянных затрат;
- -снижение уровня переменных затрат и т.п.
Решение задачи.
1. Рассчитаем долю покрытия затрат, т.е. отношение расходов на покрытие затрат предприятия на данный вид бизнеса к объему его реализации (таблица 2).
Таблица 2
Показатель | СХЗ | |||||
Доля покрытия затрат |
2. Построим матрицу БКГ (рис.6), отражая на ней объемы реализации для каждой СХЗ пропорциональной величины кругом, а сектором круга – покрытие затрат в данной СХЗ.
3. Анализ показывает, что наиболее перспективными СХЗ являются № ___________.
4. Один из вариантов рекомендаций имеет следующий вид:
- увеличить объем реализации продукции 1-й и 4-й СХЗ;
-снизить уровень переменных затрат продукции 5-й и 4-й СХЗ;
-поддержать объем реализации продукции 3-й СХЗ.
Задание:Используя бизнес стратегию, определите по матрице БКГ (рис.1) номера СХЗ и отразите их объемы реализации для каждой, а также отработайте соответствующие рекомендации менеджменту фирмы по укреплению позиций на рынке (табл.3).
Темпы роста
Отн. доля рынка
Рис.6. Квантифицированная матрица БКГ
Таблица 3. Варианты продуктовой стратегии
Сегмент | № продукции | Стратегия |
«Дикие кошки» | ||
«Звезды» | ||
«Дойные коровы» | ||
«Собаки» |
Графическое определение ТБУ (А)
Условно – постоянные затраты – это амортизационные отчисления, управленческие и ремонтные расходы, арендная плата, проценты за кредит; налоги, относимые на себестоимость и т.д., которые не зависят от роста производительности.
Порог рентабельности – это такая выручка от реализации, при которой предприятие уже не имеет убытков, но еще не получает прибыли.
Запас финансовой прочности – это сумма, на которую предприятие может себе позволить снизить выручку, не выходя из зоны прибылей.
В рыночной экономике определению величины выручки от реализации, при которой предприятие в состоянии покрыть свои расходы без получения прибыли придают большое значение так же, как и определению «запасу прочности». Он должен быть 20-50% от величины точки безубыточности и определяется как разность между текущими продажами и точкой безубыточности.
Средние переменные затраты на единицу продукции – это отношение переменных затрат к объему реализации = 251 млн.руб. : 1000 шт. = 251 тыс. руб./шт.
Таблица 1. Исходные данные для расчета ТБУ
Выручка от реализации | 386 млн.руб. |
Переменные затраты | 251 млн.руб. |
Постоянные затраты | 100 млн.руб. |
Прибыль | 35 млн.руб. |
Цена, тыс.руб./шт. | 386 тыс.руб |
Объем реализации | 1000 шт. |
Средние переменные затраты, тыс.руб./шт. | 251 тыс.руб |
Задание. На предложенной схеме графика безубыточности деятельности предприятия (рис.1.) необходимо определить параметрические элементы (затраты, прибыль, объем продукции, расчетную точку безубыточности, зону прибыльности, зону убыточности, общие издержки, маржинальный доход и др.), а также их числовые значения.
Точка безубыточности характеризуется следующими показателями:
1.Критический (пороговый) объем реализации, шт. = постоянные расходы на объем реализации : Цена – Средние переменные затраты на единицу продукции
Кор = ………………………………………………………………………………..
2. Порог рентабельности, руб. = Критический объем реализации, шт. * цена
Пр = ………………………………………………………………………………….
3. Запас финансовой прочности, руб. = Выручка от реализации, руб. – Порог рентабельности, руб.
Зфп = …………………………………………………………………………………….
4. Маржа безопасности = Объем реализации, шт. – Критический объем реализации, шт.
Мб = ……………………………………………………………
5. Цена (товара, услуги) = Выручка от реализации : на объем реализации
Цп = ……………………………………………………………….
Последние два показателя оценивают, как далеко предприятие находится от ТБУ, т.е. запас прочности (25 - 50%) от А. Это оказывает влияние на приоритет управленческих решений: если предприятие приближается к ТБУ (приложение1), то возрастает проблема управления постоянными затратами, т.к. их доля в стоимости возрастает.
Задание: Проверьте правильность построения графика и выводов, изложенных ниже, при необходимости, поправьте график и предложите новые подходы к системе управления фирмой и ведению хозяйственной деятельности.
1. Таким образом, при объеме реализации (продаж) _____ шт. и выручке от реализации ________ млн.руб. предприятие возмещает все затраты и расходы полученными доходами, при этом прибыль предприятия равна нулю.
2. Запас финансовой прочности при этом составляет ________ млн.руб.
3. Чем больше разность между фактическим объемом производства и критическим, тем выше «финансовая прочность» фирмы, а, следовательно, и его финансовая устойчивость.
4. На величину критического объема (_____) реализации и порога рентабельности (_____) оказывает влияние изменения суммы постоянных расходов (_______), величина средних переменных затрат (___) и уровень цены (____).
Так, предприятие с малой долей постоянных расходов может производить относительно меньше продукции, чем предприятия с большей долей постоянных расходов, чтобы обеспечить безубыточность своего производства. Запас финансовой прочности у такого предприятия выше, чем у предприятия с большей долей постоянных расходов.
Рис.1.График точки безубыточности по исходным данным таблицы
5. Финансовые результаты фирмы с низким уровнем постоянных расходов в меньшей степени зависят от изменений физического объема производства.
6. Предприятие с высокой долей постоянных расходов должно в значительно большей мере опасаться снижения объема производства.
7.В целях устойчивого развития необходимо осуществить следующие изменения в системе управления и хозяйствования ________________________________________________
___________________________________ _________________________________________
Решение
1. Обозначим количество производимого картофеля и угля до образования СНПГ в Великопруссии как K и Y, а в Малопруссии — как k и y.
k= 50 - —у. 75 |
K = 200 - —Y; |
Таким образом,увеличение добычи угля на 1 тыс. т сокращает в Великопруссии производство картофеля на 4 тыс. т, а в Малопруссии — на 2/3 тыс. т.
Поэтому на добыче угля следует специализироваться Малопруссии, тогда малопруссцы будут закупать картофель у великопруссцев, а Великопруссии — на производстве картофеля, закупая уголь у союзной Малопруссии.
До образования СНПГ Великопруссия производила 30 тыс. т угля и, как следует из формулы кривой производственных возможностей, 200 - (200 : 50) ∙ 30 = 80 тыс. т картофеля, Малопруссия, соответственно — 40 тыс. т угля и 50 - (2/3) ∙ 40 = 23 тыс. т картофеля.
Согласно условию после образования СНПГ потребление угля стало
(30 + 5) + (40 + 5) = 80 тыс. т,
а потребление картофеля (80 + 5) + (23 + 5) = 113 тыс. т.
Если обозначить количество производимого картофеля и угля после образования СНПГ в Великопруссии как KI и УI , а в Малопруссии — как ki и yi то:
KI = 200 - —YI; |
ki = 50 - — уi. 75 |
Поскольку суммарное производство в СНПГ должно быть равно суммарному его потреблению, то можно составить следующую систему уравнений:
200 50 KI +ki = 200 -( — )YI + 50 -(— )уi= 113; 50 75 |
YI + уi = 80.
Решение этой системы уравнений дает результат: YI = _____; уi = ______.
Сравнивая эти данные о масштабах производства с ранее полученными данными о масштабах потребления (соответственно 35 и 45), получаем ответ на вопрос 1:
Великопруссия импортирует _____ тыс. т угля,
а Малопруссия экспортирует _____ тыс. т угля.
ki =50- — = ____. 75уi |
KI =200 - — = ____; 50YI |
Сравнивая эти данные о масштабах производства с ранее полученными данными о масштабах потребления (соответственно 85 и 28), получаем ответ на вопрос 2:
Задание: тщательно проанализируйте ситуацию на рынке и дайте рекомендации по экспорту и импорту каждому субъекту ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ
ФГБОУ ВО НОВОСИБИРСКИЙ ГАУ
ФАКУЛЬТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОГО, МУНИЦИПАЛЬНОГО И ЭКОНОМИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ
ОЛИМПИАДА - 2017
«ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
(модератор: КК НИРС кафедры ГМиЭУ)
Студент(ка) ______________________________________
Группа ______________ , дата проведения __ .11.2017 г.
Новосибирск 2017
1. КОНОМИЧЕСКАЯ СПЕЦИФИКА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Ц…………. Процесс целеполагания Дерево целей, решений SMART, ХОЗРАСЧЁТ1 |
П…………… Систематизация информации Разновидности прогнозов Конкурентный анализ SWOT АНАЛИЗ среды |
П………… Формы организации планирования Инструменты планирования Бизнес – планирование Рентабельность Ценообразование |
ОСНОВНЫЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ НАВЫКИ и ЭАУД |
О……….. Алгоритм осуществления организации Договорные отношения Рабочее время |
К……….. Коммуникация Совещания Переговоры |
П…….. у………….. р……. Алгоритм принятия решений Структурированный способ Цикл Деминга (PCDA) |
Д…………. Стратегия делегирования Правила делегирования |
Л……… Самоуправление В индивидуальной работе с подчинёнными, В командно-групповом подтексте |
М……… Основные направления мотивации |
К…….. Мониторинг Оценка Принципы контроля |
Рис. 1. Структурно-логическая схема экономической специфики управленческой деятельности
1Хозрасчётная среда: упорядочение пространства и среды, программы и планы, администрирование, устав, положение, регламенты, инструкции, сертификаты, патенты, договоры, контракты, коллективный договор, деньги, учёт, трудовой баланс, калькуляция, расходы, санкции.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕТОДОВ И ФУНКЦИЙ МЕНЕДЖМЕНТА
M eJFwO+g4ilJtsWf50OFITx3Vn8fZGqj6+ITfh/Ilstt9El6X8mN+ezbm9mZ5fAAVaAl/ZvjFF3Qo hKlyMzdeDQbiZLMWqwiJTDGk6b10qWTZpqCLXP9vUPwAAAD//wMAUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhALaD OJL+AAAA4QEAABMAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAFtDb250ZW50X1R5cGVzXS54bWxQSwECLQAUAAYA CAAAACEAOP0h/9YAAACUAQAACwAAAAAAAAAAAAAAAAAvAQAAX3JlbHMvLnJlbHNQSwECLQAUAAYA CAAAACEA3Du3zlQCAABkBAAADgAAAAAAAAAAAAAAAAAuAgAAZHJzL2Uyb0RvYy54bWxQSwECLQAU AAYACAAAACEAuEhef90AAAAJAQAADwAAAAAAAAAAAAAAAACuBAAAZHJzL2Rvd25yZXYueG1sUEsF BgAAAAAEAAQA8wAAALgFAAAAAA== ">
МЕТОДЫ МЕНЕДЖМЕНТА |
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ |
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ |
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ |
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ |
i KZSbXsZR9CgNdhwWWhzopaX6ez8ZBVUXH/B3V75FZr299+9z+TV9vCp1ezM/P4HwNPsLDGf9oA5F cKrsxNqJXsEieUgCGoI0BXEGklUMolKQxmuQRS7/f1D8AQAA//8DAFBLAQItABQABgAIAAAAIQC2 gziS/gAAAOEBAAATAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAABbQ29udGVudF9UeXBlc10ueG1sUEsBAi0AFAAG AAgAAAAhADj9If/WAAAAlAEAAAsAAAAAAAAAAAAAAAAALwEAAF9yZWxzLy5yZWxzUEsBAi0AFAAG AAgAAAAhAMpgJltUAgAAZAQAAA4AAAAAAAAAAAAAAAAALgIAAGRycy9lMm9Eb2MueG1sUEsBAi0A FAAGAAgAAAAhACHVaqfeAAAACQEAAA8AAAAAAAAAAAAAAAAArgQAAGRycy9kb3ducmV2LnhtbFBL BQYAAAAABAAEAPMAAAC5BQAAAAA= ">
Ф………….. |
Н……………………….. |
Инструктирование |
РаспорядительствоАдминистрирование |
Регламентирование |
Н……………. |
П……………. |
Л……………….. Л………… п….….. |
Д………. |
М…………. |
Моральная мотивация т................ деятельности |
Социальное развитие п…………………. организации |
Формирование благоприятного п……………………….. к…………….. в коллективе работников |
Участие в у………….. |
С………………………… |
П………………………. и планирование |
О……………………….. |
М…………………… и с……………………. |
К………………………….. и регулирование |
Учёт, анализ и к………………… |
1 j9dQblo5j6JYGmw4LNTY0UtN5ddxMAqKZn7Cn0P+FpnNfuHfx/xz+HhV6vFhfN6C8DT6Pxhu+kEd suBU2IG1E62CyWq5CGgI4hjEDVitlyAKBU+zDcgslf8/yH4BAAD//wMAUEsBAi0AFAAGAAgAAAAh ALaDOJL+AAAA4QEAABMAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAFtDb250ZW50X1R5cGVzXS54bWxQSwECLQAU AAYACAAAACEAOP0h/9YAAACUAQAACwAAAAAAAAAAAAAAAAAvAQAAX3JlbHMvLnJlbHNQSwECLQAU AAYACAAAACEAbc62ZVUCAABkBAAADgAAAAAAAAAAAAAAAAAuAgAAZHJzL2Uyb0RvYy54bWxQSwEC LQAUAAYACAAAACEA6pfqXd8AAAAJAQAADwAAAAAAAAAAAAAAAACvBAAAZHJzL2Rvd25yZXYueG1s UEsFBgAAAAAEAAQA8wAAALsFAAAAAA== ">
Ц…………… |
s ZD3SyZerXoZBEEtFnfYLLQ381nL1u58UQtmFBzrvio9Arbcr9zkXP9PXO+Ljw/z6AsLx7G4wXPW9 OuTeqTSTrq3oERbRc+RRhHAVg7gCURKCKBHWSQwyz+T/D/ILAAAA//8DAFBLAQItABQABgAIAAAA IQC2gziS/gAAAOEBAAATAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAABbQ29udGVudF9UeXBlc10ueG1sUEsBAi0A FAAGAAgAAAAhADj9If/WAAAAlAEAAAsAAAAAAAAAAAAAAAAALwEAAF9yZWxzLy5yZWxzUEsBAi0A FAAGAAgAAAAhABLCpl9WAgAAZAQAAA4AAAAAAAAAAAAAAAAALgIAAGRycy9lMm9Eb2MueG1sUEsB Ai0AFAAGAAgAAAAhACxt5NbfAAAACQEAAA8AAAAAAAAAAAAAAAAAsAQAAGRycy9kb3ducmV2Lnht bFBLBQYAAAAABAAEAPMAAAC8BQAAAAA= ">
Э…………. с………….. |
К……….. |
R z6Hc9HKt1IM02HFYaHGgl5aq78NkNJTd+oi/++JNmcdd5N/n4mv6eNX6/m5+fgLhafb/MFz0gzrk wam0E9dO9BoW8SYOaAhUBOICxMkGRKkhiVYg80xef5D/AQAA//8DAFBLAQItABQABgAIAAAAIQC2 gziS/gAAAOEBAAATAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAABbQ29udGVudF9UeXBlc10ueG1sUEsBAi0AFAAG AAgAAAAhADj9If/WAAAAlAEAAAsAAAAAAAAAAAAAAAAALwEAAF9yZWxzLy5yZWxzUEsBAi0AFAAG AAgAAAAhABq7oDRUAgAAZAQAAA4AAAAAAAAAAAAAAAAALgIAAGRycy9lMm9Eb2MueG1sUEsBAi0A FAAGAAgAAAAhAEMQgjfeAAAACQEAAA8AAAAAAAAAAAAAAAAArgQAAGRycy9kb3ducmV2LnhtbFBL BQYAAAAABAAEAPMAAAC5BQAAAAA= ">
В………. Х……… |
Х…………. д………… |
М………… з……………… |
ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА
М………… о…………… |
К……….. |
К…….. |
У…. и с….. |
М……… |
Рис. 2. Экономические аспекты основных методов и функций менеджмента
3. Экономический механизм управления организацией |
- методы, используемые федеральными и региональными органами управления (налоговая система, кредитно-финансовый механизм страны и в регионах) |
- методы, используемые организацией (экономические нормативы функционирования фирмы, система материального поощрения работников, система ответственности за качество и эффективность работы, участие в прибылях и капитале) |
Технико-экономический анализ – это……………… |
Технико-экономическое обоснование – это………… |
Внутрифирменное планирование-это… |
Хозрасчёт – это………. |
Стимулирование – это……. |
Ценообразование – это……………… |
Финансирование-это……. |
Кредитование – это………………. Инвестирование – это………………….. |
Рис. 3. Экономический механизм управления организацией
Матрица SWOT-анализа
Возможности 1.Выгодные условия предоставления компьютерной и автомобильной техники в кредит 2.Выход на новые сегменты рынка транспортных сервисных услуг 3.Снижение цен на рынке недвижимости 4.Адекватная политика государства по преодолению последствий финансового кризиса | Угрозы 1.Возможное появление новых конкурентов 2.Неблагоприятные последствия мирового финансового кризиса 3.Ухудшения рыночных позиций из-за недобросовестной конкуренции | |
Сильные стороны 1.Профессиональное освоение новых технологий и предоставление конкурентоспособных услуг 2.Кредит даётся для физических и юридических лиц (ограничение 30 000 рублей) 3.Благоприятный микроклимат в коллективе 4. Хорошо налаженная рекламная работа | ПОЛЕ «С И В» | ПОЛЕ «С И У» |
Слабые стороны 1.Недостаточная материальная база 2.Малое помещение для офиса 3.Неналажены отношения по сбыту продукции | ПОЛЕ «С Л В» | ПОЛЕ «С Л У» |