Экономические аспекты методов и функций менеджмента

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ

ФГБОУ ВО НОВОСИБИРСКИЙ ГАУ

ФАКУЛЬТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОГО, МУНИЦИПАЛЬНОГО И ЭКОНОМИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ

ОЛИМПИАДА - 2017

«ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

(модератор: КК НИРС кафедры ГМиЭУ)

Студент(ка) ______________________________________

Группа ______________ , дата проведения __ .11.2017 г.

экономические аспекты методов и функций менеджмента - student2.ru

Новосибирск 2017

1. КОНОМИЧЕСКАЯ СПЕЦИФИКА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ц…………. Процесс целеполагания Дерево целей, решений SMART, ХОЗРАСЧЁТ1  
П…………… Систематизация информации Разновидности прогнозов Конкурентный анализ SWOT АНАЛИЗ среды    
П………… Формы организации планирования Инструменты планирования Бизнес – планирование Рентабельность Ценообразование    
ОСНОВНЫЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ НАВЫКИ и ЭАУД
О……….. Алгоритм осуществления организации Договорные отношения Рабочее время  
К……….. Коммуникация Совещания Переговоры  
П…….. у………….. р……. Алгоритм принятия решений Структурированный способ Цикл Деминга (PCDA)    
Д…………. Стратегия делегирования Правила делегирования    
Л……… Самоуправление В индивидуальной работе с подчинёнными, В командно-групповом подтексте    
М……… Основные направления мотивации    
К…….. Мониторинг Оценка Принципы контроля  

Рис. 1. Структурно-логическая схема экономической специфики управленческой деятельности

экономические аспекты методов и функций менеджмента - student2.ru 1Хозрасчётная среда: упорядочение пространства и среды, программы и планы, администрирование, устав, положение, регламенты, инструкции, сертификаты, патенты, договоры, контракты, коллективный договор, деньги, учёт, трудовой баланс, калькуляция, расходы, санкции.

ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА

М………… о……………

К………..

К……..

У…. и с…..

М………

Рис. 2. Экономические аспекты основных методов и функций менеджмента

 
3. Экономический механизм управления организацией  
- методы, используемые федеральными и региональными органами управления (налоговая система, кредитно-финансовый механизм страны и в регионах)  
- методы, используемые организацией (экономические нормативы функционирования фирмы, система материального поощрения работников, система ответственности за качество и эффективность работы, участие в прибылях и капитале)  
Технико-экономический анализ – это………………
Технико-экономическое обоснование – это…………    
Внутрифирменное планирование-это…    
Хозрасчёт – это……….  
Стимулирование – это…….    
Ценообразование – это………………  
Финансирование-это…….  
Кредитование – это……………….   Инвестирование – это…………………..    




Рис. 3. Экономический механизм управления организацией

Матрица SWOT-анализа

  Возможности 1.Выгодные условия предоставления компьютерной и автомобильной техники в кредит 2.Выход на новые сегменты рынка транспортных сервисных услуг 3.Снижение цен на рынке недвижимости 4.Адекватная политика государства по преодолению последствий финансового кризиса Угрозы 1.Возможное появление новых конкурентов 2.Неблагоприятные последствия мирового финансового кризиса 3.Ухудшения рыночных позиций из-за недобросовестной конкуренции  
Сильные стороны 1.Профессиональное освоение новых технологий и предоставление конкурентоспособных услуг   2.Кредит даётся для физических и юридических лиц (ограничение 30 000 рублей)   3.Благоприятный микроклимат в коллективе   4. Хорошо налаженная рекламная работа     ПОЛЕ «С И В» ПОЛЕ «С И У»
Слабые стороны 1.Недостаточная материальная база   2.Малое помещение для офиса     3.Неналажены отношения по сбыту продукции     ПОЛЕ «С Л В» ПОЛЕ «С Л У»

Бизнес-ситуация

На предприятии выделены шесть стратегических хозяйственных зон, экономические характеристики которых представлены в таблице 1.

Проанализировав ситуацию, требуется сделать выбор перспективных СХЗ и дать практические рекомендации руководству предприятия.

Таблица 1. Экономическая характеристика СХЗ



Показатели СХЗ
Темпы роста рынка, % Относительная доля на рынке Объем реализации, тыс. у.е. Покрытие затрат, тыс. у.е. Прибыль, тыс. у.е. 0,2 1,8 3,0 2.2 0,7

Порядок решения.

Для выбора стратегии необходимо построить матрицу БКГ и оценить позиции рассматриваемых СХЗ. Оценка СХЗ проводится в следующих координатах:

-темпы роста рынка; - относительная доля рынка; -объём реализации.

В качестве границ между высокими и низкими показателями избирают средние темпы роста рынка в отрасли в процентах и равенство абсолютных долей рынка предприятия и сильнейшего конкурента. В матрице БКГ объемы реализации по каждой СХЗ показывают в виде кругов (рис. 6) соизмеримой величины, а покрытие затрат – сегментами в этих кругах,

Обоснование выбора перспективных СХЗ осуществляется на основе анализа матрицы БКГ. Стратегические рекомендации предприятию по отдельным СХЗ могут включать:

- -изменение объемов реализации (цены или количества);

- -снижение уровня постоянных затрат;

- -снижение уровня переменных затрат и т.п.

Решение задачи.

1. Рассчитаем долю покрытия затрат, т.е. отношение расходов на покрытие затрат предприятия на данный вид бизнеса к объему его реализации (таблица 2).

Таблица 2

  Показатель СХЗ
Доля покрытия затрат            

2. Построим матрицу БКГ (рис.6), отражая на ней объемы реализации для каждой СХЗ пропорциональной величины кругом, а сектором круга – покрытие затрат в данной СХЗ.

3. Анализ показывает, что наиболее перспективными СХЗ являются № ___________.

4. Один из вариантов рекомендаций имеет следующий вид:

- увеличить объем реализации продукции 1-й и 4-й СХЗ;

-снизить уровень переменных затрат продукции 5-й и 4-й СХЗ;

-поддержать объем реализации продукции 3-й СХЗ.

Задание:Используя бизнес стратегию, определите по матрице БКГ (рис.1) номера СХЗ и отразите их объемы реализации для каждой, а также отработайте соответствующие рекомендации менеджменту фирмы по укреплению позиций на рынке (табл.3).

Темпы роста

       
       
       
       

Отн. доля рынка

Рис.6. Квантифицированная матрица БКГ

Таблица 3. Варианты продуктовой стратегии

Сегмент № продукции Стратегия
«Дикие кошки»    
«Звезды»    
«Дойные коровы»    
«Собаки»    

Графическое определение ТБУ (А)

Условно – постоянные затраты – это амортизационные отчисления, управленческие и ремонтные расходы, арендная плата, проценты за кредит; налоги, относимые на себестоимость и т.д., которые не зависят от роста производительности.

Порог рентабельности – это такая выручка от реализации, при которой предприятие уже не имеет убытков, но еще не получает прибыли.

Запас финансовой прочности – это сумма, на которую предприятие может себе позволить снизить выручку, не выходя из зоны прибылей.

В рыночной экономике определению величины выручки от реализации, при которой предприятие в состоянии покрыть свои расходы без получения прибыли придают большое значение так же, как и определению «запасу прочности». Он должен быть 20-50% от величины точки безубыточности и определяется как разность между текущими продажами и точкой безубыточности.

Средние переменные затраты на единицу продукции – это отношение переменных затрат к объему реализации = 251 млн.руб. : 1000 шт. = 251 тыс. руб./шт.

Таблица 1. Исходные данные для расчета ТБУ

Выручка от реализации 386 млн.руб.
Переменные затраты 251 млн.руб.
Постоянные затраты 100 млн.руб.
Прибыль 35 млн.руб.
Цена, тыс.руб./шт. 386 тыс.руб
Объем реализации 1000 шт.
Средние переменные затраты, тыс.руб./шт. 251 тыс.руб

Задание. На предложенной схеме графика безубыточности деятельности предприятия (рис.1.) необходимо определить параметрические элементы (затраты, прибыль, объем продукции, расчетную точку безубыточности, зону прибыльности, зону убыточности, общие издержки, маржинальный доход и др.), а также их числовые значения.

Точка безубыточности характеризуется следующими показателями:

1.Критический (пороговый) объем реализации, шт. = постоянные расходы на объем реализации : Цена – Средние переменные затраты на единицу продукции

Кор = ………………………………………………………………………………..

2. Порог рентабельности, руб. = Критический объем реализации, шт. * цена

Пр = ………………………………………………………………………………….

3. Запас финансовой прочности, руб. = Выручка от реализации, руб. – Порог рентабельности, руб.

Зфп = …………………………………………………………………………………….

4. Маржа безопасности = Объем реализации, шт. – Критический объем реализации, шт.

Мб = ……………………………………………………………

5. Цена (товара, услуги) = Выручка от реализации : на объем реализации

Цп = ……………………………………………………………….

Последние два показателя оценивают, как далеко предприятие находится от ТБУ, т.е. запас прочности (25 - 50%) от А. Это оказывает влияние на приоритет управленческих решений: если предприятие приближается к ТБУ (приложение1), то возрастает проблема управления постоянными затратами, т.к. их доля в стоимости возрастает.

Задание: Проверьте правильность построения графика и выводов, изложенных ниже, при необходимости, поправьте график и предложите новые подходы к системе управления фирмой и ведению хозяйственной деятельности.

1. Таким образом, при объеме реализации (продаж) _____ шт. и выручке от реализации ________ млн.руб. предприятие возмещает все затраты и расходы полученными доходами, при этом прибыль предприятия равна нулю.

2. Запас финансовой прочности при этом составляет ________ млн.руб.

3. Чем больше разность между фактическим объемом производства и критическим, тем выше «финансовая прочность» фирмы, а, следовательно, и его финансовая устойчивость.

4. На величину критического объема (_____) реализации и порога рентабельности (_____) оказывает влияние изменения суммы постоянных расходов (_______), величина средних переменных затрат (___) и уровень цены (____).

Так, предприятие с малой долей постоянных расходов может производить относительно меньше продукции, чем предприятия с большей долей постоянных расходов, чтобы обеспечить безубыточность своего производства. Запас финансовой прочности у такого предприятия выше, чем у предприятия с большей долей постоянных расходов.

экономические аспекты методов и функций менеджмента - student2.ru

Рис.1.График точки безубыточности по исходным данным таблицы

5. Финансовые результаты фирмы с низким уровнем постоянных расходов в меньшей степени зависят от изменений физического объема производства.

6. Предприятие с высокой долей постоянных расходов должно в значительно большей мере опасаться снижения объема производства.

7.В целях устойчивого развития необходимо осуществить следующие изменения в системе управления и хозяйствования ________________________________________________

___________________________________ _________________________________________

Решение

1. Обозначим количество производимого картофеля и угля до образования СНПГ в Великопруссии как K и Y, а в Мало­пруссии — как k и y.

k= 50 - —у. 75  
K = 200 - —Y;  
Функции производственных возможностей этих стран будут выглядеть так:

Таким образом,увеличение добычи угля на 1 тыс. т сокращает в Великопруссии производство картофеля на 4 тыс. т, а в Мало­пруссии — на 2/3 тыс. т.

Поэтому на добыче угля следует специа­лизироваться Малопруссии, тогда малопруссцы будут закупать картофель у великопруссцев, а Великопруссии — на производстве картофеля, закупая уголь у союзной Малопруссии.

До образования СНПГ Великопруссия производила 30 тыс. т угля и, как следует из формулы кривой производственных воз­можностей, 200 - (200 : 50) ∙ 30 = 80 тыс. т картофеля, Малопруссия, соответственно — 40 тыс. т угля и 50 - (2/3) ∙ 40 = 23 тыс. т картофеля.

Согласно условию после образования СНПГ потребление угля стало

(30 + 5) + (40 + 5) = 80 тыс. т,

а потребление картофе­ля (80 + 5) + (23 + 5) = 113 тыс. т.

Если обозначить количество производимого картофеля и угля после образования СНПГ в Великопруссии как KI и УI , а в Малопруссии — как ki и yi то:

KI = 200 - —YI;  
ki = 50 - — уi. 75  

Поскольку суммарное производство в СНПГ должно быть равно суммарному его потреблению, то можно составить следующую систему уравнений:

200 50 KI +ki = 200 -( — )YI + 50 -(— )уi= 113; 50 75  

YI + уi = 80.

Решение этой системы уравнений дает результат: YI = _____; уi = ______.

Сравнивая эти данные о масштабах производства с ранее полученными данными о масштабах потребления (соответст­венно 35 и 45), получаем ответ на вопрос 1:

Великопруссия импортирует _____ тыс. т угля,

а Малопруссия экспортирует _____ тыс. т угля.

ki =50- — = ____. 75уi  
KI =200 - — = ____; 50YI  
2. Ситуация на рынке картофеля анализируется так. Если У = _____, а у = ______, то:

Сравнивая эти данные о масштабах производства с ранее полученными данными о масштабах потребления (соответст­венно 85 и 28), получаем ответ на вопрос 2:

Задание: тщательно проанализируйте ситуацию на рынке и дайте рекомендации по экспорту и импорту каждому субъекту ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ

ФГБОУ ВО НОВОСИБИРСКИЙ ГАУ

ФАКУЛЬТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОГО, МУНИЦИПАЛЬНОГО И ЭКОНОМИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ

ОЛИМПИАДА - 2017

«ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

(модератор: КК НИРС кафедры ГМиЭУ)

Студент(ка) ______________________________________

Группа ______________ , дата проведения __ .11.2017 г.

экономические аспекты методов и функций менеджмента - student2.ru

Новосибирск 2017

1. КОНОМИЧЕСКАЯ СПЕЦИФИКА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ц…………. Процесс целеполагания Дерево целей, решений SMART, ХОЗРАСЧЁТ1  
П…………… Систематизация информации Разновидности прогнозов Конкурентный анализ SWOT АНАЛИЗ среды    
П………… Формы организации планирования Инструменты планирования Бизнес – планирование Рентабельность Ценообразование    
ОСНОВНЫЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ НАВЫКИ и ЭАУД
О……….. Алгоритм осуществления организации Договорные отношения Рабочее время  
К……….. Коммуникация Совещания Переговоры  
П…….. у………….. р……. Алгоритм принятия решений Структурированный способ Цикл Деминга (PCDA)    
Д…………. Стратегия делегирования Правила делегирования    
Л……… Самоуправление В индивидуальной работе с подчинёнными, В командно-групповом подтексте    
М……… Основные направления мотивации    
К…….. Мониторинг Оценка Принципы контроля  

Рис. 1. Структурно-логическая схема экономической специфики управленческой деятельности

экономические аспекты методов и функций менеджмента - student2.ru 1Хозрасчётная среда: упорядочение пространства и среды, программы и планы, администрирование, устав, положение, регламенты, инструкции, сертификаты, патенты, договоры, контракты, коллективный договор, деньги, учёт, трудовой баланс, калькуляция, расходы, санкции.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕТОДОВ И ФУНКЦИЙ МЕНЕДЖМЕНТА

M eJFwO+g4ilJtsWf50OFITx3Vn8fZGqj6+ITfh/Ilstt9El6X8mN+ezbm9mZ5fAAVaAl/ZvjFF3Qo hKlyMzdeDQbiZLMWqwiJTDGk6b10qWTZpqCLXP9vUPwAAAD//wMAUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhALaD OJL+AAAA4QEAABMAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAFtDb250ZW50X1R5cGVzXS54bWxQSwECLQAUAAYA CAAAACEAOP0h/9YAAACUAQAACwAAAAAAAAAAAAAAAAAvAQAAX3JlbHMvLnJlbHNQSwECLQAUAAYA CAAAACEA3Du3zlQCAABkBAAADgAAAAAAAAAAAAAAAAAuAgAAZHJzL2Uyb0RvYy54bWxQSwECLQAU AAYACAAAACEAuEhef90AAAAJAQAADwAAAAAAAAAAAAAAAACuBAAAZHJzL2Rvd25yZXYueG1sUEsF BgAAAAAEAAQA8wAAALgFAAAAAA== ">

МЕТОДЫ МЕНЕДЖМЕНТА

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ

i KZSbXsZR9CgNdhwWWhzopaX6ez8ZBVUXH/B3V75FZr299+9z+TV9vCp1ezM/P4HwNPsLDGf9oA5F cKrsxNqJXsEieUgCGoI0BXEGklUMolKQxmuQRS7/f1D8AQAA//8DAFBLAQItABQABgAIAAAAIQC2 gziS/gAAAOEBAAATAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAABbQ29udGVudF9UeXBlc10ueG1sUEsBAi0AFAAG AAgAAAAhADj9If/WAAAAlAEAAAsAAAAAAAAAAAAAAAAALwEAAF9yZWxzLy5yZWxzUEsBAi0AFAAG AAgAAAAhAMpgJltUAgAAZAQAAA4AAAAAAAAAAAAAAAAALgIAAGRycy9lMm9Eb2MueG1sUEsBAi0A FAAGAAgAAAAhACHVaqfeAAAACQEAAA8AAAAAAAAAAAAAAAAArgQAAGRycy9kb3ducmV2LnhtbFBL BQYAAAAABAAEAPMAAAC5BQAAAAA= ">

Ф…………..
Н………………………..
Инструктирование
РаспорядительствоАдминистрирование
Регламентирование
Н…………….
П…………….
Л……………….. Л………… п….…..  
Д……….
М………….
Моральная мотивация т................ деятельности
Социальное развитие п…………………. организации
Формирование благоприятного п……………………….. к…………….. в коллективе работников
Участие в у…………..
С…………………………  
П………………………. и планирование
О………………………..
М…………………… и с…………………….
К………………………….. и регулирование
Учёт, анализ и к…………………
 

1 j9dQblo5j6JYGmw4LNTY0UtN5ddxMAqKZn7Cn0P+FpnNfuHfx/xz+HhV6vFhfN6C8DT6Pxhu+kEd suBU2IG1E62CyWq5CGgI4hjEDVitlyAKBU+zDcgslf8/yH4BAAD//wMAUEsBAi0AFAAGAAgAAAAh ALaDOJL+AAAA4QEAABMAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAFtDb250ZW50X1R5cGVzXS54bWxQSwECLQAU AAYACAAAACEAOP0h/9YAAACUAQAACwAAAAAAAAAAAAAAAAAvAQAAX3JlbHMvLnJlbHNQSwECLQAU AAYACAAAACEAbc62ZVUCAABkBAAADgAAAAAAAAAAAAAAAAAuAgAAZHJzL2Uyb0RvYy54bWxQSwEC LQAUAAYACAAAACEA6pfqXd8AAAAJAQAADwAAAAAAAAAAAAAAAACvBAAAZHJzL2Rvd25yZXYueG1s UEsFBgAAAAAEAAQA8wAAALsFAAAAAA== ">

Ц……………

s ZD3SyZerXoZBEEtFnfYLLQ381nL1u58UQtmFBzrvio9Arbcr9zkXP9PXO+Ljw/z6AsLx7G4wXPW9 OuTeqTSTrq3oERbRc+RRhHAVg7gCURKCKBHWSQwyz+T/D/ILAAAA//8DAFBLAQItABQABgAIAAAA IQC2gziS/gAAAOEBAAATAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAABbQ29udGVudF9UeXBlc10ueG1sUEsBAi0A FAAGAAgAAAAhADj9If/WAAAAlAEAAAsAAAAAAAAAAAAAAAAALwEAAF9yZWxzLy5yZWxzUEsBAi0A FAAGAAgAAAAhABLCpl9WAgAAZAQAAA4AAAAAAAAAAAAAAAAALgIAAGRycy9lMm9Eb2MueG1sUEsB Ai0AFAAGAAgAAAAhACxt5NbfAAAACQEAAA8AAAAAAAAAAAAAAAAAsAQAAGRycy9kb3ducmV2Lnht bFBLBQYAAAAABAAEAPMAAAC8BQAAAAA= ">

Э…………. с…………..

К………..

R z6Hc9HKt1IM02HFYaHGgl5aq78NkNJTd+oi/++JNmcdd5N/n4mv6eNX6/m5+fgLhafb/MFz0gzrk wam0E9dO9BoW8SYOaAhUBOICxMkGRKkhiVYg80xef5D/AQAA//8DAFBLAQItABQABgAIAAAAIQC2 gziS/gAAAOEBAAATAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAABbQ29udGVudF9UeXBlc10ueG1sUEsBAi0AFAAG AAgAAAAhADj9If/WAAAAlAEAAAsAAAAAAAAAAAAAAAAALwEAAF9yZWxzLy5yZWxzUEsBAi0AFAAG AAgAAAAhABq7oDRUAgAAZAQAAA4AAAAAAAAAAAAAAAAALgIAAGRycy9lMm9Eb2MueG1sUEsBAi0A FAAGAAgAAAAhAEMQgjfeAAAACQEAAA8AAAAAAAAAAAAAAAAArgQAAGRycy9kb3ducmV2LnhtbFBL BQYAAAAABAAEAPMAAAC5BQAAAAA= ">

В………. Х………  

Х…………. д…………

М………… з………………

ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА

М………… о……………

К………..

К……..

У…. и с…..

М………

Рис. 2. Экономические аспекты основных методов и функций менеджмента

 
3. Экономический механизм управления организацией  
- методы, используемые федеральными и региональными органами управления (налоговая система, кредитно-финансовый механизм страны и в регионах)  
- методы, используемые организацией (экономические нормативы функционирования фирмы, система материального поощрения работников, система ответственности за качество и эффективность работы, участие в прибылях и капитале)  
Технико-экономический анализ – это………………
Технико-экономическое обоснование – это…………    
Внутрифирменное планирование-это…    
Хозрасчёт – это……….  
Стимулирование – это…….    
Ценообразование – это………………  
Финансирование-это…….  
Кредитование – это……………….   Инвестирование – это…………………..    

Рис. 3. Экономический механизм управления организацией

Матрица SWOT-анализа

  Возможности 1.Выгодные условия предоставления компьютерной и автомобильной техники в кредит 2.Выход на новые сегменты рынка транспортных сервисных услуг 3.Снижение цен на рынке недвижимости 4.Адекватная политика государства по преодолению последствий финансового кризиса Угрозы 1.Возможное появление новых конкурентов 2.Неблагоприятные последствия мирового финансового кризиса 3.Ухудшения рыночных позиций из-за недобросовестной конкуренции  
Сильные стороны 1.Профессиональное освоение новых технологий и предоставление конкурентоспособных услуг   2.Кредит даётся для физических и юридических лиц (ограничение 30 000 рублей)   3.Благоприятный микроклимат в коллективе   4. Хорошо налаженная рекламная работа     ПОЛЕ «С И В» ПОЛЕ «С И У»
Слабые стороны 1.Недостаточная материальная база   2.Малое помещение для офиса     3.Неналажены отношения по сбыту продукции     ПОЛЕ «С Л В» ПОЛЕ «С Л У»

Наши рекомендации