Коэффициенты, характеризующие эффективность организаций.

Для получения количественных результатов при проведении оценок эффективности организаций и организационных систем могут быть использованы разнообразные коэффициенты. Ниже приведены наиболее часто употребляемые.

1. Коэффициент эффективности организационной структуры управления:

Коэффициенты, характеризующие эффективность организаций. - student2.ru ,где: Коэффициенты, характеризующие эффективность организаций. - student2.ru – конечный результат (эффект), полученный от

функционирования организационной структуры управления;Коэффициенты, характеризующие эффективность организаций. - student2.ru– затраты на управление (зарплата, приобретение и содержание технических средств и помещений, используемых управленцами, подготовка и переподготовка управленцев и т.п.).

2. Коэффициент звенности:

Коэффициенты, характеризующие эффективность организаций. - student2.ru , где: Коэффициенты, характеризующие эффективность организаций. - student2.ru – фактическое количество звеньев существующей организационной структуры; Коэффициенты, характеризующие эффективность организаций. - student2.ru – оптимальное количество звеньев организационной структуры управления

3. Коэффициент территориальной концентрации:

Коэффициенты, характеризующие эффективность организаций. - student2.ru , где: Коэффициенты, характеризующие эффективность организаций. - student2.ru – фактическое количество подобных организаций, действующей на данной территории; Коэффициенты, характеризующие эффективность организаций. - student2.ru – площадь данной территории.

4. Коэффициент дублирования функций:

Коэффициенты, характеризующие эффективность организаций. - student2.ru , где: Коэффициенты, характеризующие эффективность организаций. - student2.ru – фактическое количество работ (функций), закреплённых за данным подразделением; Коэффициенты, характеризующие эффективность организаций. - student2.ru – нормативное количество работ (функций).

5. Коэффициент централизации функций:

Коэффициенты, характеризующие эффективность организаций. - student2.ru , где: Коэффициенты, характеризующие эффективность организаций. - student2.ru – количество решений, принятых на более высоких

уровнях управления при выполнении данной работы (фукнции); Коэффициенты, характеризующие эффективность организаций. - student2.ru – общее количество решений, принятых при выполнении данной работы (функции).

6. Коэффициент надёжности системы управления:

Коэффициенты, характеризующие эффективность организаций. - student2.ru , где: Коэффициенты, характеризующие эффективность организаций. - student2.ru – количество решений, принятых, но нереализованных при выполнении данной работы (функции); Коэффициенты, характеризующие эффективность организаций. - student2.ru – общее количество решений, принятых при выполнении данной работы (функции).

7. Коэффициент эффективности использования информации:

Коэффициенты, характеризующие эффективность организаций. - student2.ru , где: Коэффициенты, характеризующие эффективность организаций. - student2.ru – количество документов, эффективно использованных при выполнении данной работы (функции); Коэффициенты, характеризующие эффективность организаций. - student2.ru – общее количество документов, использованных при выполнении данной работы (функции).

Очевидно, что при необходимости могут быть сформулированы и другие коэффициенты, характеризующие эффективность организаций и их структур.

92. Направления развития организационно-управленческой мысли: открытость организации, системы менеджмента качества.

Можно утверждать, что история существования и развития организаций – это история существования и развития человечества, прошедшего путь от первобытного стада с простейшим разделением труда, когда «мужчины охотились на мамонтов, а женщины поддерживали огонь в пещере», до современных телекоммуникационных организаций, распределённых в пространстве и времени, позволяющих найти человека в любой точке земного шара с точностью до нескольких метров. Но и это не предел, и люди постоянно думают над тем, как усилить синергетический (кооперативный) эффект от их совместных действий, как повысить экономические результаты разделения труда, как повысить гибкость и адаптивность организаций к изменениям в окружающей среде и т.п.

Открытость – главная идея современного процесса организационного развития. Суть открытости заключается в том, что на определённом этапе развития любая нормально функционирующая организация сталкивается с проблемами внутреннего и внешнего торможения своих процессов. Неоднократно проводимые исследования факторов торможения показали наличие в каждой организации большого количества барьеров и препятствий самой различной природы, которые члены организации нередко просто не замечают. Это могут быть особенности организационной культуры (традиции, воспитание, прививаемый способ мышления, пренебрежение мнением младшего персонала, особенности личностных отношений и т.п.), особенности физического существования организации (помещения, интерьер, экстерьер, оформление рабочих мест и мест общего пользования, вид из окна и благоустройство вокруг здания и т.п.), особенности взаимоотношений с партнёрами (нечестность, нарушение сроков поставок и оплаты, не соблюдение кондиций и т.п.) и другие.

В этом случае, чтобы улучшить собственную деятельность, организация может пойти по направлению большей открытости, то есть снятия всевозможных препятствий перед свободным обменом идеями, инвестициями, людьми и т.п. Этому в значительной степени способствует бурное развитие современных информационных технологий: персональные компьютеры, Интернет, электронная почта, компактные и легко доступные электронные библиотеки и т.д.

Главная позитивная идея открытости – отсечение самими членами организации на своём рабочем месте всего неэффективного и поддержка всего эффективного. Хотя можно отметить и некоторые негативные стороны открытости. Главная из них – это возможность утечки за пределы организации конфиденциальной информации, но здесь суть проблемы перемещается уже в сферу подбора и подготовки кадров.

Формирование систем менеджмента качества. Суть этого направления заключается в том, что организация не просто должна выпускать качественную продукцию, а сформировать у себя систему, обеспечивающую выпуск качественной продукции. Как показывает практика, создание подобной системы фактически означает полную перестройку организации, выпускающей данную продукцию, и изменении психологии персонала. При этом основной идеей перестройки организации становится участие всех и каждого на своём рабочем месте в создании качественной продукции.

Наши рекомендации