Понятие организационного проектирования и проектирования организационных систем.
Понятие проектирования является очень многоплановым и потому требующим дополнительной конкретизации в каждом конкретном случае. проектирование – это процесс создания проекта, то есть некоторого прообраза предполагаемого объекта или прообраза его будущего состояния. Сам процесс проектирования предполагает проведение разнообразных технических и экономических расчётов, построение графиков, схем, чертежей, составление смет и калькуляций, оформление описаний и пояснительных записок и т.д. Конечный продукт процесса проектирования – проект, который предполагает взаимоувязанный и взаимосогласованный набор вышеприведённых документов, на основании которого можно начинать создание нового объекта или трансформацию существующего. Согласованный всеми заинтересованными лицами (заказчиком, подрядчиками, контрольными и надзорными органами, финансирующей организацией, общественностью и т.д.) проект является основанием для расходования ресурсов, в том числе финансовых на его реализацию.
Считается, что данная концепция проектирования в приложении к организациям была развита в 1960-1970-х годах в работах, главным образом, американских специалистов. В частности Д. Вудворт показал связь организационной структуры и функций отдельных элементов с технологиями, используемыми в данной организации. А. Чандлер сформулировал принцип, согласно которому проектирование организации должно исходить из её стратегии. В работе Д. Росса «Методология структурного анализа и проектирования» (1969 г.) впервые был сделан очень смелый для того времени прогноз о решающем значении использования ЭВМ в проектных процессах. Дж. Гелбрейт и его школа определили все основные элементы современного организационного проектирования, в частности связь дизайна (структуры) организации с выбранной стратегией и влиянием внешней среды. Именно тогда были сформулированы основные три направления, которые должны в той или иной мере разрабатываться при проектировании любой организаций: 1)Идеология управления, принятая высшим руководством, которая может решающим образом повлиять на такие характеристики организации, как число уровней иерархии, развитие горизонтальных связей, масштаб управляемости, централизация и децентрализация управления и т.п. 2)Адаптация организации под основных потребителей (принцип «организация под заказчика»), которых предполагается обслуживать. Это обязывает предусмотреть в структуре и функциях организации соответствующие элементы, задачей которых является удовлетворение конкретных требований потребителей, даже если они не являются профильными для данной организации. 3)Учёт особенностей рынков сбыта, особенно международных рынков, которые также могут потребовать каких-то особенностей в структуре и функциях организации. В частности рынки сбыта могут поставить жёсткие условия по территориальному размещению складов сырья и готовой продукции, отдельных производств, штаб-квартиры, научно-исследовательских и проектных подразделений и т.п.
Проектирование организации или организационное проектирование сводится к проектированию организационной системы управления, которая, пытаясь реализовать стратегию организации, формирует необходимую организационную структуру и наделяет элементы этой структуры необходимыми функциями. В результате вновь созданная или трансформированная таким образом организация получает возможность движения по пути реализации заданной стратегии. Процесс реализации стратегии является длительным, нередко многолетним. За такой период в окружающей среде могут произойти существенные изменения. Поэтому и стратегию организации нередко приходится корректировать, адаптируя под происходящие изменения. Целью организационного проектирования является разработка проектов новых организационных систем или изменению существующих систем. Предметом организационного проектирования на уровне организаций (предприятие, учреждение, общественная, детская, спортивная или иная организация) является система производства, труда и управления в организации в целом, её отдельных подразделениях и отдельных видах деятельности. Результатом организационного проектирования, как уже упоминалось выше, является проект, то есть комплект технической, планово-экономической и организационной документации, необходимой для реализации на практике организационных и производственно-технических изменений.
Подходов к проектированию организаций существует довольно много, но можно выделить два основных: 1)Структурный подход, то есть проектирование организации рассматривается как задача синтеза требуемой структуры из набора элементов с известными свойствами. Обычно здесь решается две взаимодополняющих группы задач: -Формирование производственной структуры на основе особенностей технологического процесса; -Формирование структуры управления путём группировки работ, должностей, информации и т.п. 2) Процессный подход, то есть проектирование организации рассматривается как задача синтеза наиболее эффективного организационного процесса из имеющихся технологических процессов с известными свойствами.