Виды учета на предприятии: бухгалтерский, налоговый, управленческий.
Бухгалтерский учет в отличие от других видов учета регистрирует все операции, отражающие состояние и движение материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Он является сплошным и ведется непрерывно. Его особенность заключается в том, что измерение хозяйственных средств (кроме натуральных измерителей) осуществляется в денежной оценке.
Бухгалтерский учет подразделяется на финансовый и управленческий. Финансовый учет обобщает информацию, предназначенную как для использования ее внутри организации, так и внешними пользователями (органами государственного управления, включая органы налогового и таможенного контроля, статистики, банковскими учреждениями, потенциальными инвесторами и т.д.). Он организуется в соответствии с общепринятыми принципами, обязательно регламентируется нормативными документами и актам и создает информационную систему, оперирующую данными об активах организации, капитале и источниках его формирования, дает возможность определить доходы и расходы, исчислить конечный финансовый результат. Ведение финансового учета для каждой торговой организации является обязательным.
В отличие от финансового управленческий учет охватывает все виды только той учетной информации, которая измеряется, систематизируется, анализируется, интерпретируется и передается для внутреннего использования с целью принятия управленческих решений и контроля за хозяйственной деятельностью. Он расширяет и детализирует данные финансового учета, охватывая торгово-технологические операции и представляя информацию о деятельности отдельных структурных подразделений, прямых и косвенных затратах по их видам, местам возникновения, носителям затрат и т.д.. Это позволяет получить целостную картину о состоянии управляемого объекта и способствует выработке эффективных решений.
Статистический учет может использовать сведения как оперативного и бухгалтерского учета, так и самостоятельных статистических сплошных и выборочных наблюдений.
Большую роль для получения более подробной информации о деятельности торговых организаций, не содержащейся в бухгалтерской и статистической отчетности, но необходимой для решения оперативных задач, играют специально организованные наблюдения, которые представляют собой сбор сведений посредством переписей, единовременных учетов и обследований. По времени регистрации фактов различают непрерывное (текущее) наблюдение, периодическое (по мере надобности) и единовременное. По степени охвата исследуемой совокупности различают сплошное наблюдение, при котором регистрации подлежат все объекты из данной совокупности, и несплошное, – когда изучается только часть совокупности, на основе которой дается обобщающая характеристика всей совокупности. Как вид несплошного наблюдения наиболее широкое распространение получили выборочные обследования. На практике как несплошное наблюдение также могут применяться наблюдения основного массива и монографические наблюдения.
Налоговый учет в РБ– это ведение регулярного и непрерывного учета всех налогооблагаемых объектов, а также вычисление базы налогообложения посредством составления расчетных корректировок на основе данных бухгалтерского учета.
Налоговым учетом признается осуществление плательщиками (иными обязанными лицами) учета объектов налогообложения и определения налоговой базы по налогам, сборам (пошлинам) путем расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета, если иное не установлено налоговым законодательством.
Налоговый учет ведется исключительно в целях налогообложения и осуществления налогового контроля.
Налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета и (или) на иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением (статья 62 Налогового кодекса РБ).
Таким образом, налоговый учет применяется исключительно для определения полной и корректной суммы, подлежащей уплате в государственный бюджет, а также для реализации налогового контроля. Путем отражения доходов и расходов регистры налогового учета формируют полную и достоверную информацию об объектах, подлежащих налогообложению, рассчитывают показатели, применяемые при вычислении налоговой базы, и определяют налоговые платежи за отчетный период.
Обязанность по ведению налогового учета полностью возложена на плательщика; порядок ведения определяется Налоговым Кодексом РБ.
Бухгалтерский и налоговый учет неотделимы друг от друга, а точнее, последний следует из первого. По окончании отчетного периода (в большинстве случаев это календарный месяц) логистическая организация подводит итоги своей хозяйственной деятельности, определяя финансовый результат – прибыль или убыток, который определяется как сумма полученных денежных средств от всех видов деятельности за вычетом общих расходов. На основании полученных данных заполняются налоговые декларации, которые должны быть предоставлены в Инспекцию Министерства Налогам и Сборам (ИМНС) по месту постановки на учет в определенные сроки (как правило, не позднее 20-го числа следующего за отчетным месяца).
Законодательство определяет налоговую декларацию как некий письменный документ установленной формы от налогоплательщика, в котором сообщается обо всех полученных доходах и их источниках, понесенных в течение отчетного периода расходах, налоговых льготах и основаниях для их получения и, как результат, рассчитывается налогооблагаемая база и указывается итоговая сумма к перечислению в бюджет в счет уплаты налога за отчетный период.
Налоговая декларация может предоставляться в налоговый орган как на бумажном носителе, так и посредством электронного документооборота. Однако предприятия, являющиеся плательщиками налога на добавленную стоимость (НДС) и крупные организации (с численностью свыше 50 человек) в обязательном порядке направляют в налоговую инспекцию декларации в виде электронного документа.
Кроме того, Налоговый кодекс предоставляет возможность ИМНС получать от субъектов хозяйствования бухгалтерские отчеты; как правило, годовой баланс предоставляется организацией не позднее первого апреля следующего за отчетным года.
Для ведения налогового учета в РБ и последующего заполнения всех строк декларации организация должна ежемесячно составлять соответствующие регистры, виды и порядок составления которых определяются Инструкцией Министерства по налогам и сборам. Налоговый учет выделяет регистры доходов, расходов и расчетных корректировок.
Регистры доходов– это:
1. Реестр доходов от реализации, включающий в себя выручку от реализации произведенной продукции и оказанных услуг, от перепродажи товаров, а также от реализации иных ценностей (список организация расширяет в зависимости от сферы своей деятельности
2. Реестр доходов из-за рубежа, возникающих в результате ведения организацией внешнеэкономической деятельности и др.
Регистры расходов – это:
1. Реестр расходов от реализации, включающий в себя расходы на производство и продажу собственной продукции и оказание услуг, затраты по перепродаже товаров, а также издержки, понесенные при реализации любых других ценностей;
2. Реестр расходов из-за рубежа, связанных с осуществлением деятельности за пределами Республики Беларусь и др.
Регистр расчетных корректировок отражает информацию о произведенных изменениях в данных бухгалтерского учета. В нем указывают значения показателей до осуществления корректировки, основания для ее проведения, сумму, на которую были увеличены или уменьшены данные, стоимостную оценку параметров после проведения данной операции и итоговое значение показателей бухгалтерского учета после проведения всех расчетных корректировок.