Надежнее всего использовать комбинацию статистического и экспертного методов.
Для того чтобы уменьшить степень вероятного риска и одновременно обеспечить достижение заданных уровней рентабельности необходимо:
1. Провести поиск партнеров с достаточными финансовыми средствами и располагающими информацией о рынке. В случае успеха с ними придется разделить часть прибыли.
2. Обратиться к услугам внешних консультантов-экспертов, например, для проведения научно обоснованных прогнозов изменения цен, спроса, действия конкурентов.
3. Образовать специальный резервный фонд для самострахования за счет части прибыли.
4. Передать часть риска другим лицам и организациям путем страхования торгового бизнеса.
В России сейчас действует множество частных страховых компаний (создана частично законодательная база), которые страхуют коммерческие операции (коммерческий риск). Кроме того, они страхуют перевозки грузов, имеется страхование от пожаров, грабежей и других случаев, в результате которых происходит потеря материальных ценностей.
В рыночной экономике распространенным способом снижения риска является хеджирование. В широком смысле под хеджированием понимают создание встречных требований и обязательств (валютного, коммерческого или кредитного характера). При заключении фьючерсных контрактов и опционов хеджирование выступает формой страхования цены и прибыли от нежелательного для продавца снижения или невыгодного для покупателя повышения цены. Как результат — сглаживание резких колебаний цен.
Вопрос №95. Система планирования на торговых предприятиях
Внутрихозяйственное (внутрифирменное) планирование позволяет соединить в общей экономической системе взаимные интересы всех субъектов рынка: государства, банков, домохозяйств и предприятий, производящих и реализующих товары и услуги.
Объектом внутрихозяйственного планирования на торговых предприятиях служит взаимосвязанная система планово-экономических показателей, характеризующих процесс производства, распределения и потребления товаров и ресурсов.
Всякое внутрифирменное планирование предусматривает необходимое развитие тех или иных торговых объектов, экономических систем и предприятий в целом.
Все виды внутрифирменного планирования могут быть систематизированы и классифицированы по признакам, достаточно подробно изученным и описанным в учебной литературе:
1) по содержанию планов можно выделить следующие виды внутрихозяйственного планирования: организационно-технологическое, социально-трудовое, снабженческо-сбытовое, финансово-инвестиционное, бизнес-планирование и др. Каждый из них предусматривает выбор своей системы плановых показателей, характеризующих виды конкретной деятельности предприятия, сроки выполнения работ, конечные или промежуточные цели и т.д.;
2) по уровню управления различают фирменные, корпоративные и другие виды планов предприятий или организации в целом. На среднем уровне управления применяется торгово-технологическая система планирования, охватывающая отдельные структурные подразделения фирмы (филиалы, отделы, секции и т.п.);
3) по методам обоснования в современном рыночном хозяйстве различают рыночное, индикативное и административное, а также централизованное планирование.
На предприятиях государственной, муниципальной и других видов общественной собственности преобладает централизованная, т.е. административная, система планирования.
В хозяйственных товариществах и акционерных обществах и на прочих предприятиях с частной формой собственности применяются виды рыночного или индикативного планирования.
Рыночное самопланирование основано на учете взаимодействия спроса, предложения и цен на производимые товары и услуги. При этом работа предприятия эффективна при динамическом равновесии элементов рынка.
Индикативное планирование — это по существу государственное регулирование цен и тарифов действующих видов и ставок налогов, банковских процентных ставок за кредит, минимального уровня заработной платы и прочих макроэкономических показателей.
Централизованное, или директивное, планирование предусматривает установление вышестоящим органом управления подчиненному субъекту плановых показателей.
Три перечисленные системы внутрифирменного планирования могут применяться одновременно в той мере, которая не противоречит интересам предприятия;
4 ) по времени действия планирование бывает краткосрочным (или текущим), среднесрочным (или годовым), долгосрочным (или перспективным).
При этом долгосрочное планирование осуществляется на период от 3 до 10 лет; среднесрочное — от 1 года до 3 лет и краткосрочное — в течение одного планового года, квартала, месяца, декады;
5)по стадиям разработки планирование торговых предприятий подразделяется на предварительное и окончательное. При этом на первом этапе разрабатываются проекты планов, которые после утверждения руководством предприятия приобретают директивную силу;
6) по степени точности планирование может быть укрупненным и уточненным. Прочность планирования напрямую зависит от исходной информации, применяемых методов, сроков планирования, а также от профессионального уровня и опыта специалистов фирмы;
7) по типам целей, учитываемым в планировании, выделяют оперативное, тактическое, стратегическое и нормативное планирование. При этом стремятся к достижению трех основных типов целей:
1) результаты (их необходимо достичь в пределах планируемого периода);
2) вехи (к ним предполагается приблизиться в рамках планируемого периода; они могут быть достигнуты позднее);
3) идеалы (не считаются достижимыми, но к ним предусматривается приближение в планируемом периоде или за его пределами).
Для экономики торговых предприятий особую важность представляет оперативное планирование, т.е. выбор средств решения конкретных задач, определенных руководством торгового предприятия и являющихся для него обычными. Примером такого планирования является распределение объема товарооборота по структуре и срокам в соответствии с заданиями руководителей. Обычно такое планирование бывает краткосрочным, основная задача которого заключается в выборе необходимых средств и ресурсов для выполнения заданных объемов работы или стоящих оперативных задач. Оперативное планирование осуществляется в основных подразделениях предприятия самостоятельно.
Таким образом, оперативное планирование решает комплекс задач, основными из которых можно считать:
1) обеспечение равномерного и комплексного выполнения программы предприятия, ритмичной закупки и ускоренной продажи товаров;
2) наиболее полное и целесообразное использование средств и трудовых ресурсов предприятия;
3) сокращение времени связывания оборотных средств;
4) обеспечение условий для реализации наиболее эффективных форм и методов организации труда, автоматизации и компьютеризации обменных и календарных расчетов;
5) распределение детализированных планов реализации продукции по подразделениям торгового предприятия;
6) обеспечение календарного планирования, учета, контроля и регулирования движения товара с целью поддержания роста товарооборота и создания благоприятных условий для снижения издержек, роста производительности труда, активизации мотивационных процессов.
Одной из важных задач оперативного планирования является обеспечение сопряженной работы всех подразделений предприятия, а на этой основе — ритмичности в каждый учитываемый отрезок времени планового периода.
Тактическое планирование заключается в обосновании задач и средств, необходимых для достижения заранее установленных или традиционных целей. Примером тактических целей может быть лидерство на рынке в ближайшие три года и определение отделу маркетинга задания по разработке плана, направленного на увеличение доли рынка и сокращение разрыва между отдельной фирмой и фирмой-лидером на территориальном рынке. Далее выбираются необходимые средства достижения поставленных целей в 'будущем. Тактическое планирование охватывает взаимоевязи внутри предприятия и между его подразделениями и предприятием в целом.
Стратегическое планирование предполагает выбор и обоснование средств, задач и целей для достижения заданных или традиционных для предприятия идеалов. В качестве стратегических идеалов предприятие может выбрать экономический рост, периодическое обновление ассортимента реализуемых товаров, выход на мировой рынок и т.п. Как правило, такое планирование бывает долгосрочным. Стратегическое планирование учитывает существующие взаимоотношения не только внутри фирмы, но и ее связи с внешней рабочей средой.
Стратегическое планирование в торговле должно способствовать достижению таких генеральных целей предприятия, как:
• поддержание необходимого уровня конкурентоспособности товаров (например, посредством сортировки, упаковки, послепродажного обслуживания покупателей, организации выставочно-рекламной деятельности);
• обеспечение динамики роста сбыта товаров;
• повышение прибыли и рентабельности предприятия;
• повышение культуры торговли (например, привлечением квалифицированных специалистов, знающих конъюнктуру рынка, товароведение, правила ценообразования);
• выполнение управленческих процессов на базе высших технологий с применением новейших средств управления, компьютерной и организационной техники;
• обеспечение социальной защиты работников.
Нормативное планирование не имеет ни установленных границ, ни целевых параметров. Это планирование требует открытого и аргументированного выбора средств, задач, целей и идеалов. Нормативное планирование распространяется на все внутренние и внешние взаимоотношения, включая связи с макровнешней средой.
Рассмотренная выше система планирования характерна главным образом для средних и крупных предприятий. Малые предприятия, как правило, ограничиваются разработкой оперативно-календарных, текущих или среднесрочных планов, т.е. текущим планированием.
Цель текущего планирования — установление краткосрочных целей субъекта и определение тактики их достижения. Текущее планирование осуществляется посредством комплекса взаимосвязанных планов и служит для оперативного управления хозяйственной деятельностью фирмы.
Текущие планы позволяют гибко и непрерывно реагировать на возможные изменения рынка. Непрерывность планирования обеспечивается ежеквартальным составлением плана на последующие 12 месяцев.
Основные разделы комплексного текущего плана являются в то же время самостоятельными планами. В их число входит: план товарооборота с указанием укрупненных групп ассортиментных позиций; план товарного обеспечения; план издержек обращения; финансовый план.
Структура планов торговой фирмы определяется специализацией и особенностями административно-хозяйственной структуры. Сбалансированность разделов комплексного плана предприятия — одна из наиболее сложных задач планирования.
На основе системы планов, разработанных торговым предприятием, осуществляются организация запланированных работ, контроль и оценка результатов, а также мотивация деятельности задействованного персонала. Общую систему планов торгового предприятия можно представить в виде схемы.