Вопрос №89. Анализ товарооборота на предприятиях торговли.
Торговое предприятие для оценки результатов своей деятельности в процессе анализа и планирования использует различные количественные и качественные показатели товарооборота. К этим показателям относятся:
• общий объем продажи товаров за отчетный и прошлый периоды в текущих и сопоставимых ценах;
• продажа товаров по видам, формам, по структурным подразделениям в разрезе отдельных фирм (магазинам, отделам, секциям и т.п.);
• среднедневная продажа товаров;
• товарная структура товарооборота;
• розничные и оптовые цены на товары;
• равномерность, ритмичность, сезонность реализации товаров;
• поступление товаров в покупных ценах;
• наличие товаров на складе, соответствие их нормативам;
• время обращения товарных запасов;
• издержкоемкость и рентабельность продаж отдельных товаров и товарных групп;
• товарооборот на одного работника, на одного продавца;
• товарооборот на 1 ма торговой площади;
• число покупателей за анализируемый период;
• степень удовлетворения спроса (завершенность покупки, ее средняя стоимость, интенсивность потока покупателей) и т.п.
Чем шире перечень анализируемых показателей, тем больше возможностей для глубокого анализа тенденций развития товарооборота, изменения структуры спроса покупателей, оценки эффективности использования ресурсов предприятия. Это позволяет наиболее точно определять, что и в каких количествах, по какой цене необходимо продавать на рынке, либо закупать то, что будет пользоваться наибольшим спросом у потребителей. Изучение и сопоставление издержкоем-кости реализации товаров дают возможность выбрать те из них, которые дают наибольшую прибыль, являются наиболее рентабельными.
Эти показатели — важнейшие инструменты формирования и оптимизации ассортимента товаров. Они позволяют учесть изменения спроса потребителей и своевременно принять решения о повышении эффективности использования товарных ресурсов.
Анализ товарооборота позволяет осуществлять контроль за реализацией товаров, удовлетворением спроса потребителей, определять тенденции изменения объема и структуры товарооборота, выявлять внутренние резервы развития товарооборота, направления его оптимизации, оказывать оперативное воздействие на торговый процесс.
Цель анализа товарооборота — получение информации, необходимой торговому предприятию для принятия решения о том, что и в каких количествах ему следует продавать на рынке в будущем, чтобы обеспечить получение необходимой прибыли.
Для достижения поставленной цели необходимо определить задачи анализа товарооборота. Они сводятся к следующим.
1. Анализ товарооборота в предплановом периоде, проверка степени его выполнения по сравнению с планом или предыдущим периодом; выявление всех изменений, происшедших в объеме, составе и структуре товарооборота за этот период.
2. Изучение, количественное измерение и обобщение влияния факторов на динамику и изменение товарооборота.
3. Выявление внутренних резервов, путей и возможностей оптимизации товарооборота и совершенствования его ассортиментной структуры.
Важное значение при проведении анализа имеет выбор показателей и приемлемых методов, позволяющих получить более точные и объективные результаты. При анализе товарооборота используют показатели динамики, абсолютные, относительные и средние показатели, стоимостные и натуральные, балансовый метод, методы сравнения, цепной подстановки, метод абсолютных и относительных разниц, индексный, интегральный, графический методы и др.
Анализ объема товарооборота проводится в определенной последовательности
I этап. Изучение объема товарооборота. Объем товарооборота изучается путем его сопоставления с плановыми показателями или показателями предшествующего периода. При анализе необходимо учесть изменение цен на товары. Чтобы определить ожидаемый товарооборот, фактический товарооборот за истекший период складывают с плановой величиной товарооборота, установленной на оставшийся период.
II этап. Анализ динамики товарооборота. Динамика характеризуется темпами изменения товарооборота (цепными, базисными и среднегодовыми); по характеру их изменения оценивают положительные или отрицательные результаты деятельности предприятия. Поэтому динамику следует оценивать в первую очередь в сопоставимых ценах. На данном этапе анализа следует оценивать динамику среднего уровня цен, размер ценового диапазона по наиболее значительным товарам, динамику товарооборота на 1 м2 торговой площади, на одного работника.
Особое внимание необходимо уделить изучению динамики и сопоставлению темпов изменения товарооборота и прибыли от реализации. Изучение динамики товарооборота предполагает анализ квартальных и месячных его показателей. Их динамика существенно отличается от динамики годовых показателей, поскольку изменения квартальных и месячных объемов товарооборота тех же товаров в рамках года характеризуются, как правило, большей неравномерностью, резко выраженными колебаниями.
С этой целью анализируется ритмичность товарооборота. Важным показателем при этом анализе является коэффициент ритмичности, который рассчитывается как отношение числа периодов, за которые выполнен план товарооборота, к их общему количеству. Индекс сезонности показывает, на сколько процентов отклоняется товарооборот данного квартала от среднеквартальной величины в ту или иную сторону под влиянием факторов сезонного характера.
III этап. Анализ состава товарооборота. Состав товарооборота изучают по его видам, формам продажи, формам расчетов, по структурным подразделениям, секциям, отделам и по другим признакам.
Анализ состава товарооборота проводят в абсолютных и относительных показателях. Относительным показателем является доля отдельных видов товарооборота в общем объеме. Состав товарооборота изучают как по сравнению с планом, так и в динамике. При отсутствии плановых данных его изучают в динамике и сопоставляют с предыдущими периодами. При изучении состава товарооборота важно сравнить товарооборот в расчете на одного работника и на 1 м2 торговой площади в разрезе отдельных структурных подразделений фирмы.
Изменения в составе товарооборота оказывают определенное влияние на валовой доход и издержки обращения, что должно учитываться при их анализе.
IV этап. Изучение структуры товарооборота, что позволяет установить изменения в характере потребительского спроса. Анализ структуры товарооборота позволяет оценить тенденцию ее изменения с помощью показателей динамического ряда.
Изучение товарооборота по товарной структуре предполагает определение удельного веса каждой товарной группы в общем объеме реализации. Изменение удельных весов за предшествующие периоды позволяет выявить определенные тенденции в развитии товарооборота. Анализ структуры товарооборота следует проводить по кварталам и месяцам, что позволит изучить равномерность реализации, сезонные колебания в торговле. Это необходимо для правильного формирования ассортимента товаров, для формирования заказов поставщикам.
При анализе товарооборота важно периодически изучать следующую информацию:
1) товарооборот за неделю (общий объем и по каждому отделу, секции);
2) средний объем продаж на одного покупателя. Этот показатель рассчитывается делением объема продаж за неделю на количество покупателей. Количество покупателей рассчитывается по показателям кассовых аппаратов. Важнейшей целью оптимизации товарооборота должно быть увеличение показателей средних продаж.
Расчет показателей, используемых для анализа товарооборота предприятия торговли:
1. Объем товарооборота – сумма проданных товаров за определенный период:
, где О – объем товарооборота; - весь товарооборот n – число i-х товаров;
2. Структура товарооборота – удельный вес каждого товара или товарной группы в общем объеме товарооборота:
, где Дi – удельный вес товара.
3. Динамика товарооборота – средний темп роста товарооборота:
, где Тi – средний темп;
Оn – товарооборот последнего периода;
Оi – товарооборот первого периода;
n – число периодов.
4. Коэффициент вариации – неравномерность выполнения плана товарооборота:
, где V – коэффициент вариации;
G – среднеквадратическое отклонение;
О – средний объем реализации.
5. Коэффициент равномерности – равномерность выполнения плана товарооборота:
Кр = 100 – V, где Кр – коэффициент равномерности.
6. Коэффициент ритмичности – ритмичность выполнения плана товарооборота:
, где nп – количество периодов, когда план выполнен;
Nо – общее количество периодов.
Показатели товарооборота имеют высокую степень связи с другими важнейшими показателями деятельности торгового предприятия. В системе этих связей наибольшую роль играют следующие их формы: 1) внутренняя связь отдельных показателей товарооборота; 2) связь товарооборота с показателями объема ресурсного потенциала и эффективности его использования; 3) связь товарооборота с суммой и уровнем важнейших финансовых показателей.
- Внутренняя связь отдельных показателей товарооборота характеризуется балансовой увязкой объема реализации товаров, суммы товарных запасов и объема поступления товаров. Формула этой балансовой связи имеет следующий вид:
Р + В + Зк = П + Зн
Р - объем реализации товаров в определенном периоде;
П — объем поступления товаров в определенном периоде;
Зн; Зк — сумма запасов товаров соответственно на начало и конец рассматриваемого периода;
В — выбытие товаров в связи с естественной убылью и по прочим причинам.
2. Связь товарооборота с показателями объема ресурсного потенциала и эффективности его использования рассматривается обычно в разрезе отдельных видов используемых ресурсов.
Р = Пс * ПТ,
где Р — объем реализации товаров в определенном периоде;
Пс — среднесписочная численность персонала в определенном периоде;
ПТ — средняя производительность труда работников в определенном периоде (выраженная объемом товарооборота на одного работника).
Связь товарооборота с используемыми основными средствами выражается следующим образом:
Р = ОС * Фо, где Р — объем реализации товаров в определенном периоде;
ОС — средняя стоимость основных средств предприятия в определенном периоде;
Ф0 — фондоотдача в определенном периоде (выраженная объемом товарооборота на единицу основных средств).
Аналогичным образом может быть выражена связь товарооборота и с другими видами ресурсов торгового предприятия.
3. Связь товарооборота с суммой и уровнем важнейших финансовых показателей также рассматривается обычно в разрезе отдельных из этих показателей.
, где Р - объем реализации товаров в определенном периоде;
КДр — сумма коммерческого дохода от реализации товаров (реализованных торговых наценок), полученного в определенном периоде;
УКД — уровень коммерческого дохода от реализации товаров в определенном периоде (выраженный в процентах к товарообороту).
Связь товарооборота с издержками обращения выглядит так:
, где Р — объем реализации товаров в определенном периоде;
ИО — сумма издержек обращения в определенном периоде;
уио — уровень издержек обращения в определенном периоде (выраженный в процентах к товарообороту).
Связь товарооборота с суммой уплачиваемых налогов характеризуется следующей формулой:
, где Р — объем реализации товаров в определенном периоде;
Н — сумма налогов, выплаченных торговым предприятием в определенном периоде;
НЕ — налогоемкость товарооборота (выраженная отношением суммы налогов к товарообороту в процентах).
Связь товарооборота с прибылью выражается следующим образом:
, где Р — объем реализации товаров в определенном периоде;
Пр —сумма прибыли от реализации товаров, полученная в определенном периоде;
Рт —уровень рентабельности товарооборота в определенном периоде (выраженный отношением прибыли к товарообороту в процентах).
Рассмотренные формы взаимосвязи показателей играют большую роль в системе экономического управления товарооборотом на торговом предприятии.
Вопрос № 90. Методы планирования товарооборота.
Сущность планирования товарооборота заключается в определении его объема в стоимостном выражении на определенные периоды времени в будущем. Планирование товарооборота служит инструментом выявления будущей прибыли предприятия, позволяет улучшить контроль за размещением и использованием всех его ресурсов.
Для того чтобы план товарооборота содержал достаточно точные и реальные показатели, при его разработке следует учитывать определенные принципы. Во-первых, планирование должно основываться на учете и анализе результатов предыдущей деятельности. Во-вторых, необходимо правильно оценить любые тенденции, влияющие на осуществление процесса реализации товаров и возникающие в рассматриваемый период времени. Рассматриваемый период может охватывать временной интервал от нескольких месяцев до нескольких лет. При этом товарооборот текущего периода принимается за основу при расчете плановых показателей.
При разработке плана товарооборота необходимо определить и выделить все специфические факторы, которые могут оказать влияние на формирование будущих тенденций конъюнктуры рынка.
Выбор и рассмотрение факторов необходимо осуществлять на основе анализа их надежности и достоверности. Не следует учитывать при планировании факторы, не основанные на точных данных и не имеющие надежного доказательства их достоверности. Такой подход позволяет следить за возникающими возможностями и адаптироваться к изменениям, происходящим на рынке. План товарооборота должен быть надежным инструментом управления на предприятии и основываться на достоверной информации.
План продажи должен быть реально осуществимым. Это — управленческий инструмент, основа для планирования и разработки товарной политики предприятия, основных показателей хозяйственной деятельности.
Процесс планирования товарооборота состоит из нескольких этапов:
Планирование товарооборота может осуществляться в соответствии с двумя подходами. Согласно первому подходу руководство торгового предприятия определяет цели и задачи планирования и плановые показатели товарооборота. Затем эти показатели в более детализированном виде распределяются по структуре реализации и структурным подразделениям предприятия (филиалам, секциям, отделам). Второй подход предполагает обратные действия. При этом расчет показателей реализации проводится по структуре товарооборота и структурным подразделениям, а затем эти данные сводятся в единый план товарооборота предприятия.
На практике целесообразно использовать оба эти подхода, поскольку планирование является текущим и непрерывным процессом, в котором необходимо постоянно осуществлять координацию планов и их корректировку в процессе реализации.
Планирование объема товарооборота можно проводить на основе использования количественных методов, путем выявления тенденций изменения данных по реализации за прошлые периоды. Можно использовать качественные методы, которые учитывают изменения в ближайшем окружении торгового предприятия (например, действия конкурентов), а также общеэкономические тенденции (например, повышение ставки рефинансирования, влияющее на стоимость кредитов, снижение курса рубля).
Важно правильно выбрать метод планирования, поскольку от этого зависит точность исполнения плана. Выбор метода планирования зависит от: цели разработки плана; исходной информации, полученной в процессе анализа товарооборота, ее точности и достоверности; периода, на который рассчитывается план; опыта, имеющегося у предприятия в сфере планирования; затрат, связанных с разработкой плана; наличия программного обеспечения и вычислительной техники.
В целях получения более надежного плана товарооборота целесообразно использовать различные методы расчетов, что обеспечит многовариантность плановых расчетов. Наличие нескольких вариантов плана и анализ расхождений между ними позволяют выбрать и обосновать наиболее реальный и приемлемый вариант плана, соответствующий критерию оптимальности. Все расчеты ведутся в сопоставимых ценах, действующих на начало планового периода.
Планирование товарооборота осуществляется различными методами, имеющими различную степень формализации. Их использование, однако, имеет некоторые ограничения.
Экономико-статистические методы — это наиболее распространенные методы планирования товарооборота:
1. Если предприятие располагает только рядом статистических данных, характеризующих изменение товарооборота во времени, то плановые показатели можно рассчитать путем экстраполяции. Экстраполяция осуществляется различными приемами. Выбор метода экстраполяции зависит от особенностей динамического ряда.
Плановый показатель рассчитывается по формуле:
Оп = Оn - 1 * Тс , где Оп — плановый товарооборот;
On-1 - товарооборот последнего периода в ряду динамики; Тс — средний темп роста товарооборота.
Применение данного метода возможно тогда, когда каждый член динамического ряда равен предыдущему, умноженному на средний темп. Этот метод имеет свои недостатки. Товарооборот, рассчитанный с его помощью, весьма условен, так как в его основе лежит предположение о неизменности условий формирования товарооборота. План будет ошибочным, если, например, в месте, где расположен магазин, открывается другой магазин с подобной специализацией. Это изменение условий может вызвать значительное снижение планового объема реализации.
Для определения объема товарооборота с использованием этого метода необходимо, чтобы товарооборот за анализируемые периоды был сопоставим, т.е. был выражен в одних и тех же ценах и охватывал один и тот же состав торговой сети. Кроме того, необходимо учитывать как внешние факторы, способствующие увеличению объема продажи в предыдущие периоды, так и возможные условия, при которых этот, уровень может упасть.
2. Если целью планирования товарооборота является повышение эффективности использования ресурсов, то планирование основывается на сравнении показателей эффективности использования ресурсов на данном предприятии и аналогичных предприятиях района, деятельности или показателей конкурентов.
Расчеты проводятся в определенной последовательности.
Определяется соотношение (уровень) использования отдельных видов ресурсов на аналогичных, но лучших предприятиях по формуле:
, где Упр — уровень превышения эффективности использования соответствующего вида ресурса, %;
Эл — показатель эффективности использования соответствующего вида ресурса (фондоотдачи, производительности труда, товарооборота на 1 м2 площади торгового зала и т.п.), достигнутый на торговом предприятии, избранном в качестве эталона;
Эд — показатель эффективности использования соответствующего вида ресурса, достигнутый на данном предприятии в предплановом периоде.
Далее определяется приоритетный вид ресурса, по которому на предприятии намечается достичь наибольшей эффективности использования. Этот выбор осуществляется с учетом результатов сравнительного анализа эффективности использования отдельных ресурсов и приоритетного значения отдельных из них для развития данного предприятия.
После проведенных расчетов определяется плановый объем реализации товаров. Он рассчитывается по формуле
, где Оп — объем реализации товаров в плановом периоде;
Оф — фактический объем реализации товаров в соответствующем предплановом периоде;
Упр — уровень превышения эффективности использования ресурса, избранного в качестве приоритетного для развития предприятия, %.
Одной из основных целей планирования товарооборота является достижение высоких экономических результатов, что позволяет сделать разработка плана товарооборота исходя из потребности в прибыли.
3. Метод, основанный на получении необходимой суммы прибыли, предполагает проведение плановых расчетов, которые основываются на заранее рассчитанной целевой сумме прибыли и ряде других финансовых показателей.
4. Планирование объема продажи товаров может проводиться методом технико-экономических расчетов, или нормативным. Для его использования необходимо учитывать особенности работы торговой фирмы, специфику торгово-технологического процесса и обслуживаемого контингента покупателей, интенсивность покупательского потока, конъюнктурные колебания, свойственные району деятельности данного магазина.
В реальной хозяйственной деятельности часто используют метод планирования товарооборота на основе расчета точки безубыточности. Данная методика построена на принципе достижения такого объема товарооборота, при котором предприятие способно покрыть все расходы без получения прибыли, но и без убытков. Для достижения безубыточности товарооборота доходы от реализации должны покрыть затраты на приобретение товаров, налоги, вносимые в бюджет, переменные и постоянные затраты, связанные с реализацией товаров. Этот объем реализации товаров может быть определен по следующей формуле
, где Об — объем реализации товаров, обеспечивающий достижение «точки безубыточности;
увд — уровень валового дохода от реализации, %;
ИПОСТ — сумма постоянных издержек обращения;
УИПЕР - уровень переменных издержек обращения к товарообороту, %.
5. Распределение товарооборота по отдельным товарным группам, т.е. планирование структуры товарооборота. Структура товарооборота отражается на формировании доходов от реализации товаров, издержках, на удовлетворении потребностей покупателей.
Структура товарооборота отражает ассортимент товаров, подлежащих продаже в плановом периоде. В связи с тем что условия работы торговых предприятий имеют свои особенности, в каждом из них ассортимент товаров различен. При планировании товарооборота необходимо предусмотреть его групповую и внутригрупповую структуры, при этом по каждой группе товаров определяются сумма и доля реализации (в процентах к общему объему товарооборота). В каждый период времени объем реализации будет зависеть от спроса на товар, сезона, поставки товаров, состояния товарных запасов и других причин.
При определении структуры товарооборота принимаются во внимание данные об изменении удельного веса каждой товарной группы в предшествующем периоде. Выявленные тенденции являются основой для выбора метода планирования структуры товарооборота.
По тем товарам, удельный вес которых в общем объеме реализации за анализируемый период характеризуется стабильностью, плановый показатель удельного веса можно рассчитать с помощью средней арифметической.
6. Для товарных групп, объем продажи которых имеет тенденцию к колебаниям, можно использовать метод аналитического выравнивания удельного веса товарной группы с помощью скользящей средней.
При планировании структуры товарооборота необходимо принимать во внимание объективный фактор переключения спроса на взаимозаменяемые товары, определить который можно с помощью выборочного обследования, экспертных оценок, методом аналогий.
- Для планирования структуры товарооборота торгового предприятия может быть использован метод, основанный на расчете коэффициентов эластичности, отражающих изменение оборота по отдельным товарам в зависимости от изменения общего объема товарооборота торгового предприятия:
, где Эi — коэффициент эластичности по i'-му товару, %;
ΔОi — прирост товарооборота по i-му товару в отчетном году по сравнению с предшествующим годом, %;
ΔО — прирост общего объема товарооборота торгового предприятия в отчетном году по сравнению с предшествующим годом, %.
Коэффициент эластичности показывает, на сколько процентов изменяется товарооборот по i-й товарной группе при изменении общего объема товарооборота торгового предприятия на 1%.
Прирост товарооборота по товарным группам в планируемом году по сравнению с отчетным годом определяется путем умножения коэффициентов эластичности Эi на прирост объема товарооборота в целом по торговому предприятию:
ΔОin.r = ΔОi * Эi , где ΔОin.r - прирост товарооборота i -й товарной группы в планируемом году по сравнению с отчетным;
ΔОi — прирост общего объема товарооборота торгового предприятия в планируемом году по сравнению с отчетным годом, %.
Расчетное значение товарооборота по i-й товарной группе на планируемый год составит:
, где Oin.r — товарооборот i-й товарной группы в планируемом году, руб.;
O io.r — товарооборот i-й товарной группы в отчетном году, руб.
8. Нормативный метод планирования предусматривает использование показателей товарооборота на 1 м2 площади торгового зала. Его можно применять, когда меняется ассортиментная политика предприятия и имеются данные о нормативе товарооборота на 1 м2 площади торгового зала по предприятию или данные о товарообороте на 1 м2 аналогичных типов магазинов или конкурентов в районе деятельности торговой фирмы.
Основой расчета служит размер площади торгового зала, предусматриваемый для размещения отдельных групп товаров, и объем товарооборота, планируемый на 1 м2 этой площади (для новых групп товаров этот показатель принимается на уровне сложившегося в других аналогичных типах магазинов данного района деятельности).
9. Расчет товарооборота по кварталам и месяцам.
Динамика квартальных и месячных объемов реализации существенно отличается от динамики годовых показателей. Это отличие проявляется прежде всего в том, что развитие годовых объемов товарооборота носит более или менее монотонный характер, в то время как изменения квартальных и месячных объемов товарооборота аналогичных товаров в рамках года характеризуется, как правило, большей неравномерностью, резко выраженными колебаниями.
Сезонность в торговле представляет собой сложное социально-экономическое явление: смещаются периоды увеличения и уменьшения реализации, изменяется степень колеблемости «сезонной волны».
Вопрос №91. Планирование поступления товаров
Важным условием обоснования плана товарооборота и товарных запасов является определение потребности в товарах, которая рассчитывается на основе планируемого объема товарооборота, изменения товарных запасов текущего хранения, страховых запасов с учетом возмещения потерь от естественной убыли и уценки товаров.
Поступление товаров оказывает непосредственное влияние на состояние почти всех показателей и бывает связано со многими сторонами хозяйственной деятельности предприятий торговли. В случае несоответствия объемов поставки товаров по количеству, ассортименту и качеству спросу покупателей происходит сокращение объемов реализации, дохода, и в конечном счете предприятие недополучает прибыль. Происходит рост товарных запасов, возрастает время обращения товаров. Это требует вовлечения дополнительных средств и может вызвать недостаток оборотных средств, нарушение платежной дисциплины, применение санкций со стороны поставщиков и кредитных организаций за несвоевременную оплату товаров и процентов за пользование ссудой, вплоть до отказа от сотрудничества с предприятием торговли.
Значительное влияние поступление товаров оказывает на величину издержек обращения, поскольку почти все статьи издержек обращения прямо или косвенно бывают связаны с процессами закупки товаров и формированием товарных ресурсов.
Таким образом, от того, насколько рационально осуществляется процесс поступления товаров, зависит, с одной стороны, удовлетворение платежеспособного спроса покупателей, качество торгового обслуживания, а с другой — экономическая эффективность деятельности предприятия.
Эффективность планирования поступления товаров во многом зависит от успешного решения комплекса конкретных задач.
Для полной реализации всех поступающих на предприятие товаров необходимо, чтобы их потребительские свойства в наибольшей степени соответствовали потребностям покупателей, которые в условиях рынка под влиянием множества факторов становятся все более разнообразными и динамичными. Поэтому важнейшими задачами предприятия становятся изучение и прогнозирование спроса и конъюнктуры рынка.
Ассортиментная политика также является важным условием формирования товарного поступления. Она должна основываться на рациональной организации хозяйственных связей торгового предприятия с коммерческими партнерами по закупке и поставке товаров, изучении и выборе источников поступления и поставщиков. Выбор поставщиков предполагает оценку показателей их деятельности с учетом таких критериев, как цена, качество товаров, условия поставки и их соблюдение, надежность, репутация и др.
Важным условием обоснования плана товарооборота является планирование поступления товаров. Потребность в товарах определяется на основе планируемого объема товарооборота, изменения товарных запасов текущего хранения, с учетом возмещения потерь от естественной убыли и уценки товаров, страховых запасов.
К задачам планирования поступления товаров относят определение потребности в товарах, необходимых для выполнения плана товарооборота и создания нормативных товарных запасов; установление источников поступления товаров; обеспечение ритмичной поставки в необходимых объемах и ассортименте.
Планирование поступления товаров осуществляется на торговом предприятии с учетом результатов анализа, важнейшей задачей которого является определение степени выполнения плана поступления товаров по общему объему, структуре, источникам поступления товаров. При проведении анализа выявляются равномерность поступления товаров, причины отклонения от плана, надежность источников поступления товаров. Анализ проводится одновременно с анализом реализации товаров и товарных запасов. При анализе изучаются различные показатели. К ним относятся следующие.
1. Динамика общего объема и товарной структуры поступления. Этот анализ проводится в сопоставимых ценах. В процессе анализа устанавливаются темпы изменения объема поступления товаров в предплановом периоде в целом по предприятию и в разрезе отдельных товарных групп.
2. Обеспеченность товарооборота и товарных запасов объемом поступления товаров. Снижение объемов реализации товаров, предусмотренных в предплановом периоде, при одновременном сокращении размеров товарных запасов свидетельствует, как правило, о недостаточности объемов поступления товаров на предприятие.
3. Состав источников поступления товаров. В процессе анализа устанавливается удельный вес поступления товаров от непосредственных изготовителей, оптовых фирм, торговых посредников и т.п. Рассчитывается удельный вес поставки товаров от местных и иногородних поставщиков. Кроме того, необходимо изучить выполнение поставщиками договоров по поставке товаров не только по общему объему, но и по ассортименту, качеству товаров, срокам отгрузки и т.п. При необходимости отдельные аспекты этого анализа могут быть углублены.
Для проведения такого анализа используется коэффициент поставки, который рассчитывается по формуле:
, где Кп — коэффициент поставки товаров на предприятие, %;
Пф — фактическая сумма (количество) поступления товаров на предприятие (в сопоставимых ценах);
Пд — сумма (количество) поступления товаров на предприятие, предусмотренная заключенными договорами.
Коэффициент поставки рассчитывается по предприятию в целом, в разрезе отдельных групп товаров, а также в разрезе отдельных поставщиков, с которыми были заключены контракты. При значениях коэффициента ниже единицы выясняются причины невыполнения контрактных обязательств: отказ торговой фирмы от части закупленных товаров, форс-мажорные обстоятельства, иные причины.
4. Равномерность поступления товаров по отдельным периодам (месяцам, декадам, неделям). Такой анализ проводится в сопоставимых ценах в целом по предприятию и в разрезе отдельных товарных групп. Для анализа равномерности поступления товаров используются показатели среднеквадратического отклонения и коэффициента вариации (алгоритмы их расчета рассмотрены ранее). В процессе анализа показатели равномерности поступления товаров сопоставляются с показателями равномерности их реализации по отдельным периодам.
5. Частота поставки товаров на предприятие. Этот показатель играет существенную роль в обеспечении устойчивости ассортимента товаров, формировании размера товарных запасов, объеме затрат торговой фирмы по транспортировке товаров и хранению запасов, затрат на выполнение запасов. Такой анализ следует проводить в разрезе групп (а в необходимых случаях и подгрупп) товаров. Затем проводится анализ обеспечения потребности в товарах в балансовой увязке с объемом товарооборота и товарными ресурсами.
Результаты анализа используют на всех последующих этапах планирования поступления и закупки товаров.
Базу плановых расчетов объема и структуры поступления товаров составляют ранее обоснованные планы реализации товаров и формирования товарных запасов по объему и структуре, договоры на поставку товаров. Объемы необходимого поступления товаров рассчитываются в разрезе отдельных товарных групп и по предприятию в целом. Плановые расчеты проводятся на основе балансовой увязки показателей товарного баланса по следующим формулам:
П = О + Зк - Зн + В или П = О ± ΔЗ + В,
Где П — плановый объем поступления товаров (в розничных ценах);
О — плановый объем реализации товаров;
Зк — расчетная сумма товарных запасов на конец планового периода;
Зн — фактическая сумма товарных запасов на начало планового периода;
В — ожидаемое выбытие товаров в связи с естественной убылью и по прочим причинам (уценка, сезонная распродажа и т.п.);
± ΔЗ — предусматриваемое изменение (прирост, снижение) суммы товарных запасов в плановом периоде.
Общий объем поступления определяется путем суммирования потребности по всем товарным группам.
После определения плановой потребности в товарах производится расчет поступления по источникам. <