Вопрос № 82. Принципы разработки стратегии торгового предприятия
В основе разработки стратегии развития торгового предприятия лежат принципы общей системы стратегического управления. К числу основных из этих принципов, обеспечивающих подготовку и принятие стратегических управленческих решений в процессе разработки стратегии развития торгового предприятия, относятся.
1. Рассмотрение торгового предприятия как открытой социально-экономической системы, способной к самоорганизации. Этот принцип стратегического управления состоит в том, что при разработке стратегии предприятие рассматривается как определенная система, полностью открытая для активного взаимодействия с факторами внешней среды. Открытость предприятия как социально-экономической системы и его способность к самоорганизации позволяют обеспечивать качественно иной уровень формирования его стратегии.
2. Формирование корпоративной стратегии торгового предприятия на основе базовой стратегии его операционной деятельности. Основу корпоративной стратегии торгового предприятия составляет базовая стратегия его операционной деятельности, связанная с реализацией товаров.
Базовые виды стратегий операционной деятельности торгового предприятия:
- Ограниченный (или концентрированный) рост: используется торговыми предприятиями со стабильным ассортиментом товаров и торговыми технологиями, слабо подверженными влиянию технологического прогресса. Основными типами этой базовой стратегии являются: стратегия усиления конкурентной позиции; стратегия расширения рынка; стратегия совершенствования ассортимента.
- Ускоренный (интегрированный или дифференцированный) рост: избирают торговые предприятия, находящиеся в ранних стадиях своего жизненного цикла, а также в динамично развивающихся сегментах потебительского рынка под воздействием технологического прогресса. Основными типами этой базовой стратегии торгового предприятия являются: стратегия вертикальной интеграции; стратегия обратной интеграции; стратегия горизонтальной диверсификации; стратегия конгломератной диверсификации.
- Сокращение (или сжатие): наиболее часто избирается торговыми предприятиями, находящимися на последних стадиях своего жизненного цикла, а также в стадии финансового кризиса. Она основана на принципе "отсечение лишнего", предусматривающем сокращение объема товарооборота и ассортимента реализуемых товаров, уход с отдельных сегментов потребительского рынка.
- Сочетание (или комбинирование): интегрирует в себе рассмотренные различные типы частных стратегий отдельных стратегических зон хозяйствования или стратегических хозяйственных единиц. Эта стратегия характерна для наиболее крупных торговых предприятий с широкой отраслевой и региональной диверсификацией операционной деятельности. Соответственно функциональные и бизнес-стратегии таких торговых предприятий дифференцируются в разрезе отдельных объектов стратегического управления, будучи подчинены различным стратегическим целям их развития.
3. Преимущественная ориентация на предпринимательский стиль стратегического управления хозяйственной деятельностью. Управление торговым предприятием в стратегической перспективе характеризуется приростным или предпринимательским стилем.
Основу приростного стиля стратегического управления составляет постановка стратегических целей от достигнутого уровня хозяйственной деятельности с минимизацией альтернативности принимаемых стратегических управленческих решений. Кардинальные изменения направлений и форм хозяйственной деятельности осуществляются лишь как отклик на изменения операционной стратегии торгового предприятия. Такой стиль стратегического управления характерен обычно для торгового предприятий, достигших стадии зрелости своего жизненного цикла.
Основу предпринимательского стиля стратегического управления составляет активный поиск эффективных управленческих решений по всем направлениям и формам хозяйственной деятельности. Этот стиль управления связан с постоянной трансформацией направлений, форм и методов осуществления хозяйственной деятельности на всем пути к достижению поставленных стратегических целей с учетом изменяющихся факторов внешней среды.
4. Выделение доминантных сфер стратегического хозяйственного развития. Этот принцип позволяет обеспечить идентификацию приоритетных направлений хозяйственной деятельности торгового предприятия, обеспечивающих успешную реализацию ее главной целевой функции — возрастания рыночной стоимости предприятия в долгосрочной перспективе.
Сферы стратегического хозяйственного развития торгового предприятия выделяются в разрезе основных видов его деятельности.
1.Операционная деятельность - являются стратегия развития товарооборота, стратегия повышения качества обслуживания покупателей, инновационная стратегия, стратегия развития персонала.
2. Инвестиционная деятельность - являются инвестиционные стратегии, диверсифицированные по формам реальных инвестиций и их региональной направленности.
3. Финансовой деятельности - являются стратегия формирования финансовых ресурсов и стратегия обеспечения финансовой безопасности предприятия.
5. Обеспечение гибкости разрабатываемой стратегии. Будущему развитию хозяйственной деятельности торгового предприятия всегда свойственна значительная неопределенность. Поэтому практически невозможно сохранить в неизменном виде разработанную стратегию торгового предприятия на всех стадиях процесса ее реализации. Основой альтернативных стратегических действий торговых менеджеров в таких условиях выступает высокий уровень гибкости разработанной стратегии.
Возможность своевременного маневрирования ресурсами достигается при наличии на торговом предприятии достаточного их размера в виде страховых резервов и интегрированного управления этими резервами. Кроме того, важную роль в обеспечении гибкости стратегии играет достаточный уровень ликвидности активов и инвестиций торгового предприятия. В этих целях торговое предприятие может иногда сознательно поддерживать некоторые виды финансовых инвестиций с низкой доходностью, но высоким уровнем ликвидности, чтобы за счет возможности быстрого реинвестирования капитала обеспечить необходимую стратегическую гибкость.
6. Обеспечение альтернативности стратегического выбора. Альтернативность является важнейшей отличительной чертой всей системы стратегического управления торговым предприятием и связана со всеми основными элементами стратегического набора — стратегическими целями, разрабатываемой политикой по отдельным аспектам хозяйственной деятельности, источниками формирования ресурсов, стилем и менталитетом управления и т.п.
7. Обеспечение постоянного использования результатов технологического прогресса в хозяйственной деятельности. Формируя стратегию, следует иметь в виду, что эффективная хозяйственная деятельность требует постоянного внедрения технологических нововведений, обеспечивающих рост конкурентной позиции торгового предприятия на потребительском рынке. Поэтому реализация общих целей стратегического развития торгового предприятия в значительной степени зависит от того, насколько его стратегия отражает достигнутые результаты технологического прогресса и адаптирована к быстрому использованию новых его результатов.
8. Учет уровня риска в процессе принятия стратегических управленческих решений. Практически все основные управленческие решения, принимаемые в процессе формирования стратегии торгового предприятия, в той или иной степени изменяют уровень риска. В первую очередь, это связано с выбором направлений и форм хозяйственной деятельности, формированием финансовых ресурсов, внедрением новых организационных структур управления хозяйственной деятельностью. Особенно сильно уровень риска возрастает в периоды колебаний конъюнктуры потребительского рынка, ставки процента на финансовом рынке и роста инфляции. В связи с различным менталитетом торговых менеджеров по отношению к уровню допустимого риска (их рисковыми предпочтениями) на каждом торговом предприятии в процессе разработки стратегии этот параметр должен устанавливаться дифференцированно.
9. Ориентация на профессиональный аппарат торговых менеджеров в процессе реализации стратегии. Какие бы специалисты не привлекались к разработке отдельных параметров стратегии предприятия, ее реализацию должны обеспечивать подготовленные специалисты — торговые менеджеры. Эти менеджеры должны быть ознакомлены с основными принципами стратегического управления, механизмом управления отдельными аспектами торговой деятельности, владеть методами стратегического контроллинга.
10. Обеспечение разработанной стратегии предприятия соответствующими организационной структурой управления и организационной культурой. Важнейшим условием эффективной реализации стратегии развития торгового предприятия являются соответствующие ей изменения организационной структуры управления и организационной культуры. Предусматриваемые стратегические изменения в этой области должны быть составной частью параметров стратегии, обеспечивающих ее реализуемость.