Вопрос №71. Организация размещения и выкладки товаров в торговом зале

В управлении технологическими процессами важная роль отводится организации размещения товаров в торго­вом зале, распределению установочной и демонстрацион­ной площади между отдельными группами товаров. При этом необходимо учитывать ряд факторов, основными из которых являются: частота приобретения товаров отдель­ных групп, габариты этих товаров, затраты времени поку­пателей на осмотр и отбор, а также количество разновид­ностей товаров, предлагаемых покупателям в рамках отдельных групп.

Определяющим фактором при распределении устано­вочной и демонстрационной площади торгового зала меж­ду отдельными группами товаров является частота их при­обретения. Чем выше частота приобретения товаров отдельных групп, тем большая установочная и демонстра­ционная площадь (а соответственно и площадь торгового зала) необходима для их размещения. Такой принцип раз­мещения товаров позволяет более равномерно пополнять товарные запасы в торговом зале и более рационально ис­пользовать торговую площадь. Поэтому в рамках товарной специализации магазина, избранной торговым предприя­тием для осуществления своей деятельности, должна быть определена частота приобретения товаров отдельных групп покупателями с учетом сезонных особенностей спроса.

Важным фактором, влияющим на размер площади торгового зала, отводимой для размещения отдельных то­варов, являются затраты времени покупателей на их ос­мотр и отбор. Чтобы не создавать излишнего скопления покупателей на отдельных участках торгового зала, под то­вары, требующие значительных затрат времени на их ос­мотр и отбор, следует отводить большую площадь.

Существенное влияние на распределение площади торгового зала между отдельными группами товаров ока­зывает широта их ассортимента. Чем выше число разно­видностей, предлагаемое для реализации покупателям в рамках отдельной группы, тем большей при прочих рав­ных условиях должна быть площадь торгового зала, отво­димая для их размещения.

И наконец, определенное влияние на размер площади, отводимой для размещения отдельных товаров, оказывают их габариты. Для крупногабаритных товаров при прочих рав­ных условиях отводится большая площадь торгового зала.

С учетом рассмотренных факторов и особенностей формирования группового ассортимента товаров в рамках избранной формы его специализации осуществляется рас­пределение площади торгового зала в разрезе отдельных товарных групп.

При размещении отдельных групп товаров в торговом зале необходимо учитывать покупательские привычки и комплексность спроса на отдельные товары. Так, группы товаров с высокой взаимной комплексностью потребления следует располагать по возможности рядом (например, по­суда и столовые приборы).

За всеми группами товаров закрепляют постоянные места в торговом зале, что позволяет покупателям привык­нуть к месту их расположения и ускоряет процесс прода­жи. Для реализации новых, модных и отдельных сезонных товаров, требующих специальных условий продажи (тех­нически сложные новинки, принципиально новые товары, нуждающиеся в рекламе и консультации и т.п.), следует выделять наиболее заметные места в торговом зале на пу­тях наиболее массового движения покупателей.

При размещении товаров в торговом зале необходи­мо соблюдать правила товарного соседства. Так, товары бытовой химии, средства защиты растений и некоторые другие аналогичные изделия должны быть по возможнос­ти изолированы. Товары с сильным запахом не следует раз­мешать вблизи товаров, легко воспринимающих этот за­пах (например, изделия из резины и парфюмерия).

Наряду с размещением отдельных групп товаров в торговом зале должна быть обеспечена рациональная их выкладка на оборудовании. Правильная выкладка товаров позволяет эффективно использовать оборудование, улуч­шает условия осмотра и выбора товаров покупателями, со­кращает затраты труда торгово-оперативного персонала на пополнение запасов в торговом зале. Особую роль играет этот процесс в магазинах самообслуживания.

При размещении товаров в первую очередь должен быть обеспечен выбор наиболее эффективных приемов их выкладки. В магазинах самообслуживания применяются следующие основные приемы выкладки товаров: навалом, штабелем, расположением в ряд, подвешиванием, стопка­ми и другие.

Наиболее распространенным приемом является вык­ладка товаров навалом. Этот прием удобен и для покупа­телей, и для персонала — он требует меньших затрат тру­да на выкладку и обеспечивает более эффективное использование демонстрационной площади оборудования. Особенно удобна выкладка товаров навалом в контейне­рах, корзинах, на полках горок, на прилавках — витринах. Однако такая выкладка целесообразна не для всех товаров.

При выкладке товаров на оборудовании следует ру­ководствоваться принципом, что товар — не декорация. Поэтому не следует составлять из товаров пирамиды и дру­гие фигурные сооружения, так как это создает неудобства для покупателей при их отборе.

При размещении товаров на оборудовании определя­ется принципиальный способ выкладки — вертикальный или горизонтальный.

Вертикальная выкладка предусматривает размещение однородных товаров на всех полках данной горки по вер­тикали. Этот способ выкладки является более эффектив­ным, чем горизонтальный, так как обеспечивает быстрое ориентирование в торговом зале и удобный отбор товаров покупателям различного роста.

При горизонтальной выкладке ту или иную разновид­ность товаров размешают вдоль полок оборудования, за­нимая при этом одну или две полки. Горизонтальный спо­соб выкладки рекомендуется использовать при демонстрации крупногабаритных изделий или мелких товаров в кассетах. Товары, в реализации которых магазин особо заинтересо­ван, следует размешать на полках, расположенных в наи­более удобных зонах для покупателей.

Наиболее удобной зоной выбора товаров является зона полок, расположенных на высоте 110—160 см над уровнем пола.

Менее удобными зонами выбора товаров являются зоны полок, расположенных на высоте 80—110 см (нижняя) и 160-180 см (верхняя) от уровня пола.

Неудобными зонами выбора товаров считаются зоны полок, расположенные на высоте до 80 см и свыше 180 см над уровнем пола.

С учетом такого зонирования полок оборудования производится выкладка отдельных товаров. При этом сле­дует иметь в виду, что полки, расположенные в наиболее удобной зоне, обеспечивают лучшие условия реализации товаров, однако по площади они уступают нижним пол­кам оборудования. В этой зоне размещают, как правило, товары так называемого "импульсивного спроса" (приоб­ретение которых покупателем заранее не планируется), а также товары с замедленной оборачиваемостью; в других зонах размещают товары с высоким устойчивым спросом.

Товары на оборудовании следует размещать таким Образом, чтобы его демонстрационная площадь была ис­пользована полностью и товары занимали максимум про­странства между полками. Чем большая масса товаров рас­положена на оборудовании, тем лучше они реализуются. Вели какой-либо товар раскуплен (или не может быть one-ритивно пополнен), то предназначенную для него демон­страционную площадь необходимо сразу же заполнять дру-1'ими товарами.

И наконец, при выкладке товаров необходимо опре­делять последовательность расположения отдельных раз­новидностей товаров в группе с учетом их взаимозаменяе­мости.

Вопрос №71. Организация размещения и выкладки товаров в торговом зале - student2.ru

Вопрос №72. Организация процессов приемки, хранения и подготовки товаров к продаже

Основу вспомогательных торгово-технологических процессов в магазине составляют процессы приемки, хра­нения и подготовки товаров к продаже. Связанные с ними операции существенно влияют как на уровень торгового обслуживания покупателей, так и на экономические пока­затели работы магазина. Частота и объем этих операций определяются объемом товарооборота, ритмичностью товароснабжения, периодом оборачиваемости товарных за­пасов и физико-химическими особенностями реализуемых товаров. Персонал магазина, на который возлагается осу­ществление этих процессов, должен хорошо знать каче­ственные признаки товаров соответствующих групп, основ­ные признаки их брака, правила хранения отдельных групп товаров, требования к подготовке их к продаже, а также содержание нормативно-технической документации, свя­занной с выполнением отдельных операций.

Приемкатоваров является начальным процессом, свя­занным товародвижением в магазине и моментом возник­новения материальной ответственности.

На первом этапе этого процесса проверяется полнота и правильность составления всех необходимых сопроводи­тельных документов на поступивший в магазин товар. К числу основных из этих документов относятся: товарно-транспортная накладная; счет-фактура; приходно-расход­ная накладная; свидетельство о качестве товара; сертифи­кат соответствия государственной системе сертификации или заверенная поставщиком копия сертификата соответ­ствия на товар, подлежащий обязательной сертификации.

В соответствии с действующими нормативными тре­бованиями все товары, поступившие в магазин по импорту и подлежащие обязательной сертификации, разрешается принимать только при наличии у поставщика сертификата соответствия или свидетельства о признании иностранно­го сертификата в государственной системе сертификации. На отдельные импортные товары, которые могут негатив­но влиять на здоровье человека (перечень таких товаров утвержден Министерством здравоохранения), должно так­же иметь гигиеническое заключение государственной са­нитарно-гигиенической экспертизы.

При поступлении товаров без сопроводительных до­кументов (неотфактурованные поставки), их должна при­нимать специальная комиссия с участием представителей торгового предприятия, поставщика или незаинтересован­ной компетентной организации.

На втором этапе процесса приемки осуществляется количественная проверка поступившей в магазин партии товаров. Основными технологическими операциями по ко­личественной приемке продовольственных товаров явля­ется взвешивание, проверка заполненности тарных единиц, подсчет штучных товаров. Товары в таре, доставляемые в контейнерах, принимаются по количеству мест или массе брутто в момент вскрытия контейнера. При количествен­ной приемке непродовольственных товаров ведется под­счет числа товарных единиц. Операции количественной приемки товаров совмещаются обычно с операциями раз­грузки транспортных средств.

На третьем этапе процесса приемки осуществляется проверка качества поступивших товаров. Она осуществля­ется обычно в две стадии. На предварительной стадии про­верка качества осуществляется по результатам внешнего осмотра поступивших товаров, в процессе которого опре­деляется наличие явных дефектов, соответствие маркиров­ки товаров требованиям нормативной документации и дан­ным, указанным в сопроводительных документах. На последующей стадии проводится более углубленное опре­деление качества товаров с целью обнаружения скрытых дефектов, несоответствия поступившей продукции указан­ным срокам годности или гарантийным срокам эксплуата­ции. По большинству продовольственных товаров и непро­довольственным товарам простого ассортимента проводят выборочную проверку качества с распространением ее ре­зультатов на всю партию. Качество непродовольственных товаров сложного ассортимента подлежит сплошной про­верке.

В случае обнаружения несоответствия фактического количества или качества товаров показателям сопроводи­тельных документов или требованиям соответствующей нормативно-технической документации составляется акт об установлении расхождения в количестве или несоответ­ствии по качеству за подписью лиц, принимавших участие в приемке, который передается поставщику (один экземп­ляр этого акта остается в магазине).

Хранение товаров в магазине связано с осуществлением следующих технологических операций: перемещением то­варов в помещения кладовых (охлаждаемых камер) и уклад­кой их на хранение; текущим наблюдением за состоянием товаров в процессе их хранения; обеспечением бесперебой­ной и качественной работы холодильных установок; под­держанием необходимых санитарно-гигиенических условий в помещениях, предназначенных для хранения.

Основной задачей торгового менеджмента в процессе осуществления хранения товаров является обеспечение со­хранности товаров по количеству и качеству. Это достигает­ся путем создания в помещениях для хранения необходимых влаго-температурных режимов, соответствующих физико-хи­мическим особенностям отдельных групп товаров; правиль­ным размещением товаров в помещениях для хранения с учетом требований товарного соседства и очередности реали­зации; соответствующими способами размещения товаров на оборудовании, обеспечивающими сохранность их качества.

В помещениях для хранения продовольственных товаров должны быть в первую очередь обеспечены температурный режим и влажность воздуха, соответствующие специфике отдельных видов товаров. Скоропортящиеся продукты должны храниться в охлажденных камерах и шкафах с тем­пературой воздуха от —2 до —5°С при влажности воздуха 80-85%. Для продовольственных товаров, не требующих охлаждаемых помещений, при хранении обеспечиваются температура в пределах 16—18°С и влажность воздуха 70—75%. Особое внимание при хранении продовольственных това­ров должно быть уделено обеспечению надлежащего то­варного соседства. Так, в раздельных помещениях должны храниться товары, легко воспринимающие запахи (конди­терские изделия, животное масло и др.), и товары с ост­рым запахом (копчености, сельдь, сыры и т.п.); товары, легко впитывающие влагу (сахар, мука и т.п.), и товары с высоким содержанием влаги. Для обеспечения этих условий в магазинах, реализующих продовольственные товары, дол­жна быть проведена группировка этих товаров по режиму и условиям их хранения и с учетом среднего периода их хра­нения осуществлено распределение помещений кладовых. В помещениях для хранения непродовольственных товаров должна быть обеспечена стабильная температура (10-18°С), нормальная влажность воздуха и хорошая вен­тиляция. Швейные, трикотажные, меховые, текстильные изделия, а также головные уборы, валяная обувь при дли­тельном хранении должны пересыпаться антимолевыми средствами. Изолированного размещения и особого режи­ма хранения требуют товары бытовой химии, минеральные удобрения и средства защиты растений — их хранят с обес­печением повышенных требований к противопожарной безопасности и санитарным условиям, а также к температу­ре и относительной влажности воздуха (не более 55~65%). Следует отметить, что большинство продовольствен­ных товаров и отдельных групп непродовольственных то­варов в процессе хранения подвергаются потерям количе­ства и качества по естественным причинам (усушка, распыление, вытекание и т.п.). Эти потери регламентиру­ются соответствующими нормами естественной убыли.

В процессе хранения должно быть обеспечено строгое соблюдение установленных для отдельных товаров предель­ных и гарантийных сроков их хранения, определенных со­ответствующими нормативно-техническими документами (они отражены на маркировке товара или в техническом паспорте, прилагаемом к нему).

Подготовкатоваров к продаже состоит из следующих технологических операций: проверки целостности упаковки, распаковки товаров из внешней тары, проверки наличия маркировочных данных и качества после хранения. По тех­нически сложным изделиям осуществляется также провер­ка наличия инструкций по эксплуатации, технических паспортов, гарантийных талонов, комплексности изделий и проверка работы в действии, а по швейным изделиям — чистка и глажка.

При отсутствии маркировки на отдельных изделиях или повреждении ярлыка предприятия-изготовителя (отсутствие пломбы, загрязнение, потертость, нечеткость записи и т.п.) работником, осуществляющим подготовку товара к продаже, обновляются все маркировочные данные и выписывается дубликат товарного ярлыка, который подписывается мате­риально-ответственным лицом и прикрепляется к товару.

В крупных продовольственных магазинах самообслу­живания (в первую очередь универсамах) значительный объем подготовительных операций связан с фасовкой ряда товаров, которая организуется непосредственно в магази­не. В этих целях в магазине выделяются специальные по­мещения для фасовки и устанавливается соответствующее фасовочное оборудование. В процессе осуществления этой подготовительной операции особое внимание должно быть обращено на размеры дозировки фасуемых товаров. Опыт показывает, что большинство магазинов самообслужива­ния, организуя фасовку товаров, дублирует те размеры до­зировки, которые используются предприятиями пищевой промышленности на протяжении многих лет. Такая дози­ровка не отвечает особенностям спроса ряда категорий по­купателей и требует большего разнообразия с учетом сло­жившейся дифференциации доходов населения, состава семей и частоты приобретения товаров.

предложены рекомендуемые дозировки продовольственных товаров при осуществлении их фасовки непосредственно в магазинах самообслуживания.

Рекомендуемые дозировки требуют уточнения с уче­том специфики обслуживаемых контингентов покупателей и особенностей их спроса (в первую очередь — частоты совершения покупок).

В маркировании фасуемых магазином продоволь­ственных товаров следует использовать установленные спе­цифические символы, которыми обозначаются лечебные, диетические, лечебно-профилактические, биологически активные пищевые продукты, детское питание, питание для спортсменов, а также экологически чистые пищевые продукты. Маркирование расфасованных продовольствен­ных товаров штриховыми кодами должно соответствовать установленному порядку.

Наши рекомендации