Вопрос №54. Таможенный режим как инструмент экономического регулирования.

Важнейшая роль в деле обеспечения экономических интересов России принадлежит таможенной службе - одному из базовых институтов современной экономики. Принимая непосредственное участие в регулировании международного торгового обмена субъектов внешнеэкономической деятельности, и осуществляя фискальную функцию на рубежах страны, таможенная служба эффективно пополняет федеральный бюджет и тем самым способствует решению экономических проблем России.

Институт таможенных режимов занимает в таможенном законодательстве одну из ключевых позиций. В первую очередь это связано с тем, что все товары и транспортные средства перемещаются через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с избранным таможенным режимом.

С помощью таможенного режима определяются:

- порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации;

- особенности перемещения отдельных категорий товаров;

- особенности таможенного оформления и таможенного контроля;

- порядок обложения товаров и транспортных средств таможенными платежами и применения к ним мер экономической политики;

- условия нахождения товаров и транспортных средств на таможенной территории Российской Федерации или за ее пределами и их допустимое использование;

- права и обязанности пользователя (бенефициара) таможенного режима.

Как и многие правовые категории, понятие таможенного режима используется в широком и узком смысле. В широком смысле таможенный режим можно определить как правовой режим, выражающийся в определенном сочетании административно – правовых и финансово - правовых средств регулирования, установленный таможенным законодательством и имеющий целью регламентировать отношения, возникающие в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, между лицом, их перемещающим, и таможенным органом.

В узкоспециальном значении, используемом в таможенном законодательстве, таможенный режим представляет собой совокупность положений, определяющих для таможенных целей статус товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации. Этот статус определяется условиями, ограничениями и требованиями, а также порядком применения к товарам таможенных платежей и мер экономической политики.

Понятие таможенного режима используется также для обозначения конкретного таможенного режима, под который помещен определенный товар.

Статья 155 Таможенного кодекса РФ содержит следующий перечень таможенных режимов:

1) основные таможенные режимы:

-выпуск для внутреннего потребления;

- экспорт;

- международный таможенный транзит;

2) экономические таможенные режимы:

- переработка на таможенной территории;

- переработка для внутреннего потребления;

- переработка вне таможенной территории;

- временный ввоз;

- таможенный склад;

- свободная таможенная зона (свободный склад);

3) завершающие таможенные режимы

- реимпорт;

- реэкспорт;

- уничтожение;

- отказ в пользу государства;

4) специальные таможенные режимы:

- временный вывоз;

- беспошлинная торговля;

- перемещение припасов;

- иные специальные таможенные режимы.

Таможенный режим свободной таможенной зоны (свободного склада) устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федера­ции, регулирующим правоотношения по установлению и применению та­моженного режима свободной таможенной зоны (свободного склада).

В системе таможенного режима условно можно выделить три составляющие части- подсистемы:

1) нормативно - регулятивную;

2) организационную;

3) материально - техническую.

Нормативно - регулятивная подсистема состоит из основных начал (принципов) правового регулирования, нормативных правовых актов, устанавливающих порядок применения таможенных режимов, а также устанавливающих ответственность за нарушение "режимных" мероприятий.

Организационная подсистема представляет собой совокупность "режимных" органов (ГТК России, региональные таможенные управления, таможни, таможенные посты) и органов, с которыми взаимодействуют "режимные" органы (Минэкономразвития России, Минфин России, МНС России, ФСНП России и др.).

Материально - техническая подсистема включает соответствующую таможенную инфраструктуру (складские помещения, транспорт, охранные и сигнализационные системы, помещения магазинов беспошлинной торговли, таможенные лаборатории и т.д.).

Систему источников права, регулирующих отношения, которые возникают в связи с помещением товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим, составляют:

1. Международные договоры;

2. Таможенный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ;

3. Указы Президента РФ;

4. Постановления Правительства РФ.

5. Нормативные правовые акты ГТК России и иных федеральных органов исполнительной власти.

Наши рекомендации