Вопрос №54. Таможенный режим как инструмент экономического регулирования.
Важнейшая роль в деле обеспечения экономических интересов России принадлежит таможенной службе - одному из базовых институтов современной экономики. Принимая непосредственное участие в регулировании международного торгового обмена субъектов внешнеэкономической деятельности, и осуществляя фискальную функцию на рубежах страны, таможенная служба эффективно пополняет федеральный бюджет и тем самым способствует решению экономических проблем России.
Институт таможенных режимов занимает в таможенном законодательстве одну из ключевых позиций. В первую очередь это связано с тем, что все товары и транспортные средства перемещаются через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с избранным таможенным режимом.
С помощью таможенного режима определяются:
- порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации;
- особенности перемещения отдельных категорий товаров;
- особенности таможенного оформления и таможенного контроля;
- порядок обложения товаров и транспортных средств таможенными платежами и применения к ним мер экономической политики;
- условия нахождения товаров и транспортных средств на таможенной территории Российской Федерации или за ее пределами и их допустимое использование;
- права и обязанности пользователя (бенефициара) таможенного режима.
Как и многие правовые категории, понятие таможенного режима используется в широком и узком смысле. В широком смысле таможенный режим можно определить как правовой режим, выражающийся в определенном сочетании административно – правовых и финансово - правовых средств регулирования, установленный таможенным законодательством и имеющий целью регламентировать отношения, возникающие в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, между лицом, их перемещающим, и таможенным органом.
В узкоспециальном значении, используемом в таможенном законодательстве, таможенный режим представляет собой совокупность положений, определяющих для таможенных целей статус товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации. Этот статус определяется условиями, ограничениями и требованиями, а также порядком применения к товарам таможенных платежей и мер экономической политики.
Понятие таможенного режима используется также для обозначения конкретного таможенного режима, под который помещен определенный товар.
Статья 155 Таможенного кодекса РФ содержит следующий перечень таможенных режимов:
1) основные таможенные режимы:
-выпуск для внутреннего потребления;
- экспорт;
- международный таможенный транзит;
2) экономические таможенные режимы:
- переработка на таможенной территории;
- переработка для внутреннего потребления;
- переработка вне таможенной территории;
- временный ввоз;
- таможенный склад;
- свободная таможенная зона (свободный склад);
3) завершающие таможенные режимы
- реимпорт;
- реэкспорт;
- уничтожение;
- отказ в пользу государства;
4) специальные таможенные режимы:
- временный вывоз;
- беспошлинная торговля;
- перемещение припасов;
- иные специальные таможенные режимы.
Таможенный режим свободной таможенной зоны (свободного склада) устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим правоотношения по установлению и применению таможенного режима свободной таможенной зоны (свободного склада).
В системе таможенного режима условно можно выделить три составляющие части- подсистемы:
1) нормативно - регулятивную;
2) организационную;
3) материально - техническую.
Нормативно - регулятивная подсистема состоит из основных начал (принципов) правового регулирования, нормативных правовых актов, устанавливающих порядок применения таможенных режимов, а также устанавливающих ответственность за нарушение "режимных" мероприятий.
Организационная подсистема представляет собой совокупность "режимных" органов (ГТК России, региональные таможенные управления, таможни, таможенные посты) и органов, с которыми взаимодействуют "режимные" органы (Минэкономразвития России, Минфин России, МНС России, ФСНП России и др.).
Материально - техническая подсистема включает соответствующую таможенную инфраструктуру (складские помещения, транспорт, охранные и сигнализационные системы, помещения магазинов беспошлинной торговли, таможенные лаборатории и т.д.).
Систему источников права, регулирующих отношения, которые возникают в связи с помещением товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим, составляют:
1. Международные договоры;
2. Таможенный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ;
3. Указы Президента РФ;
4. Постановления Правительства РФ.
5. Нормативные правовые акты ГТК России и иных федеральных органов исполнительной власти.