Рентабельность продукции, производства, капитала, продаж. Сфера применения, взаимосвязи

Рентабельность – это относительный показатель эффективности производства, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования ресурсов. В основе построения коэффициентов рентабельности лежит отношение прибыли (чаще всего в расчет показателей рентабельности включают чистую прибыль) или к затраченным средствам, или к выручке от реализации, или к активам предприятия. Таким образом, коэффициенты рентабельности показывают степень эффективности деятельности фирмы.

Рентабельность продукции отражает зависимость между прибылью от реализации продукции и ее себестоимостью. Она показывает относительный размер прибыли на каждый рубль текущих расходов и определяется по формуле

Рп = Пр / З * 100

где Рп – рентабельность продукции;

Пр – прибыль от реализации продукции;

З – затраты.

Рентабельность продукции может быть рассчитана как по всему выпуску продукции, так и по отдельным видам продукции.

Рентабельность продаж определяется отношением прибыли от реализации продукции к выручке от реализации продукции:

Рпрод = Пр /В * 100,

где В – выручка от реализации продукции.

Этот показатель характеризует долю прибыли в выручке от реализации продукции.

Наиболее обобщающей оценкой эффективности формирования прибыли является рентабельность активов (экономическая активность). Она характеризует общий уровень прибыли, полученной от использования всех активов предприятия. Расчет этого показателя осуществляется по формуле

Ра = Пб/ А * 100.

где Пб – бухгалтерская прибыль (прибыль до налогообложения);

А – средняя стоимость всех используемых активов.

На основе этой формулы может быть определена и рентабельность отдельных групп активов предприятия, например внеоборотных активов, а также отдельных их элементов (основных средств, запасов и т.д.). При расчете показателей рентабельности активов наряду с бухгалтерской прибылью может быть использована чистая прибыль предприятия.

Рентабельность собственного капитала характеризует верхнюю границу потенциального внутреннего развития предприятия. Рентабельность собственного капитала можно представить как отношение чистой прибыли к величине собственного капитала:

Рск = Пч / СК * 100,

где Пч – чистая прибыль предприятия;

СК – средняя величина собственного капитала.

Обратное соотношение, т.е. соотношение средней величины собственного капитала и чистой прибыли, представляет период окупаемости собственного капитала (Ток) :

Ток = СК / Пч

Важным показателем является рентабельность производственных фондов, которая рассчитывается отношением бухгалтерской (или чистой ) прибыли к стоимости производственных фондов:

Рф = Пб(Пч) / (ОФ + МОС) * 100,

Где ОФ – среднегодовая стоимость основных производственных фондов;

МОС – среднегодовая стоимость материальных оборотных средств.

Значимым является также показатель рентабельности инвестиций. Он характеризует прибыльность использования инвестиционных ресурсов в целом по предприятию. Расчет этого показателя осуществляется по формуле

Р = П / (ВБ - КО) *100

Где ВБ – средняя величина валюты баланса;

КО – средняя величина краткосрочных обязательств предприятия.

Основными путями повышения рентабельности на предпариятии являются:

* снижение затрат на производство и реализацию продукции;

* наращивание объемов производства продукции;

* рост цен на продукцию в результате улучшения ее качества;

* улучшение использования производственных фондов;

* совершенствование структуры капитала и источников его формирования;

* повышение уровня организации производства и управления идр.

Схема формирования финансовых результатов производственной коммерческой организации

  Прибыль от продаж
Себестоимость коммерческая

Рентабельность продукции, производства, капитала, продаж. Сфера применения, взаимосвязи - student2.ru Рентабельность продукции, производства, капитала, продаж. Сфера применения, взаимосвязи - student2.ru Себестоимость производственная Расходы на продажу Управленческие расходы
Прибыль от финансово-хозяйственной деятельности
Операционные доходы и расходы

Рентабельность продукции, производства, капитала, продаж. Сфера применения, взаимосвязи - student2.ru Рентабельность продукции, производства, капитала, продаж. Сфера применения, взаимосвязи - student2.ru Результат финансовых операций (%) Доходы от участия в других организациях Результат прочих операций
Рентабельность продукции, производства, капитала, продаж. Сфера применения, взаимосвязи - student2.ru Рентабельность продукции, производства, капитала, продаж. Сфера применения, взаимосвязи - student2.ru
Прибыль до вычета налогов
Сальдо внереализационных доходов и расходов

Рентабельность продукции, производства, капитала, продаж. Сфера применения, взаимосвязи - student2.ru Рентабельность продукции, производства, капитала, продаж. Сфера применения, взаимосвязи - student2.ru
Прибыль коммерческой организации
Налог на прибыль и иные обязательные платежи из прибыли



Рентабельность продукции, производства, капитала, продаж. Сфера применения, взаимосвязи - student2.ru
Чистая прибыль
Чрезвычайные доходы и расходы

ТЕМА 10. ПЛАНИРОВАНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

10.1. Рынок и план. Основные принципы планирования

В условиях становления рынка, роста и усиления конкуренции должна возрастать роль планирования.

Планирование – один из экономических методов управления. Выступающий как основное средство использования экономических законов в процессе хозяйствования.

Планирование служит основой для подготовки принятия решений, оно всегда ориентируется на данные прошлого, но стремиться определить и контролировать развитие субъекта хозяйствования в перспективе.

Для планирования важным элементом является достоверность необходимых для планирования данных.

Планирование – это систематическая подготовка принятия решений о целях, средствах и действиях путем целенаправленной сравнительной оценки различных альтернативных действий в ожидаемых условиях.

В условиях рынка диапазон использования факторов чрезвычайно широк, субъект хозяйствования стремиться к их оптимальному сочетанию. Основной формой внутренней увязки всех факторов является планирование финансовой и хозяйственной деятельности. В условиях жесткой конкуренции планирование производственно-хозяйственной деятельности является важнейшим условием их выживания, экономического роста и процветания. Планирование позволяет оптимально увязать имеющиеся возможности по выпуску продукции со сложившимися на рынке спросом и предложением.

Сущность планирования наиболее ярко проявляется в принципах планирования, которые в совокупности отражают содержание планирования. В качестве критериев оценки эффективности планирования выступают несколько принципов:

* научность планирования;

* полнота и точность планирования;

* непрерывность планирования;

* эластичность и гибкость планирования;

* экономичность планирования;

* возможность контроля планов;

* возможность оперативной корректировки планов.

10.2. Содержание и методы планирования, виды планов, их характеристика и взаимосвязь.

Планирование - это разработка и установление руководством предприятия системы количественных и качественных показателей его развития, в которых определяются темпы, пропорции и тенденции развития данного предприятия как в текущем периоде , так и на перспективу. Планирование является центральным звеном всей системы хозяйственного механизма управления и регулирования производства. Планирование, административное управление и контроль за деятельностью предприятия в зарубежной практике определяют одним понятием – «менеджмент».

Существует несколько методов планирования: балансовый, расчетно-аналитический, экономико-математический, графический и программно-целевой.

Балансовый метод планирования обеспечивает установление связей между потребностями в ресурсах и источниках их покрытия, а также между разделами плана. Например, балансовый метод увязывает производственную программу с производственной мощностью, трудоемкость производственной программы с численностью работающих. На предприятии составляю балансы производственной мощности, рабочего времени, материально-энергетический, финансовый и др.

Расчетно-аналитический метод используется для расчета показателей плана, анализа их динамики и факторов, обеспечивающих необходимый количественный уровень. В рамках этого метода определяется базисный уровень основных показателей плана и их изменения в плановом периоде за счет количественного влияния основных факторов, рассчитываются индексы изменения плановых показателей по сравнению с базисным уровнем.

Экономико-математический позволяет разработать экономические модели зависимости показателей на основе выявления изменения их количественных параметров по сравнению с основными факторами, подготовить несколько вариантов плана и выбрать оптимальный.

Графоаналитический метод дает возможность изобразить результаты экономического анализа графическими средствами. С помощью графиков выявляется количественная зависимость между сопряженными показателями, например, меду темпами изменения фондоотдачи, фондовооруженности и производительности труда. Сетевые графики являются разновидностью графоаналитических методов. С их помощью моделируется параллельное выполнение работ в пространстве и времени по сложным объектам, например, реконструкция цеха, разработка и освоение новой техники и др.

Программно-целевые методы позволяют составлять план в виде программы, т.е. комплекса задач и мероприятий, объединенных одной целью и приуроченных к определенным срокам. Характерная черта программы – ее нацеленность на достижение конечных результатов. Стержнем программы является генеральная цель, конкретизируемая в ряде поцелей и задач. Цели исполняются конкретными исполнителями, которые наделяются необходимыми ресурсами. На основе ранжирования целей (генеральная цель – стратегические и тактические цели – программа работ) составляется граф типа «дерево целей» - исходная база для формирования системы показателей программы и оргструктуры управления ею.

По срокам различают следующие виды планирования: перспективное, текущее и оперативно-производственное.

10.3. Стратегическое и текущее планирование на предприятии. Разработка плана развития

Перспективное планирование основывается на прогнозировании, иначе его называют стратегическим планированием. С его помощью прогнозируются перспективная потребность в новых видах продукции, товарная и сбытовая стратегия предприятия по различным рынкам сбыта и т.д.

При разработке долгосрочных планов определяются главные направления, по которым будет развиваться предприятие, устанавливаются содержание и последовательность выполнения важнейших социально-экономических и технических мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных главных целей.

Важной частью процесса стратегического планирования является выработка целей для существующих и новых сфер деятельности.

Следующая стадия – разграничение и анализ рынков по сферам деятельности, определение сегментов рынка и основной концепции сочетания элементов маркетинга.

Важное место в процессе стратегического планирования предприятия занимает определение уровня стратегических сфер деятельности. В их числе:

* продуктовая стратегия;

* коммуникационная стратегия;

* ценовая стратегия;

* распределительная стратегия.

Процесс стратегического планирования предприятия , ориентированного на рынок, завершает маркетинговый контроль.

На основе стратегического долгосрочного планирования предприятия, рассчитанного на 10 – 15 лет, разрабатываются перспективные (среднесрочные) планы развития на 5 – 10 лет. На основе 5-и летних перспективных планов развития предприятия, разрабатываются. С учетом произошедших за тот или иной период, изменения, разрабатываются планы на год. Такие планы носят название текущих.

Текущее (годовое) планирование разрабатываются в разрезе среднесрочных планов и уточняют его показатели. Структура и показатели годового планирования различаются в зависимости от объекта и подразделяются на заводские, цеховые, бригадные.

Исходя из практики работы предприятия и рекомендаций ряда авторов план развития может включать следующие разделы:

1. П л а н п р о и з в о д с т в а п р о д у к ц и и (производственная программа) . В этом разделе устанавливаются задания по производству отдельных видов продукции в натуральном и стоимостном выражении, предусматривается дальнейшее повышение качества прдукции. Для определения объема продукции в стоимостном выражении используются показатели реализуемой, товарной и валовой продукции. Су щественное место в разделе занимает планирование специализации, кооперирования и комбинирования производства.

2. П л а н п о м а р к е т и н г у предполагает прогноз развития целевого рынка, определяются наиболее значительные преимущества и существенные недостатки деятельности предприятия на этом рынке, выявляются основные проблемы, требующие неотложного решения.

В плане формируются основные виды используемых предприятием маркетинговых стратегий: диверсификация,; масштабы и темпы расширения деловой активности, более глубокая сегментация рынка и др. Раскрываются различные аспекты выбора ценовой стратегии для конкретных условий производства и сбыта продукции. Содержаться мероприятия по проведению рекламы.

3. П л а н н а у ч н ы х и с с л е д о а н и й и р а з р а б о т о к включает мероприятия по научно-исследовательским работам, освоению производства новых видов продукции, внедрению прогрессивной технологии, механизации и автоматизации производственных процессов, научной организации труда.

4. П л а н и н в е с т и ц и й и к а п и т а л ь н о г о с т р о и т е л ь с т в а предусматривает вложения в строительство новых, расширение и реконструкцию цехов и объектов на действующем предприятии, техническое перевооружение действующего производства – модернизацию оборудования, замену устаревшего оборудования новым, более производительным, совершенствование технологии производства, механизацию и автоматизацию производственных процессов.

5. П л н м а т е р и а л ь н о - т е х н и ч е с к о г о о б ес п е ч е н и я представляет собой систему материальных расчетов, отражающих производство и потребление важнейших видов промышленной продукции, планов их реализации.

6. П л а н п о т р у д у и к а д р а м предусматривает систематическое повышение производительности труда как основного условия увеличения объема производства и повышения его эффективности. Показатель производительности труда рассчитывается как годовая выработка нормативно-чистой, товарной (валовой) продукции в сопоставимых ценах в расчете на одного среднесписочного работника промышленно – производственного персонала. Другой важный показатель – фонд заработной платы. Здесь же рассчитывается средняя заработная плата работников. Для определения потребности в рабочей силе разрабатывается балансовый расчет дополнительной потребности в рабочих и служащих и источников ее обеспечения.

7. П л н п о и з д е р ж к а м п р о и з в о д с т в а и р е а л и з ц и и п р о д у к ц и и- обобщающий раздел плана, где находят свое отражение результаты предыдущих разделов. Непосредственная цель планирования себестоимости – экономически обоснованное определение затрат на производство, необходимых для изготовления предусмотренной планом продукции, а задача планирования прибыли – исчисление доходов, полученных в результате производственной деятельности.

8. Ф и н а н с о в ы й п л а н устанавливает важнейшие финансовые показатели: расчет потребности в собственных оборотных средствах и задание по ускорению их оборачиваемости; взаимодействие предприятия с государственным бюджетом; создание и использование основных производственных фондов, задание по прибыли. Важная часть финансового плана – кредитный план.

9. П л а н п р и р о д о о х р а н н ы и э к о л о г и с к и х м е р о п р и я т и й.

В современных условия наиболее актуальным видом текущего планирования, учитывающим как действующие сферы функционирования предприятия, так и новые сферы, служит бизнес –план.

Цели и задачи предпринимательской сделки

       
    Рентабельность продукции, производства, капитала, продаж. Сфера применения, взаимосвязи - student2.ru
  Рентабельность продукции, производства, капитала, продаж. Сфера применения, взаимосвязи - student2.ru

           
    Рентабельность продукции, производства, капитала, продаж. Сфера применения, взаимосвязи - student2.ru
 
 
4. Анали и оценка конъюнктуры рынка сбыта, спроса, объемов продаж
 
7. эффективность сделки

Оперативно-производственное планирование уточняет задания текущего годового плана на более короткие отрезки времени (месяц, декада, смена, час) и по отдельным производственным подразделениям: цех – участок – бригада – рабочее место. Такой план служит средством обеспечения ритмичного выпуска продукции и равномерной работы предприятия и доводит плановое задание до непосредственных исполнителей – рабочих. Оперативно-производственное планирование подразделяется на межцеховое, внутрицеховое и диспетчирование. Завершающим этапом заводского оперативно-производственного планирования является сменно-суточное планирование.

В целом перспективное, текущее и оперативно-производственное планирование взаимосвязаны и образуют единую систему.

Считается, что оперативно-производственное планирование на предприятии целесообразно осуществлять в три этапа

П е р в ы й э т а п называется этапом объемного планирования. Годовая производственная программа предприятия распределяется по кварталам и месяцам для каждого цеха. При этом сопоставляются ресурсы, минимально необходимые для выполнения плана и имеющиеся в наличии. Речь идет о рабочей силе, основном производственном оборудовании и производственных площадях. При разработке плана организационно-технических мероприятий цеха на соответствующий период предусматриваются мероприятия, обеспечивающие покрытие недостатка в тех или иных видах ресурсов.

На в т о р о м э т а п е оперативно-производственного планирования выполняется детализация и дифференциация выпуска продукции по срокам, уточняются разработанные на первом этапе плановые задания по каждому цеху. Этот этап нередко называется этапом календарного планирования производства. Теперь объектами планирования являются отдельные детали и узлы (сборочные единицы) и их движение в пределах данного цеха и между цехами данного предприятия. Общие сроки изготовления деталей и узлов, установленные на первом этапе, уточняются и корректируются путем доведения их до каждого участка или бригады, по каждой сборочной единице, детали и даже деталеоперации технологического процесса.

На втором этапе составляется подробный календарный план производства продукции по всем стадиям технологического процесса в связи с распределением работ по производственным местам каждого цеха.

Наиболее сложны и трудоемки на этом этапе нормативные расчеты размеров партий деталей и длительности производственных циклов, внутрицеховых и межцеховых запасов заготовок, деталей сборочных единиц в объеме, требуемом для бесперебойной работы цехов и производственных участков

Т р е т и й э т а п заключает оперативно-производственное планирование. На этом этапе уточняются окончательно производственные задания, организуется и х выполнение. Разрабатываются и осуществляются оперативные мероприятия по регулированию работ между рабочими местами, обеспечению рабочих мест всем необходимым (материальными ресурсами, т. е. заготовки, детали, инструмент и т.д.). Отклонения от плана выпуска продукции немедленно регистрируются, вносятся коррективы в графики работ, принимаются необходимые меры для восстановления запланированного выпуска.

10.4. Бизнес-планы как особая форма планирования на предприятии

Бизнес-план – важнейший фактор успеха в бизнесе. Планировать свой бизнес необходимо по многим причинам. В связи с этим различают различные подходы в бизнес- планировании:

* внутренний бизнес-план субъекта хозяйствования;

* бизнес-план для получения кредита. С целью пополнения оборотных средств;

* инвестиционный бизнес-план;

* бизнес-план финансового оздоровления (санация).

Внутренний бизнес-план должен быть адаптирован к системе контроллинга, по данному типу бизнес-плана существуют определенные международные стандарты. Объем его не должен превышать 25 страниц текста.

Макет бизнес-плана:

1. Резюме:

* основная характеристика продукции;

* основные финансовые результаты;

* прогнозирование объема продаж;

* затраты на организацию производства товаров (услуг);

* валовая прибыль;

* уровень рентабельности;

* срок окупаемости;

* другие перспективы.

2. Характеристика продукции или услуг:

* уровень качества;

* набор свойств;

* специфическое оформление;

* специфическая упаковка;

* добавочные услуги или комплекс товаров. Надежность.

3. Оценка рынка сбыта:

* какие группы населения пользуются товаром (услугой);

* потенциальная емкость рынка;

* потенциальный объем продаж.

4. Анализ конкуренции:

* выявление действующих конкурентов;

* анализ показателей, цели и стратегии;

* преимущества конкурентов;

* недостатки в работе.

5. стратегия маркетинга:

* постановка задачи ценообразования;

* реклама:

* анализ спроса (эластичность);

* анализ издержек;

* метод ценообразования;

* установление цены;

* государственное влияние цен.

6. план производства

7. Организационный план

8. Финансовый план

Оценка рисков.

ТЕМА 11. ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА ПРОДУКЦИЮ ПРЕДПРИЯТИЯ

11.1. Сущность и функции цены как экономической категории.

В литературе цена трактуется как денежное выражение стоимости единицы товара.

В условиях рыночной отношений резко возрастает роль цены для любой коммерческой организации. Это обстоятельство обусловливается рядом причин. От уровня цены зависят:

* величина прибыли коммерческой организации;

* конкурентоспособность организации и ее продукции;

* финансовая устойчивость предприятия.

Выбор правильной ценовой политики является достаточно непростым делом и требует создания маркетинговых служб.

Цена как экономическая категория выполняет ряд важнейших функций.

Учетная функция цены отражает общественно необходимые затраты труда на выпуск и реализацию той или иной продукции. Цена определяет, сколько затрачено труда, сырья, материалов, комплектующих изделий на изготовление товара. В конечном счете цена отражает не только величину совокупных издержек производства и обращения товаров, но и размер прибыли.

В учетной функции цена служит средством исчисления всех стоимостных показателей. К ним относятся как количественные показатели – валовой внутренний продукт, национальный доход, объем капитальных вложений, объем товарооборота, объем продукции фирмы, предприятий отраслей. Так и качественные – рентабельность, производительность труда, фондоотдача и др.

Т.о., цена используется для определения эффективности производства, служит ориентиром принятия хозяйственных решений, важнейшим инструментом внутрифирменного планирования.

Распределительная функция цены состоит в том, что государство через ценообразование осуществляет перераспределение национального дохода между отраслями экономики, государственным и другими ее секторами, регионами, фондами накопления и распределения, социальным группами населения.

Эта функция реализуется через включение в себестоимость многих налогов, которые затем являются источником Дорожного фонда, Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Фонда обязательного медицинского страхования и др., а также через включение в цену косвенных налогов (НДС и акцизов).

Функция сбалансирования спроса и предложения выражается в том, что через цены осуществляется связь между производством и потреблением, предложением и спросом. Цена сигнализирует о диспропорциях в сферах производства и обращения и требует принятия мер по их преодолению. Она служит гибким инструментом для достижения соответствия спроса и предложения.

Функция цены как средства рационального размещения производства проявляется наиболее полно в условиях рыночной экономики. С помощью механизма цен происходит перелив капитала в секторы экономик и производства с более высокой нормой прибыли.

Стимулирующая функция цены проявляется в том, что цена при определенных условиях может стимулировать ускорение НТП, улучшение качества продукции, увеличение выпуска продукции и спроса на нее. Это связано с тем, что цены дифференцированы в зависимости от технического уровня и качества продукции. По этим же причинам цены могу оказывать и дестимулирующее воздействие на производство.

Т.о.. цены играют исключительно важную роль в развитии экономики страны в целом и для каждого хозяйствующего субъекта в отдельности.

11.2. Место и роль цен в управлении предприятием

Нормальное функционирование национальной экономики предполагает использование системы рычагов, ключевое место среди которых занимают цены. Последние выступают одновременно в качестве действенного инструмента хозяйственного управления и объекта государственного регулирования. Рыночные цены балансируют спрос и предложение товаров (услуг). Равновесная цена устраняет как дефицит, так и избыток товаров (услуг), сдерживает рост или падение цен. В случае дисбаланса рынка используется государственное регулирование цен.

Основными факторами, способствующими усилению роли цен, выступают: неустойчивость макроэкономической конъюнктуры; усиление конкуренции на рынке; снижение рентабельности и общей экономической эффективности промышленного производства. Прежде всего цены оказывают воздействие на платежеспособный спрос, уровень доходов, направления денежных потоков, инвестиционную активность предприятий.

11.3. Система цен и их классификация.

Система цен – это взаимосвязь и соотношение различных видов цен. Она состоит из различных элементов, среди которых можно выделить как отдельные цены. Так и определенные их группы.

Взаимосвязь цен обусловлена зависимостью отдельных предприятий, производств и отраслей, единым процессом формирования затрат на производство и другими факторами. Поэтому повышение или понижение одной цены может вызвать изменения в уровне других цен. Особую роль при этом играют такие отрасли, как энергетика, транспорт, связь и др. В свою очередь, рост цен в остальных отраслях возвращается в форме более дорогого оборудования, транспортных средств и т.д.

По характеру обслуживаемого оборота выделяют:

* оптовые цены на продукцию промышленности, по которым предприятия реализуют произведенную продукцию другим предприятиям и сбытовым организациям;

* закупочные цены, по которым производители сельскохозяйственной продукции реализуют ее фирмам, промышленным предприятиям для дальнейшей переработки;

* цены на строительную продукцию, включающие сметную стоимость, усредненную сметную стоимость, договорные цены;

* розничные цены, по которым торговые организации реализуют продукцию населению, предприятиям, организациям;

* тарифы грузового и пассажирского транспорта;

* тарифы на платные услуги населению;

* цены обслуживающие внешнеторговый оборот;

* трансфертные цены, по которым внутренние подразделения или филиалы интегрированной фирмы обмениваются между собой факторами производства и продуктами.

Любая цена включает ряд взаимосвязанных элементов. Соотношение отдельных элементов цены, выраженное в процентах, представляет собой структуру цены, которая позволяет судить о значимости элементов цены и их уровне.

Основу цены продукции составляет ее себестоимость. Она характеризует текущие издержки предприятия по производству и реализации продукции.

Любое предприятие стремится к тому, чтобы полностью возместить затраты и получить прибыль.

Состав затрат по производству и реализации продукции определен гл. 25 НК РФ и ПБУ 10 / 99. Для целей бухгалтерского учета состав затрат определяется по полному кругу затрат, который и является нижней границей цены предложения товара. Для целей налогообложения используют так называемые откорректированные затраты, в состав которых отдельные виды расходов (например , представительские расходы, расходы на рекламу, обучение, страхование и др.) включаются в пределах норм. Утвержденных в установленном порядке.

В зависимости от сферы регулирования различают:

* свободные цены, которые устанавливаются производителями продукции и услуг на основе спроса и предложения . При этом покупатель и продавец ни до, ни после совершения сделки купли-продажи не связаны никакими обязательствами;

* договорно-контрактные цены, которые устанавливаются по соглашению сторон. При этом продавец и покупатель, заключая договор-контракт, принимают на себя определенные обязательства;

* цены в условиях частичной или полной монополизации рынка, которые вынуждают одну или обе стороны принимать какие-то принудительные условия;

* регулируемые цены – цены, устанавливаемые под контролем государства или отдельных субъектов РФ. Различают прямые и косвенные методы регулирования. Прямое регулирование осуществляется путем установления фиксированных цен, предельных цен, надбавок, определенных коэффициентов изменения цен, предельного уровня рентабельности. Косвенное регулирование предполагает воздействие на цены через изменение налогов и процентных ставок.

В РФ государственное регулирование ценообразования осуществляется на основании Указа Президента РФ от 28. 02. 1995 г. № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» Этим Указом определены перечни продукции и услуг, по которым осуществляется государственное регулирование цен.

Государственное регулирование цен и тарифов в отраслях, относящихся к естественным монополиям, осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О естественных монополиях». В этих отраслях развитие конкуренции невозможно или неэффективно, что вызывает необходимость государственного регулирования их деятельности.

В зависимости от территории действия различают:

* единые, или поясные , цены;

* региональные (зональные) цены.

В зависимости от метода включения транспортных расходов в цену товара выделяют:

* цену «франко-склад поставщика»;

* цену «франко-станция отправителя»;

* цену «франко-склад» потребителя» и др.

По времени действия цены подразделяются на:

* твердые (постоянные), которые не меняются в течение всего срока действия контракта;

* сезонные, действующие в пределах определенного периода времени;

* текущие, меняющиеся в рамках одного контракта и отражающие изменения на рынке;

* скользящие, устанавливаемые на изделия с длительным сроком изготовления. Эти цены позволяют учитывать изменения в издержках производства за период времени. Необходимый для их изготовления;

* постоянные, срок действия которых не оговорен.

В классификации цен отдельно выделяются цены, используемые в статистике: текущие; средние; сопоставимые; неизменные.

Мировые цены – это цены, по которым проводятся крупные импортные и экспортные операции. На практике мировые цены определяются по одним товарам (обычно сырьевым) уровень цен – экспортеров или импортеров; по другим- ценами бирж, аукционов; по готовым изделиям – обычно ценами ведущих в мире производителей, специализирующихся на изготовлении продукции данного вида.

11.3. Факторы, влияющие на уровень цен.

Для выработки эффективной ценовой политики фирмы необходим всесторонний анализ факторов, влияющих на уровень цен. Основными из них являются:

* спрос на продукцию;

* государственное регулирование цен;

* издержки по производству и реализации продукции;

* инфляция;

* конкуренция;

* другие факторы.

Значительное влияние на цену товара оказывает спрос. Чем выше цена товара, тем меньше предлагаемых по этой цене изделий могут приобрести покупатели.

Для количественного измерения колебаний спроса и предложения под воздействием различных факторов используется понятие эластичности. Эластичность дает представление о том, в какой степени изменение цены воздействует на уровень спроса. Степень ценовой эластичности измеряется на основе коэффициента эластичности (Кэ);

Кэ = [(Q2 –Q1)\( Q1 + Q2)]\ [(Р2- Р1)/ (Р1 + Р2) ]

здесь: Q1 - объем продаж по прежним ценам;

Q2 - объем продаж по новым ценам;

Р1 – прежняя цена изделия;

Р2 – новая цена изделия.

При эластичном спросе (незначительном изменении цены и значительном изменении спроса) значение коэффициента эластичности больше единицы. И наоборот, при неэластичном спросе, когда изменение цены не вызывает больших отклонений в спросе на данный товар, коэффициент эластичности менее единицы(товары повседневного спроса, относительно недорогие товары и др.).

В условиях несовершенного рынка возникающая равновесная цена не способствует оптимальному состоянию и стабильности общества. Поэтом государство путем установления регулируемых цен целенаправленно создает новые условия равновесия.

11.4. Дифференциация цен

Дифференциация цен по степени участия государства в ценообразовании.

Различают рыночные и регулируемые цены.

Рыночные цены товара – цены, складывающиеся в процессе взаимоотношений субъектов ценообразования на рынке под влиянием конъюнктуры. Рыночные цены по условиям их формирования подразделяются на свободные, монопольные и демпинговые.

Свободные цены – рыночные цены, складывающиеся под влиянием спроса и предложения в условиях свободной конкуренции.

Монопольная цена - рыночная цена. Складывающаяся в условиях доминирующего положения одного или нескольких субъектов ценообразования. (РАО «Газпром», «ЕЭС России»», МПС) .

Демпинговая цена – розничная цена, сознательно заниженная одним или несколькими субъектами ценообразования в сравнении со сложившимся уровнем цен. Используется как средство вытеснения конкурентов с рынка и увеличения объема продаж. Критерии определения демпинговых цен различны. К ним обычно относят цены ниже издержек производства.

Регулируемые цены – цены, складывающиеся на рынке в процессе прямого государственного воздействия. Регулируемые цены по условиям их формирования подразделяются на фиксированные и предельные цены.

Фиксированная цена - регулируемая цена твердо установленной величины.

Предельная цена – регулируемая цена, ограниченная нижним или верхним пределом.

К государственным методам регулирования цен относятся также предварительное уведомление об изменении цен, а также их де

Наши рекомендации