Вопрос 48. Рынок ценных бумаг и его место в общей структуре рыночной экономики. Законодательство о рынке ценных бумаг и его особенности.
Рынок ценных бумаг - совокупность отношений по поводу выпуска и обращения ценных бумаг между его участниками.
Место рынка ценных бумаг определяется его ролью и функциями в структуре рыночной экономики. Он призван обслуживать нормальное функционирование первичных рынков, являясь производным комплексным образованием, тесно связанным как с рынком капиталов и денежным рынком, так и с рынком товаров, работ и услуг.
Под законодательной базой следует понимать всю совокупность нормативных правовых актов, а не только Гражданский кодекс и принятые в соответствии с ним федеральные законы (п.2 ст.3 ГК РФ), регулирующие имущественные и иные гражданско-правовые отношения на рынке.
Законодательство о рынке ценных бумаг представляет собой один из важнейших элементов инфраструктуры рынка
Основная особенность отношений, складывающихся на рынке ценных бумаг, заключается в их комплексном характере. При более широком взгляде на проблему законодательства следует прийти к выводу о том, что законодательство о рынке ценных бумаг представляет собой подотрасль законодательства о предпринимательской деятельности и его составную часть.
В качестве одной из особенностей рассматриваемой совокупности нормативных правовых актов можно назвать значительное влияние на его развитие и современное состояние зарубежного права, в частности права США.
В качестве одной из особенностей рассматриваемой подотрасли законодательства, регулирующего отношения в сфере предпринимательской деятельности, следует отметить ее тесную связь с акционерным (корпоративным) законодательством. Так, в Законе об АО содержится множество норм, напрямую связанных с регулированием рынка ценных бумаг и прежде всего с порядком выпуска и размещения акций и облигаций (ст.27, 33, 36, 44, 65 и др).
При характеристике рассматриваемого массива нормативных актов необходимо обратить внимание на роль Закона о рынке ценных бумаг. Несмотря на то, что его нормы не охватывают всех отношений на рынке ценных бумаг, поскольку он касается лишь эмиссионных ценных бумаг и при этом предусматривает принятие отдельного закона, регулирующего выпуск и обращение государственных и муниципальных ценных бумаг, а также не регулирует в полном объеме других эмиссионных инструментов финансового рынка, его роль и значение чрезвычайно велики. В Законе закрепляются основные принципы функционирования рынка ценных бумаг, в частности основные положения, определяющие место государства в регулировании соответствующих отношений. Таким образом, действующий закон следует рассматривать как стержневой основополагающий акт, регулирующий соответствующие отношения.
К отличительным чертам законодательства о рынке ценных бумаг относится и та значительная роль, которая принадлежит в нем нормативным актам, принимаемым федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг, поскольку именно этот орган исполнительной власти проводит государственную политику в области рынка ценных бумаг. Особенности функционирования и управления на рынке ценных бумаг определяют также большое значение нормативных актов, принимаемых ЦБ РФ, Минфином РФ и Минимущества РФ, другими органами исполнительной власти.
Законодательство о рынке ценных бумаг характеризуется значительной ролью внутренних (локальных) нормативных актов, в частности внутренних актов акционерных обществ (уставов, положений и т.п.), профессиональных участников рынка ценных бумаг.
Особенностью законодательства (в широком смысле) о рынке ценных бумаг является наличие значительного количества нормативных актов, принимаемых саморегулируемыми организациями. В качестве примера можно было бы назвать Положение о порядке предоставления Саморегулируемой организацией "Национальная ассоциация участников фондового рынка" (НАУФОР) ходатайства о выдаче лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг, о порядке рассмотрения документов при переоформлении участников рынка ценных бумаг (утверждено Советом директоров НАУФОР 1 февраля 2001 г. N 2001-60-shРДН-0102 и согласовано ФКЦБ России 27 февраля 2001 г. N АП-02/1303).
Важное значение имеют также материалы методического и рекомендательного характера, например, Рекомендации Профессиональной ассоциации регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев (ПАРТАД) по вопросам учета частей акций (дробных акций).