Учет износа при оценке движимого имущества

Важное значение для оценки машин, механизмов, оборудования и транспортных средств имеет степень их износа. Особое внимание при рас­смотрении износа уделяют физическому износу. Проявления износа дан­ного вида наиболее очевидны и понятны большинству потребителей и оценщиков - так же, как и способы его возможного устранения. Причем в большинстве случаев расходы на устранение износа превышают соответ­ствующий прирост полезности и стоимости движимого имущества. Клас­сификация (по степени износа), способы проявления и единицы измере­ния физического износа движимого имущества приведены в таблице 12.1.

Кроме физического износа оценщику недвижимого имущества следу­ет учитывать также износ других видов - моральный (функциональный) и внешний (экономический). Таким образом, учету подлежит совокупный износ - износ всех трех видов. Классификация и характеристика основных видов износа (включая устра­нимый и неустранимый износ) движимого имущества приведена в таблице 12.2.

Оценщик при оценке движимого имущества должен тщательно изу­чить общие тенденции рынка данного имущества и иметь реальное пред­ставление о перспективах его развития. С учетом всех обстоятельств оценщик должен внимательно и корректно исследовать движимое иму­щество и отразить не только его действительное техническое состояние, но и реальную стоимость с учетом необходимости ремонта, замены узлов, агрегатов и деталей.

Таблица 12.1 Классификация (по степени износа), способы проявления

и параметры измерения физического износа движимого имущества

Степень износа Характеристика износа Способ проявления износа Параметры измерения ве-личины износа
Нормаль­ный (есте­ственный) износ Изнашивание объ­екта Техническая уста­лость Использование за­данного ресурса Превышение нормативных технических отклонений, уменьшение мощности, уменьшение точности обработки, воз­никновение (увеличение) зазоров меж­ду совмещаемыми деталями, появле­ние утечки в соединениях, уплотнениях, повышение расхода исходных и сопутствующих материалов, появление не­характерных шумов, биений Длина, объ­ем, масса, мощность, скорость, интенсив­ность шума, кпд
Прогрес­сирующий износ Превышение задан­ного ресурса, срока эксплуатации Ухудшение эксплуатационных ха­рактеристик, выход из строя от­дельных узлов и деталей, ограниче­ние функциональных возможностей Пробег, срок экс­плуатации, ресурс, КПД
Предель­ный износ Частичное разруше­ние механизмов, узлов, деталей Ограниченная возможность даль­нейшей эксплуатации Процентная доля год­ности
Аварийный износ объ­екта движимого имущества Полная утрата ос­новных функций объекта движимого имущества Невозможность дальнейшей экс­плуатации объекта движимого имущества -

Таблица 12.2 Классификация и характеристика основных видов износа

движимого имущества

Вид износа Характеристика изменений, свя­занных с износом данного вида Способ устранения Размер износа
Неустранимый износ - износ, расходы на устранение которого превышают до­бавляемую к объекту стоимость, устранение износа нецелесообразно
Физический износ Необратимые физические изменения, внешнее устаревание (деформация, утрата невоспроизводимых деталей, коррозия, разрушение поверхностей) -   Предель­ный или аварий­ный

продолжение табл. 12.2

Функциональ­ный (мораль­ный) износ Отсутствие возможности выполнять необходимые технологические функ­ции, недостаток необходимых конст­руктивных элементов, недостаточная производительность (эффективность), потеря работоспособности - Предель­ный или аварий­ный
Экономиче­ский (внеш­ний) износ Утрата значительной части ценности, полезности, ликвидности, доходности и, как следствие, стоимости
Устранимый износ - износ, расходы на устранение которого меньше добавляе­мой к объекту стоимости, устранение износа целесообразно
Физический износ Частичная потеря работоспособности вследствие длительной или неэффек­тивной, нерациональной эксплуатации или из-за неаккуратного хранения, внешнее устаревание Ремонт Нормаль­ный (ес­тествен­ный) или прогрес­сирую­щий
Функциональ­ный (мораль­ный) износ Частичная утрата технологических функций Модерни­зация    
Экономиче­ский (внеш­ний) износ Частичная утрата полезности, ликвид­ности, доходности, ценности для по­требителя, уменьшение стоимости Изменение внешних условий    


Оценка движимого имущества

Рыночная стоимость машин, механизмов, оборудования и транспорт­ных средств может быть определена исходя из затратного, сравнительного и доходного подходов к оценке движимого имущества. Например, для оценки стоимости автомобилей основным является сравнительный подход, поскольку автомобили выпускаются в достаточно больших количествах, продаются на активном сегменте рынка, на котором имеется обширная до­стоверная информация по конкретным многочисленным сделкам. Для средств воздушного, морского и водного транспорта и специального обору­дования приоритетными являются методы затратного подхода. Доходный подход в наибольшей степени целесообразно применять для оценки техно­логических линий по производству продукции, отличающейся высокой конкурентоспособностью, а следовательно, и значительной доходностью.

Для расчета стоимости машин, оборудования и транспортных средств применяются параметрические методы, методы статистического модели­рования и равноэффективного аналога. В рамках параметрических ме­тодоврасчета применяются поправки, суть которых заключается в уста­новлении зависимости между себестоимостью (ценой) объекта и его тех­нико-экономическими показателями. Расчет стоимости по одному из глав­ных параметров часто производится с использованием удельной стоимос­ти (цены), т.е. частного от деления стоимости (цены) на значение какого-либо технико-экономического параметра. Для уточнения в расчет вводят так называемый коэффициент торможения стоимости. Под линейным коэффициентом торможения стоимости понимается отношение удельной стоимости машины большей производительности к удельной стоимости машины меньшей производительности при равенстве всех прочих пара­метров. В этом случае стоимость машины Смопределяется по формуле:

Учет износа при оценке движимого имущества - student2.ru ,

где СА- стоимость (цена) аналога;

Рм - ценообразующий фактор (напри­мер, мощность, скорость или грузоподъемность), относящийся к оценива­емой машине;

РА - ценообразующий фактор, относящийся к машине-ана­логу.

Корреляционная зависимость цены (стоимости) от величины основного (ценообразующего) параметра машины может учитываться с помощью степенного коэффициента торможения К. В данном случае стоимость машины нелинейным образом зависит от ценообразующего фактора, и стоимость машины определяется по формуле:

Учет износа при оценке движимого имущества - student2.ru .

Если ценообразующих факторов более одного, то формула для расчета стоимости машины несколько усложнится, и каждому такому фактору необходимо сопоставить свой коэффициент торможения:

Учет износа при оценке движимого имущества - student2.ru .

Величина степенного коэффициента торможения стоимости определя­ется на основе имеющейся информации о стоимости и параметрах машин, относящихся к одной функционально однородной группе. Как следует из структуры формулы, содержащей степенной коэффициент торможения стоимости, данный коэффициент определяется при помощи процедуры логарифмирования (чаще всего применяется логарифмирование по осно­ванию натуральных логарифмов либо десятичное).

Метод равноэффективного аналогаоснован на предположении о том, что стоимость оцениваемого объекта движимого имущества отличается от стоимости аналога (базисного объекта) в той степени, в какой различают­ся издержки и производительность (эффективность) при эксплуатации этих объектов с учетом оценки технического состояния и износа.

При использовании в оценке машин, оборудования и транспортных средств методов статистического моделированияразрабатывают матема­тическую модель расчетной цены оцениваемого объекта движимого имуще­ства. Статистические методы реализуются по двум направлениям: а) на осно­ве расчета стоимости по удельным ценовым показателям; б) с помощью кор­реляционных моделей. При этом количественная оценка параметров, относя­щихся к качественным (неколичественным) характеристикам, например оценка потребительских свойств эстетического, дизайнерского, эргономичес­кого характера, производится при помощи экспертных балльных оценок.

Отметим, что расчеты по вышеприведенным формулам относятся к новому оборудованию, следовательно, для перехода к оценке данного объ­екта движимого имущества необходимо рассчитать и учесть его совокуп­ный износ - вычесть из расчетной величины денежную сумму, соответст­вующую этому износу.

Контрольные вопросы

1. Классификация движимого имущества.

2. Основные положения оценки движимого имущества.

3. Цели оценки и виды стоимости движимого имущества.

4. Учет износа при оценке движимого имущества.

5. Оценка движимого имущества.

Наши рекомендации