Учет износа при оценке движимого имущества
Важное значение для оценки машин, механизмов, оборудования и транспортных средств имеет степень их износа. Особое внимание при рассмотрении износа уделяют физическому износу. Проявления износа данного вида наиболее очевидны и понятны большинству потребителей и оценщиков - так же, как и способы его возможного устранения. Причем в большинстве случаев расходы на устранение износа превышают соответствующий прирост полезности и стоимости движимого имущества. Классификация (по степени износа), способы проявления и единицы измерения физического износа движимого имущества приведены в таблице 12.1.
Кроме физического износа оценщику недвижимого имущества следует учитывать также износ других видов - моральный (функциональный) и внешний (экономический). Таким образом, учету подлежит совокупный износ - износ всех трех видов. Классификация и характеристика основных видов износа (включая устранимый и неустранимый износ) движимого имущества приведена в таблице 12.2.
Оценщик при оценке движимого имущества должен тщательно изучить общие тенденции рынка данного имущества и иметь реальное представление о перспективах его развития. С учетом всех обстоятельств оценщик должен внимательно и корректно исследовать движимое имущество и отразить не только его действительное техническое состояние, но и реальную стоимость с учетом необходимости ремонта, замены узлов, агрегатов и деталей.
Таблица 12.1 Классификация (по степени износа), способы проявления
и параметры измерения физического износа движимого имущества
Степень износа | Характеристика износа | Способ проявления износа | Параметры измерения ве-личины износа |
Нормальный (естественный) износ | Изнашивание объекта Техническая усталость Использование заданного ресурса | Превышение нормативных технических отклонений, уменьшение мощности, уменьшение точности обработки, возникновение (увеличение) зазоров между совмещаемыми деталями, появление утечки в соединениях, уплотнениях, повышение расхода исходных и сопутствующих материалов, появление нехарактерных шумов, биений | Длина, объем, масса, мощность, скорость, интенсивность шума, кпд |
Прогрессирующий износ | Превышение заданного ресурса, срока эксплуатации | Ухудшение эксплуатационных характеристик, выход из строя отдельных узлов и деталей, ограничение функциональных возможностей | Пробег, срок эксплуатации, ресурс, КПД |
Предельный износ | Частичное разрушение механизмов, узлов, деталей | Ограниченная возможность дальнейшей эксплуатации | Процентная доля годности |
Аварийный износ объекта движимого имущества | Полная утрата основных функций объекта движимого имущества | Невозможность дальнейшей эксплуатации объекта движимого имущества | - |
Таблица 12.2 Классификация и характеристика основных видов износа
движимого имущества
Вид износа | Характеристика изменений, связанных с износом данного вида | Способ устранения | Размер износа |
Неустранимый износ - износ, расходы на устранение которого превышают добавляемую к объекту стоимость, устранение износа нецелесообразно | |||
Физический износ | Необратимые физические изменения, внешнее устаревание (деформация, утрата невоспроизводимых деталей, коррозия, разрушение поверхностей) | - | Предельный или аварийный |
продолжение табл. 12.2
Функциональный (моральный) износ | Отсутствие возможности выполнять необходимые технологические функции, недостаток необходимых конструктивных элементов, недостаточная производительность (эффективность), потеря работоспособности | - | Предельный или аварийный |
Экономический (внешний) износ | Утрата значительной части ценности, полезности, ликвидности, доходности и, как следствие, стоимости | ||
Устранимый износ - износ, расходы на устранение которого меньше добавляемой к объекту стоимости, устранение износа целесообразно | |||
Физический износ | Частичная потеря работоспособности вследствие длительной или неэффективной, нерациональной эксплуатации или из-за неаккуратного хранения, внешнее устаревание | Ремонт | Нормальный (естественный) или прогрессирующий |
Функциональный (моральный) износ | Частичная утрата технологических функций | Модернизация | |
Экономический (внешний) износ | Частичная утрата полезности, ликвидности, доходности, ценности для потребителя, уменьшение стоимости | Изменение внешних условий |
Оценка движимого имущества
Рыночная стоимость машин, механизмов, оборудования и транспортных средств может быть определена исходя из затратного, сравнительного и доходного подходов к оценке движимого имущества. Например, для оценки стоимости автомобилей основным является сравнительный подход, поскольку автомобили выпускаются в достаточно больших количествах, продаются на активном сегменте рынка, на котором имеется обширная достоверная информация по конкретным многочисленным сделкам. Для средств воздушного, морского и водного транспорта и специального оборудования приоритетными являются методы затратного подхода. Доходный подход в наибольшей степени целесообразно применять для оценки технологических линий по производству продукции, отличающейся высокой конкурентоспособностью, а следовательно, и значительной доходностью.
Для расчета стоимости машин, оборудования и транспортных средств применяются параметрические методы, методы статистического моделирования и равноэффективного аналога. В рамках параметрических методоврасчета применяются поправки, суть которых заключается в установлении зависимости между себестоимостью (ценой) объекта и его технико-экономическими показателями. Расчет стоимости по одному из главных параметров часто производится с использованием удельной стоимости (цены), т.е. частного от деления стоимости (цены) на значение какого-либо технико-экономического параметра. Для уточнения в расчет вводят так называемый коэффициент торможения стоимости. Под линейным коэффициентом торможения стоимости понимается отношение удельной стоимости машины большей производительности к удельной стоимости машины меньшей производительности при равенстве всех прочих параметров. В этом случае стоимость машины Смопределяется по формуле:
,
где СА- стоимость (цена) аналога;
Рм - ценообразующий фактор (например, мощность, скорость или грузоподъемность), относящийся к оцениваемой машине;
РА - ценообразующий фактор, относящийся к машине-аналогу.
Корреляционная зависимость цены (стоимости) от величины основного (ценообразующего) параметра машины может учитываться с помощью степенного коэффициента торможения К. В данном случае стоимость машины нелинейным образом зависит от ценообразующего фактора, и стоимость машины определяется по формуле:
.
Если ценообразующих факторов более одного, то формула для расчета стоимости машины несколько усложнится, и каждому такому фактору необходимо сопоставить свой коэффициент торможения:
.
Величина степенного коэффициента торможения стоимости определяется на основе имеющейся информации о стоимости и параметрах машин, относящихся к одной функционально однородной группе. Как следует из структуры формулы, содержащей степенной коэффициент торможения стоимости, данный коэффициент определяется при помощи процедуры логарифмирования (чаще всего применяется логарифмирование по основанию натуральных логарифмов либо десятичное).
Метод равноэффективного аналогаоснован на предположении о том, что стоимость оцениваемого объекта движимого имущества отличается от стоимости аналога (базисного объекта) в той степени, в какой различаются издержки и производительность (эффективность) при эксплуатации этих объектов с учетом оценки технического состояния и износа.
При использовании в оценке машин, оборудования и транспортных средств методов статистического моделированияразрабатывают математическую модель расчетной цены оцениваемого объекта движимого имущества. Статистические методы реализуются по двум направлениям: а) на основе расчета стоимости по удельным ценовым показателям; б) с помощью корреляционных моделей. При этом количественная оценка параметров, относящихся к качественным (неколичественным) характеристикам, например оценка потребительских свойств эстетического, дизайнерского, эргономического характера, производится при помощи экспертных балльных оценок.
Отметим, что расчеты по вышеприведенным формулам относятся к новому оборудованию, следовательно, для перехода к оценке данного объекта движимого имущества необходимо рассчитать и учесть его совокупный износ - вычесть из расчетной величины денежную сумму, соответствующую этому износу.
Контрольные вопросы
1. Классификация движимого имущества.
2. Основные положения оценки движимого имущества.
3. Цели оценки и виды стоимости движимого имущества.
4. Учет износа при оценке движимого имущества.
5. Оценка движимого имущества.