Глава 10. основные подходы и методы оценки бизнеса
Методология оценки бизнеса
Оценка бизнеса базируется на использовании трех основных подходов - затратного, доходного и сравнительного. Каждый из подходов предполагает применение специфических методов и приемов, а также требует соблюдения своих условий, наличия достаточных факторов. Информация, используемая в том или ином подходе, отражает либо настоящее положение фирмы (сравнительный, рыночный подход), либо ее прошлые достижения (затратный подход), либо ее будущие результаты, т.е. ожидаемые в будущем доходы (доходный подход). В связи с этим результат, полученный на основе обобщения всех трех подходов, является наиболее обоснованным и объективным.
На идеальном рынке все три подхода должны привести к одной и той же величине стоимости. Однако большинство рынков являются несовершенными, потенциальные пользователи могут быть неправильно информированы, производители могут быть неэффективны. По этим, а также по другим причинам данные подходы могут давать различные показатели стоимости.
Основные подходы и методы, используемые при оценке стоимости предприятий (бизнеса), представлены на рисунке 10.1.
Рисунок 10.1 - Подходы и методы, используемые при оценке
стоимости предприятий (бизнеса)
Доходный подходпредусматривает использование метода капитализации и метода дисконтированных денежных потоков.
Метод капитализацииприменяется к тем предприятиям, которые успели накопить активы в результате капитализации их в предыдущие периоды; иными словами, этот метод наиболее адекватен оценке «зрелых» по своему возрасту предприятий. Метод ориентирован на оценку предприятия дисконтированных денежных потоковкак действующего, которое и дальше предполагает функционировать. Он более применим для оценки молодых предприятий, не успевших заработать достаточно прибылей для капитализации в дополнительные активы, но которые, тем не менее, имеют перспективный продукт и обладают явными конкурентными преимуществами по сравнению с существующими и потенциальными конкурентами.
В затратном подходеиспользуются:
- метод чистых активов. Метод применим для случая, когда инвестор намеревается закрыть предприятие либо существенно сократить объем его выпуска;
- метод ликвидационной стоимости.
При сравнительном подходе используются:
- метод рынка капитала. Метод ориентирован на оценку предприятия, как действующего, которое и дальше будет функционировать;
- метод сделок. Метод применим для случая, когда инвестор намеревается закрыть предприятие либо существенно сократить объем его выпуска;
- метод отраслевых коэффициентов. Метод ориентирован на оценку предприятия как действующего.
Методы рынка капитала, сделок и отраслевых коэффициентов пригодны при условии строгого выбора предприятия-аналога, которое должно относиться к тому же типу, что и оцениваемое предприятие.
Возможность, и даже во многих случаях необходимость (для получения более достоверного результата), применить к оценке предприятия в конкретной инвестиционной ситуации разные методы оценки бизнеса приводит к весьма простой идее «взвешивания» оценок, рассчитываемых по разным методам, и суммирования таких «взвешенных» оценок. При этом весовые коэффициенты значимости оценок по разным, в принципе допустимым в данной ситуации, методам оценки понимаются как коэффициенты доверия к соответствующему методу. Эти коэффициенты имеют сугубо экспертный характер - определяются оценщиком самостоятельно либо на основе консультации с другими специалистами (экспертами).
Окончательно стоимость предприятия (бизнеса), обобщенная по результатам оценки по всем 3 подходам, может быть определена по формуле:
,
где C1 - величины стоимости предприятия (бизнеса), определенные на ос-
нове l-го подхода;
L - число использованных методов оценки в рамках классических оце-
ночных подходов;
W1 -весовой коэффициент величины стоимости, определенной в рам-
ках метода с номером l = 1, 2, 3.
Очевидно, что при этом разумный выбор и обоснование весовых коэффициентов W1 являются одним из главных свидетельств достаточной квалифицированности и непредвзятости оценщика бизнеса.
10.2. Затратный (имущественный) подход к оценке бизнеса –