Глава 9. основные положения оценки предприятия
(БИЗНЕСА)
9.1. Цели оценки предприятия (бизнеса)
Одним из основных, быстро развивающихся направлений оценочной деятельности является оценка бизнеса (предприятия).
Бизнес - это конкретная деятельность, организованная в рамках определенной структуры и имеющая главной целью получение прибыли, а капитал является основой, внутренним содержанием процесса создания продукта или услуги, осуществляемого с целью получения дохода. Получение дохода - это цель и конечный результат деятельности во многих сферах, отраслях экономики, цель и результат бизнеса.
Бизнес имеет свою экономико-организационную форму в виде предприятия. Владелец бизнеса имеет право продать его, заложить, застраховать, завещать. Таким образом, бизнес становится объектом сделки, товаром со всеми присущими ему свойствами. Бизнес, предприятие обладают всеми признаками товара, могут быть объектом купли-продажи. Но это товары особого рода, товары, имеющие специфические особенности, которые предопределяют принципы, подходы и методы оценки.
Согласно Федеральному закону «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» оценка объектов собственности является обязательной при приватизации, ипотечном кредитовании, выкупе, сдаче в аренду, передаче в качестве вклада в уставные капиталы предприятий. Процедура оценки бизнеса предусмотрена при дополнительной эмиссии или продаже (покупке) акций акционерных обществ различного типа.
Оценка бизнеса необходима для выбора обоснованного решения о направлениях реструктуризации предприятия, для выявления максимально эффективного подхода к управлению предприятием, который обеспечит наиболее высокую его рыночную стоимость, что и является основной целью собственника предприятия и задачей его управляющих в условиях рыночной экономики. Оценка бизнеса позволяет определить рыночную стоимость предприятия различных типов - федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУП), закрытых акционерных обществ (ЗАО), открытых акционерных обществ (ОАО), включая ОАО с недостаточно ликвидными акциями.
Оценка стоимости бизнеса тогда приобретет существенное значение, когда она станет неотъемлемой частью работы менеджеров компаний по управлению активами, и любое серьезное управленческое решение будет приниматься на основе и с помощью процедур оценки бизнеса.
Как правило, цель оценки состоит в определении стоимости объекта соответствующего вида, что необходимо клиенту (лицу, заказавшему оценку или заинтересованному в оценке) для принятия решения. В проведении оценочных работ заинтересованы различные стороны - от государственных органов до частных лиц. В оценке бизнеса могут быть заинтересованы контрольно-ревизионные органы, управленческие структуры, кредитные организации, страховые компании, налоговые фирмы и другие организации, частные владельцы бизнеса, инвесторы и т.п.
Целями оценки бизнеса могут быть следующие:
1) определение направлений повышения эффективности текущего управления предприятием;
2) определение стоимости ценных бумаг в случае купли-продажи акций предприятий на фондовом рынке;
3) определение стоимости предприятия в случае подготовки сделки по его купле-продаже полностью или по частям;
4) реструктуризация предприятия, ликвидация предприятия, слияние либо выделение самостоятельных предприятий (предполагается проведение его рыночной оценки, так как необходимо определить цену покупки или выкупа акций, конвертации либо величину премии, выплачиваемой акционерам поглощаемой фирмы);
5) разработка плана развития предприятия;
6) определение кредитоспособности предприятия и стоимости залога при кредитовании;
7) страхование, в процессе которого возникает необходимость оценить стоимость активов с учетом возможных потерь;
8) налогообложение (при определении налогооблагаемой базы необходимо провести объективную оценку предприятия);
9) принятие обоснованных управленческих решений (инфляция искажает финансовую отчетность предприятия, поэтому периодическая переоценка имущества независимыми оценщиками позволяет повысить реалистичность финансовой отчетности, являющейся базой для принятия
финансовых решений);
10) осуществление инвестиционного проекта, развития бизнеса; в этом случае необходимо знать исходную стоимость предприятия в целом, его собственного капитала, активов.
Если же объектом сделки (купли-продажи, кредитования, страхования, аренды или лизинга) является какой-либо элемент имущества предприятия, а также если определяется налог на имущество и т.п., то отдельно оценивается каждый компонент (объект), например недвижимость, машины и оборудование, нематериальные активы. В этом случае очевидна тесная связь оценки бизнеса с другими видами оценочной деятельности.