Тема 1. Основные положения финансовой политики предприятия

Сущностная характеристика финансовой политики предприятия. Цели и задачи финансовой политики. Политика доходов и расходов. Общие методические требования к процессам формирования и реализации финансовой политики на предприятии.

Объект и предмет финансовой политики. Виды финансовой политики. Сравнительная характеристика краткосрочной и долгосрочной финансовой политики предприятия.

Методы и принципы формирования финансовой политики предприятия.

Финансовая политика как составная часть экономической политики предприятия.

Объекты и задачи финансового менеджмента в рамках реализации краткосрочной финансовой политики. Информационное обеспечение финансовой политики.

Роль человеческого капитала в формировании финансовой политики.

Применение финансового анализа в рамках реализации финансовой политики предприятия.

Целевая установка

Студент должен владеть основными положениями организации финансовой политики предприятия, знать методы и принципы ее формирования.

Вопросы для самоконтроля:

1. Содержание финансовой политики предприятия.

2. Основные цели и задачи финансовой политики предприятия.

3. Взаимосвязь управления финансами и реализации финансовой политики.

4. Факторы формирования и объект управления финансовой политики.

5. Методы и инструменты финансовой политики.

6. Взаимосвязь краткосрочной финансовой политики с другими дисциплинами.

7. Основные различия между краткосрочной и долгосрочной финансовой политикой.

8. Элементы учетной политики организации, влияющие на формирование финансового результата.

9. Связь краткосрочной финансовой политики с налоговой политикой организации.

10. Информационное обеспечение формирования и реализации финансовой политики.

11. Роль и пути полного раскрытия человеческого капитала при формировании и реализации финансовой политики.

12. Финансовый анализ: методы и процедуры.

Рекомендуемая литература: (2,3,915,17,18,25,27).

Тема 2. Ценовая политика и управление ценами на предприятии

Прогнозирование конъюнктуры рынка и финансовая стратегия предприятия. Основные аспекты маркетинга на предприятии. Оценка рыночных условий и выбор модели ценовой политики. Кривые спроса и предложения. Общая и предельная полезность товара. Эластичный и неэластичный спрос.

Типы рынка и возможности ценовой политики. Чистая конкуренция. Чистая монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополистическая конкуренция. Методы определения базовой цены.

Управление ценами на предприятии. Разработка ценовой стратегии и тактика предприятия. Техника продвижения товаров.

Целевая установка

Студент должен уметь прогнозировать конъюнктуру рынка и обосновывать выбор модели ценовой политики предприятия.

Вопросы для самоконтроля:

1. Перечислите и раскройте экономическое содержание базовых цен экономики.

2. Что такое ценовая стратегия и тактика предприятия?

3. В чем состоит содержание государственной политики регулирования цен?

4. Представьте методы и основные формы государственного финансового регулирования цен.

5. Дайте определение бюджетного регулирования цен и перечислите основные разновидности бюджетного регулирования цен.

6. Раскройте взаимоотношения спроса, предложения и цены, изобразите взаимосвязь в виде графиков.

7. Как Вы понимаете базовую цену предприятия?

8. Главные направления менеджмента цен на предприятии.

9. Формы и методы регулирования цен на предприятии.

10.Основные методы формирования и управления ценами на предприятии.

Рекомендуемая литература: (2,3,14,18,17,25,32).

Тема 3. Управление издержками предприятия

Значение планирования затрат в современных условиях. Классификация затрат предприятия. Прямые и косвенные издержки.

Переменные, постоянные и смешанные издержки. Принципы операционного анализа. Использование методов операционного анализа при определении оптимальной величины себестоимости продукции. Операционный рычаг. Валовая маржа. Запас финансовой прочности. Порог рентабельности.

Методы дифференциации издержек обращения: метод максимальной и минимальной точки; графический (статистический) метод; метод наименьших квадратов. Взаимодействие финансового и операционного рычагов и оценка совокупного риска. Пути снижения совокупного риска.

Целевая установка

Студент должен уметь планировать издержки производства, применять методы операционного анализа при определении оптимальной величины себестоимости продукции.

Вопросы для самоконтроля:

1. Классификация затрат предприятия.

2. Цели и методы планирования затрат на производство и реализацию продукции.

3. Экономические и бухгалтерские издержки. Их состав и структура.

4. Валовой, средний и предельный продукт. Валовые, средние и предельные издержки.

5. Постоянные и переменные издержки. Методы их дифференциации.

6. Понятие, цели, задачи и принципы операционного анализа.

7. Методы оптимизации величины себестоимости продукции.

8. Понятие операционного рычага и расчет силы его воздействия на прибыль.

9. Определение порога рентабельности и запас финансовой прочности предприятия.

10.Понятие финансового рычага и определение эффективности его воздействия.

11.Оценка совокупного эффекта воздействия операционного и финансового рычагов. Пути снижения совокупного риска предприятия.

Рекомендуемая литература: (2,3,6,10,15,17,18,22,25,32).

Наши рекомендации