Вопрос 51. Стратегия развития туризма в РФ: понятия, цели и задачи.
Стратегическое планирование предполагает установление целей и увязку этих целей с pecypcaми, которые будут использованы для их достижения. Поскольку эти цели и характер использования ресурсов влияют на перспективное развитие организации, стратегическое планирование ориентировано в будущее.
В выступлении на расширенном заседании Гос совета О стратегии развития России до 2020 года 8 февраля 2008 года Президент РФ обратил внимание на то, что основные усилия должны быть направлены именно на те сферы, которые прямо определяют качество жизни граждан.
Туризм — одна из важнейших сфер деят-ти современной экон-и, при этом в отличие от многих др отраслей экон-и Т не приводит к истощению прир рес-в. Будучи экспортно-ориентированной сферой, Т проявляет большую стабильность по сравнению с др отраслями в условиях неустойчивой ситуации на мировых рынках. СТР в РФ на период до 2015 года представляет собой взаимосвязанную по задачам, срокам осуществления и ресурсам совокупность целевых программ, отдельных проектов и внепрограммных мероприятий организационного, правового, эконо-ого и политико-дипломатического характера, обеспеч-ая эффективное решение проблемы динамичного и устойчивого развития Т в стране.
Под Стратегией развития туризма в Российской Федерации далее — Стратегия понимается взаимосвязанная по задачам, срокам осуществления и ресурсам совокупность целевых программ, отдельных проектов и внепрограммных мероприятий организационного, правового, экономического и политико-дипломатического характера, обеспечивающая эффективное решение проблемы динамичного и устойчивого развития туризма в стране.
Реализация настоящей Стратегии должна обеспечить вклад туристской индустрии в решение следующих общенациональных задач современного этапа экономического развития России:
- создание условий для динамичного и устойчивого экономического роста. Для этого за счет высоких темпов роста туристская индустрия с учетом сопряженных областей должна обеспечить свой вклад в дополнительный прирост темпов экономического развития
- повышение уровня и качества жизни населения путем увеличения доступности туристских услуг, занятости и доходов жителей нашей страны
- повышение конкурентоспособности российской экономики путем повышения привлекательности нашей страны как туристского направления
-обеспечение сбалансированного социально-экономического развития субъектов Российской Федерации за счет увеличения доли туризма в региональном валовом продукте.
Реализация стратегии предусматривает 2 этапа: на первом этапе в 2008-2011 годах должны быть выполнены мероприятия, обеспечивающие условия для перехода на новый качественный уровень развития сферы Т. В результате этого должны увеличиться въездной и внутренний туристские потоки.
На втором этапе в 2012-2015 годах основное внимание должно быть уделено реализации новых тур-х проектов, позволяющих Р занять достойное место среди стран — основных перспективных принимающих рынков.
С учетом характера российских туристских ресурсов, состояния
туристской инфраструктуры и готовности туристского продукта особый интерес для развития въездного туризма в нашу страну могут в основном представлять следующие виды туризма: культурно-познавательный, деловой, а также специализированный туризм круизный, событийный, экологический, сельский, охота и рыбалка, активный, в том числе в перспективе горнолыжный, экстремальный приключенческий, этнический, учебный, научный и др..
Для внутреннего рынка особенно важно развивать пляжный и оздоровительный туризм.
В настоящее время индустрия туризма в мире является одной из наиболее динамично развивающихся сфер в международной торговле услугами. В последние 20 лет среднегодовые темпы роста числа прибытий иностранных туристов в мире составили 5,1%, валютных поступлений- 14%. К основным факторам, определяющим будущее туризма, следует отнести общие и отраслевые факторы, такие как конкуренция, информационные технологии, авиаперевозки, туроператорские услуги, а также политические и социальные условия развития.
Анализ современного состояния туризма в РФ показывает, что в последние годы эта сфера в целом развивается стабильно и динамично. Отмечается ежегодный рост внутреннего туристского потока. Быстро растущий спрос на туристские услуги внутри страны вызвал бум строительства малых гостиниц, в основном, в курортных регионах, а также увеличение числа гостиниц международных гостиничных цепей в Москве, Санкт-Петербурге и других крупнейших городах страны, создание отечественных гостиничных цепочек. Резко увеличился объем инвестиционных предложений по гостиничному строительству как со стороны иностранных, так и со стороны отечественных инвесторов. При этом основные предложения направлены на развитие гостиничного бизнеса в регионах России. Особо следует отметить успехи последних лет в развитии курортно-туристического комплекса Краснодарского края, которые закономерно привели к выбору нашей страны при определении Сочи местом проведения зимней Олимпиады — 2014. Благодаря этому получили всемирную известность не только Красная Поляна и Сочи, но и весь Краснодарский край в целом, что обуславливает долгосрочный бизнес-интерес к развитию туристской инфраструктуры данного региона и гарантию того, что через несколько лет Черноморское побережье станет развитым курортным центром мирового уровня.
На основании изложенного целью развития туризма в Poccийcкoй Фeдepaции является формирование современного эффективного конкурентоспособного туристского рынка, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в туристских услугах, повышение занятости и уровня доходов населения.
Для достижения сформулированной цели необходимо решения следующих задач: — соверш-ние нормативного правового регулирования в сфере Т;-развитие и -ие, индустрия развлечений и др.;- создание new приоритетных тур-х центров;- рекламно-информационное имиджевое продвижение ?
как страны, благоприятной для Т, на мировом и внутреннем т-х рынках;- повышение качества тур-х и сопутствующих услуг;-соверш-ие визовой политики, в том числе в направлении упрощения условий въезда в нашу страну туристов из стран, безопасных в миграционном отношении;-обеспечение условий для личной безопасности туристов
Вопрос 53. Материальное стимулирование труда работников предприятия. Сущность заработной платы и поощрительные системы на предприятиях туризма.
Заработная плата — это совокупность вознаграждений в денежной или натуральной форме, полученных работником за фактически выполненную работу. В сфере туризма существует сдельная, повременная и контрактная формы оплаты труда. Оплата труда работников определяется по: — сдельным расценкам,- часовым тарифным ставкам, — месячным должностным окладам, — в % от выручки.
Сдельная форма оплаты труда предусматривает начисление зп по заранее установленным расценкам за каждую единицу выполненной работы.
Она подразделяется на: а простую сдельную зп исчисляется исходя из сдельных расценок, установленных в организации, и кол-ва продукции работ, услуг, которую изготовил работник
б сдельную премиальную При сдельно-премиальной оплате труда работнику помимо зп начисляются премии. Премии могут устанав-ся как в твердых суммах, так и в % от зп по сдельным расценкам.
в аккордную примен. при оплате труда неск. работников, им дается задание, кот. необходимо выполнить в опред. сроки. За выполнение — выплачивается денежное вознаграждение. Сумма вознаграждения делится между работниками исходя из того, сколько времени отработал каждый; г сдельно-прогрессивную сдельные расценки зависят от кол-ва произведенной продукции за тот или иной период времени; д косвенно-сдельную прим., как правило, для оплаты труда работников обслуживающих и вспомогательных производств. При такой системе сумма зп работников обслуж-щих производств зависит от заработка работников осн. пр-ва.
При повременной форме оплаты труда зп работникам начисляется по установленной тарифной ставке или окладу за фактически отработанное время.
Она делится на: — простую повременную организация оплачивает работникам фактически отработанное время — повременно-премиальную При повременно-премиальной оплате труда вместе с заработной платой могут начисляться премии. Премии могут устанавливаться как в твердых суммах, так и в процентах от оклада.. Все большее распространение получает контрактная форма оплаты труда. Чаще всего применяется к руководителям, особенность — контракт носит конфиденциальный характер.
Фонд зп представляет собой сумму всех расходов тур. предприятия на оплату труда в денежной, натуральной и смешанной формах независимо от источников выплат. Основным элементом фонда зп, выплачиваемой в денежной форме явл. оплата за фактически выполненную работу.
Она состоит из:
- выплат по сдельным расценкам, ставкам, окладам
-доплат за совмещение профессий, выполнение обязанностей отсутствующих работников
- выплат по договорам подряда и совместителей
-оплаты простоев не по вине работников и пр. Зп натуральной форме выплач. путем выдачи продукции, производимой на тур предприятии либо приобретенной у третьих лиц. В сфере туризма осущ. также выплаты, не учитываемые в составе зп: — выходное пособие, выплачиваемое уволенным работникам в связи сокращением численности штата, ликвидацией; — надбавки к пенсиям, единовременные выплаты; — пособия женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком- командировочные расходы. В соответствии с учетом отработанного времени работниками в чел.- часах, чел.- днях, чел. месяцах, различают часовой, дневной, и месячный фонд зп. В современных системах оплаты труда особое внимание обращается на усиление заинтересованности каждого сотрудника и повышении эффективности производственных ресурсов. Рост зп должен быть поставлен в зависимость от снижения норм затрат труда и материалов, повышения качества продукции работ. услуг, увеличение объема продаж.
Вопрос 54. Факторы, виды и особенности спроса в индустрии туризма.
Экономисты считают, что спрос — это количество любого продукта или услуги, которое потребители хотят и могут купить по определенной цене за определенный период времени.
Психологи рассматривают спрос с точки зрения мотивации и поведения.
Географы определяют туристский спрос, как общее количество людей, которые путешествуют, пользуются туристским снаряжением и услугами.
Каждый подход полезен со своей точки зрения.
Туризм является одним из основных показателей качества жизни. В тоже время, спрос на туризм формируют не только те, кто в нем участвует, но и те, кто не может путешествовать по какой-либо причине. Склонность к путешествию является показателем участия в туризме. Частота путешествий показывает среднее количество путешествий за определенный период времени.
Спрос — кол-во любого продукта или услуги, кот. потребители хотят и могут купить по определенной цене за определенный период времени.
Факторы, определяющие тур. спрос:
- Факторы макро среды — полит., экономич., культурн., социальные;
- Индустриализация, научно-техн. прогресс, рост производительности труда;
- Развитие транспорта;
- Увеличение фонда свободного времени;
- Повышение уровня жизни населения;
- Урбанизация загрязнение окруж. среды, развитие инфраструктуры;
- Рост связей экономических, финансовых, технических, научных;
- Возможности;
- Тур. предложение;
- Социальная трансформация.
Экономический подход представляет идею от эластичности, который показывает взаимосвязь между спросом и ценой.
Существует 2 основные формы реакции спроса на цены:
-Неэластичность неизменность спроса при повышении или понижении цены
-Эластичность уменьшение и увеличение спроса под влиянием повышенной роли изменения цен.
Чем выше цена, тем ниже спрос.
Идея в том, что у некоторых людей существует спрос на туризм, но они не могут путешествовать, говорит о том, что спрос на туризм состоит из набора компонентов.
В наших условиях туристский спрос включает в себя 3 основных элемента:
1.Действительный или фактический спрос — это фактическое число участвующих в туризме.
2.Скрытый спрос — население, которое не путешествует.
3.Всегда будет существовать группа людей, не желающих путешествовать, формируя категорию отсутствия спроса.
Основным показателем эффективности спроса является склонность к путешествию. Она показывает проникновение, мотивацию туристских поездок в среду населения.
Существует 2 вида склонности к путешествию:
1.Чистая нетто показывает процент населения, предпринимающих хотя бы одну поездку за определенный промежуток времени
2.Общая, показывает общее количество туристских поездок как процентное соотношение к общему количеству населения.
В целом, повышение цен на туристские услуги в большинстве случаев не ведет к полному отказу от путешествия, а проявляется в том, что туристы:
-Выбирают путешествие на более близкое расстояние
-На более короткий срок
-В более скромных условиях.
Вопрос 55. Туристская дестинация: общие черты и отличительные особенности.
Дестинация — это определенный набор услуг, которые отвечают потребностями туриста и удовлетворяют его спрос на перевозку, ночевку, питание, развлечения и т.д.
Дестинация включает в себя наиболее важные и решающие элементы туризма, достопримечательности и все другие вспомогательные средства, необходимые для туристов. Дестинация представляет также сосредоточение служб и средств, предназначенных для удовлетворения потребностей туристов, которые могут быть охарактеризованы как 4А:
-Достопримечательностиattractions
-Доступность access- местный транспорт
-Удобство amenities — места размещения, питания и развлечения, торговли и другие услуги
-Вспомогательные службы ancillary services.
Все перечисленные компоненты объединяются самыми различными способами в самых разных культурных, экономических и природных условиях существующих дестинаций. Последние включает в себя прибрежные и горные курорты, исторические места, фестивали и другие мероприятия, специально созданные туристские дестинации — Евродиснейленд — а также комплексы для конференций и встреч деловых партнеров.
Инфраструктура дестинаций представляет собой все формы строительных конструкций над и под землей, необходимые для обустройства жилой зоны; включает:
-Транспорт автомобильные и железные дороги, автостоянки, аэропорт
-Бытовые удобства электричество, водя, связь
-Другие службы здравоохранение, охрана.
Инфраструктура обеспечивается обычно за счет государства, суперструктурой занимается частный сектор, поскольку она является элементом дестинации, непосредственно приносящем прибыль. Суперструктура включает:
-Средства размещения
-Достопримечательности созданные людьми
-Предприятия розничной торговли.
Обычной нормой является государственное обеспечение инфраструктуры в качестве необходимой предпосылки для развития суперструктуры силами частного сектора
Условия, для существования Д:
1.Наличие мест размещения, питания, развлечений и наличие высокоразвитой транспортной системы
2.наличие достопримечательностей, интересующих туристов
3.наличие информационных и коммуникационных систем.
Черты, характерные для Д:
1.Дестинация представляет собой совокупность следующих компонентов: достопримечательности, удобства, доступность, вспомогательные службы, обеспечение дестинации руководящим персоналом.
2.Дестинация представляет собой культурную ценность.
3.Дестинация неразделима.
4.Услугами и удобствами дестинации пользуются не только туристы, но и другие люди.
Выделяют 3 типа Д:
1. Крупные столичные города или приравненные к ним.
2.Второй тип делится на 2 подгруппы: центры целенаправленного развития туризма; центры для туристов.
3. Центры, специально построенные для туристов.
Вопрос 56. Характеристика этапов эволюции жизненного цикла туристской дестинации.
Дестинация — это определенный набор услуг, которые отвечают потребностями туриста и удовлетворяют его спрос на перевозку, ночевку, питание, развлечения и т.д.
Дестинация переживает следующие стадии развития жизненный цикл дестинации:
-Разведка — дестинация еще не подверглась изменениям под воздействием туризма и уровень контакта довольно высок
-Развертывание — усилия по обеспечению отдыха туристов и рекламе дестинации, обеспечение инфраструктуры
-Развития — большое количество туристов, контроль над дестинацией переходит к туркомпаниям
-Утверждение — тем прироста туристов начинает снижаться, дестинация полностью оснащена необходимыми предприятиями, сформировался район туристского отдыха
-Стагнация — дестинация за счет постоянных клиентов и делового туризма, появились экологические, социальные и экономические проблемы
-Упадок — туристы потерянны, дестинация становится зависимой от местных туристских рынков, занимается однодневными турами и поездками на выходные. Или возрождение — переориентирование дестинации на новое использование, новые рынки и каналы сбыта, изменяются средства привлечения туристов.
Форма кривой на графике варьируется в зависимости от факторов предложения, таких как инвестиции, пропускная способность, воздействие туризма на дестинацию и планируемая отдача. Туристская дестинация находится в постоянном динамичном развитии, средства обслуживания и доступность постоянно изменяются в количественном и качественном отношении в соответствии с требованиями рынка; следующие одна за другой волна туристов различаются по количеству и типу, имеют различные предпочтения, мотивации и желания на каждой последующей стадии развития дестинации.
Типы допустимых нагрузок:
1.изические — связаны с территорией участка, отведенного под средства обслуживания и предельной нагрузкой этих средств
2.сихологическая нагрузка превышает, если впечатления у туристов ухудшаются, это очень индивидуальное понятие и трудно регулируемое
3.иологические — ущерб окружающей среде флоре и фауне, необходимо принимать в расчет полную экологическую систем, а не только определенный элемент
4.оциальные — определение уроаня развития, который априемлим для населения тур дестинации
Важным аспектом данного вопроса является жизненный цикл развития дестинации, продолжающийся в среднем не менее 20-25 лет. Условно можно выделить 8 фаз развития туристкой дестинации:
1.увеличивается кол-во вновь приезжающих туристов.
2.инвестирование в сферу обслуживания и гостиницы.
3. продвижение на рынке стимулирует увеличение кол-ва туристов.
4. дополнительные инвестиции в инфраструктуру.
5. создание новых рабочих мест, изменение в архитектуре, окружающей среде, культуре.
6. сокращение количества туристов.
7. свободные номера в гостиницах низкая прибыль туризм по сниженным ценам создание нового плана развития туризма.
Возможно два выхода из создавшейся ситуации: варьирование стоимостью скидки, новая ценовая политика или новая идея развития дестинации поиск или создание нового фактора привлекательности.
По эластичности если интересно
Ed = прирост спроса, % прирост цены, %. Результат берется по модулю, т.е. всегда положительный.
Дестинация — место, привлекательное для туриста и удовлетворяющее его потребности.
Чтобы место стало дестинацией д.б. 3 условия:
1. наличие фактора привлекательности
2. наличие ср-в размещения, питания, развлечений и транспортной с-мы
3. наличие информац и коммуникационных с-м.
Выделяют 3 типа дестинации:
1. Столицы и крупные города
2. Центры целенаправленного развития Т и центры, обладающие специфич. Привлекательностью для туристов
3. Центры специально построенные для туристов.
Дестинация представляется средоточием ср-в и служб, предназ.для удовлетворения потребностей туристов. В большинстве своем Дестинации представляют собой совокупность следующих компонентов, которые могут быть охарактеризованы как четыре А:
Attractions — достопримечательности
Access — доступность местный транспорт
Amenities — удобства средства размещения, питания и развлечения,
торговые и другие услуги
Ancillery services — вспомогательные службы
Вопрос 59. Жизненный цикл тупродукта: сущность и особенности функционирования отдельных этапов.
Продукт как экономическая категория обладает емким содержанием, вероятно, поэтому до сих пор отсутствует его общепринятое определение. Ф. Котлер, профессор маркетинга Северо-Западного университета США, активный член Американской ассоциации маркетинга, дает следующее определение: Продукт — все, что может удовлетворить желание или нужду и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления. Продуктами являются физические объекты, услуги, идеи и т.д.
В туризме продукт может быть представлен в двух плоскостях. Во-первых, как комплексное обслуживание, т.е. набор услуг, продаваемый туристам в одном пакете. Такое восприятие туристского продукта присуще главным образом потребителям. Оно отличается от восприятия производителей. Если спросить поставщиков, что они производят, перевозчики назовут транспортные услуги, отели — услуги по размещению, тематические парки — услуги развлечения и т.д. Для каждого из них продукт есть конкретный вид предоставляемых услуг. В этом, втором случае туристскими продуктами являются составные части пакета услуг.
Особенности туристского продукта: неосязаемость, неразрывность производства и потребления, изменчивость и неспособность к хранению.
Неосязаемость, или неуловимость, туристских услуг означает, что они не приобретают овеществленной формы. Их невозможно продемонстрировать, увидеть или попробовать до получения. В отличие от покупки товаров обслуживание не приводит к владению чем-либо. Заслуживает внимания опыт компании ТИСкавер — Тирольский информационный центр. Ей удалось повысить осязаемость услуг горнолыжных курортов Австрии. На склонах гор и лыжных трассах были установлены камеры. Фиксируемая ими информация передается на сайт компании, и пользователь с экрана монитора может узнать о погодных условиях на курорте, увидеть состояние снежного покрова и наличие горнолыжников на трассах. Кроме информации о горнолыжных курортах Австрии, система ТИСкавер содержит общие сведения о стране, ее федеральных землях, туристских центрах, традициях, обычаях, праздниках, а также предоставляет услуги бронирования мест в средствах размещения. Первоначально создаваемая как национальная информационная система, она быстро вышла за пределы Австрии и сегодня охватывает Германию, Швейцарию, Лихтенштейн. Ведутся переговоры о внедрении этой системы на территории Республики Кореи. Только за первое полугодие 1999 г. к сайту компании ТИСкавер обратились 8 млн. человек, которые совершили 28 млн. заходов.
Неразрывность производства и потребления услуги, по мнению некоторых специалистов, — главная особенность, делающая услуги действительно услугами и отличающая их от товаров. Оказать услугу можно только тогда, когда поступает заказ или появляется клиент. С этой точки зрения производство и потребление услуг неотделимы.
Изменчивость — важная отличительная черта туристских услуг. Качество туристской услуги зависит от того, кто, когда и где ее предоставляет. В одной гостинице сервис организован по высшему разряду, в другой, расположенной рядом, обслуживание поставлено хуже. Внутри гостиницы один работник радушен и исполнителен, тогда как другой груб и только мешает. Даже один и тот же служащий в течение дня оказывает услуги по-разному.
Для уменьшения изменчивости услуг фирмы разрабатывают и стараются соблюдать стандарты обслуживания вод обязательных для исполнения правил обслуживания клиентов, который призван гарантировать установленный уровень качества всех производимых операций. Стандарт обслуживания содержит формальные критерии, позволяющие оценить уровень обслуживания клиентов и работу любого сотрудника фирмы. Самыми распространенными критериями оценки являются время ожидания услуги, количество жалоб, наличие в офисе информационно-рекламных материалов и пр. Авиакомпания Америкэн Эйрлайнз придерживается следующих в течение 20 с; 85% клиентов не должны стоять в очереди свыше 5 мин; 85% рейсов не должны опаздывать более чем на 15 мин; Двери салона должны открываться через 70 с после остановки самолета; на борту лайнера должен быть необходимый запас журналов. Благодаря соблюдению установленных правил обслуживания клиентов авиакомпания Америкэн Эйрлайнз добилась заметных успехов на рынке внутренних авиаперевозок США.
Неспособность к хранению — следующая отличительная черта туристских услуг. Их нельзя произвести впрок или складировать. Транспортные пассажироперевозки, ночевки в средствах размещения не могут быть накоплены для дальнейшей продажи подобно продукции промышленности и сельского хозяйства. Не использованные сегодня номера в отеле или посадочные места в самолете завтра обернутся невосполнимыми потерями для их владельцев, в этом смысле туристский продукт подвержен порче.
Жизненный цикл туристского продукта. Жизненный цикл продукта описывает эволюцию продукта с момента его первоначального появления на рынке до полного прекращения реализаций. Любой продукт, какими бы замечательными потребительскими свойствами он ни обладал, рано или поздно вытесняется с рынка другим, более совершенным. Среди продуктов есть долгожители и однодневки, но нет и не может быть вечного продукта, так как со временем спрос на него падает и получаемая от реализации прибыль настолько уменьшается, что дальнейшая торговля им становится экономически невыгодной.
Каждый продукт, в том числе туристский, проходит в своем развитии четыре последовательные стадии: внедрение на рынок, рост, зрелость и спад
Внедрение — начальная стадия жизненного цикла, на которой создается рынок для нового продукта. Она характеризуется медленным темпом роста объема продаж и возможными потерями из-за высоких затрат на производство и маркетинг особенно рекламу. На этом этапе только одна или две фирмы выходят на рынок, конкуренция отсутствует или незначительна. Продолжительность стадии внедрения варьируется в широких пределах и зависит от качества продукта, степени его соответствия нуждам потребителей, правильно выбранной стадии маркетинга и последовательной ее реализации.
Стадия роста наступает с признанием покупателями продукта и быстрым увеличением спроса на него. Сбыт расширяется, а за ним растет и прибыльность прибыль на единицу продукта. Относительно высокие прибыли привлекают новых производителей, конкурентная борьба обостряется. Фирмы, раньше других предложившие продукт, имеют значительные конкурентные преимущества. Несмотря на это, они должны заботиться о дальнейшем совершенствовании своего продукта, поскольку опоздавшие предприятия будут стремиться его улучшить и развить, чтобы потеснить лидеров.
Стадия зрелости характеризуется замедлением роста объема продаж, его стабилизацией и даже падением по мере насыщения рынка. Большинство потребителей уже приобрели продукт, их круг практически не расширяется. Особое значение приобретает феномен верности, который побуждает вновь воспользоваться уже известным продуктом. Поскольку спрос все еще значителен, на рынок продолжают проникать фирмы. Конкуренция достигает максимума. Прибыли начинают уменьшаться, хотя остаются достаточно высокими. На стадии зрелости основные усилия фирмы сосредоточивают на сохранении своей рыночной доли и увеличении объема продаж. Они снижают цены, проводят активные рекламные кампании, дифференцируют продукт и улучшают его качество. В противном случае продукт быстро теряет свой позиции на рынке и оказывается на стадии спада.
Спад проявляется в резком сокращении объема продаж и прибыли. Он часто обусловлен изменением потребностей покупателей или появлением на рынке новых продуктов. На стадии спада у фирм есть несколько альтернативных вариантов действий. Во-первых, можно уменьшить существующее предложение; во-вторых, оживить продукт и таким образом укрепить его положение на рынке или пересмотреть каналы сбыта; в-третьих, прекратить выпуск продукта. Какое из трех направлений выберет фирма, определяется конкретной ситуацией.
Вопрос 60. Рабочее время: понятие и методы определения затрат времени на предприятиях туризма.
Рабочее время — продолжительность рабочего дня, рабочей недели, установленная законодательством, а также время, которое трудящийся находится на предприятии в связи с выполняемой им работой.
Рабочее время делится на время работы время выполнения производственного задания + затраты времени на выполнение не свойственных данному работнику операций и время перерывов перерыв на отдых и личные надобности +перерывы организационно-технического характера+перерывы из-за нарушения трудовой дисциплины, например, опоздание.
При нормировании труда наибольшее значение имеет решение двух задач, связанных с исследованием трудовых ресурсов:
1 — определение фактических затрат времени на выполнение элементов операций трудовых движений, действий, приемов и т.д.; — для разработки нормативов времени, выбора наиболее рациональных методов труда.
2 — установление структуры затрат времени на протяжении рабочей смены или ее части -использование при разработке нормативов времени обслуживания рабочего места и подготовительно-заключительного времени, оценке эффективности использования рабочего времени.
Методы:
- хронометраж- изучение периодически повторяющихся элементов операции, подготовительно-заключительной работы, действий по обслуживанию рабочего места. Служит для анализа приемов труда и определении длительности повторяющихся элементов операций;
- фотография рабочего времени — изучение рабочего времени исполнителя, времени использования оборудования в течение смены или ее части путем измерения всех видов затрат времени работы, перерывов, их содержания, последовательности, продолжительности. Применяется для установления структуры ее затрат на протяжении рабочей смены или ее части. При ФРВ фиксируются затраты времени на все виды работ и перерывов, которые наблюдались в течение определенного отрезка времени;
-фотохронометраж — сочетание изучения структуры затрат рабочего времени на протяжении смены с помощью фотографии рабочего времени и хронометража отдельных элементов работы. Применяется для одновременно определения структуры затрат времени и длительности отдельных элементов операций.
Все методы включают след основные этапы: — подготовка к наблюдению; -его проведение; -обработка данных; — анализ результатов; — подготовка предложений по совершенствованию организации труда.
Вопрос 61. Типы организационных структур и особенности их применения на предприятиях туризма.
Оргструктура — состав, соподчиненность, взаимодействие и распределение работ по функциональным подразделениям и органам управления предприятия.
ЛИНЕЙНАЯ СТРУКТУРА: характеризуется непосредственной связью руководителя с подчиненным по вертикальной цепочке. Вышестоящий орган управления не имеет права отдавать распоряжения исполнителей минуя их непосредственного начальника.
Преимущества: — простота применения; — четко распределены полномочия; — оперативность принятия решений.Недостатки: — жесткость, негибкость; — нет роста и развития предприятия; — большой объем информации, от одного уровня к другому; — ограничение инициативы у работников низших уровней; — высокие требования к квалификации руководителей.
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА: характеризуется множественностью связей му различными управленческими подразделениями, т.к предполагает специализацию выполнения отд ф-ций управления.
Преимущества: специализация деятельности руководителей, высшее руководство менее загружено, чем при линейной.
Недостатки: сложность разделений взаимосвязанных функций, координация му функцион отделами м.б. загружена, стоимость координации м.б. высокой за счет создания локальной сети, узкая направленность на выполнение целей конкр подразделений, сложность контроля деят-ти разл функцион подразделений.
ЛИНЕЙНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ имеет цель: подготовка данных специалистами функцион отделов для принятия управленческих решений линейными руководителями.
Преимущества: расширение возможности принятия компетентных решений.
Недостатки: трудности при регулировании отношений линейных и функцион руководителей.
ДИВИЗИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ: самостоятельные отделения полностью отвечают за хозяйственные результаты на опр региональных потребительских рынках.
Преимущества: повышение самостоятельности и ответственности отделений для достижения генеральных целей предприятия
Недостатки: рост аппарата управления, возможность конфликтов из-за централизованного распределения ресурсов.
Адаптивные структуры управления — это гибкие типы оргструктур, кот можно быстро модифицировать в соответствии с изменениями внешней среды и потребностями самой фирмы.
Преимущества: быстрая адаптпция к потребителям, децентрализация ф-ций управления.
Недостатки: уровень управления размыты, возможно несогласованность и неопределенность целей и задач, сложность контроля.
Организационная структура выступает необходимым элементом управления любой туристской организации, позволяя добиться порядка в использовании ресурсов развития, в том числе человеческих ресурсов.
В туризме и гостеприимстве чаше всего встречаются следующие 7 типов организационной структуры:
1 функциональный;2 продуктовый
3 матричный;4 территориальный
5 по принципу рыночных каналов
6 по принципу клиентуры;7 комбинированный.
Например, средства размещения традиционно используют функциональную организационную структуру где отделы организованы по принципу выполнения определенных функций: отдел обслуживания, отдел маркетинга, пищеблок, отдел по работе с кадрами, бухгалтерия
В продуктовом типе организационной структуры в основу разделения труда положено отличие оказываемых туруслуг или реализуемых турпродуктов. Такая структура характерна для многих туроператорских и турагентских фирм, где существуют отдел внутреннего туризма, отдел международного туризма, отдел круизов и т.д.
Матричная организационная структура соединяет в себе характерные черты и функциональной, и продуктовой структур. При этом менеджеры функциональных отделов закрепляются за продуктовыми подразделениями и оказывают поддержку менеджерам последних. Например, менеджер-туроператор, разрабатывающий туры для отдела внутреннего туризма.
Территориальная организационная структура характерна для туристских организаций, имеющих представительства, филиалы в стране, регионах мира. Такая структура часто встречается в управлении гостиничными цепями и франчайзинге, национальных администрациях по туризму.
Организационная структура по принципу рыночных каналов основывается на разделении труда среди менеджеров, отделов связанных с различными каналами распространения туристских услуг. Например, отдел по работе с турагентами в крупной туроператорской фирме или отеле. Так, отели и курорты Aston на Гавайях имеют в совокупности 4500 номеров, продаваемых исключительно через турагентства и оптовых покупателей туруслугот 85 до 90%. УУУ
Организационная структура по принципу клиентуры основывается на существовании ключевых клиентов. Например, в деловом туризме таковыми являются коммерческие организации. Для их обслуживания в турфирме создается отдел по работе с корпоративными клиентами.
Комбинированная организационная структура, подобно матричной, воплощает в себе элементы всех вышеназванных. Она характерна для крупных туристских организаций, гостиничных цепочек, так <