Характеристика деятельности отдела производственно-экономического комплекса
Плановые и отчетные документы
Отдел развития производственно-экономического комплекса разрабатывает следующие плановые и отчетные документы:
1. Информация о социально-экономическом положении Подольского муниципального района за январь-сентябрь 2012 г. Данный документ разрабатывается ежемесячно по возрастающей.
2. Показатели эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.
3. Прогноз социально-экономического развития на 2011-2013 годы. Подольский муниципальный район (приложение А).
4. Прогноз социально-экономического развития Подольского муниципального района на 2013 год и на период до 2015 года. Образование (приложение Б). Данный документ разрабатывается по всем отраслям.
5. Постановления и распоряжения главы Подольского муниципального района (приложение В).
5.2 Методы прогнозирования и планирования социально-экономического развития
Важнейшим элементом управления социальным и экономическим развитием Подольского муниципального района является прогнозирование и планирование. Они используются в основном для предопределения рациональных пропорций в социально-экономическом развитии, изменений за конкретный период темпов роста конкретных отраслей, звеньев производства.
Метод прогнозирования – это способ исследования объекта прогнозирования, направленный на разработку прогноза. Методами прогнозирования называют совокупность приёмов мышления, позволяющих на основе анализа прошлых внешних и внутренних связей, присущих объекту, а так же их изменений в рамках рассматриваемого явления, вынести суждения определенной достоверности относительно будущего развития объекта.
Методы прогнозирования выражаются в способах и приёмах разработки прогнозных и плановых документов и показателей применительно к их различным видам и назначениям.
В своей работе отдел развития производственно-экономического комплекса использует следующие методы прогнозирования и планирования социально-экономического развития муниципального района:
1. Метод экстраполяции.
2. Метод экспертных оценок.
3. Нормативный метод прогнозирования.
Экстраполяция – это метод, при котором прогнозируемые показатели рассчитываются как продолжение динамического ряда на будущее по выявленной закономерности развития. Метод позволяет найти уровень ряда за его пределами в будущем. Метод экстраполяции применяется при стабильности системы, устойчивости явлений, когда динамика процессов, показателей в перспективе определяется тенденциями их изменений в прошедшем периоде. Экстраполяция эффективна для краткосрочных прогнозов, если данные динамического ряда выражены ярко и устойчиво.
Одним из способов экстраполяции могут быть линии регрессии, надежность которых повышается при построении многошкаловых корреляционных моделей, ставящие прогнозируемые показатели в зависимость от нескольких переменных. Поэтому работу над прогнозом социально-экономического развития муниципального образования следует начинать с изучения факторов (переменных величин), влияющих на социально-экономическое развитие. К таким факторам следует отнести:
1. Наличие собственных финансовых ресурсов;
2. Демографические изменения;
3. Развитие отраслей хозяйства и т.д.
Метод экспертных оценок используется, преимущественно, в долгосрочных прогнозах этот метод помогает установить степень сложности проблемы, выявит важные факторы и взаимосвязи между ними, выбрать наиболее предпочтительные альтернативы. Однако, метод экспертных оценок не лишен недостатков, потому что имеет долю субъективизма.
Метод экспертных оценок чаще используется в тех случаях, когда трудно количественно оценить прогнозный фон, и специалисты делают это на основе своего понимания вопроса. Данный метод имеет несколько видов: индивидуальная экспертная оценка, коллективная экспертная оценка, метод интервью, метод экспертных комиссий и т.д.
При нормативном методе прогнозирования определяются пути и сроки достижения возможных состояний явления, принимаемых в качестве цели. В данном случае, речь идет о прогнозировании достижения желательных состояний явления на основе заданных норм, целей. Нормативный метод чаще всего применяется для программных или целевых прогнозов. Используется как количественное выражение норматива, так и определенная шкала возможностей оценочной функции.
Нормативный метод прогнозирования помогает выработать рекомендации по повышению уровня объективности, следовательно, эффективности решений.
Нормативный метод при планировании социально-экономического развития может называться так же методом технико-экономических расчетов. Он использует нормы и нормативы, разработанные на законодательной или ведомственной основе. Наличие норм и нормативов позволяет определять прогнозные и плановые показатели на основе прямого счета. В прогнозировании используются более обобщенные, а в планировании – более конкретные нормы.
С помощью нормативов регулируются как рыночная, так и внерыночная, в основном непроизводственная сферы. К примеру, в непроизводственной сфере используются нормативы по минимальной пенсии, расходов на образование, здравоохранение, жилищно-коммунальное обслуживание и другие, обслуживаемые за счет федеральных и местных бюджетов.
Разновидностью нормативов являются стандарты и лимиты. Они используются, например, в планировании минимального размера средств бюджета муниципального образования, направляемых на покрытие расходов предприятий и организаций жилищно-коммунального хозяйства.
5.3 Порядок формирования плановых и прогнозных документов
Содержащиеся в программах социально-экономического развития муниципального образования цели, задачи и методы их достижения конкретизируются в оперативном планировании деятельности органов муниципального управления.
Основной документ оперативного планирования в органах муниципального управления Подольского муниципального района - планы районных мероприятий, разрабатываемые управделами на основании программ социально-экономического развития района, планов работы структурных подразделений администрации, а также указаний главы администрации.
В свою очередь, планы отдельных структурных подразделений (отделов, комитетов и управлений) разрабатываются на квартал с учетом решения комплексных проблем социально-экономического развития муниципального образования и представляются управделами, как правило, не позднее, чем за 15 дней до окончания квартала.
В планы работы структурных подразделений включаются не только перечень конкретных заданий с указанием ответственных исполнителей, сроков выполнения и форм контроля, но и намечается изучение законов, нормативных актов, опыта работы администраций в других регионах Российской Федерации, а также зарубежного опыта в сфере муниципального управления, что необходимо для развития кадрового потенциала.
Управделами обобщает представленные планы работы структурных подразделений, составляет квартальный план работы администрации, при необходимости осуществляет согласования, вносит уточнения и представляет план главе администрации на утверждение, как правило, до 25 числа месяца, предшествующего планируемому периоду. Утвержденные главой администрации планы рассылаются по структурным подразделениям и в администрации районов.
Реализация оперативных (календарных) планов контролируется руководством администрации, а также контрольным управлением в соответствии с принятой в администрации системой контроля.
Ход и реализация работы структурных подразделений по осуществлению планов рассматривается, как правило, еженедельно на аппаратных совещаниях, которые проводит глава администрации или по его поручению заместитель. В ходе этих совещаний особое внимание уделяется анализу причин, которые не позволили достичь планируемых результатов, и вносятся по мере необходимости коррективы в принятые ранее планы работы администрации в целом или отдельных ее структурных подразделений.