Адаптационно-производственный этап
Этим этапом является первая неделя практики.
Прибыв в принимающую организацию, студент передаёт направление в отдел кадров, где оформляется приказ о прохождении им практики (кроме студентов-заочников, проходящих практику по месту своей работы) и назначается руководитель практики от предприятия.
В этот период студент знакомится:
· с руководителем практики от предприятия, получает от него указания о своих дальнейших действиях и договаривается о времени и месте консультаций;
· с техникой безопасности, применяемой на предприятии;
· с правилами внутреннего распорядка;
· с самим предприятием, его историей, учредительными документами, производственной структурой и деятельностью, выпускаемой продукцией (выполняемыми работами, оказываемыми услугами);
· с общей системой организации и управления производством;
· с рабочим коллективом предприятия.
На этом этапе практикант начинает вести «Дневник практиканта», в котором фиксирует выполняемые виды работ. Общаясь с работниками предприятия, студент собирает и осмысливает получаемую информацию, анализирует и отбирает собранные данные, планирует свою дальнейшую деятельность.
Производственно-деятельностный этап
На этом этапе студент:
· работает в качестве стажёра (основного работника) на управленческих должностях;
· участвует в подготовке и проведении производственных совещаний (собраний);
· подготавливает и выступает с лекциями перед работниками предприятия на актуальные экономические темы;
· проявляет себя в любых других формах производственной деятельности, способствующих развитию организаторских и управленческих навыков;
· реализует основные исследовательские задачи практики (аккумулирует накопленные знания, выполняет задания кафедры, ежедневно заполняет дневник и начинает составлять отчёт).
Заключительный этап
На заключительном этапе студенту необходимо получить копию приказа о прохождении им практики и отзыв руководителя практики о производственной деятельности студента, приобретённых им умениях и выполненных работах.
На этом этапе студент обобщает и систематизирует собранные на предприятии данные и составляет отчёт о выполнении программы практики и заданий кафедры. Отчёт должен быть проверен руководителем практики от предприятия и оценён им в отзыве о работе студента. Окончательное оформление отчёта может быть завершено в течение одной – двух недель, после возвращения студента с практики.
8. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на технологической практике
Учебные задания на технологическую практику состоят из двух частей: инвариантные (обязательные для всех студентов) и вариативные(индивидуальные для каждого студента).
8.1. Инвариантная часть заданий по технологической практике
Обязательные учебные задания состоят из заданий двух видов:
· изучение и анализ управленческой деятельности на предприятии;
· сбор информации о реальных производственных ситуациях (проблемах), участниками которых являлись работники предприятия.
8.1.1. Изучение управленческой деятельности на предприятии
Управленческую деятельность на предприятии предлагается изучать в следующей последовательности:
1. Отраслевая принадлежность предприятия. Организационно-правовая форма предприятия. Перечень выпускаемой продукции (оказываемых услуг, выполняемых работ). Производственная структура предприятия
2. Организационная структура управления предприятием. Вид организационной структуры управления предприятием, ее положительные и отрицательные стороны.
3. Функции структурных подразделений аппарата управления. Положение об органе управления предприятием. Должностные инструкции и правила в системе управления предприятием. Оценка этих документов.
4. Характеристика состава руководителей-менеджеров в организации. Формы и методы оценки работы руководителейв организации. Практика подбора и расстановки руководящих кадров, методы их подготовки и повышение квалификации.
5. Система информационного обеспечения на предприятии. Виды информации, поступающие на предприятие. Информационные потоки на предприятии. Технические средства управления, обработки и передачи информации. Классификация и кодирование информации на предприятии. Виды носителей управленческой информации. Хранение и выдача необходимой информации.
6. Органы планирования на предприятии. Плановые показатели деятельности предприятия.
7. Основные виды документов, используемые в управление предприятием.
8.1.2. Производственные ситуации (кейс-технологии)
Опишите несколько реальных производственных ситуаций, которые происходили на предприятии, до или во время прохождения Вами практики. Это описание должно отвечать следующим условиям:
1. Оно должно включать реальную производственную или управленческую проблему, возникшую на предприятии.
2. В ней должны принимать участие работники предприятия или лица, имеющие какое-либо отношение к предприятию (посредники, поставщики, покупатели и др.), независимо от их должности или профессиональной деятельности.
3. В описание надо указывать все факты, относящиеся к рассматриваемой ситуации, приводить мнения, аргументы и даже рассматривать предрассудки людей, от которых зависит развитие ситуации, а также принятие по ней управленческого решения.
Студент должен получить разрешение руководителя практики от предприятия, на использование результатов данного задания в учебных целях.
8.2. Вариативная часть заданий по технологической практике
На выбор 1-2 задания для выполнения.
Задание 1. Персонал предприятия
Состав и структура персонала по виду деятельности, профессиям, стажу работы, уровню квалификации, образованию. Условия приёма на работу. Фонд оплаты труда на предприятии. Формы и системы оплаты труда, применяемые на предприятие. Система морального и материального стимулирования работников. Способы поддержания дисциплины труда.
Показатели производительности труда на предприятии. Факторы и резервы роста производительности труда на предприятии. Виды разделения и кооперации труда на предприятии. Бригадные формы организации труда. Совмещение профессий. Система подготовки и повышения квалификации кадров существующая на предприятии.
Задание 2. Оперативное управление предприятием
Оперативное управление основным производством: задачи, функции и структура, характеристика применяемой системы: объёмное и календарное планирование, учет и диспетчирование.
Нормирование управленческого труда. Система разработки и применения норм управляемости на предприятии и в его структурных подразделениях. Формы и методы сокращения издержек управления в организации. Пути совершенствования системы управления в организации и в её структурных подразделениях. Формы и методы управления, применяемые в организации: экономические, социально-психологические, административные методы управления.
Использование зарубежного опыта по управлению в практике предприятия. Отношение членов трудового коллектива к различным методам управленияи их влияние на экономические и социально-психологические результаты работы коллектива.
Задание 3. Менеджер предприятия и организация его труда
Ознакомление с использованием рабочего времени руководителей и его структурой. Управление временем. Работа с документами. Работа со средствами связи. Командировки менеджера. Оргтехника в работе менеджера. Саморегуляция поведения и снятие стресса. Стиль руководства менеджеров предприятия.
Методы сбора информации о коллективе и подчинённых сотрудниках. Индивидуальная работа менеджера с подчинёнными. Положительные и отрицательные стороны в организации труда руководителей-менеджеров на предприятии. Разработка рекомендаций по совершенствованию организации труда руководителей.
Задание 4. Управление риском на предприятии
Виды экономических рисков, приложимых к предприятию. Факторы экономического риска на предприятии. Управление риском на основе результатов экономического анализа на предприятии.
Задание 5. Логистическое управление на предприятии
Организация управления логистикой на предприятии. Логистическая стратегия в области продвижения продукции на предприятии. Движение материалопотока на предприятии. Прогнозирование товарооборота и материалопотока на предприятии. Транспортные системы на предприятии. Складское хозяйство на предприятии. Технология функционирования складского хозяйства на предприятии. Издержки складского хозяйства. Используемая тара на предприятии. Эффективность работы систем складирования и распределения продукции. Управление запасами. Логистические информационные системы на предприятии.
Задание 6. Планирование маркетинговой деятельности на предприятии
Структура службы маркетинга на предприятии и направленность её деятельности. Основные задачи маркетинговой деятельности предприятия. Программа маркетинга. Исследование рынка сбыта предприятия. Методы изучения рынка. Сегментация и ёмкость товарного рынка предприятия. Изучение конкурентной среды предприятия. Взаимодействие маркетинговой службы с другими службами предприятия: конструкторской, качества и технического контроля, производственной, бухгалтерской, сбытовой.
Задание 7. Товарная политика предприятия
Технология создания нового продукта на предприятии. Порядок принятия решений о запуске в производство и снятии с производства изделий. Ассортимент и номенклатура выпускаемой предприятием продукции. Жизненный цикл товара. Упаковка и маркировка. Сервис в системе товарной политики. Товарная диверсификация на предприятии.
Задание 8. Сбытовая деятельность на предприятии
Организация сбыта. Каналы сбыта продукции. Франчайзинг на предприятии. Факторинг операций. Лизинговые операции на предприятии. Стимулирование сбыта продукции. Рекламная деятельность предприятия. Методы организации рекламных компаний. Товарный знак (марка) предприятия. Позиционирование товара.
Задание 9. Ценообразование на предприятии
Ценовая стратегия предприятия. Виды цен, применяемые на предприятии. Состав затрат включаемых в себестоимость продукции. Методы ценообразования, используемые на предприятии. Налоги и акцизы, включаемые в цену реализации на предприятии. Надбавки и скидки к ценам используемые на предприятии. Методы оценки рисков в ценообразовании, применяемые на предприятии.
Задание 10. Управление качеством на предприятии
Стандартизация и сертификация продукции, применяемые на предприятии. Система качества на предприятии. Лицензионная деятельность на предприятии.
Характеристика действующей системы управления качеством. Организация контроля качества продукциина предприятии. Отдел технического контроля: его функции, структура. Методы технического контроля качества продукта: по стадиям жизненного цикла, по объектам контроля, по стадиям производственного процесса, по степени охвата, по степени механизации контроля. Проблемы повышения качества продукции (работ, услуг) на предприятии.
Задание 11. Документооборот и делопроизводство на предприятии
Документы по кадрам. Нормативно-справочная документация. Виды и содержание плановой, отчетной и оперативно-производственной документации. Основные виды и источники научно-технической информации на предприятии. Унификация управленческой документации. Требования к бланкам документов предприятия. Правила оформления документов. Организация работы с документами на предприятии. Хранение документов.
Задание 12. Внешнеэкономическая деятельность предприятия
Страны-партнёры предприятия. Формы сотрудничества, условия и виды взаимодействия. Виды продукции направляемой по экспортным операциям.
Задание 13. Финансовые ресурсы предприятия
Формирование финансовых ресурсов коммерческого предприятия и их использование. Финансы некоммерческой организации. Финансовая деятельность общественных организаций.
Кредитование капитальных вложений. Источники финансирования капитальных вложений. Долгосрочные инвестиции на предприятии.
Кредитование оборотных средств предприятия. Краткосрочные кредиты на предприятии и их виды. Кредиты иностранных инвесторов. Функционирование кредитного механизма на предприятии.
Задание 14. Бухгалтерский учёт на предприятии
Организация бухгалтерского учёта на предприятии. Учётная политика предприятия. Документирование хозяйственных операций. Учёт поступления, амортизация и списание основных средств. Учёт нематериальных активов предприятия. Учёт товарно-материальных ценностей и готовой продукции. Учёт финансовых вложений и ценных бумаг.
Учёт расходов по оплате туда. Учёт затрат на производство продукции. Учёт реализации продукции, работ, услуг. Учёт денежных средств.
Учёт расчётов с бюджетом. Инвентаризация на предприятии.
Задание 15. Бухгалтерская и финансовая отчётность на предприятии
Финансовая отчётность на предприятии. Требования, предъявляемые к финансовой отчётности. Финансовые документы, используемые на предприятии: чек, приходный ордер, расходный ордер, платёжное поручение, счёт-фактура, накладная, счёт на оплату, авансовый отчёт, акт, табель, приказ, вексель, прейскурант, прайс - лист, кассовый ордер и другие.
Задание 16. Планирование на предприятии
Прогнозирование технического и социально-экономического развития предприятия. Структура стратегического и годового планов экономического и социального развития предприятия.
Календарное планирование производства. План производства и реализации продукции в натуральном и денежном выражении (учет спроса, согласование с производственной мощностью и др.). Взаимосвязь маркетинговых исследований и планирование развития производства. Диверсификация производства.
План по труду, по численности работающих, по производительности труда, по фонду оплаты труда.
Определение потребности в сырье, материалах, топливе, энергии. Расчет потребности в оборудовании, балансы материально-технического обеспечения.
Производственное диспетчирование в общезаводском масштабе и в цехе. Технические средства диспетчирования.
Планирование технического развития организации производства: задачи и содержание плана, обоснование внедрения прогрессивных технологий, форм организация производства, труда и управления. Экономия трудовых и материальных ресурсов.
Проблемы и основные направления совершенствования методов и качества планирования на предприятии.
Задание 17. Финансовое планирование на предприятии
Финансовый план коммерческого предприятия. Оперативное, текущее и перспективное финансовое планирование. Баланс доходов и расходов. Распределение и использование прибыли предприятия.
Финансы некоммерческой организации. Финансовый план некоммерческой организации. Смета доходов и расходов. Финансовая деятельность общественной организации.
Задание 18. Анализ финансового состояния предприятия
Оценка финансового состояния и кредитоспособности предприятия. Финансовая устойчивость предприятия. Анализ деловой активности предприятия. Ликвидность баланса предприятия.
Методика выполнения учебно-исследовательского задания по практике
После получения задания на практику студенту следует наметить порядок его выполнения. При этом предлагается работу над каждым из вопросов задания условно разделить на следующие три этапа:
1. Ознакомление с поставленными в задании вопросами по литературным источникам, конспектам и другим документам.
2. Сбор материалов, под которыми подразумевается не только информация из документов (положений, инструкций, нормативно-технической документации и т. п.), но и результаты наблюдений за ходом производственного процесса, а также опроса и анкетирование работников предприятия.
3. Обобщение материалов, собранных на отдельных рабочих местах, участках, отделах и цехах, их анализ с представление конкретных выводов об эффективности решения данного вопроса на предприятии.