Маржинальная прибыль - это предельная прибыль, которую может получить предприятие от производства и продажи каждого вида продукта.
При многономенклатурном выпуске анализ ассортимента по показателю маржинальной прибыли (так называемый маржинальный анализ) дает возможность определить наиболее выгодные с точки зрения потенциальной прибыльности виды продукции, а также выявить продукцию, которую предприятию невыгодно (или убыточно) производить. Таким образом, маржинальный анализ позволяет ранжировать ассортиментный ряд в порядке возрастания "предельной (потенциальной) прибыльности" различных видов продукции и выработать соответствующие управленческие решения относительно изменения ассортимента выпуска.
Дополняющим к маржинальной прибыли является показатель маржинальной рентабельности, рассчитываемый как:
Маржинальная рентабельность = (Маржинальная прибыль / Прямые затраты) 100%;
Показатель маржинальной рентабельности отражает величину дохода, получаемого предприятием на вложенный рубль прямых затрат, и является весьма показательным для сравнительного анализа различных видов продукции.
Общая сумма маржинальных прибылей по всем видам производимых продуктов представляет собой маржинальную прибыль предприятия.
Маржинальная прибыль является источником покрытия накладных расходов предприятия и прибыли. Тогда прибыль, на которую может рассчитывать предприятие, определяется как:
Прибыль = Маржинальная прибыль - Накладные расходы
Таким образом, увеличение прибыли достигается за счет максимизации маржинальной прибыли (или оптимизации ассортимента) и уменьшения накладных расходов.
Наличие и рост маржинальной прибыли является положительной характеристикой деятельности организации. Положительная маржинальная прибыль свидетельствует о потенциальной возможности прибыльной продажи продукции.
Для общей характеристики ценовой политики организации рассчитывается ценовой коэффициент, называемый также нормой маржинальной прибыли.
Ценовой коэффициент определяется как отношение маржинальной прибыли к выручке от реализации и характеризует соотношение цен на произведенную продукцию и цен на потребляемые в процессе производства сырье и материалы.
Динамика ценового коэффициента отражает, насколько темп роста цен на реализуемую продукцию отличается от темпа роста цен на потребляемые в процессе производства переменные затраты.
Ценовой коэффициент = Маржинальная прибыль / Выручка от реализации, %
Значение ценового коэффициента не зависит от объема производства и реализации и определяется уровнем цен на реализуемую продукцию и переменную составляющую затрат.
Эффект операционного (производственного) рычага заключается в том, что любое изменение выручки от реализации всегда порождает более сильное изменение прибыли.
Для расчета эффекта или силы воздействия рычага используется целый ряд показателей. В эти показатели входят:
1. Валовая маржа = прибыль от реализации + постоянные затраты;
2. Вклад (сумма покрытия) = выручка от реализации — переменные затраты;
3. Эффект операционного рычага = (выручка от реализации — переменные затраты) / прибыль от реализации.
Если трактовать эффект воздействия операционного рычага как изменение валовой маржи, то ее расчет позволит ответить на вопрос, насколько изменяется прибыль от увеличения объема (производства, сбыта) продукции.
Изменяется выручка, изменяется сила рычага. Например, если сила рычага равна 8,5, а рост выручки планируется на 3%, то прибыль вырастет на: 8,5 3% = 25,5%. Если выручка падает на 10%, то прибыль уменьшается на: 8,5 10% = 85%.
Предприятию, функционирующему на рынке, необходимо знать не только то, что оно получит прибыль, но и когда оно ее получит. Для этого надо провести специальный анализ соотношений между объемом производства, затратами и доходом, получивший название анализ безубыточности.
Анализ безубыточности показывает, что произойдет с прибылью при изменении объема производства, цены и основных параметров затрат. Английское название анализа безубыточности — CVP-анализ (cost — volume — profit, то есть «затраты — выпуск — прибыль») или Break — even — point (точка прерывания, точка безубыточности в данном случае).
Обязательное условие расчетов - разделение затрат на переменные и постоянные. Напомним, что переменные затраты изменяются пропорционально объемам выпуска продукции (сырье, материалы, комплектующие, сдельная зарплата, технологическая энергия). Постоянные - не зависят от объемов производства (это затраты на ремонт и содержание оборудования и зданий, арендные и лизинговые платежи, затраты на отопление и освещение, повременная зарплата).
Искомая точка безубыточности в денежном выражении определяется следующей формулой:
, (6)
Где SAL – выручка от реализации продукции;
FC – постоянные затраты;
VC – переменные затраты.
Выручка и затраты должны относиться к одному и тому же периоду времени (месяц, квартал, полгода, год). Точка безубыточности будет характеризовать минимально допустимый объем продаж за тот же период.
Согласно теории при анализе точки безубыточности необходимо задаться предположениями о том, что:
- вся произведенная продукция за рассчитываемый период (месяц) будет продана;
- постоянные издержки остаются неизменными при определенном объеме продаж;
- переменные издержки на единицу продукции не изменяются при изменении объема продаж.
Одним из способов нахождения точки безубыточности является графический метод, принципиальная схема которого приведена на рис. 2. Идея метода относительно проста. В координатной плоскости, ось абсцисс которой представлена некоторым физическим (натуральным) показателем, характеризующим работу предприятия, а ось ординат предназначена для отображения стоимостных показателей, по анализируемому предприятию строятся линейные тренды. Их аргументом является месячный физический объем продаж (ось абсцисс), а в качестве функций физического объема продаж выступают соответственно месячная выручка SAL и месячная себестоимость как сумма переменных и постоянных затрат VC + FC (ось ординат). Точка пересечения этих графиков определяет точку безубыточности, обозначенную на рис. 3 как .
Рисунок 3 - Модель нахождения точки безубыточности графическим методом
Общие затраты на выпуск продукта определяются соотношением:
, (7)
где P – цена единицы продукции;
Q - объем выпуска (реализации).
3.4.2 Рыночные методы определения цены
Метод ориентации на спрос (потребительской оценки) тесно связан сдифференциацией товара и рынка и позволяет производителю осуществлять стратегию высоких цен.
Метод следования за лидером или ориентация на конкуренцию. Производитель при установлении цены на изделие руководствуется ценами ведущих или ближайших конкурентов, а собственные издержки и спрос играют подчиненную роль. В этом методе производитель устанавливает цену чуть выше или чуть ниже цены ближайшего конкурента. Однако использование этого метода ограничено рамками рынка однородной продукции.
Метод «запечатанного конверта» или тендерного ценообразования.
Используется в том случае, когда несколько предприятий ведут конкурентную борьбу за получение определенного контракта. При этом выигрывает тот производитель, чья цена предложения обеспечивает заказчику (держателю тендера) максимальную прибыль. Эти цены никогда не становятся предметом гласности и наиболее широко используются в государственных заказах, в строительстве уникальных объектов или сооружений.
Эконометрические методы ценообразования (нормативно-параметрические)
Балловый метод- один из наиболее распространенных эконометрических методов. Он состоит в том, что на основе экспертных оценок значимости параметров изделий для потребителей каждому параметру присваивается определенное количество баллов, суммирование которых дает своего рода оценку технико-экономического уровня изделия. Этот метод необходим в тех случаях, когда цена зависит от многих параметров качества, и в том числе от таких, которые не поддаются количественному измерению (удобство изделия, техническая новизна, эстетичность, дизайн, экологичность, противопожарность, соответствие моде, органолептические свойства: запах, вкус, цвет).
Практическое использование баллового метода при определении конкретных цен осуществляется в четыре этапа.
На первом этапе тщательно отбираются основные технико-экономические параметры. Они могут быть разными в зависимости от сферы использования данного изделия. Если, например, бытовой электроприбор используется в производственном процессе, то цена на него будет определяться в первую очередь мощностью и надежностью его в эксплуатации. Однако при продаже этого изделия в розничной торговой сети населению особое значение приобретает дизайнерское исполнение.
Второй этап — начисление баллов по каждому выбранному параметру. Это делается экспертным путем по определенной процедуре. В качестве экспертов должны выступать не только представители производителя, но и эксперты основных потребителей.
Третий этап — определение интегральной оценки технико-экономического уровня изделия. В случаях, когда все параметры продукции, подвергающиеся балловой оценке, считаются равнозначными по удельному весу, комплексный уровень качества каждого изделия параметрического ряда определяется путем простого сложения баллов. Если отобранные для оценки параметры не равнозначны для потребителя, устанавливаются коэффициенты весомости (значимости) отдельных параметров. Оценки, выставляемые по каждому показателю качества, корректируются на соответствующий коэффициент весомости. Полученные баллы суммируются по каждому изделию.
На заключительном, четвертом этапе, рассчитываются сами цены. Сначала определяется средняя оценка (цена) одного балла:
, (8)
где — цена одного балла;
Pb — цена базового изделия-эталона;
— балловая оценка i-го параметра базового изделия;
Vi — весомость параметра.
Далее определяется цена нового изделия:
, (9)
где Mni - балловая оценка i-го параметра нового изделия;
- весомость i-го параметра нового изделия.
При определении коэффициента весомости каждого параметра исходят из предположения, что чем чаще изобретатели в различных странах обращаются к совершенствованию какого-либо параметра объекта, тем более значимым является данный параметр объекта с точки зрения улучшения потребительских свойств объекта в целом. Коэффициент весомости параметра объекта определяется по формуле:
= , (10)
где – количество баллов, относящихся к данному параметру;
–общее количество баллов, относящихся к объекту в целом (ко всем параметрам объекта,входящим в его структуру).
При этом методе для обеспечения сопоставимости отдельных свойств используют относительные показатели качества продукции и соответствующие коэффициенты весомости Vi, так как отдельные свойства неравнозначны по своей важности. Коэффициент весомости находится как некоторая функция от вероятности достижения каждым i-м единичным показателем качества продукции его базового значения. Коэффициенты весомости всех свойств, находящихся на одном уровне, связаны друг с другом так, что сумма коэффициентов весомостей всегда остается равной единице. Поэтому увеличение весомости одного свойства происходит лишь за счет уменьшения весомости других свойств этого же уровня рассмотрения.Например, предприятию необходимо рассчитать отпускную цену на впервые разработанный и производимый им трехфазный стабилизатор напряжения. Расчет стоимостной оценки каждого параметра потребительских свойств данного прибора возможен только с помощью баллового метода. Приведем пример определения цены на стабилизатор напряжения балловым методом.
Таблица 2 - Условный пример расчета цены прибора балловым методом
Стабилизаторы напряжения | Параметры | |||||
Точность стабилизации | Электромагнитная совместимость | Масса-габаритные характеристики | ||||
Баллы | Коэффициент весомости | Баллы | Коэффициент весомости | Баллы | Коэффициент весомости | |
Базовый | 0,2 | 0,4 | 0,4 | |||
Новый | 0,2 | 0,4 | 0,4 |
Цена базовой модели — 135 000 руб.
Тогда, подставив известные значения в формулу, получим цену нового стабилизатора напряжения:
P =
Варианты контрольной работы
Вариант 1
Задачи:
Задача 1
Исходя из приведенных данных рассчитайте и внесите в таблицу следующее:
1. Критический объем производства (реализации) графическим и аналитическим способами (в натуральном и стоимостном выражении).
2. Общие переменные расходы.
3. Постоянные расходы на единицу продукции.
4. Изменения за второе полугодие.
Период | Выпуск (реализация продукции) | Цена за единицу продукции, руб./шт. | Переменные расходы | Постоянные расходы | |||
штук | тыс. руб. | удельные, руб./шт. | общие, тыс. руб. | реальные, тыс. руб. | общие, тыс. руб. | ||
I квартал | |||||||
II квартал | (+ 7%) | ||||||
Изменения за полугодие |
Следует рассчитать величину в скобках, показывающую темп прироста (снижения) во II квартале.
Задача 2
При производстве единицы товара расходы на сырье и материалы равны 40 тыс. руб.; расходы на электроэнергию для технологических целей - 20 тыс. руб.; оплата труда производственных рабочих – 28 400 руб.; начисления на оплату труда - 26%; сумма общепроизводственных и общехозяйственных расходов составляет 25% к расходам по оплате труда; коммерческие расходы равны 20% производственной себестоимости; приемлемая рентабельность - 20%; НДС - 18%.
Оптовая надбавка - 10%, торговая надбавка - 15%.
По какой цене будет реализовываться данный вид продукции?
Составьте структуру розничной цены.
Вариант 2
Задачи:
Задача 1
Исходя из приведенных данных, рассчитайте и внесите в таблицу следующе:
1. Маржинальную прибыль.
2. Эффект производственного рычага.
Данные расчеты осуществляются по двум предприятиям (А и Б) для базисного периода, для условий роста и снижения выручки от реализации.
Сопоставьте результаты по предприятиям А и Б и сделайте выводы.
Показатель | Предприятие А | Предприятие Б | ||||
Выручка от продаж, в % к базисному периоду | ||||||
Выручка от продаж, тыс. руб. | ||||||
Постоянные расходы, тыс. руб. | ||||||
Переменные расходы, тыс. руб. | ||||||
Маржинальная прибыль, тыс. руб. | ||||||
Прибыль, тыс. руб. | ||||||
Эффект производственного рычага | ||||||
Темп роста (снижения) прибыли |
Задача 2
Себестоимость бутылки отечественного пива емкостью 0,5 л составляет 13 руб., а прибыль предприятия-изготовителя составляет 30% к себестоимости. Акциз специфический, 3 руб. с 1 литра.
Пиво поступает в магазин через оптовую базу, надбавка которой составляет 3%.
Торговая надбавка - 25%.
Определите розничную цену одной бутылки пива и составьте структуру розничной цены.
Вариант 3
Задачи:
Задача 1
Предприятие выпускает 5 видов продукции. Объем выпуска, цены и переменные затраты по видам продукции приведены ниже.
Показатель | Вид продукции | Всего | ||||
Объем выпуска, шт. | ||||||
Цена реализации, руб. | ||||||
Переменные расходы на весь выпуск, руб. | 30 000 | 24 000 | 36 000 | 40 000 | 77 000 | |
Выручка, руб. | ||||||
Маржинальная прибыль, руб. | ||||||
Постоянные расходы, руб. | 41 400 | |||||
Полная себестоимость, руб. | ||||||
Валовая прибыль, руб. | ||||||
Чистая прибыль, руб. | ||||||
Рентабельность продаж, % | ||||||
Маржинальная прибыль / переменные расходы |
Налог на прибыль - 20%.
Сделайте вывод о целесообразности (прибыльности) выпускаемого ассортимента продукции, дайте, если это необходимо, рекомендации по его изменению.
Анализ должен быть проведен по методу полных издержек (с распределением постоянных затрат пропорционально переменным) и по методу прямых издержек.
Задача 2
Для сахарного завода стоимость закупаемого сырья для производства сахара 5 руб./кг. Себестоимость 1 кг - 15 руб., приемлемая норма прибыли - 30% себестоимости. Сахар реализуется с оптовой базы в мешках по 50 кг., оптовая надбавка 10%. Составьте структуру оптовой цены одного мешка сахара.
Вариант 4
Задачи:
Задача 1
Используя метод «сокращенных затрат», проанализируйте показатели производства 5 следующих видов продукции и укажите наиболее рентабельную продукцию для данного предприятия (см. таблицу).
Анализируемые экономические показатели | Вид продукции | Суммарные данные (тыс. руб.) | ||||
№ 1 | № 2 | № 3 | № 4 | № 5 | ||
Аренда (тыс. руб.) | ||||||
Зарплата (тыс. руб.) | ||||||
Хозяйственные расходы (тыс. руб.) | ||||||
Электроэнергия (тыс. руб.) | ||||||
Торгово-транспортные расходы (тыс. руб.) | ||||||
Сырье (тыс. руб.) | ||||||
Постоянные затраты(тыс. руб.) | ||||||
Переменные зарплаты(тыс. руб.) | ||||||
Общие затраты или полная себестоимость(тыс. руб.) | ||||||
Объем реализации, шт. | 200 000 | 92 000 | 43 000 | 15 625 | 17 500 | |
Цены за единицу (тыс. руб.) | 0,05 | 0,1 | 0,2 | 0,8 | 0,4 | |
Выручка(тыс. руб.) | ||||||
Валовая прибыль(тыс. руб.) | ||||||
Маржинальная прибыль (тыс. руб.) | ||||||
Чистая прибыль(тыс. руб.) | ||||||
Рентабельность продаж( %) |
Налог на прибыль 20%.
Задача 2
Организация производит автомобильный бензин класса 5, акциз на который 3500 руб. на 1 т бензина. Розничная цена за 1 литр бензина 21 руб., в которой:
- налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) составляет 8,11% розничной цены бензина;
- налог на прибыль - 10% розничной цены бензина;
- НДС - 15,25% розничной цены бензина;
- акциз - 17,64% розничной цены бензина.
- прибыль производителей топлива - 20% розничной цены бензина;
- прибыль продавцов топлива - 10% розничной цены бензина;
- производственные затраты в розничной цене бензина составляют 18%;
- транспортные затраты в розничной цене бензина составляют 2%;
- доля цены сырой нефти в розничной цене бензина - 3,68%.
Оптовая цена тонны бензина – 17 000 руб.
Ставка налога на прибыль - 20%.
Плотность бензина - 0,7 г/см3.
Составьте структуру розничной цены 1 литра бензина.
Вариант 5
Задачи:
Задача 1
Как отразится на объеме продаж в точке безубыточности 10%-ное повышение цены при следующих условиях:
-переменные расходы на единицу продукции - 10 руб.
-постоянные расходы - 150 000 руб.
-объём реализации - 20 000 ед.
-цена реализации единицы продукции - 20 руб.