Челябинский институт (филиал
Челябинский институт (филиал
Кафедра «Менеджмент и мировая экономика»
Утверждено УМС Челябинского института (филиала) РГТЭУ
Протокол № ___ от «___» _________ 2012 г.
Председатель __________ В. В. Мухин
В.В.Кузьменкова, А.В.Плешакова
Производственная практика менеджмента
Учебно-методический комплекс по практике
Специальности 080507 «Менеджмент организации»
Рекомендовано кафедрой:
протокол № ___
«_____» ___________2012 г.
Зав. кафедрой_________В.В.Кузьменкова
Челябинск 2012
УДК
ББК
Кузьменкова В.В., Плешакова А.В. Производственная практика менеджмента для студентов специальности 080507 «Менеджмент организации» [Текст]: Учебно-методический комплекс практики / В.В.Кузьменкова, А.В.Плешакова, Челябинский ин-т (фил.) РГТЭУ. – Челябинск, 2012. – 33 с.
Учебно-методический комплекс практики (УМК-П) предназначен для студентов специальности 080507 «Менеджмент организации» специализации «Менеджмент торговых организаций».
© Челябинский институт (филиал) РГТЭУ, 2012
Содержание
Аннотация ………………………………………………………….. | |
1 Цель и задачи производственной практики менеджмента ……. | |
2 Объекты прохождения практики ……………………………….. | |
3.1 Общие положения ……………………………………………... | |
3.2 Обязанности руководителя от Института и кафедры «Менеджмент и мировая экономика» ……………………….. | |
3.3 Обязанности руководителя практики от организации ……… | |
3.4 Обязанности студента-практиканта ………………………….. | |
4 Содержание и тематический план производственной практики менеджмента …………………………………………………… | |
5 Оформление и защита отчета …………………………………… | |
Приложение А Образец направления на практику ……………… | |
Приложение Б Образец оформления титульного листа отчета по практике …………………………………………… | |
Приложение В Отзыв-характеристика …………………………… | |
Приложение Г Образец оформления дневника по практике | |
Приложение Д Образец оформления содержания отчета по практике ………………………………………... | |
Приложение Е Основные этапы нормирования и планирования товарных запасов на предприятии торговли …… | |
Приложение Ж Основные этапы планирования поступления товаров на предприятии торговли ……………… | |
Приложение З Показатели статистики человеческих ресурсов ... |
Аннотация
Учебно-методический комплекс по практике (УМК-П) «Производственная практика менеджмента» разработан в соответствии с учебным планом по специальности согласно требованиям ГОС ВПО II поколения, Положения по практике студентов высших учебных заведений Российской Федерации, Положения о практике студентов РГТЭУ, «Положения о практике студентов Челябинского института (филиала) РГТЭУ.
Программа знакомит студентов с организационной и содержательной стороной практики, устанавливает требования к подготовке и защите отчета о практике, определяет обязанности руководителей и практиканта.
Производственная практика менеджмента осуществляется в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования и является частью учебного процесса.
Составители: В.В.Кузьменкова – к.э.н., доцент, заведующий ефедрой «Менеджмент и мировая экономика», А.В.Плешакова – ассистент кафедры «Менеджмент и мировая экномика»
Утверждено на заседании Учебно-методического совета Челябинского института (филиала) РГТЭУ «_____»__________2012 г., протокол №_____.
Зав. библиотекой ___________________ В.В. Луцук
1 Цель и задачи производственной практики менеджмента
В соответствии с учебным планом и требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ГОС ВПО) II поколения по специальности 080507 «Менеджмент организации» специализации «Менеджмент торговых предприятий» студенты очной и заочной формы обучения проходят производственную практику менеджмента. Периоды и объемы (в учебных неделях) прохождения практики для студентов представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Периоды и объемы прохождения производственной практики менеджмента студентами специальности 080507 «Менеджмент организации»
Специальность | Очная форма обучения | Заочная форма обучения | ||||
Курс | Семестр | Кол-во учебных недель | Курс | Семестр | Кол-во учебных недель | |
«Менеджмент организации» | IV | IV |
Производственная практика – форма учебных занятий в организациях (предприятиях) разных форм собственности и организационно-правовых форм деятельности, занимающихся торговой и посреднической деятельностью на потребительском рынке товаров и услуг.
Производственная практика менеджмента направлена на закрепление, расширение, углубление и систематизацию теоретических знаний по проблемам торгового менеджмента и их адаптацию к еятельности конкретной организации (предприятия), а также приобретение практических навыков по организационно-управленческой, коммерческой и другим направлениям деятельности.
Основными задачами производственной практики менеджмента являются:
- овладение профессиональными навыками по управленческой, маркетинговой, коммерческой, рекламной деятельности предприятия с учетом сферы деятельности в оптовой или розничной торговле;
- приобретение практических навыков по разработке вариантов управленческих решений и обоснованию их оптимального выбора по основным направлениям деятельности, исходя из специализации и специфики деятельности предприятия и его структурных подразделений;
- приобретение практических навыков в управлении деятельностью структурных подразделений предприятия.
Организация практики
3.1. Общие положения
Организацию практики студентов осуществляют руководитель практики Челябинского института (филиала) РГТЭУ (далее Институт) и кафедра «Менеджмент и мировая экономика» Челябинского института (филиала) РГТЭУ (далее кафедра).
Руководитель практики от Института осуществляет подбор объектов практики, ведет переговоры с руководителями предприятий, распределяет студентов по объектам практики. Кафедра готовит приказ о практике, обеспечивает студентов программой практики, организует рецензирование и защиту отчетов по практике.
Если предприятие (объект практики) не имеет договора с Институтом, а также в случаях, когда студенты самостоятельно находят место для прохождения практики необходимо письменное согласие руководителя предприятия на проведение практики с указанием его названия, адреса, телефона, сроков прохождения практики, должности практиканта и руководителя практики от предприятия.
Прохождение производственной практики менеджмента студентами должно быть обеспечено распорядительными документами и учебно-методическими материалами. Для этого в установленные учебными планами сроки кафедрой подготавливаются:
- приказ ректора Института о распределении студентов по объектам практики и назначении ее руководителей;
- направления на практику (приложение А);
- программа практики.
Перед практикой кафедра проводит собрание студентов. На собрании рассматриваются следующие основные вопросы:
- ознакомление студентов с распределением по объектам практики и назначением руководителей практики от кафедры;
- особенности выполнения программы практики, в том числе возможности получения необходимой информации и приобретения навыков работы для получения квалификации менеджера;
- назначение и порядок заполнения дневника производственной практики менеджмента и других документов по практике;
- вопросы трудовой дисциплины на предприятии и учета выхода студентов на практику.
3.2 Обязанности руководителя от Института и кафедры
«Менеджмент и мировая экономика»
Руководитель практики от института:
- знакомиться с объектами прохождения практики, руководителями организаций и совместно с ними определяет руководителя практики от организации, согласовывает период прохождения практики и др.;
- знакомит руководителей практики от организации с программой практики;
- осуществляет контроль за работой студентов-практикантов.
Руководитель практики от кафедры:
- решает совместно с руководителем практики от предприятия все вопросы, касающиеся прохождения практики;
- контролирует выполнение студентами программы практики;
- консультирует студентов по вопросам выполнения программы практики, оформлению отчета;
- содействует студентам в выполнении задач практики;
- рецензирует отчеты по практике и организует их защиту на кафедре.
3.3. Обязанности руководителя практики от организации
Руководитель практики от предприятия:
- знакомит студентов с историей предприятия, основными видами его деятельности, организационной структурой, проблемами и перспективами развития;
- предоставляет возможность студентам ознакомиться с основной документацией предприятия и собрать информационный материал для написания отчета;
- содействует студентам в приобретении навыков подготовки и принятии решений;
- готовит производственную характеристику о выполнении программы практики и индивидуальных заданий, об отношении студента к работе.
- визирует отчет и дневник по окончании практики.
3.4 Обязанности студента-практиканта
Студент-практикант обязан:
- изучить программу практики;
- получить у руководителя практики от Института направление на практику;
- выполнить полностью программу практики;
- выполнять правила внутреннего распорядка и соблюдать правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии на объекте практики;
- отчитываться перед руководителями практики от кафедры и организации о проделанной работе за определенный срок в виде записей, таблиц, дневника;
- в конце практики оформить отчет, дневник практики, получить краткий отзыв-характеристику, заверить перечисленные документы у руководителя практики от предприятия (подпись, печать), подписать отчет у руководителя практики от кафедры;
- в 3-х дневный срок после окончания практики представить отчет на кафедру для получения отзыва-рецензии;
- защитить отчет по практике.
К студенту, не выполнившему программу практики в установленный срок, получившему отрицательный отзыв руководителя или неудовлетворительную оценку при защите, применяются санкции как к неуспевающему студенту, вплоть до отчисления из Института.
При нарушении студентом трудовой дисциплины и правил внутреннего распорядка предприятия по представлению руководителя подразделения и руководителя практики от предприятия он может быть отстранен от прохождения практики, о чем сообщается декану факультета Экономики, управления и права и заведующему кафедрой «Менеджмент и мировая экономика». По их предложению директор Института может рассматривать вопрос об отчислении студента из Института.
4 Содержание и тематический план производственной практики менеджмента
Отчет по производственной практике менеджмента выполняется по следующему плану.
Введение.
1. Характеристика предприятия (объекта практики).
2. Стратегическое управление торговой организацией.
3. Управление маркетингом торговой организации.
4. Управление коммерческой деятельностью организации.
5. Логистика товародвижения.
6. Управление персоналом
Заключение.
Список использованных источников и литературы.
Приложение.
В соответствии с целью и задачами производственная практика менеджмента включает изучение основных аспектов деятельности и управления предприятием. Рассмотрим содержание разделов тематического плана производственной практики менеджмента.
Характеристика предприятия (объекта практики):
- фирменное наименование предприятия (организации); место нахождения (юридический и фактический адрес); краткая история создания и развития; организационно-правовые признаки предприятия (организации); форма собственности; организационно-правовая форма деятельности и ее соответствие требованиям законов; тип розничной (оптовой) торговой организации (предприятия); товарная специализация организации (предприятия); состав учредительных документов и их основные положения (учредительный договор, устав); виды деятельности, предусмотренные в уставе и фактически выполняемые организацией (предприятием);
- организационная структура управления предприятия (организации): тип, схема и принципы ее построения; органы управления и их полномочия в соответствии с организационно-правовой формой деятельности предприятия; состав и компетенция органов управления; положения о структурных подразделениях.
- государственное регулирование коммерческой деятельности предприятия: территориальные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль и надзор; правовые и нормативные акты, регулирующие торговое обслуживание;
Стратегическое управление торговой организацией (предприятием): миссия, стратегические цели (долгосрочные и текущие); характеристика стратегий – общая, функциональная; деловая стратегия и ее разновидности; содержание основных операционных стратегий; конкурентные преимущества организации (географическое месторасположение, место в сети распределения, ассортиментные и ценовые преимущества, уровень подготовки персонала).
Управление маркетингом торговой организации (предприятия):
- служба маркетинга на предприятии торговли, ее задачи, функции и состав;
- розничная торговая организация (предприятия): непосредственная внешняя среда маркетинга и ее составляющие: покупатели, поставщики, конкуренты, посредники; стратегия целевого маркетинга предприятия; оценка сегмента по критериям качественной характеристики покупательной способности потребителей, доступность, рентабельность и устойчивость сегмента; товарная (ассортиментная) политика розничного торгового предприятия (перечень товарных групп и количество товарных позиций); характеристика глубины, широты и сопоставимости ассортимента; принципы формирования ассортимента (базовые, привлекающие, дополняющие); контроль за полнотой и стабильностью ассортимента; ценовая политика розничного торгового предприятия; стратегия ценообразования (высокие / низкие цены, средние цены); инструменты ценообразования (купоны, скидки, пластиковые карты и др.);
- оптовая торговая организация (предприятие): место оптовой организации (предприятия) в сети распределения; внешняя среда организации предприятия – покупатели, поставщики, конкуренты, посредники; оценка сегмента рынка; товарная (ассортиментная) политика оптового предприятия (перечень товарных групп, количество товарных наименований); товарная диверсификация; ценовая политика оптовой организации (предприятия); стратегия ценообразования; скидки.
Управление коммерческой деятельностью организации (предприятия):
- коммерческая служба торгового предприятия: состав работников, задачи и функции;
- этапы проведения сделки и их содержание: поиск и выбор деловых партнеров (продавца, покупателя); виды и формы договоров, заключаемых торговой организацией (купли-продажи, поставки, комиссии, аренды, перевозки, хранения и др.); основное содержание коммерческих условий, предусмотренных договорами;
- содержание исследования рынка товаров и торговой зоны, деятельности организации; ценовая политика при закупке и продаже товаров;
- факторы, определяющие выбор товаров при их закупке (методы определения объемов закупок и продаж товаров и технология расчетов, применяемая предприятием); организация; технология, документальное оформление и учет операций по закупке и поставке товаров в торговое предприятие; расчет точки безубыточности при закупке и продаже товаров; управление товарными запасами (практика формирования и планирования товарных запасов, разработка нормативов товарных запасов на предприятии).
Методика расчета отдельных показателей, необходимых для раскрытия данной деятельности приведена в приложениях 6 и 7.
Логистика товародвижения:
- служба логистики на предприятии торговли, ее задачи и функции;
- управление сквозными потоковыми процессами: выбор канала распределения и факторы, его определяющие, выбор вида транспорта, сравнительные логистические характеристики видов транспортировок, определение перевозчика, критерии его выбора;
- вид склада (общетоварный, специальный и др.), складская площадь и складской объем, расчет обеспеченности предприятия складской площадью;
- схема технологического процесса склада (приемка: хранение и отпуск товаров;
- схема материальных и информационных потоков на складах.
Управление персоналом:
- служба управления персоналом на предприятии, ее численность и состав, задачи и функции:
- основные показатели, характеризующие персонал организации (штат и численность персонала по функциональным подразделениям, текучесть кадров и оценка ее уровня);
- организация и принципы подбора и расстановки кадров. Подготовка, использование и повышение квалификации персонала. Организация оценки и аттестации персонала;
- система оплаты и стимулирования труда в организации (предприятии). Формы стимулирования труда. Организация оплаты труда (повременная и сдельная формы, их разновидности). Система надбавок (доплат) и премирования труда работников. Неэкономические и социально-психологические мотивационные стимулы.
Отчет по данному разделу необходимо дополнить анализом показателей, методика расчета которых приведена в приложении 8.
Заключение. В данном разделе дается оценка деятельности объекта практики (предприятия) по рассматриваемым вопросам и вносятся предложения по устранению выявленных недостатков и улучшению работы предприятия. Предложения должны вытекать из анализа изложенного материала и носить конкретный характер. Желательно рассчитать ожидаемый эффект от внедрения ваших предложений.
Оформление и защита отчета по практике
По завершении практики студенты в течение 3-х дней представляют на кафедру «Менеджмент и мировая экономика» (аудитория 413):
- отчет по практике, включающий текстовые, табличные и графические материалы, отражающие решение предусмотренных программой практики задач;
- заполненный по всем разделам дневник практики, подписанный руководителем практики от предприятия;
- отзыв руководителя практики от предприятия о работе студента в период практики с оценкой уровня и оперативности выполнения им задания по практике, об отношении к выполнению программы практики, дисциплины и т.п.;
Дневник практики является основным отчетным документом, характеризующим и подтверждающим прохождение студентом практики, в котором отражается его текущая работа в процессе практики.
В дневнике практики необходимо отразить практическую работу на конкретном месте в функциональных подразделениях предприятия.
Студент, работая на конкретной должности (в качестве стажера), должен изучить функциональные обязанности в соответствии с требованиями должностной инструкции; описать виды работ и их соответствие требованиям должностной инструкции. Кроме того, в дневнике должны быть указаны сроки выполнения работ.
Содержание отчета должно соответствовать содержанию практики.
Отчет по практике составляется индивидуально каждым студентом и должен отражать его деятельность в период практики.
Отчет состоит из нескольких разделов: введения, основной части и заключения.
Во введении необходимо обобщить собранные материалы и раскрыть основные вопросы и направления, которыми студент занимался на практике.
Основная часть включает в себя аналитическую записку по разделам тематического плана производственной практики менеджмента. По возможности, включаются в отчет и элементы научных исследований. Тематика этих исследований определяется заранее, согласовывается с руководителем практики – преподавателем кафедры и увязывается с общим направлением работ данного предприятия.
В заключении приводятся общие выводы о проделанной работе и даются конкретные практические рекомендации.
Текст отчета по практике должен быть отпечатан на компьютере через 1,5 межстрочных интервала с использованием шрифта Times New Roman Cyr № 14 на белой бумаге формата А4 (210 х 295 мм) на одной стороне. Объем отчета без приложений должен быть не менее 45 страниц машинописного текста. Большие таблицы и копии документов допускается выполнять в виде приложений. Объем приложений не ограничивается.
Опечатки, описки и графические неточности допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской с последующим воспроизведением на том же месте исправленного текста машинописным или рукописным способом чернилами, пастой или тушью.
Листы отчета должны иметь поля: слева – 30 мм, справа – 10 мм, верхнее и нижнее – 20 мм.
Страницы отчета должны быть пронумерованы. Номер страницы ставится внизу в центре шрифтом № 10. Первой страницей считается титульный лист, на котором номер не ставится, на следующем листе, где приводится план отчета, указывается цифра «2». Последним листом отчета нумеруется последний лист списка литературы. Отзыв-характеристика и дневник в нумерацию страниц не включаются.
Абзацы в тексте следует начинать с отступа, равного 10 мм.
Отчет должен содержать:
- титульный лист (приложение Б);
- отзыв-характеристику руководителя практики от предприятия (приложение В);
- дневник по практике (приложение Г);
- содержание (план отчета) (приложение Д);
- введение;
- основную часть в соответствии планом;
- заключение;
- список использованных литературных источников;
- приложения.
Слова «Содержание», «Введение», «Заключение», «Список использованных источников и литературы» записывают симметрично тексту с прописной буквы, включают в содержание отчета. Данные заголовки не нумеруют.
Заголовки разделов следует записывать с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая. Переносы слов в заголовках не допускаются. Расстояние между заголовком и текстом должно быть 15 мм. Каждый раздел рекомендуется начинать с нового листа (страницы).
Формулы, содержащиеся в отчёте, располагают на отдельных строках, нумеруют сквозной нумерацией арабскими цифрами, которые записывают на уровне формулы справа в круглых скобках. Одну формулу обозначают (1). Непосредственно под формулой приводится расшифровка символов и числовых коэффициентов, если они не были пояснены ранее в тексте. Первая строка расшифровки начинается словами «где» без двоеточия после него. Выше и ниже каждой формулы должно быть оставлено не менее одной свободной строки.
Пример.
Фондоотдача определяется отношением объёма реализации товаров к среднегодовой стоимости основных фондов:
Фотд. = Т / Со.ф., (1)
где Фотд. – фондоотдача;
Т – розничный товарооборот;
Со.ф. – среднегодовая стоимость основных фондов.
Все используемые в отчёте материалы даются со ссылкой на источник: в тексте отчёта после упоминания материала проставляются в квадратных скобках номер, под которым он значится в списке использованных источников и номер страницы, например:[5, с.48].
Ссылки на разделы, формулы, рисунки, таблицы, приложения следует указывать их порядковым номером, например: « ….. в разделе 3», «в … формуле (1)», « … приведены в таблице 2», « … в соответствие с рисунком 5», « ….. в приложении А»,
Сокращение слов в отчёте должно быть общепринятым и узаконенным.
Цифровой материал должен быть оформлен в виде таблиц. Таблицы следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Над верхним правым углом таблицы помещается надпись «Таблица …» с указанием её порядкового номера, например «Таблица 1». Таблица должна иметь название, которое следует выполнять строчными буквами (кроме первой прописной) и помещать над таблицей. Слова в заголовке таблицы не переносят. При переносе таблицы на другую страницу с правой стороны листа пишут « Продолжение таблицы 1», ниже указывают нумерацию граф.
Иллюстрации (схемы, диаграммы) также имеют сквозную нумерацию. Номер и название рисунка помещают под ним, например: «Рисунок 1 - Этапы управления кадрами».
В конце отчёта ставится подпись и дата.
По окончании срока практики студенты в течении 3-х дней сдают отчет на проверку, на кафедру Менеджмента.
На проверку отчетов по практике руководителю практики - преподавателю кафедры Менеджмента дается не более 3-х дней в связи с тем, что преподаватель кафедры, систематически проверял записи студентов-практикантов, по сути, должен хорошо знать содержание отчета.
На проверенный отчет по практике оформляется рецензия, в которой отмечается объем и качество выполненной работы на практике, замечания по содержанию и оформлению отчета и рекомендации по их устранению. В рецензии обязательно указывается оценка «Допускается к защите» или «Не допускается к защите».
Защиту отчетов по практике осуществляют два преподавателя кафедры. В процессе защиты студент должен кратко изложить основные результаты проделанной работы, выводы и рекомендации, структуру и анализ материалов. Рецензия подписывается обоими преподавателями и сдается методисту в деканат.
Кроме этого, защита отчета по практике оформляется в зачетной книжке студента и в ведомости. Если руководитель практики - преподаватель кафедры – не допускает к защите отчет по практике, то отчет возвращается студенту на доработку с четкими и ясными замечаниями, изложенными на полях отчета и в рецензии. После доработки отчет необходимо представить на кафедру, на повторную проверку и при получении допуска к защите явиться на защиту в указанное время. В том случае, если студент не защитил отчет по практике в установленные сроки, он не переводится на следующий курс.
Приложение А
Образец направления на практику
РУКОВОДИТЕЛЮ ПРЕДПРИЯТИЯ
(название предприятия)
Челябинский институт (филиал) Российского государственного торгово-экономического университета просит Вас разрешить прохождение производственной, преддипломной, технологической, учебно-ознакомительной практики (нужное подчеркнуть) студенту(ке) ____ курса (года) _____________ формы обучения, на базе _______________ образования по специальности «Менеджмент организации»
(Ф.И.О, студента)
с ____________ по _____________ года.
Ректор Челябинского института
(филиала) РГТЭУ, профессор С.М.Ткачев
Ректору Челябинского института (филиала) РГТЭУ, профессору
Ткачеву С.М.
Администрация предприятия разрешает прохождение производственной, преддипломной, технологической, учебно-ознакомительной (нужное подчеркнуть) практики студенту(ке) _______ курса (года) ________ _формы обучения, на базе _______________________________ образования факультета Экономики, управления и права по специальности «Менеджмент организации»
___________________________________________________________
(Ф.И.О., студента)
согласна оказать необходимую помощь в организации практики.
Руководителем назначен: ___________________________________
(Ф.И.О., должность руководителя практики от предприятия)
Печать Подпись
Приложение Б
Образец оформления титульного листа отчета по практике
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО - ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(РГТЭУ)
О Т Ч Е Т
о прохождении производственной практики менеджмента
студента __ курса,
специальности 080507 «Менеджмент организации»,
очной (заочной) формы обучения,
факультета «Экономики, управления и права»
Фамилия ___________________________________________________
Имя _______________________________________________________
Отчество___________________________________________________
Место прохождения практики _________________________________
Срок практики с «___»_________201__ г. по «____»_______201__г.
Ф.И.О., должность руководителя практики от организации ________
___________________________________________________________
(подпись, печать)
Ф.И.О., должность руководителя практики от университета________
(подпись)
Приложение В
Отзыв-характеристика работы студента во время практики должен содержать следующие сведения:
1. Фамилия, имя, отчество практиканта.
2. Наименование организации (предприятия), с какого и по какое время и под чьим руководством студент проходил практику.
3. Отношение студента к работе (интерес, инициатива, исполнительность, дисциплинированность) и др.
4. Объем выполненной работы на практике.
5. Качество выполняемой студентом работы, степень проявленной самостоятельности в работе, уровень овладения теоретическими и практическими навыками по специальности.
6. Помощь, оказанная студентом организации в выполнении отдельных заданий, в улучшении управленческой, коммерческой и другой работы предприятия (организации, офиса)
Отзыв должен быть подписан руководителем организации (предприятия) или руководителем практики от предприятия. Подпись заверяется печатью организации.
Приложение Г
Образец оформления дневника по практике
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО - ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(РГТЭУ)
Д Н Е В Н И К
по производственной практике менеджмента
студента __ курса,
специальности 080507 «Менеджмент организации»,
очной (заочной) формы обучения,
факультета «Экономики, управления и права»
(фамилия, имя, отчество студента)
Место практики_______________________________________________________
Руководитель практики от предприятия__________________________________
____________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество, должность)
Дата | Подразделение предприятия | Краткое содержание изучаемого вопроса | Подпись руководителя практики от предприятия |
Начало практики ________________ Окончание практики _________________
Подпись практиканта___________________________________________(Ф.И.О.)
Содержание и объем выполненных работ подтверждаю.
Руководитель практики от предприятия __________________________________
(Ф.И.О.)
(подпись)
Место печати
Приложение Д
Образец оформления содержания отчета по практике
Содержание
Введение | |
1. Характеристика предприятия (объекта практики) | |
2. Стратегическое управление предприятием | |
3. Управление маркетингом на предприятии | |
4. Управление коммерческой деятельностью предприятия | |
5. Логистика товародвижения | |
6. Управление персоналом на предприятии | |
Заключение | |
Литература |
Приложение Е
Основные этапы нормирования и планирования
товарных запасов на предприятии торговли
Процесс нормирования и планирования товарных запасов на торговом предприятии состоит из отдельных этапов.
1. Определение целей формирования товарных запасов на предприятии.
2. Анализ размера, состава и оборачиваемости товарных запасов в предплановом периоде.
На первоначальном этапе анализа товарных запасов рассматриваются показатели общей их суммы и структуры на начальную и конечную даты предпланового периода, сопоставляются темпы динамики суммы товарных запасов с темпами динамики объема реализации товаров (в целом и в разрезе отдельных товарных групп).
На последующем этапе анализа изучается уровень обеспеченности реализации товаров соответствующими товарными запасами. В процессе этого анализа определяются минимальный, максимальный и средний уровень товарных запасов в днях в предплановом периоде. Средний товарный запас рассчитывается по формуле средней хронологической:
= [(ТЗ1/2) + ТЗ2 + ТЗ3 + … + (ТЗn/2)] / (n – 1), (1)
где - средний уровень товарных запасов в днях оборота;
ТЗ1, ТЗ2, ТЗ3, …, ТЗn - товарные запасы в днях оборота в соответствующих периодах (месяцах, декадах и т.п.);
n – количество периодов.
На заключительном этапе анализа изучается эффективность использования товарных запасов в предплановом периоде, которая характеризуется показателями их оборачиваемости в днях или разах оборота.
Оборачиваемость товарных запасов в днях характеризует период, в течение которого на торговом предприятии реализуется средний запас товаров, расчет этого показателя осуществляется по формулам:
Об.дн = ( )/ Т или Об.дн= / Тодн., (2)
где Об.дн – оборачиваемость товарных запасов, дни;
- средний товарный запас за исследуемый период, руб;
Т - объем товарооборота за указанный период, руб;
Тодн – однодневный товарооборот за тот же период, руб.;
Д – число дней в этом периоде.
Скорость товарного обращения, или товарооборачиваемость в числе оборотов, рассчитывается по следующим формулам:
Обр = Т / или Обр = Д / Об.дн, ,(3)
где Обр – товарооборачиваемость в числе оборотов (разах);
Об.дн – оборачиваемость в днях;
Т – товарооборот за определенный период, руб.;
- средний товарный запас за тот же период, руб.;
Д - число дней в указанном периоде.
3. Разработка нормативов товарных запасов.
Нормирование товарных запасов на предприятии может быть осуществлено следующими основными методами:
- на основе коэффициентов эластичности размеров товарных запасов в днях от объема реализации товаров;
- на основе технико-экономических расчетов;
- на основе оптимизации моделей. Для оптимизации размера текущих товарных запасов наибольшее распространение получила «Модель экономически обоснованного размера заказа» [Economic ordering quantity – EOQ model].
4. Определение плановой суммы товарных зап<