Челябинский институт (филиал)

Челябинский институт (филиал)

Челябинский институт (филиал) - student2.ru

  УТВЕРЖДАЮ
 
Челябинский институт (филиал) - student2.ru
Директор ЧИ УрАГС

_____________С.Г. Зырянов

«___» __ ___________2010г.

   
     


Рабочая программа учебной дисциплины

П о л и т о л о г и я

Для очного отделения

ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 080100 ЭКОНОМИКА

(КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "БАКАЛАВР")

Составитель:кандидат философских наук, доцент,

доц. кафедры политологии и политического управления

Г.Ю.Чернов

Челябинск 2010

Cодержание

С.

1. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО ……….3

2. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ………………………...4

3. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ И КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА ПО ЗАВЕРШЕНИИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ …………………………………………….. 4

4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ …………...5

4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы…………………………...5

4.2. Тематический план дисциплины………………………………………..6

4.3. Содержание тем дисциплины с указанием практических занятий …..6

5. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА…………………………...27

6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ…………………………………………………………....27

6.1. Тесты для текущей проверки знаний………………………………….28

6.2. Балльно-рейтинговая система оценки освоения дисциплины студентами………………………………………………………………...46

6.3. Вопросы для подготовки к зачету……………………………………...47

6.4. Темы рефератов…………………………………………………………49

7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………………..51

7.1. Основная литература……………………………………………………51

7.2. Дополнительная литература……………………………………………51

7.3. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы….51

8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………………………………..52

1. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО:

Программа учебной дисциплины «Политология» разработана для студентов направления 080100 «Экономика» (квалификация «бакалавр») очной формы обучения Челябинского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы. Дисциплина «Политология» включена в ФГОС ВПО по направлению «Экономика» как дисциплина вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла.

Курс политологии – важная составная часть гуманитарного, социального и экономического цикла образовательной программы подготовки бакалавра-экономиста. Программа курса строится на предпосылке, что студенты владеют базовыми положениями школьного курса обществознания и понятийным аппаратом общественных наук в объеме, предусмотренном требованиями к знаниям выпускника средней общеобразовательной школы. Курс политологии создает основу для более глубокого освоения важнейших разделов современной политической теории, формирования гражданской активистской политической культуры и качеств политического субъекта у молодого специалиста-бакалавра.

Успешное изучение дисциплины «Политология» предполагает наличие фундаментальных знаний по курсам «Отечественная история», «Философия», «Логика и теория аргументации» и др. Междисциплинарные связи курса политологии с другими дисциплинами отражены в следующей таблице:

Разделы дисциплины и междисциплинарные связи

№ п/п Наименование дисциплин ООП № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения последующих дисциплин
1. Философия + + + +   + +   +
2. История + +     +   + + +
3. Социология +     +   +   +  
4. Государственное и муниципальное управление       + + +      
5. Макроэкономика +       +        
6. Макроэкономическое планирование и прогнозирование +     + +        
7. Государственное регулирование отношений собственности       + +        
8. Мировая экономика и международные экономические отношения                 +
9. Экономика общественного сектора       + +        
10. Экономика отраслей социальной сферы       +          

2. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ:

Цель учебного курса политологии - ввести студента в круг знаний, составляющих основы общекультурных компетенций выпускника-бакалавра по направлению «Экономика».

Задачи курса: формирование способности анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, прогнозировать возможное их развитие в будущем; проявлять готовность и стремление к совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии; понимания специфики политической организации общества, владения инструментарием политического анализа и прогнозирования, способности анализировать различные политические теории в исторической ретроспективе.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ И КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА ПО ЗАВЕРШЕНИИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

способности понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире (ОК-3);

способности анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);

владения культурой мышления, способности к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

способности логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6).

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

· - объект, предмет и методы политической науки, функции политологии;

· - сущность политической жизни и властных отношений, роль и место политики в жизни современных обществ, социальные функции политики;

· - основные этапы истории политических учений, российскую политическую традицию: её истоки, социокультурные основания, историческую динамику;

· - происхождение, сущность и особенности гражданского общества, особенности становления гражданского общества в России;

· - институциональные аспекты политики, сущность, структуру и функции политической власти, основные типы политических систем, политических режимов, политических партий и электоральных систем;

· - политические отношения и процессы, сущность политических конфликтов и способы их разрешения;

· - сущность политической модернизации, ее различные трактовки;

· - функции, типологию и способы рекрутирования политических элит, функции и типы политического лидерства;

· - основное содержание мировой политики и международных отношений, особенности мирового политического процесса; содержание национально-государственных интересов России в новой геополитической ситуации;

· - методологию познания политической реальности, основные парадигмы политического знания;

· - разновидности политических технологий, особенности политического маркетинга и политического менеджмента; сущность и виды экспертного политического знания, политической аналитики и прогностики.

Уметь:

· самостоятельно анализировать политические феномены и давать им оценку в соответствии со знаниями и принципами, усвоенными в курсе политологии;

· творчески применять основные положения политологических знаний в повседневной практической деятельности:

· различать, на основе изученных в курсе политологии критериев, политические режимы, их проявления в повседневной политической жизни, тенденции их изменения;

· анализировать сходства и различия политических систем в разных странах мира, учитывать их опыт при анализе перспектив формирования политической системы в Российской Федерации;

· аргументировано обосновывать свой политический выбор, ориентацию на поддержку определенных политических акторов (партии, лидера);

· логически строго излагать свои мысли и вести дискуссию (с опорой на основные принципы диалога);

· отстаивать свою политико-идеологическую позицию и нравственные убеждения, с опорой на политологические знания.

Владеть:

· понятийным аппаратом политологии и важнейшими терминами основных школ и направлений политической науки;

· навыками поиска и использования политологической информации;

· инструментарием политического анализа и прогнозирования;

· методологическими подходами к выбору теоретического инструментария, соответствующего решаемой задаче;

· навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Всего зачетных единиц/ часов Семестры
-
Аудиторные занятия (всего) 1/36   1/36    
В том числе:          
Лекции (Л) 0,56/20   0,56/20    
Семинары (С) 0,44/16   0,44/16    
Самостоятельная работа (всего) 1/36   1/36    
В том числе:          
Реферат* +*   +*    
Решение задач, тестов, работа с кейсами 0,17/6   0,17/6    
Освоение рекомендованной литературы, подготовка к занятиям 0,83/30   0,83/30    
Вид итоговой аттестации - зачет зачет   зачет    
Общая трудоемкость: 2/72   2/72    

* Факультативно, по согласованию с преподавателем

4.2.Тематический план учебной дисциплины

№ темы Наименование темы Лекции Семинары СРС Всего
1. Политология как наука
2. Происхождение и сущность политики
3. Политическая власть
4. Политическая система общества. Государство как институт политической системы и гражданское общество.
5. Политические режимы
6. Политические институты и субъекты политики
7. Политическая идеология и культура.
8. Политические процессы и политическое участие
9. Международная политика и национальная безопасность -
Всего  

4.3.Содержание тем дисциплины с указанием практических занятий

ТЕМА 3. Политическая власть

Понятие власти. Власть как центральная категория политической науки. Различные трактовки сущности и происхождения власти. Типология форм и видов власти. Сила, принуждение, побуждение, убеждение, манипуляция, авторитет как формы власти.

Сущность и специфика политической власти. Основные признаки политической власти. Субъекты и объекты политической власти. Ресурсы политической власти. Способы политического властвования. Исторически сложившиеся формы проявления власти. Виды власти по их основному предназначению: законодательная, исполнительная, судебная. Центральная, региональная, местная власть.

Принцип разделения властей в демократическом правовом государстве. Система “сдержек и противовесов” и её роль в функционировании политической власти. Проблема разделения и взаимодействия ветвей власти в современной России.

Эффективность политической власти, её критерии. Кризис политической власти, причины его возникновения и пути выхода. Отчуждение власти и злоупотребление властью как политологические проблемы.

Понятие легитимности политической власти. Соотношение легитимности и легальности власти. Типология легитимности власти. Классическая типология легитимности М.Вебера и современность. Имидж политической власти. Проблема легитимности политической власти в России. Легитимизация и делегитимация власти в дореволюционной России и СССР. Анализ легитимности власти в Российской Федерации.

ТЕМА 5. Политические режимы

Понятие политического режима. Политический режим как комплексная характеристика политической системы и способа функционирования политической власти. Критерии характеристики и типологического анализа политических режимов. Современная типология политических режимов.

Предпосылки формирования и типологические признаки тоталитаризма. Роль маргинальных слоев, феномена “бегства от свободы”, моноидеологии, соотношение политического террора и тоталитарной индоктринации в становлении тоталитаризма. Основные разновидности тоталитарных режимов. Условия и проблемы перехода от тоталитаризма к демократии.

Авторитарный политический режим: предпосылки возникновения, типологические признаки. Контроль над политической системой и относительная автономия гражданского общества. Разновидности авторитарного режима и его реформаторские возможности. Авторитаризм и демократический транзит.

Предпосылки формирования и типологические признаки демократического политического режима. Демократические режимы в различных странах мира: разновидности, тенденции развития. Современные концепции демократии: либеральная, плебисцитарная, плюралистическая, репрезентативная и партиципаторная демократия. Демократия и “массовое общество”. Успехи и проблемы становления демократии в России.

Характеристика политических режимов в СССР и современной России.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА

Самостоятельная работа предусматривает формирование опыта обращения с источниками, навыков научного поиска и исследовательского труда. Целью самостоятельного изучения тем дисциплины на основе документальных источников, научной литературы и учебных пособий является закрепление, углубление и расширение знаний по рассматриваемым проблемам. Текущие результаты самостоятельной работы оцениваются на семинарских занятиях. При подготовке к семинарам (практическим занятиям) студентам рекомендуется, прежде всего, изучить нормативно – правовые документы по рассматриваемым проблемам и вопросам. Особое внимание следует уделить четкому знанию понятийно-категориального аппарата. Целесообразно составлять словарь терминов и понятий.

На семинарах (практических занятиях) планируется подготовка докладов и сообщений по наиболее сложным и актуальным проблемам курса с последующим их обсуждением. Возможно при проведении семинаров (практических занятий) использование методов круглого стола, дискуссии, ролевой игры и др. активных форм обучения.

Виды самостоятельной работы Объём в часах
Решение задач, тестов, работа с кейсами 0,17/6
Освоение рекомендованной литературы, подготовка к занятиям 0,83/30

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Содержание устных и письменных заданий определяют требования по дисциплине «Политология» по направлению «Экономика» (квалификация «бакалавр»).

Текущий контроль включает систему индивидуальных заданий (рефераты, самостоятельные работы, доклады, практические задачи, тесты), выполнение которых являются условием допуска слушателей к итоговому зачету.

Итоговая форма контроля по курсу: зачет.

Для очной формы обучения итоговый и текущий контроль определяется согласно разработанной технологической карте.

Критерии итогового и текущего контроля для всех форм обучения следующие:

1. Знание понятийно-категориального аппарата.

2.Понимание студентом того, что он излагает в своих устных выступлениях или в письменных работах (рефератах, творческих проектах и т. п.).

3.Знание теоретических основ политологии (истории, важнейших концепций, целей, задач науки, ее аналитического потенциала).

4.Владение технологиями анализа политических реалий.

5.Знание основных положений работ теоретиков политической науки классического периода и современности.

6.Понимание ценностей демократической политической культуры, норм конвенционального политического участия, сформированность в качестве актора политического процесса.

Вопросы повышенной сложности

1. Кому из мыслителей принадлежит следующая трактовка политики: «Политика связана со стремлением к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти между социальными субъектами»?

1.Ж.-Ж. Руссо; 2. Э. Берк; 3. К. Маркс; 4. М. Вебер.

2. Кто из перечисленных мыслителей был представителем «русского бланкизма»:

1. П. Ткачев; 2. К.С. Аксаков; 3. Л. Тихомиров; 4. В. Белинский.

3. Установите ключевые идеи славянофильства:

1. создание бесклассового общества путём уничтожения частной собственности; 2. абсолютная ценность человеческой личности и изначальное равенство всех людей; 3. самобытное национальное развитие России с ориентацией на общинно-земские начала; 4. самобытное национальное развитие России с ориентацией на государственные начала.

4. Автором концепции «конца истории» является…

1. Г. Алмонд; 2. С. Хантингтон; 3. З. Бжезинский; 4. Ф. Фукуяма.

5. Какие идеи разрабатывались в работе Ж.-Ж.Руссо «Об общественном договоре»:

1. теория разделения властей; 2. теория государственного суверенитета; 3. цель оправдывает средства; 4. теория народного суверенитета.

6. Установите правильное соответствие между именами современных мыслителей и их концепциями.

1.О. Тоффлер; 2.С. Хантингтон; 3.Ф. Фукуяма; 4.В. Сурков

и:

«Конец истории». «Третья волна». «Суверенная демократия».

«Столкновение цивилизаций»

7. «Методологический переворот» в политологии в 20-30-х гг. XX в. связан с развитием…

Неоинституциолизма

Реализма

Постмодернизма

Бихевиоризма

8. М. Вебер настаивал на том, что политическое познание, так же как и естественные науки, должно ___________________.

Использовать лишь один метод

Быть логически непротиворечивым

Строиться на основе личных наблюдений

Быть свободным от субъективных оценок

9. Начало социологии политических партий как научного направления положили работы российского ученого…

П. Новгородцева

И. Ильина

М. Острогорского

Б. Чичерина

10. Для позитивизма характерно представление о том, что единственным исходным пунктом познания являются…

Ценностные установки личности

Существующие социальные нормы

Факты опыта

Цели

11. Политология как учебная дисциплина преподается в российских вузах с ____________ года.

1964. 1990. 1956. 1985.

12. Наиболее известным ученым, работавшим на стыке политологии, социологии и истории был…

Ф. Ницше. К. Маркс. М. Вебер. К. Шмитт

13. Политическое знание на современном этапе…

Эпистемиологично

Мультипарадигмально

Монистично

Дуалистично

14. В число славянофилов не входил…

Б.Н. Чичерин. И.В. Киреевский. А.С. Хомяков. И.С. Аксаков.

15. В советском обществознании политика изучалась, в первую очередь, в рамках дисциплины ______________.

Научный коммунизм

История КПСС

Научный атеизм

Диалектический материализм

16. Теологическая форма познания политики была присуща …

Аристотелю

Ф. Аквинскому

Дж. Локку

Т. Гоббсу

17.Установите правильное соответствие структурного элемента «объект политологии» и его содержания.

1. системный подход; 2. политическая реальность; 3. политика и власть;

4. политическая социализация.

18. Политология, как и любая другая наука, выполняет_________ функцию.

1. Коммуникативную; 2. Управленческую; 3. Гносеологическую; 4. Регулятивную.

19. Политические закономерности в отличие от законов природы…

1.независимы от исторических, культурных и социальных условий; 2. однозначно предопределяют политические события, исключают альтернативность; 3. нежестко детерминируют политический процесс; 4. не влияют на политический процесс.

20. По уровню исследования политики и организации знания можно выделить _____________ политологию (2 ответа):

1. Функциональную; 2. Эмпирическую; 3. Теоретическую; 4. Прогностическую.

21. Не относится к методологии политической науки – …

1. исторический метод; 2. электоральный метод; 3. системный анализ;

4. бихевиористский метод.

22. Объектом исследования при бихевиористском подходе выступает (-ют) …

Институциональные образования политической сферы общества

Непосредственно наблюдаемое политическое поведение

Процессы политической коммуникации

Совокупность социальных факторов, детерминирующих политические процессы

23. К кабинетным исследованиям относят …

контент-анализ СМИ

работу с фокус-группами

личные интервью

анкетные вопросы

24. Антагонистические игры – это игры, в которых…

Интересы игроков строго противоположны, т.е. выигрыш одного игрока означает проигрыш другого

Интересы игроков различны, что позволяет им как создавать коалиции, так и вступать в конфронтацию

Интересы игроков полностью совпадают

25. Теория политики – это отрасль политической науки, в рамках которой основное внимание уделяется…

Выявлению каузальных связей и построению теорий, описывающих политические процессы и претендующих на объяснение причин политических явлений

Истории политических учений и идей

Конкретным политическим проблемам и ситуациям, выработке практических рекомендаций относительно действий и мер, направленных на решение практических задач

Выделению общих черт и специфических различий разнообразных групп политических объектов

26. Мировоззренческо-методологической основой политической науки служит политическая …

География. Философия. Социология. История

27. Характерной чертой бихевиористского метода в политологии является…

Раскрытие свойств политики через изучение коммуникационного пространства

Признание организационных структур в качестве основного элемента политики

Утверждение жесткой зависимости между побуждением и характером действий индивида

Рассмотрение политики как скоординированного взаимодействия элементов, составляющих ее структуру

28. В качестве синонима слова «политология» принято употреблять термин «политическая _____________».

Теория. Наука. Практика. Социология

29. Понимание политики: «Политика есть отношение между классами» принадлежит…

М. Веберу. Т. Гоббсу. В.И. Ленину. Платону

30. В основе марксистской концепции политики лежит…

Гуманистическая теория

Гражданско-правовая концепция

Теория разделения властей

Материалистическое понимание истории

31. Элементы материальной и духовной среды, которые используются субъектами политики для воздействия на объекты, - это…

Политические действия

Цели политики

Ресурсы политики

Политические коммуникации

32. Верны ли суждения?

А. Свойство политики – автономность, развитие вне зависимости от других сфер общества.

В. Свойство политики – включенность, возможность проникновения в другие сферы общества, сочетания с неполитическими явлениями.

Оба не верны

Оба верны

Верно только А

Верно только В

33. Политическая реальность …

Является строго политологическим объектом

Изучается только политологией и правом

Является междисциплинарным объектом изучения

Изучается только политологией и философией

34. Политическая сфера общества как определенная целостность, состоящая из совокупности элементов, характеризуется _______ подходом.

Институциональным

Системным

Психологическим

Функциональным

35. В современном научном понимании политика - это…

Война

Искусство ведения переговоров

Область социальных отношений по поводу власти в обществе

Учение о наилучшем правлении

36. Понятию «политический (-ая) _________________» соответствует определение «образ, знак, выполняющий коммуникативную функцию между личностью и властью».

Мотив. Символ. Миф. Теория

37. Политические решения, определяющие цели действия, называются …

административными

государственными

оперативно-тактическими

стратегическими

38. Семь функциональных этапов процесса принятия решения: постановку проблемы, поиск информации, выработку рекомендаций, отбор альтернатив, обращение за поддержкой, оценку эффекта решения, итог – выделял…

К. Маркс. Дж. Сартори. Г. Лассуэл. М. Вебер

39. Соотнесите понятие «легальность» с его содержанием:

законность; формальное (правовое) закрепление власти в соответствующих государственных актах

правомерная и справедливая, принимаемая массами власть, опирающаяся на их добровольное согласие подчиняться её велениям

уважение к властям и верность действующим законам; преданность стране и власти

40. Что из перечисленного относится к особенностям политической власти?

способна влиять на межличностные и узкогрупповые отношения, добиваясь согласия на основе договора

наделена правом легального использования силы для реализации властных полномочий

организует производство, распределение, обмен и потребление материальных благ сообщества, мотивирует людей на преобразование природной среды

41. Каким термином обозначается уважение к властям и верность действующим законам; преданность стране и власти?

Легитимность. Лояльность. Легальность.

42. В демократическом режиме в основу взаимодействия властей положен принцип ____________ властей.

Плюрализма. Консенсуса. Разделения. Соединения

43. Социотехнические, политические, идеологические, психологические – все это ______________ легитимности.

Уровни. Идеологии. Методы. Средства достижения

44. В современных западных обществах наиболее развит _____________ тип легитимности.

Конституционный

Тоталитарный

Харизматический

Традиционный

45. Что из перечисленного является формами государственного устройства?

тоталитаризм, авторитаризм, демократия

монархия, республика

федерация, конфедерация, унитарное государство

46. Для какого типа республики характерна ответственность правительства перед парламентом и президентом:

Президентская. Парламентская. Смешанная.

47. Принципами функционирования гражданского общества выступают … (2 ответа)

свобода сферы частных интересов от политического контроля

демократический централизм

общественная собственность на средства производства

разграничение экономической и политической власти

48. Необходимые условия формирования гражданского общества в России включают в себя … (2 ответа)

формирование подданнической политической культуры

централизациию власти

развитие экономической конкуренции

формирование правового государства

49. Политическая организация для управления общими делами общества – это …

Профсоюзы. СМИ. Государство. Партия.

50. Автором работы «Категории системного анализа политики» является ...

Д. Истон. Г. Алмонд. С.Роккан. П. Сорокин.

51. Система специальных учреждений, посредством которых осуществляется государственное управление обществом и защита его основных интересов, - это…

Механизм государственной власти

Органы государственной власти

Законодательная власть

Правительство

52. Наличие двухпалатного парламента, как правило, указывает на…

Монархию. Федерацию. Аристократию. Авторитарный режим

53. Не относится к признакам государства…

Наличие институтов публичной власти

Верховная собственность на средства производства

Монополия на легальное применение насилия

Суверенитет на определенной территории

54. По критерию уровня свободы в отношениях «власть – общество» выделяются ______________ и ______________ типы политических режимов (2 ответа):

Тоталитарный. Республиканский. Президентский. Демократический.

55. Авторами работы «Тоталитарная диктатура и автократия» являются … (2 ответа)

З. Бжезинский. Р. Михельс. О. Тоффлер. К. Фридрих

56. Под государственным режимом понимают…

Структуру государственной власти

Среду и условия существования политической власти общества, способы ее функционирования

Государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом при минимальном участии народа

57. Определяющим слоем гражданского общества считается…

Политическая элита. Средний слой. Бизнес-элита. Маргиналы.

58. Результатом демократических преобразований называют…

Введение государственной монополии на обмен информацией

Формирование гражданского общества путем взаимодействия государства с независимыми общественными объединениями

Выстраивание четкой вертикали исполнительной власти

Рост бюрократического аппарата

59. К условиям и факторам формирования гражданского общества НЕ относится…

Патриархальный тип политической культуры

Рыночная экономика

Демократизация

Частная собственность

60. Крайнее возвеличивание носителя власти, характерное для политической жизни России, принято называть…

Пацифизмом. Легализмом. Авторитаризмом. Вождизмом.

61.К направлениям становления гражданского общества в современной России НЕ относит (-ят) ся…

Укрепление силовых структур для борьбы с национальным экстремизмом и международным терроризмом

Создание экономических, социальных и духовных предпосылок для творческой самореализации личности

Развертывание механизмов социальной саморегуляции и самоуправления

62.Терпимость к чужому мнению при их многообразии называется…

Консенсусом. Плюрализмом. Компромиссом. Покорностью.

63.Основоположниками «психологической» трактовки тоталитаризма являются…

Х. Арендт и Ю. Хабермас

Г. Алмонд и З. Бжезинский

В. Райх и Э. Фромм

Дж. Сартори и Ч. Линдблюм

64. В группу государств, в которых сильны тенденции к становлению авторитарных режимов, могут входить…

Страны, где происходит смена общественного строя, сопровождающаяся резкой поляризацией политических сил

Страны, освобождающиеся от колониализма

Все указанные ответы

Страны, где наблюдаются длительные экономические и политические кризисы, преодоление которых демократическими средствами становится невозможным

65. Для российской исторической политической традиции характерен тип формирования элиты по системе …

Антрепренерская. «Гильдий». Бизнес. Прямого выбора.

66. Важнейшим признаком политической партии является…

направленность на приобретение и использование власти

защита интересов людей

приверженность сторонников определенной идеологии

структура, необходимая для нормального функционирования политического процесса

67. «Партией власти» в современной России называют…

«Яблоко». «Единую Россию». ЛДПР. КПРФ. «Наш дом – Россия»

68. Модель политической оппозиции, характерная для парламентарной формы правления и строящаяся на основе многопартийной системы, называется…

Континентальной. Американской. Национальной. Региональной.

69. Преобразование политической воли субъекта в конкретную модель его будущих действий с достижением желаемого результата называется политическим …

Прогнозом. Диагностированием. Выбором. Решением.

70. Наиболее значительный вклад в разработку теории принятия политических решений внес …

Дж. Сорос. М. Вебер. Г. Саймон. Д. Истон.

71. Явление «культа личности» наиболее характерно при ____________типе политического лидера.

Рациональном. Харизматическом. Бюрократическом. Традиционном.

72. Фактором, способствующим формированию партии, НЕ является (-ются) …

Всеобщее благополучие граждан

Социальное недовольство людей

Либерализация политического режима

Государственные реформы в социально-экономической сфере

73. Организация «Репортеры без границ» занимается мониторингом ситуации со свободой слова в различных странах мира. Она создана по инициативе журналистов и разрабатывает рекомендации правительствам. Ее вес на международной арене весьма велик. В качестве субъекта международных отношений она характеризуется как…

Межправительственная организация

Структура ООН

Неправительственная организация

Транснациональная корпорация

74. Элитарному типу политического менеджмента присущ __________ характер принятия и осуществления политических решений

Открытый. Радикалистский. Демократичный. Закрытый.

75. Группа, оказывающая постоянное воздействие на органы власти с целью реализации своих интересов и придания им официального статуса, называется…

Общественная организация. Лобби. Политическая партия. Общественное движение

76. Итальянские социологи Г. Моска и В. Парето считаются основоположниками …

Неолиберализма. «Железного закона олигархии». Консерватизма. Теории элит.

77. На стадии институционализации содержанием политической социализации выступает формирование…

1. устойчивого эмоционального отношения к политической системе;

2. первых представлений о мире политики под влиянием родителей;

3. абстрактного восприятия политики на основе полученных знаний о политических нормах и ценностях;

4. понимания власти на основе жизненного опыта.

78. Плюралистический тип политической социализации характеризуется ...

значительной неоднородностью культуры с доминированием экстремальных моделей поведения

наличием большого числа разнородных субкультур в политической культуре при терпимости к инакомыслию

вхождением индивида в политику исключительно на ценностях какого-либо класса при критическом отношении к ценностям других социальных групп

однородностью культурной среды на основе зрелых демократических традиций

79. Идеология,

Наши рекомендации