Мотивация и мотивационная сфера личности
Одним из важнейших элементов управления персоналом является его мотивация и стимулирование к высокопроизводительному труду. Связующим звеном между ними выступает оценка результатов труда работников.
Определив сильных, способных и результативных работников, администрация может вознаградить их должным образом: благодарностью, заработной платой, премиями или повышением в должности.
Систематическая мотивация поведения персонала является предпосылкой дальнейшего повышения производительности труда.
Для современного руководителя является важным овладение методами мотивации. Использование мотивационных механизмов – залог успешной реализации задач, направленных на достижение целей организации.
Мотивация в менеджменте – это процесс внутренних побудительных сил работника для достижения личных целей или целей организации.
В механизме мотивации важным элементом выступают потребности человека и их удовлетворение. Человек испытывает потребность, когда он физиологически или психологически ощущает недостаток чего-либо.
Обычно потребности делят на две группы: первичные и вторичные.
Первичные потребности соответствуют физиологическим (потребности в пище, жилище, одежде и т.д.) и появляются с рождением.
Вторичные потребности возникаютв процессе жизнедеятельности. К ним относятся потребность в общественном уважении, успехе, привязанности, самовыражении, в причастности к той или иной социальной группе и т.д.
Внутренним побудителем работника вдействию является мотив. Деятельность работника находится под воздействием мотивов или мотивационного ядра.
Мотивационное ядро – это совокупность ведущих мотивов, которыми руководствуется работник в определенный период времени в своем трудовом поведении.
Структура мотивационного ядра различна и зависит от конкретных трудовых ситуаций. Наиболее часто встречаются следующие трудовые ситуации:
– ситуация выбора специальности или места работы;
– ситуация повседневной работы по данной профессии на конкретном предприятии;
– конфликтная ситуация;
– ситуация перемены места работы или смены профессии;
– другие ситуации.
Ведущее место в приведенной классификации трудовых ситуаций занимает повседневное трудовое поведение. Оно характеризуется следующим мотивационным ядром, куда входят
– мотивы обеспечения;
– мотивы призвания;
– мотивы престижа.
Содержательные теории
Содержательные теории мотивации основаны на идентификации тех внутренних побуждений, которые заставляют работника действовать именно таким образом, а не иначе. Эти теории связаны с изучением и учетом потребностей работника в процессе мотивации его деятельности.
Теория мотивации А. Маслоу.Он в 1940 году предложил разделить многообразные индивидуальные потребности людей на пять групп и расположил их в виде строгой иерархической структуры – пирамиды.
А. Маслоу считал, что поступками людей движут:
1) физиологические потребности, связанные с выживанием: голод, жажда, секс, отдых, сон.потребности в безопасности и уверенности в будущем – потребности в защите от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем;
2) социальные потребности – потребности в причастности к какой-либо социальной группе: семье, трудовому коллективу, кругу друзей и знакомых, т.е. потребности в любви, дружбе, чувства социального взаимодействия, привязанности и поддержки;
3) потребности в уважении – потребности в самоуважении, уважении со стороны окружающих и признании.
4) потребности в самовыражении – потребность в росте как личности, в личном самосовершенствовании, исполнении желаний.
Все эти потребности образуют строгую иерархию.
Теория трех потребностей Д. МакКлелланда.Он предложил свою классификацию потребностей высших уровней, выделив потребности во власти, в успехе и в причастности.
Теория Дугласа МакГрегора.Он разделил людей на две группы в зависимости от их отношения к работе. Одним людям не нравится работа, и они буду ее по возможности избегать. Другим людям работа необходима для собственного психологического роста. МакГрегор считал, что с ростом благосостояния количество людей второй группы будет увеличиваться., так как растет уровень материальной безопасности.
Теория мотивации Фредерика Герцберга. Он разделил все мотивационные факторы на две группы – «гигиенические факторы» и «мотивации», а также выделив, что чувства удовлетворенности и неудовлетворенности не являются прямой противоположностью друг другу.
Процессуальные теории
Теория ожиданийоснована на тезисе, что наличие активной потребности (фактора-мотиватора в трактовке Ф. Герцберга) не является единственно необходимым условием мотивации человека. Человек направит свои усилия на достижение какой-либо цели только тогда, когда будет уверен в большой степени вероятности, что его усилия приведут к достижению цели и получению вознаграждения и, следовательно, к удовлетворению.
Исходя из теории ожиданий мотивационный процесс и его результат – удовлетворенность, получаемая работником, зависят от того, насколько ожидаемое вознаграждение адекватно потребностям работника и насколько это вознаграждение соответствует результатам его труда.
Теория справедливости дополняет теорию ожиданий, констатируя, что люди не только определяют соотношение полученного вознаграждения и затраченных усилий, но и соотносят собственное вознаграждение с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу.
Модель Портера-Лоулера.Они предложили теорию мотивации, взаимоувязав пять переменных: затраченные усилия, восприятие, полученные результаты, вознаграждение, степень удовлетворения. Согласно этой теории, достигнутые результаты зависят от трех переменных: приложенных сотрудником усилий, его способностей, а также от осознания им своей роли в трудовом процессе.
Методы и принципы мотивации
Стимулирование труда как способ УП предполагает использование всей гаммы существующих форм и методов регулирования трудового поведения. Это требует четкой систематизации стимулов трудовой деятельности, выявления других черт и различий между ними. Классификация стимулов трудовой деятельности отражена на рисунке:
Материальные стимулы могут быть денежными и неденежными. К денежным относятся заработная плата, премии, доплаты и надбавки.Неденежные стимулы – это льготное предоставление путевок на отдых и лечение, бытовое обслуживание на предприятии, предоставление жилья, обеспечение детскими учреждениями и т.д.
К нематериальным стимуламотносятся: социальные, моральные, творческие, социально-психологические стимулы.
Социальные стимулы связаны с потребностями работников в самоутверждении, стремлением занять соответствующее общественное положение, с потребностью власти. Эти стимулы проявляются в:
– возможности участвовать в управлении производством;
– возможности принимать решения;
– перспективе продвижения по социально-профессиональной лестнице (карьера);
– возможности заниматься престижными видами труда.
Моральные стимулы к труду связаны с потребностями в уважении со стороны окружающих, коллектива, руководства, в признании работника как хорошего специалиста, высоконравственной личности. Моральные стимулы могут использоваться в различных формах:
– похвала, вынесение благодарности;
– награждение грамотами, медалями и орденами;
– занесение в Книгу почета, занесение фотографии на Доску почета;
– присвоение различных званий (например, заслуженный работник народного образования, заслуженный экономист и т.п.);
– другие формы.
Творческие стимулы основаны на обеспечении потребностей работниковв самореализации, самосовершенствовании, самовыражении.
Социально-психологические стимулы вытекают из той особой роли, которую играет общение в жизни человека. Это одна из главных его потребностей. Участвуя в процессе производства, выполняя трудовые функции, человек имеет возможность общения с другими людьми. Причастность к делам трудового коллектива и принадлежность к нему способствуют удовлетворению самых разнообразных его потребностей.
Мотивация – сложный процесс, он требует индивидуального подхода к каждому отдельному работнику. Петер Ройш сформулировал десять основополагающих принципов мотивации:
1 Каждый может мотивировать.
2 Каждого можно мотивировать.
3 Только тот, кто мотивирован, может мотивировать.
4 Мотивация нуждается в цели.
5 Мотивация никогда не заканчивается.
6 Мотивация нуждается в признании.
7 Причастность мотивирует.
8 Успех мотивирует.
9 Вызов мотивирует, когда его можно преодолеть.
10 Принадлежность к группе мотивирует.
ТЕМА 13