Факторы, определяющие эффективность адаптации персонала
Составляющие производственной среды как объекта адаптации весьма разнообразны. Среди них можно выделить:
- условия труда и его организацию;
- оплату труда и формы материального стимулирования;
- содержание труда, жесткость норм;
- психологический климат в коллективе и т.д.
Некоторыми исследователями выделяются такие факторы непроизводственной сферы предприятия (адаптация к бытовым условиям, внепроизводственному общению с коллективом, организация досуга на предприятии).
В решении кадровых проблем на предприятии важное значение имеют все разновидности производственной адаптации. Так при формировании коллектива нужно учитывать, что сменяемость и закрепляемость на рабочих местах во многом зависит от результатов адаптации.
Профессиональная адаптация определяет сроки освоения новой профессии, что оказывает влияние на выбор кадровой политики, на длительность периода сохранения пониженных производственных показателей, свойственных неадаптированному работнику, периоду формирования трудового стереотипа.
В ускорении процесса адаптации, снижению негативных моментов, ее составляющих и состоит задача управления его.
Показатели уровня адаптации персоналом
Адаптация, как процесс характеризуется определенной продолжительностью и, следовательно, имеет свое начало и окончание. Если в отношении начала адаптации вопросов не возникает, то определить её окончание весьма трудно.
Дело в том, что адаптация- это процесс, протекающий постоянно в меру изменения факторов внешней среды трудовой деятельности работника, да и изменения самого человека. Поэтому адаптация имеет отношение и к человеку, который не менял рабочего места.
При определении срока адаптации в качестве её предела, или точки отсчета завершения её как процесса, могут использоваться определенные количественные показатели. В частности, можно выделить:
- объективные показатели – уровень и стабильность количественных показателей труда (систематическое выполнение норм, качественное изготовление продукции, отсутствие нарушений в ритме работы конвейерной или поточной линии, профессиональная устойчивость, рост квалификации, уровень трудовой дисциплины и т.д.).
- субъективные показатели - уровень удовлетворенности своей профессией, условиями труда, коллективом и др.
Другой подход к оценке производственной адаптации исходит из характеристики и результатов каждой из ее сторон.
Так прихарактеристики психофизиологической адаптации используются показатели выработки и энерготозатрат, а также показатели состояния сердечно-сосудистой системы, функции кровообращения, дыхания, скорость восстановления и т.д.
Профессиональную адаптацию характеризуют такие показатели, как степень освоения норм времени, выход на средний уровень брака продукции по вине работника и т.д.
К показателям социально-психологической адаптации относятся уровень психологической удовлетворенности новой для человека производственной среды в целом и ее наиболее важными для него компонентами, характером взаимоотношений с товарищами, администрацией, удовлетворенность своим положение в коллективе, уровнем удовлетворения жизненных устремлений и др.
ТЕМА 9
РАЗВИТИЕ ПЕРСОНАЛА
9.1 Сущность развития персонала: понятие, задачи, методы и условия развития персонала.
9.2 Индивидуальное развитие персонала.
9.3 Групповое развитие персонала.
9.4 Тенденции развития персонала.
Сущность развития персонала: понятие, задачи, методы и
Условия развития персонала
Развитие персонала – центральная сфера деятельности менеджмента персонала.
Развитие персонала традиционно основано на учебных процессах, которые управляются и финансируются тем предприятием, для которого эти учебные процессы предназначены. Цель обучения – развитие интеллектуального потенциала сотрудников. При этом сам процесс получения образования и повышения квалификации не менее важен, чем его формальный результат или достигнутый уровень образования.
Развитие персонала обозначает:
1 Способность сотрудника осознать необходимость регулярной учебы, чтобы соответствовать растущим требованиям;
2 Способность коллектива осознать необходимость командного или группового управления при активном участии всего персонала, а не только руководителей;
3 Способность организации осознать решающую роль каждого сотрудника и необходимость развития его потенциала.
Развитие персонала для каждого предприятия является существенным элементом производственных инвестиций. Посредством поощрения обучения предприятие открывает своим сотрудникам возможность повышать профессиональные навыки и тем самым создает костяк квалифицированного персонала и осуществляет его опережающую подготовку. Без развития сотрудников не может быть успешного развития предприятия.
Задачи развитие персонала:
1 Повышение квалификации с целью выпуска новой продукции, подготовка и переподготовка кадров, обучение новым технологиям;
2 Способность к коммуникации, работе в группе;
3 Осознание значения возрастающей роли трудовой, технологической дисциплины;
4 Формирование ответственности как системного качества сотрудника и развитие её видов;
5 Самостоятельное развитие персоналом своих профессиональных навыков и знаний.
Успешное развитие персонала обусловлено тремя факторами: знаниями, возможностями и поведением сотрудников.
Знания являются основой развития способностей персонала, содействуют формированию личностного потенциала человека. Это профессиональные знания, которые персонал приобретает вместе с опытом работы.
Возможности подразумевают условия использования полученных знаний, определяет коэффициент их полезного действия.
Поведение персонала как фактор его стало играть все более заметную роль при групповом управлении, солидарном стиле лидерства.
Среди методов развития персонала можно выделить:
а) методы формирования и развития кадрового потенциала организации;
б) методы развития потенциала каждого сотрудника.