Понятие кадрового потенциала и факторы его формирования
Кадровый потенциал- это совокупность способностей всех людей, которые заняты в данной организации и решают определенные задачи.
Под формированием кадрового потенциала понимают комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на своевременное и полное обеспечение предприятия работниками требуемых специальностей и уровня квалификации, способными эффективно решать возложенные на них производственные задачи.
Факторы, оказывающие влияние на уровень потенциала персонала, можно разделить на две группы: внешние и внутренние.
Внешними факторами являются: уровень экономического развития, социальная политика, уровень НТП, состояние рынка труда, система образования, государственная кадровая политика и др.
Внутренние факторы- это материально-техническая база предприятия, стиль управления, организационная культура, условия и организация труда, должностное и квалификационное продвижение, мотивация и стимулирование труда, социальное развитие и др.
Кроме названных выше факторов, на уровень кадрового потенциала организации влияют: миссия, цели и задачи организации, именно они определяют требования к персоналу конкретной организации. А также кадровый потенциал организации зависит от направления и уровня синергетического эффекта в конкретной организации - другими словами, условия, созданные в организации, повышают или понижают данный показатель в целом.
Особенности труда менеджеров
Менеджер– это наемный работник, осуществляющий профессиональную управленческую деятельность, носящую инновационный, творческий характер и ориентированную на рациональное использование имеющихся ресурсов и повышение эффективности функционирования управляемой организацией.
Управленческий труд (УТ)– это специфический вид человеческой деятельности, обособившийся в ходе разделения и кооперации общественного труда.
Сущность управленческого труда определяется, с одной стороны, его целями и задачами, которые он решает, а с другой, - его предметом, средствами и самой работой по управлению (рисунок 1).
Содержание управленческого труда заключается в определении целей организации и создании условий (экономических, организационных, технических, социальных и пр.) для их решения, осуществление координации между трудовыми процессами, направленными на решение целей организации и удовлетворение потребностей работников. Поэтому объектом управленческого труда в организации выступает, прежде всего, трудовая деятельность людей, которая на производстве является источником информации в ее различном виде.
Предметом управленческого труда является процесс сбора, обработки и передачи информации в организации, который формирует информационные связи между управленческими работниками, а также руководителями и производственным персоналом. В этой связи управленческий труд носит информационную природу.
Рисунок 1 - Содержание управленческого труда (по схеме Шрамченко Т.Б.)
Движение информации в организации осуществляется через средства труда, которые представляют собой средства организационной и вычислительной техники.
Достижение цели организации осуществляется путем подготовки и реализации совокупности управляющих решений, которые и представляют собой специфический продукт управленческого труда.
Управленческий труд имеет свои особенности, заключающиеся в том, что работники этой категории участвуют в получении конечных результатов своей деятельности не прямо, а через организацию труда других – через подчиненных линейных и функциональных руководителей и специалистов или непосредственно через рабочих.
Основные особенности управленческой деятельности обусловлены следующим:
- неопределенностью условий принятия решений (дефицит информации и времени для выработки обоснованных критериев выбора управленческого решения);
- высоким уровнем рисков, имеющих значение не только для самого руководителя, но и для подчиненного ему коллектива, а также организации в целом;
- повышенной ответственностью субъекта управления за последствия принимаемых решений. В случае негативных последствий речь идет об ответственности не только административной (иногда и уголовной), но главным образом моральной;
- положением, при котором субъект управления является одновременно руководителем и подчиненным;
- особыми (повышенными) требованиями, предъявляемыми к уровню профессионализма субъекта управления, — к знаниям, навыкам, уровню образования и качеству воспитания, а также к нравственным и деловым качествам руководителя;
- наличием значительного конфликтного потенциала во взаимодействии руководителя и подчиненного, руководителя и коллектива, между руководителями, между различными организациями. Этот потенциал требует нейтрализации, а ситуации конфликта — гармонизации и разрешения без ущерба для участвующих сторон;
- весьма высокой интенсивностью контактов субъекта управления с другими людьми. Каждый из подобного рода контактов требует от руководителя внимания, определенного психического напряжения и больших затрат энергии;
- определяющим влиянием, которое оказывают на содержание решений личные качества и интересы лиц, принимающих это решение;
- конкурентным характером взаимодействия интересов представителей различных звеньев и уровней управления деятельностью организации, которые в большинстве случаев не совпадают;
- уникальностью управленческих ситуаций. Каждая управленческая ситуация существенно отличается от всех других, несмотря на то, что существуют и так называемые типовые и стандартные ситуации. Неповторимость реальной, даже стандартной, ситуации определяется уникальностью ее участников, каждый раз новым сочетанием условий и факторов, имеющих значение для ее разрешения. Успешное разрешение любой управленческой ситуации предполагает использование руководителем своего творческого потенциала.
Процесс управления осуществляется на основе разделения и кооперации управленческого труда, что способствует повышению качества управляющего воздействия.
По роли в процессе управления управленческих работ подразделяют работников на руководителей, специалистов и других служащих.
К руководителям относятся работники, занимающие должности руководителей предприятий и их структурных подразделений.
Руководители, возглавляющие коллективы производственных подразделений, предприятий, отраслей и их заместители, относятся к линейным.
Руководители, возглавляющие коллективы функциональных служб и их заместители, относятся к функциональным.
По уровню, занимаемому в общей системе управления, все руководители подразделяются на руководителей низового звена, среднего и высшего звена.
К руководителям низового звена относят мастеров, старших мастеров, прорабов, начальников небольших цехов, а также руководителей подразделений внутри функциональных отделов и служб.
Руководители среднего звена – это директора предприятий, генеральные директора объединений, начальники крупных цехов.
Руководящие работники высшего звена – это руководители финансово-промышленных групп, генеральные директора крупных объединений, руководители функциональных отделов министерств, ведомств и их заместители.
Специалистыобеспечивают сбор и обработку всей управленческой информации, заняты выполнением экономических, бухгалтерских, технических и научно–исследовательских функций. Это инженеры, экономисты, нормировщики, бухгалтера, технологи, конструкторы.
Другие служащие (технические исполнители) -работники, осуществляющие подготовку и оформление документации, учет и контроль, хозяйственное обслуживание. К ним относятся: работники канцелярии, секретари–референты, декларанты, диспетчера, кассиры, табельщики, учетчики, старший кладовщик и др.