Этапы развития управления персоналом
Управление персоналом в Республике Беларусь, как и в других европейских странах, прошло несколько стадий (фаз) развития вместе с экономическими и социальными изменениями.
1 Начало ХХ века – концепция научного управления.
Ф. Тейлора. «Человек – элемент системы».
Стратегия: жесткая регламентация работ. «Научная система выжимания пота». Нормирование труда.
Стиль: жестко ориентированный.
2В20-е гг. ХХ века – концепция административного управления. «Экономический человек».
Стратегия: отсутствие прав работников. Минимизация затрат на рабочую силу.
Стиль: авторитарный, ориентация на задачи.
3В50-е гг. ХХ века – концепция «человеческих отношений».
Стратегия: ориентация на малые группы. Снятие напряженности. Устранение конфликтов. Принципы коллективизма. Лояльность. Участие в ПУР.
Стиль: ориентация на человека и задачи.
4В60-70-е гг. ХХ века – концепция социализации. «Профессиональный человек».
Стратегия: Специализация функций УП.
Стиль: кооперативный стиль, работа в группах, ослабление иерархической структуры.
5В80-е гг. ХХ века – концепция «социальны человек».
Стратегия: возрастающее значение знаний. Повышение затрат на персонал. Конкуренция на рынке труда. Партнерство.
Стиль: кооперативный стиль, работа в группах, ослабление иерархической структуры.
6В90- ее г. ХХ века – концепция «Развивающийся человек». Концепция «Деловой активности организации».
Стратегия: Мобилизация резервов личности. Упор на самообучение организации и технику групповой работы.
Стиль: демократический стиль. Гибкая организация структуры.
7В2000 год – концепция «Приоритет управления персоналом» «Предприимчивый человек».
Стратегия: инновационное и предпринимательское ориентирование УП.
Стиль: солидарный стиль, совместное мышление.
1.3 Управление персоналом как наука и учебная дисциплина
Управление персоналом предполагает согласованные действия всех сотрудников и выполняет все функции, соответственные кадровому потенциалу всей организации. Предметом научных исследований являются трудовые отношения и поведение человека в организации.
Такие исследования проводятся на условиях:
1 Управленческих решений, в которые непосредственно включен человек.
2 Организаций как систем по достижению определенных целей с помощью людей и их действий.
3Самого человека как личности и обязательности участника производственных отношений.
В соответствии с этими уровнями, наука УП включает три группы областей знаний:
I уровень:
- коммуникационные процессы;
- социальные конфликты;
- пути оптимизации управленческих отношений;
- мотивация и контроль;
- сотрудники как члены группы.
II уровень:
- предприятие как сложная открытая технико-технологическая, экологическая, информационная и финансовая система;
- предприятие как социальная система;
- правовые условия работы.
III уровень:
- структура качеств и способностей личности;
- значение ля человека результатов его работы, особенно во взаимосвязи и по сравнению с работой других людей;
- человек и организация;
- человек и менеджмент.
Таким образом, УП затрачивает деятельность человека во всем её многообразии. Наука УП опирается не только на результат своих исследований, но и на знания других научных дисциплин – общественных, естественных, технических.
Широко используются и положения экономической теории, как науки о законах, управляющих производством, распределением материальных благ в человеческом обществе.
Нельзя не отметить связь УП с социологией и, прежде всего, с социологией труда.
УП тесно связанно с экономикой и организацией производства, а также с другими науками.
Важнейшая цель УП – использование личностного потенциала каждого работника.
Цели управления персоналом
Глобальная цель УП состоит в формировании, развитии и реализации с наибольшей эффективностью кадрового потенциала организации. Это означает улучшение работы каждого сотрудника с тем, что он оптимальным образом наращивал и использовал свой трудовой и творческий потенциал и благодаря этому содействовал достижению целей предприятия.
Задачи УП – формирование производственного поведения сотрудников, обеспечивающего достижения целей организации.
Целевые концепции предприятия включают:
1 Материальные цели (производство продукции, товаров, услуг).
2 Цели обеспечения успеха реализация товара или услуг, создание фирменного стиля управления).
3 Цели обеспечения ликвидности предприятия.
Эти три основных цели содержат подцели, в том числе и кадрового менеджмента.
Особенности целей менеджмента, в том числе и управления персоналом, состоит в том, чтобы учитывать не только целевые концепции организации, но и индивидуальные цели сотрудников.
Правильное понимание тенденций развития целей кадрового менеджмента возможно лишь с учетом этого принципа.
Цели и задачи УП:
1 Разработка и реализация кадровой политики и принципов хозяйственной деятельности
2 Разработка штатного расписания в соответствии со стратегией предприятия и его структурой
3 Разработка профессионально-квалифицированных требований (профессиограмм, моделей должностей)
4 Обеспечение рабочих мест специальностями, подбор и отбор персонала.
5 Регулирование персонала, ротация, назначения, выдвижения, перемещения и выборы.
6 Оценка персонала, социально-психологическая диагностика, тестирование.
7 Анализ и координация межличностных и внутригрупповых конфликтов, предупреждение нежелательных стрессов.
8 Формирование резервов персонала, лизинг персонала, прогнозирование развития персонала, планирование деловой карьеры внутри предприятия, анализ потребности в персонале
9 Профессиональная и организационная адаптация персонала
10Управление занятостью
11Регулирование трудовых отношений, требование психофизиологии, этики, эстетики, экономики труда.
12Подготовка и переподготовка персонала.