Тема 1. Предмет и метод экономической социологии. Макро- и микроанализ.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ
ДС.07
Специальность 040201 – Социология
Специализация «Экономическая социология»
Санкт-Петербург
Рабочая программа составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к содержанию и уровню подготовки выпускника по специальности 020300 (040201) - Социология № 68 гум/сп от 10.03.2000 г. и в соответствии с рабочим учебным планом специальности 040201 - Социология, утвержденным Ректором СПбГИЭУ 31.08.2003г. (с изменениями, приказ от 31.05.2006 г. № 1-156).
СОСТАВИТЕЛЬ
д-р филос. наук, проф. А.К. Саакян
НАУЧНЫЙ РЕДАКТОР:
д-р социол. наук, проф .С.С. Бразевич
ОБСУЖДЕНО
на заседании кафедры социологии
1. Цель и задачи дисциплины
Цель дисциплины— формирование теоретического мышления студентов, освоение ими фундаментальных теорий и методологии экономической социологии, приобретение научной эрудиции в данной области знаний, овладение навыками социологического исследования социально-экономических явлений и процессов современного общества.
Задачи дисциплины.
• получить базовые представления об основных тенденциях развития экономической социологии;
• овладеть категориями и понятиями науки;
• получить представление об основных теоретических концепциях, направлениях и методах исследования социально-экономической жизни общества;
• овладеть навыками теоретического и эмпирического анализа социальных механизмов и институтов регуляции трудового и экономического поведения, профессиональной и экономической стратификации общества;
• овладеть навыками социальной организации труда, экономической мобильности субъектов экономического поведения на макро- и микроуровнях;
• знать методы решения прикладных задач в рамках данной проблематики.
2. Место дисциплины в учебном процессе и требования к знаниям и умениям выпускника.
Дисциплина «Экономическая социология» является теоретико-методологическим основанием для профессиональной специализации в области экономической социологии.
Она лежит на стыке социологии организации, экономики, основы менеджмента, социальной статистики, демографии, социологии международных отношений, этоносоциология и социального прогнозирования и проектирования. Изучение дисциплины предполагает предварительное знакомство студента с концептуальной основой теории и практики экономической социологии, историей социологии, общей социологии, методологией и методикой социологического исследования и естественным образом оперирует частью их законов, идей и представлений.
Для достижения указанной цели и решения поставленных задач студент должен:
ЗНАТЬ
-фундаментальные работы в области экономической социологии;
-основные методы прикладных исследований
УМЕТЬ
-раскрыть, аргументировать и иллюстрировать основные теоретические положения;
- анализировать процесс развития теоретического знания и приоритетные социально-экономические проблемы современного общества;
- владеть навыками работы с научной литературой
ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
- как демонстрировать содержание дисциплины, определенной рамками учебной программы;
- о теоретических моделях, разработанных отечественными и зарубежными специалистами;
3.Объем часов по дисциплине.
Объем часов представлен на таблице 1
3. Распределение учебных часов по темам и видам учебных занятий для студентов очной формы обучения(см. таблица 1)
Таблица 1 Объем часов учебной работы студента по формам обучения, по видам занятий и самостоятельной работы | ||||||||||||||
Наименование раздела Наименование темы дисциплины | Всего часов | В том числе | Самостоятельная работа студентов по формам обучения | |||||||||||
Аудиторные занятия по формам обучения | Из них | |||||||||||||
лекции | семинары | Лаборат. раб. и деловые игры | ||||||||||||
Оч-ная | Очно-заоч. | Заоч-ная | Оч-ная | Очно-заоч. | Заоч-ная | Очная | Очн-заоч | Заоч-ная | Оч-ная | Очнозаоч (веч) | Заоч-ная | |||
1.Предмет и метод экономической социологии. Макро- и микроанализ | /2 | |||||||||||||
2.История экономической социологии | - | |||||||||||||
3.Модели «экономического человека> (homo economicus и их роль в развитии экономической социологии | /2 | |||||||||||||
4.Модели экономического поведения | - | |||||||||||||
5.Экономические институты как предмет социологического анализа | - | |||||||||||||
6. Социология экономического поведения | ||||||||||||||
7.Социально-экономическая стратификация мобильность |
Наименование раздела Наименование темы дисциплины | Всего часов | В том числе | Самостоятельная работа студентов по формам обучения | |||||||||||
Аудиторные занятия по формам обучения | Из них | |||||||||||||
лекции | семинары | Лаборат. раб. и деловые игры | ||||||||||||
Оч-ная | Очно-заоч. | Заоч-ная | Оч-ная | Очно-заоч. | Заоч-ная | Очная | Очн-заоч | Заоч-ная | Оч-ная | Очнозаоч (веч) | Заоч-ная | |||
8.Структура и функции экономической культуры | ||||||||||||||
9.Девиантные формы экономического поведения и социально-экономический конфликт | - | |||||||||||||
10.Прикладные методы экономической социологии | - | |||||||||||||
Итого | ||||||||||||||
Зачет | 8.с. |
4. Содержание разделов и тем дисциплины
Поведенческая интерпретация института собственности. Режимы собственности и их основные разновидности. Проблема множественности комбинаций элементов прав собственности. Права собственности и их спецификация.
Основные принципы и факторы дифференциации распределительтных моделей экономического поведения.
Хозяйственные модели экономического поведения и их основные характеристики. Агентские модели дистрибутивного поведения и их особенности. Функциональные модели распределительного поведения. Редистрибутивные модели экономического поведения и их разновидности.
Требования к выполнению курсовой работы
Рабочим учебным планом не предусмотрена.
9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.
Основная литература:
1. Генкин Б.М. Основания экономической теории и методы организации эффективной работы. – М.: Норма, 2009.
2. Генкин Б.М. Экономика и социология труда. Учебник для вузов. – М.: Норма, 2009.
3. Саакян А.К. Экономическая социология. Учебное пособие. – Спб.: ИНЖЭКОН, 2011.
4.
Дополнительная литература:
1. Алавердов А. Р. Управление персоналом. – М.: Market DS, 2009.
2. Бакирова Г. Х. Психология развития и мотивации персонала. – М.: ЮНИТИ, 2009.
3. Басенко В. П. Организационное поведение: современные аспекты трудовых отношений. Учебное пособие. – М.: Академия Естествознания, 2009.
4. Богдан Н. Н. Управление социальным развитием организации: теория и практика. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2009.
5. Борисова В. Д. Экономическое и социальное развитие регионов России. – Пенза: МНИЦ ПГСХА, 2009.
6. Васенина А. Ю. Лучшие HR-решения. – М.: Вершина, 2009.
7. Веснин В. Р. Стратегическое управление. – СПб.: Питер, 2009.
8. Вещугина Т. С. Поведение человека в организации. Учеб. пособие. – М.: Компания Спутник+, 2009.
9. Волгина Н. А. Социальное развитие: проблемы и пути решения. – М.: Изд-во РАГС, 2008.
10. Волосникова Е. А. Управление социальным развитием организации. Учеб. пособие. – Сургут: СурГПУ, 2007.
11. Галенко В. П. Управление персоналом: лидерство, мотивация, процедуры, эффективная команда. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского гос. ун-та экономики и финансов, 2009.
12. Гильдингерш М. Г. Социологический инструментарий. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского гос. ун-та экономики и финансов, 2009.
13. Глумаков В. Н. Организационное поведение. Учебное пособие. – М.: Вузовский учебник, 2009.
14. Горбухов В. А. Основы социального управления. Учебное пособие. – М.: Форум, 2009.
15. Граждан В. Д. Социология управления. Учебник для вузов. – М.: КноРус, 2009.
16. Губина С. А. Зарубежная социология. Учебное пособие. – М.: Экслибрис-Пресс, 2009.
17. Гунин В.Н. Управление организацией. Учебник для студентов вузов. – М.: ИНФРА-М, 2009.
18. Демчук О. Н. Теория организации. Учеб. пособие. – М.: Флинта: Московский психолого-социальный ин-т, 2009.
19. Добреньков В. И. Управление человеческими ресурсами: социально-психологический подход. – М.: КДУ, 2009.
20. Друкер П. Ф. Пять важнейших вопросов о вашей организации. – М.: Юрайт, 2009.
21. Дубина И. Н. Управление творчеством персонала в условиях инновационной экономики. – М.: Academia, 2009.
22. Дульщиков Ю. С. Теория организации. Учебник для вузов. – М.: РАГС, 2009.
23. Егоршин А. П. Организация труда персонала. – М.: ИНФРА-М, 2008.
24. Ельмеев В. Я. Проблемы труда и собственности в экономической социологии. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2009.
25. Журавлева Н.А. Динамика ценностных ориентаций личности в российском обществе. – М.: ИП РАН, 2006.
26. Злобин Б. К. Эффективность социального управления. Учебное пособие. – М.: Изд-во РАГС, 2009.
27. Зубаревич Н. В. Социальное развитие регионов России: проблемы и тенденции переходного периода. – М.: УРСС, 2009.
28. Кабанов П. А. Современная Россия: проблемы и решения. – Казань: Познание, 2009.
29. Кибанов А. Я. Управление персоналом. Учебник для вузов. – М.: РИОР, 2009.
30. Кибанов А. Я. Управление персоналом организации. – М.: ИНФРА-М, 2009.
31. Кикоть В. Я. Социальное управление: теория, методология, практика. – М.: ЮНИТИ, 2009.
32. Кочеткова А. И. Организационное поведение: моделирование внутренних сред организацией с заданными параметрами. – М.: МЭЙЛЕР, 2009.
33. Кучерена А. Г. Гражданское общество в России: проблемы становления и развития. – М.: ЮНИТИ: Закон и право, 2009.
34. Лемин Ф. Мотивация персонала в управленческой деятельности Китая и России. – М.: Компания Спутник+, 2009.
35. Машихин Е. А. Экономико-социальное развитие России и его статистическое международное макроизмерение. – Самара: Самарский науч. центр Российской акад. наук, 2008.
36. Нечаев Д. Н. Региональные политические институты в социально-экономическом и политическом развитии территорий: российская и зарубежная специфика. – Воронеж: Изд-во Воронежского гос. ун-та, 2009.
37. Никандрова Н. П. Управление социальным развитием организации. – Новосибирск: Изд-во Сибирского гос. ун-та путей сообщ., 2009.
38. Оганян К.М., Исследование социально-экономических и политических процессов – СПб.: СПбГИЭУ, 2008.
39. Простов А. Ф. Конкуренция глобальных и локальных проектов будущего: комментарий к Проекту социального развития трудовых ресурсов и территорий в России. – М.: Изд-во РАГС, 2008.
40. Пряжиков Н.С., Пряжникова Е. Ю. Психология труда и человеческого достоинства. Учебное пособие. – М.: Академия, 2006.
41. Турчинов А. И. Современные проблемы кадровой политики и управления персоналом в России. – М.: Изд-во РАГС, 2009.
42. Хлопов О. А. Современные зарубежные социально-экономические теории. Учеб. пособие. – Электросталь: ЭПИ МИСиС, 2008.
43. Штомпка П. Социология социальных изменений / Пер. с англ.; Под ред. В.А. Ядова. – М., 2006.
44. Якунин В. И. Вариативность и цикличность глобального социального развития человечества. – М.: Науч. эксперт, 2009.
45. Яровой Г. О. Регионализм и трансграничное сотрудничество в Европе. – СПб.: Норма, 2007.
10. Контроль знаний студентов.
Формы текущего контроля
Основными формами контроля по данной дисциплине являются семинарские занятия, а также самостоятельная работа студентов по решению тестов, задач и изучению основной и дополнительной литературы. На семинарах каждый студент очной формы обучения готовит два-три доклада в течение семестра, которые обсуждаются во время семинарских занятий.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ
ДС.07
Специальность 040201 – Социология
Специализация «Экономическая социология»
Санкт-Петербург
Рабочая программа составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к содержанию и уровню подготовки выпускника по специальности 020300 (040201) - Социология № 68 гум/сп от 10.03.2000 г. и в соответствии с рабочим учебным планом специальности 040201 - Социология, утвержденным Ректором СПбГИЭУ 31.08.2003г. (с изменениями, приказ от 31.05.2006 г. № 1-156).
СОСТАВИТЕЛЬ
д-р филос. наук, проф. А.К. Саакян
НАУЧНЫЙ РЕДАКТОР:
д-р социол. наук, проф .С.С. Бразевич
ОБСУЖДЕНО
на заседании кафедры социологии
1. Цель и задачи дисциплины
Цель дисциплины— формирование теоретического мышления студентов, освоение ими фундаментальных теорий и методологии экономической социологии, приобретение научной эрудиции в данной области знаний, овладение навыками социологического исследования социально-экономических явлений и процессов современного общества.
Задачи дисциплины.
• получить базовые представления об основных тенденциях развития экономической социологии;
• овладеть категориями и понятиями науки;
• получить представление об основных теоретических концепциях, направлениях и методах исследования социально-экономической жизни общества;
• овладеть навыками теоретического и эмпирического анализа социальных механизмов и институтов регуляции трудового и экономического поведения, профессиональной и экономической стратификации общества;
• овладеть навыками социальной организации труда, экономической мобильности субъектов экономического поведения на макро- и микроуровнях;
• знать методы решения прикладных задач в рамках данной проблематики.
2. Место дисциплины в учебном процессе и требования к знаниям и умениям выпускника.
Дисциплина «Экономическая социология» является теоретико-методологическим основанием для профессиональной специализации в области экономической социологии.
Она лежит на стыке социологии организации, экономики, основы менеджмента, социальной статистики, демографии, социологии международных отношений, этоносоциология и социального прогнозирования и проектирования. Изучение дисциплины предполагает предварительное знакомство студента с концептуальной основой теории и практики экономической социологии, историей социологии, общей социологии, методологией и методикой социологического исследования и естественным образом оперирует частью их законов, идей и представлений.
Для достижения указанной цели и решения поставленных задач студент должен:
ЗНАТЬ
-фундаментальные работы в области экономической социологии;
-основные методы прикладных исследований
УМЕТЬ
-раскрыть, аргументировать и иллюстрировать основные теоретические положения;
- анализировать процесс развития теоретического знания и приоритетные социально-экономические проблемы современного общества;
- владеть навыками работы с научной литературой
ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
- как демонстрировать содержание дисциплины, определенной рамками учебной программы;
- о теоретических моделях, разработанных отечественными и зарубежными специалистами;
3.Объем часов по дисциплине.
Объем часов представлен на таблице 1
3. Распределение учебных часов по темам и видам учебных занятий для студентов очной формы обучения(см. таблица 1)
Таблица 1 Объем часов учебной работы студента по формам обучения, по видам занятий и самостоятельной работы | ||||||||||||||
Наименование раздела Наименование темы дисциплины | Всего часов | В том числе | Самостоятельная работа студентов по формам обучения | |||||||||||
Аудиторные занятия по формам обучения | Из них | |||||||||||||
лекции | семинары | Лаборат. раб. и деловые игры | ||||||||||||
Оч-ная | Очно-заоч. | Заоч-ная | Оч-ная | Очно-заоч. | Заоч-ная | Очная | Очн-заоч | Заоч-ная | Оч-ная | Очнозаоч (веч) | Заоч-ная | |||
1.Предмет и метод экономической социологии. Макро- и микроанализ | /2 | |||||||||||||
2.История экономической социологии | - | |||||||||||||
3.Модели «экономического человека> (homo economicus и их роль в развитии экономической социологии | /2 | |||||||||||||
4.Модели экономического поведения | - | |||||||||||||
5.Экономические институты как предмет социологического анализа | - | |||||||||||||
6. Социология экономического поведения | ||||||||||||||
7.Социально-экономическая стратификация мобильность |
Наименование раздела Наименование темы дисциплины | Всего часов | В том числе | Самостоятельная работа студентов по формам обучения | |||||||||||
Аудиторные занятия по формам обучения | Из них | |||||||||||||
лекции | семинары | Лаборат. раб. и деловые игры | ||||||||||||
Оч-ная | Очно-заоч. | Заоч-ная | Оч-ная | Очно-заоч. | Заоч-ная | Очная | Очн-заоч | Заоч-ная | Оч-ная | Очнозаоч (веч) | Заоч-ная | |||
8.Структура и функции экономической культуры | ||||||||||||||
9.Девиантные формы экономического поведения и социально-экономический конфликт | - | |||||||||||||
10.Прикладные методы экономической социологии | - | |||||||||||||
Итого | ||||||||||||||
Зачет | 8.с. |
4. Содержание разделов и тем дисциплины
Тема 1. Предмет и метод экономической социологии. Макро- и микроанализ.
Место экономической социологии в структуре социологического знания. Взаимосвязь экономической социологии с родственными дисциплинами: общей социологией, социологией труда, социологией организации и управления, экономической антропологии, экономической психологией. Экономическая социология и экономическая теория. Предмет экономической социологии. Направление экономической социологии.
Принципы и методы социально-экономического анализа. Специфика экономического и социологического анализа хозяйственной жизни. Основные категории экономической социологии. Структура и уровни социально-экономического анализа в экономической социологии. Социально-экономические уровни. Макро- и микро- экономические подходы в социологическом анализе. Региональные проблемы в экономической социологии.