Отнесение сведений к государственной тайне. Засекречивание сведений и их носителей
Под отнесением сведений к государственной тайне и их засекречиванием понимается введение в предусмотренном Законом РФ «О государственной тайне» порядке ограничений на их распространение и на доступ к их носителям.
Основными принципами отнесения сведений к государственной тайне и их засекречивания являются:
законность — соответствие засекречиваемых сведений положениям ст. 5 и 7 Закона РФ «О государственной тайне» и законодательству Российской Федерации о государственной тайне;
обоснованность — установление путем экспертной оценки целесообразности засекречивания конкретных сведений, вероятных экономических и иных последствий этого акта исходя из баланса жизненно важных интересов государства, общества и граждан;
своевременность — установление ограничений на распространение засекречиваемых сведений с момента их получения (разработки) или заблаговременно.
Отнесение сведений к государственной тайне осуществляется в соответствии с их отраслевой, ведомственной или программно-целевой принадлежностью в порядке, определенном Законом РФ «О государственной тайне».
Обоснование необходимости отнесения сведений к государственной тайне в соответствии с упомянутыми принципами засекречивания сведений возлагается на органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации, которыми эти сведения получены (разработаны). Отнесение сведений к государственной тайне осуществляется в соответствии с Перечнем сведений, составляющих государственную тайну1, руководителями органов государственной власти, включенными в Перечень должностных лиц, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне2. При этом указанные должностные лица несут персональную ответственность за принятые ими решения о целесообразности отнесения конкретных сведений к государственной тайне.
Структура Перечня сведений, составляющих государственную тайну, представлена на рис. 5.1.
Вместе с тем в соответствии со ст. 7 Закона РФ «О государственной тайне» не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения:
- о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;
- о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;
- о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;
- о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;
- о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах Российской Федерации;
- о состоянии здоровья высших должностных лиц Российской Федерации;
- о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.
Руководители и должностные лица, принявшие решения о засекречивании перечисленных сведений либо о включении их в этих целях в носители сведений, составляющих государственную тайну, несут уголовную, административную или дисциплинарную ответственность в зависимости от причиненного обществу, государству и гражданам материального и морального ущерба.
В соответствии с Перечнем сведений, составляющих государственную тайну, Межведомственная комиссия по защите государственной тайны1 (орган, осуществляющий единую государственную политику в данной области) на основании предложений государственных органов формирует Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне2. Этот перечень является открытым, в нем указываются органы государственной власти, наделяемые полномочиями по распоряжению конкретными сведениями.
Упомянутыми органами государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, в соответствии с Перечнем сведений, отнесенных к государственной тайне, разрабатываются развернутые перечни сведений, подлежащих засекречиванию, которые действуют в данных государственных органах. В них включаются конкретные сведения, полномочиями по распоряжению которыми наделены указанные органы, и устанавливается конкретная степень секретности этих сведений. Развернутые перечни сведений, подлежащих засекречиванию, в зависимости от их содержания могут быть открытыми или закрытыми (ограниченными для распространения). Порядок разработки развернутых перечней и отнесения сведений к конкретным степеням секретности установлен Правилами отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 04.09.1995 г. № 870.
Основанием для засекречивания сведений и их носителей, разработанных в органе государственной власти (на предприятии), является соответствие этих сведений положениям действующего в данном органе государственной власти (на предприятии) развернутого перечня сведений, подлежащих засекречиванию. При принятии решения о засекречивании сведений их носителям присваивается соответствующий гриф секретности.
В случае невозможности идентификации данных сведений со сведениями, включенными в указанный перечень, руководители (должностные лица) органов государственной власти (предприятий, организаций) обязаны обеспечить их предварительное засекречивание в соответствии с предполагаемой степенью секретности и присвоить их носителям гриф секретности. Эти руководители в месячный срок после засекречивания сведений (их носителей) направляют в адрес должностного лица, утвердившего указанный развернутый перечень сведений, подлежащих засекречиванию, предложения по его дополнению (изменению). Должностные лица, утвердившие действующий перечень, обязаны в течение трех месяцев организовать экспертную оценку поступивших предложений и принять решение по дополнению (изменению) действующего перечня или снятию предварительно присвоенного сведениям грифа секретности.
5.5. Основания и порядок рассекречивания сведений и их носителей
Под рассекречиванием сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей в соответствии со ст. 13 Закона РФ «О государственной тайне» понимается снятие ранее введенных в установленном порядке ограничений на их распространение и доступ к их носителям.
Основанием для рассекречивания сведений может быть взятие на себя Российской Федерацией международных обязательств по открытому обмену сведениями, составляющими в Российской Федерации государственную тайну, или изменение объективных обстоятельств, вследствие которых дальнейшая защита сведений, составляющих государственную тайну, является нецелесообразной.
В соответствии с Законом РФ «О государственной тайне» срок засекречивания сведений, составляющих государственную тайну, не должен превышать 30 лет. В исключительных случаях этот срок может быть продлен по заключению Межведомственной комиссии по защите государственной тайны.
Правом изменения действующих в органах государственной власти (на предприятиях) перечней сведений, подлежащих засекречиванию, наделяются утвердившие их руководители органов государственной власти (предприятий). Эти руководители несут персональную ответственность за обоснованность принятых ими решений по рассекречиванию сведений, составляющих государственную тайну, ранее включенных в данные перечни. В случае, если решения указанных руководителей по рассекречиванию сведений, составляющих государственную тайну, влекут за собой изменения соответствующих положений (пунктов) Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, эти решения в установленном порядке подлежат согласованию с Межведомственной комиссией по защите государственной тайны, которая наделена правом приостанавливать или опротестовывать эти решения.
Органы государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, обязаны периодически, но не реже чем через каждые 5 лет, пересматривать содержание разработанных и утвержденных данными руководителями развернутых перечней сведений, подлежащих засекречиванию, в части обоснованности засекречивания сведений и их соответствия ранее установленной степени секретности.
Носители сведений, составляющих государственную тайну, рассекречиваются не позднее сроков, установленных при их засекречивании. До истечения этих сроков носители подлежат рассекречиванию, если изменены положения действующего в данном органе государственной власти (на предприятии) развернутого перечня, на основании которых они были засекречены. В исключительных случаях право продления первоначально установленных сроков засекречивания носителей сведений, составляющих государственную тайну, предоставляется руководителям государственных органов, наделенным полномочиями по отнесению соответствующих сведений к государственной тайне, на основании заключения назначенной ими в установленном порядке экспертной комиссии. Руководители органов государственной власти (предприятий) имеют право рассекречивать носители сведений, необоснованно засекреченные подчиненными им должностными лицами (руководителями предприятий или организаций).
Рассекречивание носителей сведений, составляющих государственную тайну и находящихся на хранении в закрытых фондах государственных архивов России, осуществляется организация-ми-фондообразователями или их правопреемниками, а в случае их ликвидации — в соответствии с решением Межведомственной комиссии по защите государственной тайны. В отдельных случаях рассекречивание носителей сведений, составляющих государственную тайну, может производиться руководителями архивов, в которых они хранятся, при делегировании им таких полномочий организацией-фондообразователем или ее преемником.
Особенности рассекречивания архивных документов Правительства СССР определены постановлением Правительства РФ от 20.02.1995 г. № 170 «Об установлении порядка рассекречивания и продления сроков засекречивания архивных документов Правительства СССР».
После принятия решения о рассекречивании сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей, реквизиты, ранее нанесенные на эти носители, в установленном порядке с них снимаются. В целях своевременного и одновременного снятия указанных реквизитов со всех экземпляров рассекреченных носителей орган государственной власти или организация, непосредственно реализующие соответствующее решение руководителя, письменно извещают об этом решении все организации, в которых находятся (хранятся) экземпляры данного носителя.
ГЛАВА 6
ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПУСКА И ДОСТУПА
ПЕРСОНАЛА К КОНФИДЕНЦИАЛЬНОЙ
ИНФОРМАЦИИ
6.1. Общие положения
В соответствии со ст. 6 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации» вопросы ограничения доступа к информации, определения порядка и условий такого доступа относятся к исключительной компетенции обладателя информации. Последний при осуществлении своих прав обязан ограничивать доступ к информации и принимать меры по ее защите, если такая обязанность установлена федеральными законами.
Под допуском к конфиденциальной информации понимается выполнение обладателем информации или другими уполномоченными должностными лицами определенных процедур, связанных с оформлением права лица на доступ к конкретному виду конфиденциальной информации.
В настоящее время в России законодательно определены и урегулированы вопросы допуска персонала предприятия к сведениям, составляющим государственную или коммерческую тайну. Порядок допуска лиц к иным видам информации с ограниченным доступом с учетом положений Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации» находится в компетенции соответствующих должностных лиц (руководителей предприятий), являющихся обладателями такой информации.
Доступ лица к конфиденциальной информации — санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление персонала предприятия и иных лиц с конфиденциальной информацией и ее носителями.
Доступ граждан к информации, содержащей сведения, в установленном порядке отнесенные к коммерческой тайне, осуществляется в соответствии со ст. 7 и 10 Федерального закона «О коммерческой тайне». С момента установления режима коммерческой тайны в отношении какой-либо информации полномочия по принятию решения о доступе к ней в полном объеме
переходят к обладателю информации. Необходимо отметить, что определение порядка доступа лиц к коммерческой тайне и учет лиц, получивших такой допуск, в соответствии с Федеральным законом «О коммерческой тайне» являются обязательными для обладателя информации, составляющей коммерческую тайну.
Меры по охране конфиденциальности информации признаются разумно достаточными, если исключается доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, любых лиц без согласия ее обладателя. Иные не противоречащие законодательству России меры по ограничению доступа к коммерческой тайне могут быть дополнительно приняты ее обладателем.
Порядок допуска и доступа должностных лиц и граждан (персонала предприятия) к информации, содержащей сведения, отнесенные к государственной тайне, является одним из основных вопросов государственного регулирования в сфере защиты государственной тайны. Эта область наиболее значима для решения задач по защите государственной тайны и в данном учебнике рассмотрена более подробно. Однако прежде чем рассматривать вопросы допуска и доступа персонала предприятия к государственной тайне, необходимо дать понятие, определить сущность и основные положения разрешительной системы доступа персонала к информации, подлежащей защите, вне зависимости от ее принадлежности к какому-либо конкретному виду конфиденциальной информации.