Отнесение сведений к государственной тайне. Засекречивание сведений и их носителей

Под отнесением сведений к государственной тайне и их засек­речиванием понимается введение в предусмотренном Законом РФ «О государственной тайне» порядке ограничений на их распрост­ранение и на доступ к их носителям.

Основными принципами отнесения сведений к государствен­ной тайне и их засекречивания являются:

законность — соответствие засекречиваемых сведений положе­ниям ст. 5 и 7 Закона РФ «О государственной тайне» и законода­тельству Российской Федерации о государственной тайне;

обоснованность — установление путем экспертной оценки це­лесообразности засекречивания конкретных сведений, вероятных экономических и иных последствий этого акта исходя из баланса жизненно важных интересов государства, общества и граждан;

своевременность — установление ограничений на распростра­нение засекречиваемых сведений с момента их получения (разра­ботки) или заблаговременно.

Отнесение сведений к государственной тайне осуществляется в соответствии с их отраслевой, ведомственной или программно-целевой принадлежностью в порядке, определенном Законом РФ «О государственной тайне».

Обоснование необходимости отнесения сведений к государствен­ной тайне в соответствии с упомянутыми принципами засекречи­вания сведений возлагается на органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации, которыми эти сведения получены (разработаны). Отнесение сведений к государственной тайне осуществляется в соответствии с Перечнем сведений, составляющих государственную тайну1, руководителями органов государ­ственной власти, включенными в Перечень должностных лиц, на­деленных полномочиями по отнесению сведений к государствен­ной тайне2. При этом указанные должностные лица несут персо­нальную ответственность за принятые ими решения о целесообраз­ности отнесения конкретных сведений к государственной тайне.

Структура Перечня сведений, составляющих государственную тайну, представлена на рис. 5.1.

Вместе с тем в соответствии со ст. 7 Закона РФ «О государ­ственной тайне» не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения:

- о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;

- о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;

- о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;

- о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;

- о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах Российской Федерации;

- о состоянии здоровья высших должностных лиц Российской Федерации;

- о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.

Руководители и должностные лица, принявшие решения о за­секречивании перечисленных сведений либо о включении их в этих целях в носители сведений, составляющих государственную тайну, несут уголовную, административную или дисциплинар­ную ответственность в зависимости от причиненного обществу, государству и гражданам материального и морального ущерба.

В соответствии с Перечнем сведений, составляющих государ­ственную тайну, Межведомственная комиссия по защите госу­дарственной тайны1 (орган, осуществляющий единую государ­ственную политику в данной области) на основании предложе­ний государственных органов формирует Перечень сведений, отне­сенных к государственной тайне2. Этот перечень является откры­тым, в нем указываются органы государственной власти, наделяе­мые полномочиями по распоряжению конкретными сведениями.

Упомянутыми органами государственной власти, руководите­ли которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, в соответствии с Перечнем сведений, отнесенных к государственной тайне, разрабатываются разверну­тые перечни сведений, подлежащих засекречиванию, которые дей­ствуют в данных государственных органах. В них включаются кон­кретные сведения, полномочиями по распоряжению которыми наделены указанные органы, и устанавливается конкретная сте­пень секретности этих сведений. Развернутые перечни сведений, подлежащих засекречиванию, в зависимости от их содержания могут быть открытыми или закрытыми (ограниченными для рас­пространения). Порядок разработки развернутых перечней и от­несения сведений к конкретным степеням секретности установ­лен Правилами отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности, утвержденными поста­новлением Правительства РФ от 04.09.1995 г. № 870.

Основанием для засекречивания сведений и их носителей, раз­работанных в органе государственной власти (на предприятии), является соответствие этих сведений положениям действующего в данном органе государственной власти (на предприятии) развер­нутого перечня сведений, подлежащих засекречиванию. При при­нятии решения о засекречивании сведений их носителям присва­ивается соответствующий гриф секретности.

В случае невозможности идентификации данных сведений со сведениями, включенными в указанный перечень, руководители (должностные лица) органов государственной власти (предприятий, организаций) обязаны обеспечить их предварительное за­секречивание в соответствии с предполагаемой степенью секрет­ности и присвоить их носителям гриф секретности. Эти руководи­тели в месячный срок после засекречивания сведений (их носите­лей) направляют в адрес должностного лица, утвердившего ука­занный развернутый перечень сведений, подлежащих засекречи­ванию, предложения по его дополнению (изменению). Должност­ные лица, утвердившие действующий перечень, обязаны в тече­ние трех месяцев организовать экспертную оценку поступивших предложений и принять решение по дополнению (изменению) действующего перечня или снятию предварительно присвоенного сведениям грифа секретности.

5.5. Основания и порядок рассекречивания сведений и их носителей

Под рассекречиванием сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей в соответствии со ст. 13 Закона РФ «О госу­дарственной тайне» понимается снятие ранее введенных в уста­новленном порядке ограничений на их распространение и доступ к их носителям.

Основанием для рассекречивания сведений может быть взятие на себя Российской Федерацией международных обязательств по от­крытому обмену сведениями, составляющими в Российской Феде­рации государственную тайну, или изменение объективных обсто­ятельств, вследствие которых дальнейшая защита сведений, состав­ляющих государственную тайну, является нецелесообразной.

В соответствии с Законом РФ «О государственной тайне» срок засекречивания сведений, составляющих государственную тайну, не должен превышать 30 лет. В исключительных случаях этот срок может быть продлен по заключению Межведомственной комис­сии по защите государственной тайны.

Правом изменения действующих в органах государственной власти (на предприятиях) перечней сведений, подлежащих за­секречиванию, наделяются утвердившие их руководители орга­нов государственной власти (предприятий). Эти руководители не­сут персональную ответственность за обоснованность принятых ими решений по рассекречиванию сведений, составляющих го­сударственную тайну, ранее включенных в данные перечни. В слу­чае, если решения указанных руководителей по рассекречива­нию сведений, составляющих государственную тайну, влекут за собой изменения соответствующих положений (пунктов) Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, эти решения в установленном порядке подлежат согласованию с Межведом­ственной комиссией по защите государственной тайны, которая наделена правом приостанавливать или опротестовывать эти ре­шения.

Органы государственной власти, руководители которых наде­лены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, обязаны периодически, но не реже чем через каждые 5 лет, пересматривать содержание разработанных и утвержденных дан­ными руководителями развернутых перечней сведений, подлежа­щих засекречиванию, в части обоснованности засекречивания сведений и их соответствия ранее установленной степени секрет­ности.

Носители сведений, составляющих государственную тайну, рассекречиваются не позднее сроков, установленных при их за­секречивании. До истечения этих сроков носители подлежат рас­секречиванию, если изменены положения действующего в дан­ном органе государственной власти (на предприятии) разверну­того перечня, на основании которых они были засекречены. В исключительных случаях право продления первоначально уста­новленных сроков засекречивания носителей сведений, состав­ляющих государственную тайну, предоставляется руководителям государственных органов, наделенным полномочиями по отне­сению соответствующих сведений к государственной тайне, на основании заключения назначенной ими в установленном по­рядке экспертной комиссии. Руководители органов государствен­ной власти (предприятий) имеют право рассекречивать носите­ли сведений, необоснованно засекреченные подчиненными им должностными лицами (руководителями предприятий или орга­низаций).

Рассекречивание носителей сведений, составляющих государ­ственную тайну и находящихся на хранении в закрытых фондах государственных архивов России, осуществляется организация-ми-фондообразователями или их правопреемниками, а в случае их ликвидации — в соответствии с решением Межведомствен­ной комиссии по защите государственной тайны. В отдельных случаях рассекречивание носителей сведений, составляющих го­сударственную тайну, может производиться руководителями ар­хивов, в которых они хранятся, при делегировании им таких полномочий организацией-фондообразователем или ее преем­ником.

Особенности рассекречивания архивных документов Правитель­ства СССР определены постановлением Правительства РФ от 20.02.1995 г. № 170 «Об установлении порядка рассекречивания и продления сроков засекречивания архивных документов Прави­тельства СССР».

После принятия решения о рассекречивании сведений, со­ставляющих государственную тайну, и их носителей, реквизи­ты, ранее нанесенные на эти носители, в установленном порядке с них снимаются. В целях своевременного и одновременного снятия указанных реквизитов со всех экземпляров рассекречен­ных носителей орган государственной власти или организация, непосредственно реализующие соответствующее решение руко­водителя, письменно извещают об этом решении все организа­ции, в которых находятся (хранятся) экземпляры данного носи­теля.

ГЛАВА 6

ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПУСКА И ДОСТУПА

ПЕРСОНАЛА К КОНФИДЕНЦИАЛЬНОЙ

ИНФОРМАЦИИ

6.1. Общие положения

В соответствии со ст. 6 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации» вопросы ограничения доступа к информации, определения порядка и ус­ловий такого доступа относятся к исключительной компетенции обладателя информации. Последний при осуществлении своих прав обязан ограничивать доступ к информации и принимать меры по ее защите, если такая обязанность установлена федеральными за­конами.

Под допуском к конфиденциальной информации понимается вы­полнение обладателем информации или другими уполномочен­ными должностными лицами определенных процедур, связанных с оформлением права лица на доступ к конкретному виду конфи­денциальной информации.

В настоящее время в России законодательно определены и уре­гулированы вопросы допуска персонала предприятия к сведени­ям, составляющим государственную или коммерческую тайну. Порядок допуска лиц к иным видам информации с ограничен­ным доступом с учетом положений Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и защите информа­ции» находится в компетенции соответствующих должностных лиц (руководителей предприятий), являющихся обладателями такой информации.

Доступ лица к конфиденциальной информации — санкциониро­ванное полномочным должностным лицом ознакомление персо­нала предприятия и иных лиц с конфиденциальной информаци­ей и ее носителями.

Доступ граждан к информации, содержащей сведения, в уста­новленном порядке отнесенные к коммерческой тайне, осуще­ствляется в соответствии со ст. 7 и 10 Федерального закона «О коммерческой тайне». С момента установления режима ком­мерческой тайны в отношении какой-либо информации полно­мочия по принятию решения о доступе к ней в полном объеме

переходят к обладателю информации. Необходимо отметить, что определение порядка доступа лиц к коммерческой тайне и учет лиц, получивших такой допуск, в соответствии с Федеральным законом «О коммерческой тайне» являются обязательными для обладателя информации, составляющей коммерческую тайну.

Меры по охране конфиденциальности информации признают­ся разумно достаточными, если исключается доступ к информа­ции, составляющей коммерческую тайну, любых лиц без согла­сия ее обладателя. Иные не противоречащие законодательству России меры по ограничению доступа к коммерческой тайне мо­гут быть дополнительно приняты ее обладателем.

Порядок допуска и доступа должностных лиц и граждан (пер­сонала предприятия) к информации, содержащей сведения, от­несенные к государственной тайне, является одним из основных вопросов государственного регулирования в сфере защиты госу­дарственной тайны. Эта область наиболее значима для решения задач по защите государственной тайны и в данном учебнике рас­смотрена более подробно. Однако прежде чем рассматривать во­просы допуска и доступа персонала предприятия к государствен­ной тайне, необходимо дать понятие, определить сущность и ос­новные положения разрешительной системы доступа персонала к информации, подлежащей защите, вне зависимости от ее при­надлежности к какому-либо конкретному виду конфиденциаль­ной информации.

Наши рекомендации