Отнесение сведений к гос. секретам и их засекречивание. Рассекречивание сведений и их носителей.

Отнесение сведений к гос. секретам предполагает применение совокупности прав., организационных и иных мер по включению категорий сведений в перечни сведений, подлежащих засекречиванию.

Перечень сведений, подлежащих засекречиванию, составляется из категорий сведений республиканского органа государственного управления, иного государственного органа или организации, наделенных полномочиями по отнесению сведений к гос. секретам и их защите, на основании Перечня сведений, составляющих государственную тайну РБ.

Основными принципами отнесения сведений к гос. секретам являются:

1. Законность, т.е. отнесение сведений к гос. секретам должно осуществляться в соответствии с законодательством РБ.

2. Безопасность личности, общества и гос-ва, т.е. отнесение сведений к гос. секретам должно осуществляться без причинения вреда личности, обществу и гос-ву.

3. Обоснованность, т.е. решение о включении сведений в перечень сведений, подлежащих засекречиванию, должно приниматься на основании их экспертной оценки.

4. Соотнесенность с мерами защиты гос. секретов иностранных государств, т.е. должна быть согласованность подходов к определению категорий сведений, относимых к гос. секретам, степени их секретности и мер по их защите с законодательством государств, с кот. РБ имеет договоры о совместном использовании и защите сведений, составляющих инф. секреты (ст. 3 З-на РБ “О гос. секретах”).

Засекречивание сведений, составляющих инф. секреты, предполагает присвоение грифа секретности носителям гос. секретов и (или) сопроводительной документации на них и установление правил обращения с ними.

Республиканские органы государственного управления, иные инф. органы и организации, наделенные полномочиями по отнесению сведений к гос. секретам и их защите, на основании Перечня сведений, составляющих государственную тайну РБ, составляют перечни сведений, подлежащих засекречиванию. Эти перечни утверждаются руководителями уполномоченных гос. органов по согласованию с органами гос. безопасности РБ и пересматриваются по мере необходимости, но не реже чем через каждые пять лет.

Юридические и физические лица, имеющие допуск к гос. секретам и получившие в результате осуществления деятельности сведения, подлежащие засекречиванию, обязаны внести в уполномоченные инф. органы предложение о необходимости их отнесения к гос. секретам и его обоснование.

При составлении перечня сведений, подлежащих засекречиванию, определяется степень секретности категорий сведений, включаемых в него.

Степень секретности – это показатель важности сведений, составляющих инф. секреты, зависящий от тяжести последствий или размеров вреда, кот. могут наступить в результате их несанкционированного распространения, и указывающий на характер и объем мер, необходимых для обеспечения их сохранности и защиты.

В зависимости от категории сведений, составляющих инф. секреты, характера и объема мер, необходимых для обеспечения их сохранности и защиты, устанавливаются три степени секретности сведений: особой важности, совершенно секретно, секретно (ст. 17 З-на РБ “О гос. секретах”). Срок действия степени секретности сведений, составляющих инф. секреты, исчисляется с момента их засекречивания и пересматривается на основании внесения дополнений и изменений в перечни сведений, подлежащих засекречиванию.

При засекречивании сведений их носителям и (или) сопроводительной документации на них присваивается соответствующий гриф секретности.

Гриф секретности – это реквизит, свидетельствующий о степени секретности сведений, составляющих инф. секреты, содержащийся на их носителе, проставляемый на самом носителе и (или) в сопроводительной документации на него

В соответствии со степенью секретности сведений, составляющих инф. секреты, присваиваются соответствующие грифы секретности:

· для носителей гос. тайны – “Особой важности”, “Совершенно секретно”;

· для носителей служебной тайны – “Секретно”.

Присвоение носителям гос. секретов иных грифов запрещается. Также не допускается использование грифов секретности для засекречивания сведений, не отнесенных к гос. секретам.

Сведения считаются засекреченными с момента проставления грифа секретности на их носителях и (или) сопроводительной документации на них.

Необходимость изменения степени секретности сведений, составляющих инф. секреты, или их рассекречивания определяется тяжестью предполагаемых последствий или вреда для национальной безопасности РБ, а также созданием угрозы безопасности граждан либо их конституционным правам и свободам в случае разглашения или утраты этих сведений.

Основаниями для рассекречивания сведений, в соответствии со ст.18 З-на РБ “О гос. секретах”, являются:

1) принятие на себя Республикой Беларусь международных обязательств по беспрепятственному обмену сведениями, относящимися в РБ к гос. секретам;

2) изменение обстоятельств, вследствие кот. дальнейшее засекречивание сведений является нецелесообразным;

3) необоснованное засекречивание сведений.

Руководители гос. органов и иных организаций, наделенных полномочиями по отнесению сведений к гос. секретам и их защите, вносят должностным лицам подчиненных организаций предписания о рассекречивании необоснованно засекреченных сведений.

Руководители юридических лиц имеют право на рассекречивание сведений, необоснованно засекреченных подчиненными им должностными лицами.

Рассекречивание сведений, составляющих инф. секреты, производится в порядке, устанавливаемом Советом Министров РБ.

Наши рекомендации