Выбор темы и назначение научного руководителя
Студенту предоставляется право самостоятельно выбрать тему выпускной квалификационной работы. Выбор темы должен начинаться с определения проблемной ситуации и общей формулировки проблемы, соответствующей области исследования (например, издержки, инвестиции, основные фонды, ценообразование, реклама и т.п.),которую определяет сам студент, исходя из своих научных, учебных или производственных интересов.
Примерный перечень тем ВКР представлен в Приложении 1. Также студент имеет право предложить свою тему с обоснованием целесообразности ее разработки. Инициативная тема должна быть актуальной с точки зрения теории и практики управления, и направлена на исследование конкретных научно-практических вопросов экономики, финансов и учета в организации.
Практика подготовки выпускных квалификационных работ показывает, что выбору темы во многих случаях предшествует изучение специальной литературы, что дает возможность студенту разобраться в важнейших вопросах темы, и оценить свои возможности в их понимании и способности наиболее полно собрать необходимый теоретический и практический материал.
При выборе темы ВКР также следует учесть место прохождения производственной практики. В организации (предприятии), где будет проходить производственная практика легче собрать необходимый материал для выполнения выпускной квалификационной работы.
По одной теме могут выполнять выпускные квалификационные работы несколько студентов, если объекты их изучения или круг рассматриваемых вопросов различны. Это различие отражается в плане работы.
Выбрать тему и дать ее конкретную формулировку поможет научный руководитель.
Выпускная квалификационная работа может выполняться и на основе заявки организации, в которой будет проходить практику выпускник. Заявка составляется в произвольной форме. Примерная форма заявки дана в Приложении 2.
Выбрав тему ВКР, необходимо написать заявление и согласовать тему с научным руководителем, который назначается из числа профессоров, доцентов, старших преподавателей университета. Форма заявления отражена в Приложении 3. После подписания заявления научным руководителем, оно рассматривается на заседании Учебно-методического совета института (УМС). На основании решения УМС издается приказ ректора о закреплении за каждым студентом темы выпускной квалификационной работы и научного руководителя.
После выхода приказа ректора, темы работ и научный руководитель, как правило, изменению не подлежат. Изменение темы допускается только в крайней ситуации, которая может сложиться в период прохождения практики (например, отсутствие необходимого практического материала по первоначальной теме). В таком случае в течение прохождения практики, но не позднее срока ее окончания, студент пишет заявление на имя ректора с обоснованием целесообразности изменения темы. На заявлении ставится согласование научного руководителя, и затем, в случае получения разрешения ректора, издается приказ по университету во изменение первого приказа. Тема, выносимая на защиту и записанная на титульном листе выпускной квалификационной работы, должна абсолютно точно совпадать с формулировкой в приказе.
В последующем с научным руководителем следует согласовывать все вопросы, которые возникают у студента при выполнении и подготовке работы к защите.
Совместно с научным руководителем студент составляет график выполнения выпускной квалификационной работы, которого он должен затем неукоснительно придерживаться. График помогает рационально распределить время на разработку основных частей ВКР; своевременно подготовить, оформить и представить работу к защите. Пример графика выполнения выпускной квалификационной работы представлен в Приложении 4.
В течение всего периода подготовки студентом выпускной квалификационной работы научный руководитель:
1. оказывают студенту научную и педагогическую помощь, путем проведения консультаций, назначаемых по мере надобности;
2. контролирует выполнение графика студентом;
3. проверяет содержание текста работы;
4. представляет письменный отзыв о работе студента над бакалаврской работой.
Практика показывает, что чем активнее студент сотрудничает с научным руководителем, своевременно и в полной мере выполняет его рекомендации, тем выше качество выполнения ВКР и тем увереннее чувствует себя студент на защите. Поэтому, студент должен регулярно посещать консультации руководителя, представлять ему материал, согласовывать содержание и ход выполнения работы, способы интерпретации и оформления полученных данных, устранять указанные руководителем недостатки.
3. Составление плана выпускной квалификационной работы
Правильно построенный план выпускной квалификационной работы служит организующим началом в работе студента, помогает систематизировать материал, обеспечивает последовательность его изложения, а также экономит затраты времени на выполнение работы.
План ВКР студент составляет самостоятельно, с учетом замысла и индивидуального подхода. Однако, при всем многообразии подходов к составлению плана, следует учитывать, что в работе, как правило, рассматриваются теоретические, аналитические и практические аспекты исследуемой тематики.
Общая логика построения плана выпускной квалификационной работы сводится примерно к следующему:
ü Теоретическая часть – Я знаю, что это такое и как это можно сделать.
ü Аналитическая часть – Я посмотрел, как это делается на данном предприятии, и вижу, чтó делается хорошо, а чтó нужно и можно улучшить.
ü Практическая часть - Я показываю, как сделать лучше и доказываю, насколько это хорошо.
Соотношение между указанными частями может быть различным в зависимости от характера работы, особенностей исследуемого объекта, поставленной цели. Следует иметь в виду, что части лишь подразумеваются, но не выделяются как самостоятельные, не имеют своего заголовка.
При составлении плана желательно использовать традиционный подход – выбранная тема должна раскрываться в главах работы, каждая глава обязательно разбивается на пункты (параграфы), количество которых не может быть меньше двух (т.е. глава не может состоять из одного параграфа). В то же время не следует слишком дробить главу на большое число мелких пунктов. Рекомендуется основной текст разделить на две главы, а количество параграфов может колебаться от двух до четырех. Кроме этого, в работе обязательно должны быть введение и заключение. Таким образом, примерный план работы можно представить в следующем виде:
1. Введение;
2. Теоретическая глава: 2-4 параграфа;
3. Аналитическая (или практическая) глава: 2-4 параграфа;
4. Заключение.
План может включать и большее количество глав (три или четыре). Но, это целесообразно делать лишь в тех случаях, когда студент ранее, в процессе обучения уже достаточно глубоко исследовал тему, представлял собственные результаты на студенческих научных конференциях, и намеревается в дальнейшем углублять свои знания путем освоения образовательных программ последующего уровня подготовки (магистратура, аспирантура).
Главы и параграфы должны иметь наименования (заголовки), которые лучше сформулировать достаточно кратко, с тем, чтобы наименование не содержало излишней информации. Как правило, название главы или параграфа включает одно предложение. Но, не следует стремиться и к чрезмерной краткости (предложение из одного или двух слов), поскольку, чем короче заголовок, тем он шире по своему содержанию.
При составлении плана достаточно часто студенты делают следующие ошибки:
· включают в качестве названия главы или параграфа формулировки, выходящие за утвержденную тему, что заранее предполагает нарушение логики исследования;
· выбирают для изучения проблемы, косвенно связанные, но не раскрывающие выбранную тему;
· название главы или параграфа совпадает с названием самой темы, что по сути, ведет к ненужности остальных составных частей работы.
План выпускной квалификационной работы рекомендуется согласовать с научным руководителем. В процессе творческой работы он может уточняться: могут вводиться новые параграфы за счет собранного материала, представляющего интерес; другие параграфы, наоборот, могут сокращаться либо опускаться. Внесение изменений в план выпускной квалификационной работы также требует согласования с научным руководителем.