Методические указания по учебно-ознакомительной практике
УТВЕРЖДАЮ
Директор СФ СГСЭУ
д.м.н., профессор _________Шевчук И.А.
«____»_______________________200__г.
Методические указания по учебно-ознакомительной практике
Специальность____080507. 65 «Менеджмент организации»_________
(код и наименование специальности)
Специализация ____Гостиничный и туристический бизнес__________
Для студентов очной и заочной форм обучения
Севастополь
2011 г.
Методические указания по учебно-ознакомительной практике составлены на основании Государственного образовательного стандарта по специальности 080507. 65 «Менеджмент организации»
Методические указания по учебно-ознакомительной практике рассмотрены и утверждены на заседании кафедры Менеджмента
Протокол №_______ «_____» _________2011 г.
Зав.кафедрой Шевчук Л.Е.
Методические рекомендации одобрены и рекомендованы на заседании кафедры Гостиничного и туристического бизнеса и сервиса ФГБОУ ВПО «СГСЭУ»
Протокол №_______ «_____»______________________2011_г.
Секретарь
методического совета кафедры
к.п.н., доцент Булыгина И.И.
Методические указания по учебно-ознакомительной практике утверждены Научно-методическим советом Севастопольского филиала СГСЭУ
Протокол №_______ «_____»______________________2011 г.
Ученый секретарь
научно-методического совета
к.э.н. Богатко Н.Г.
Методические указания по учебно-ознакомительной практике разработал:
Доцент кафедры Менеджмента Севастопольского филиала СГСЭУ:
к.психол.н. , доцент. Шевчук Л.Е.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
Сущность и назначение учебно-ознакомительной практики
Учебная практика является одной из составляющих учебного процесса. В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта и учебного плана по специальности 080507 .65 «Менеджмент организации» предусматривается прохождение студентами учебно-ознакомительной практики на 3-м курсе очного обучения и 4 курсе заочного обучения.
Место проведения практики
Учебно-ознакомительная практика проводится на предприятиях индустрии туризма и гостеприимства г. Севастополя и региона согласно графика прохождения практики. Продолжительность практики - 2 недели.
В соответствии со специализацией кафедры рекомендуется в качестве мест практики использовать следующие предприятия:
· Сектор туризма (туроператоры, турагенты, туристские союзы и ассоциации, туристские администрации и т.д.);
· Сектор средств размещения (гостиницы, отели, мотели, пансионаты, санатории и т.д.)
· Сектор питания (рестораны, кафе, бары, предприятия быстрого питания и т.д.)
· Сектор развлечения, досуга и спорта (спортивные и развлекательные центры, казино, клубы, салоны красоты, экскурсионные бюро, музеи, историко-культурные центры и т.д.)
· Сектор транспорта (транспортные организации и агентства, вокзальные комплексы и т.д.)
· Предприятия и организации обслуживающие и дополняющие индустрию туризма и гостеприимства (рекламные и консалтинговые агентства, выставочные центры и т.д.)
Цели и задачи практики
Учебно-ознакомительная практика нацелена на формирование в условиях производства первичных профессиональных способностей студента на основе использования его теоретических знаний в различных ситуациях, свойственных будущей профессиональной деятельности специалиста. Поэтому практика как вид учебных занятий строится в форме самостоятельного выполнения студентом в условиях реального предприятия определенных программой реальных производственных задач.
Основные задачи практики:
- углубление и закрепление теоретических знаний студентов;
- изучение структуры предприятий гостиничного и туристического бизнеса, инфраструктуры производственной и предпринимательской деятельности, функциональных обязанностей персонала;
- овладение практическими методами, навыками и приемами работы ряда профессий в условиях реально действующего предприятия;
- приобретение конкретных практических навыков в управлении технологическими процессами на предприятиях, в том числе по работе административно-управленческого аппарата, специалистов, вспомогательного персонала,
- знакомство с нормативно-технической документацией базы практики, технологией и организацией производства и оказания услуг в рамках конкретного предприятия;
- сбор информационного материала для написания отчета.
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРАКТИКИ
(для прохождения в средствах размещения)
Наименование разделов и тем | Количество часов |
Введение. Основные цели и задачи практики. Требования к составлению отчета по практике. | |
Раздел 1. Общая характеристика гостиницы. | |
Тема 1.1. История возникновения и этапы развития гостиницы. Правила внутреннего трудового распорядка. Инструктаж по технике безопасности. | |
Тема 1.2. Изучение нормативных актов и документации гостиницы. Организационная структура гостиницы. Квалификационные требования к работникам в средствах размещения. Должностные обязанности руководящего звена, горничных. | |
Тема 1.3. Правила пожарной безопасности. Обеспечение пожарной безопасности в средствах размещения (конкретного предприятия). | |
Тема 1.4. Организация ключевого хозяйства гостиницы. | |
Тема 1.5. Дополнительные услуги в средствах размещения. | |
Раздел II. Основные правила и технология выполнения уборочных работ в средствах размещения. | |
Тема 2.1. Понятие номерной фонд гостиницы. Характеристика гостиничных номеров. Прейскурант цен на гостиничные номера (места). | |
Тема 2.2. Уборочные механизмы, материалы и инвентарь. Условия их хранения. | |
Тема 2.3. Виды уборочных работ. Правила и технология выполнения уборочных работ. | |
Тема 2.4. Санитарно-гигиенические требования к средствам размещения. Понятия дезинфекция, дератизация и дезинсекция. | |
Тема 2.5. Организация бельевого хозяйства гостиницы. | |
Раздел III. Закрепление профессиональных первичных навыков работы младшего обслуживающего персонала в средствах размещения. | |
Тема 3.1. Рабочий день горничной. График работы. | |
Тема 3.2. Материальная ответственность горничных. | |
Тема 3.3. Прием номера от клиентов при их выселении и подготовка номера к очередному заселению. | |
Тема 3.4. Связь поэтажной службы со службой приема и размещения. | |
Тема 3.5. Оформление документации работниками младшего обслуживающего персонала гостиницы. | |
ИТОГО: |
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРАКТИКИ
(для прохождения на предприятиях питания)
Наименование разделов и тем | Количество часов |
Введение.Основные цели и задачи практики. Требования к составлению отчета по практике. | |
Раздел 1. Общая характеристика и специфика работы предприятий общественного питания в гостинично–туристических комплексах. | |
Тема 1.1. История возникновения и этапы развития предприятия питания. Правила внутреннего трудового распорядка на предприятии. Инструктаж по технике безопасности. | |
Тема 1.2. Изучение нормативных актов и документации в деятельности предприятия питания. Организационная структура Квалификационные требования к работникам предприятий питания. Должностные обязанности руководящего и младшего персонала ресторана. | |
Тема 1.3. Основные требования к помещениям ресторанного комплекса. Организации питания в ресторане. Основные правила при обслуживании гостей ресторана. | |
Тема 1.4.Основы ресторанного обслуживания. Виды меню, применяемых на предприятиях питания туристкой индустрии | |
Тема 1.5. Обеспечение пожарной безопасности и санитарно-гигиенических норм в работе ресторана. | |
Раздел II.Технология организации работы младшего персонала ресторана. | |
Тема 2.1. Технология подготовки зала ресторана к обслуживанию клиентов. | |
Тема 2.2. Правила и технология обслуживания клиентов ресторана. | |
Тема 2.3. Работа кухни ресторана. Основные требования и правила поведения на кухне. | |
Тема 2.4.Технология приема и обработки заказа от клиента. | |
Тема 2.5. Порядок наличного и безналичного расчёта за услуги предприятий питания. | |
Раздел III. Закрепление первичных профессиональных навыков работы менеджера и младшего звена на предприятиях питания. | |
Тема 3.1. Рабочий день официанта. График работы работника и необходимость такого графика. | |
Тема 3.2. Материальная ответственность официанта. | |
Тема 3.3. Приём и обработка заказа от клиента ресторана. | |
Тема 3.4.Оформление документации работниками младшего персонала ресторана. | |
Тема 3.5.Основы работы с автоматизированной системой управления рестораном. | |
ИТОГО: |
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРАКТИКИ
(для прохождения в туристической фирме)
Наименование разделов и тем | Количество часов |
Введение.Основные цели и задачи практики. Требования к составлению отчета по практике. | |
Раздел 1. Специфика работы туристической фирмы. | |
Тема 1.1. Общая характеристика турфирмы. Правила внутреннего трудового распорядка в туристских фирмах. Инструктаж по технике безопасности. | |
Тема 1.2. Изучение нормативных документов применяемых в деятельности турфирмы. Организационная структура. Квалификационные требования к работникам турфирмы. Должностные обязанности менеджера турфирмы. | |
Тема 1.3. Организация работы туристских фирм с туроператорами. | |
Тема 1.4. Правила работы персонала туристской фирмы с клиентом. | |
Тема 1.5. Основы работы с системой Интернет-бронирования туров в туристской фирме. | |
Раздел II.Технология организации работы менеджера турфирмы. | |
Тема 2.1.Работа менеджера турфирмы. Основные правила приёма заказа от клиента на различные туристские услуги, оформление необходимой документации. Делопроизводство в деятельности менеджера. | |
Тема 2.2. Обработка заказа на туристские услуги. Бронирование тура. | |
Тема 2.3.Работа менеджера туристской фирмы по организации наличного и безналичного расчета с клиентами и организациями на услуги. | |
Тема 2.4.Техническое обеспечение работы менеджера турфирмы. | |
Тема 2.5.Этика поведения менеджера турфирмы. | |
Раздел III. Закрепление профессиональных первичных навыков работы менеджера турфирмы. | |
Тема 3.1. Рабочий день менеджера турфирмы. График работы. | |
Тема 3.2. Материальная ответственность менеджера турфирмы. | |
Тема 3.3.Приём и обработка заказа клиента на туристские услуги. | |
Тема 3.4.Оформление необходимой документации менеджером турфирмы в повседневной работе. | |
Тема 3.5.Работа со специальными предложениями туроператора. | |
ИТОГО: |
Задания:
1) Провести анализ предприятия:
· точное название предприятия (индекс, адрес, телефон и т.д.);
· история предприятия (история возникновения и этапы развития, с какими известными именами и событиями они связаны);
· оценить месторасположение предприятия (в каком районе города находится, в каком здании (время постройки, состав помещений и его общая площадь), транспортная доступность);
· цели и масштаб деятельности;
· производственные возможности, основные и дополнительные услуги;
· организационно-правовая форма предприятия (устав, должностные и рабочие инструкции, учетно-отчетная документация);
· основная схема и тип управления предприятием в целом;
· владелец и основной руководящий состав;
· численность персонала, профессиональный состав и функции работников;
· основные партнеры по бизнесу;
· особенности корпоративной культуры (социально-психологический климат внутри предприятия, стиль руководства и т.д.);
· мотивация и стимулирование персонала;
· наличие практики сбора и обобщения информации о пожеланиях потребителя.
3. Порядок оформления и сдачи отЧЕТА
3.1. Структура и содержание отчета
Итоговым документом, подтверждающим выполнение программы практики, являются дневник практики и отчет по результатам прохождения практики.
В дневнике практики обязательно должны быть указаны:
– наименование предприятия (место прохождения практики);
– сроки прохождения практики;
– заполненный календарный план прохождения отдельных этапов практики, в котором отражены действия студента;
– отзыв руководителя практики от организации;
– отзыв руководителя практики от кафедры;
– подпись и печать с места базы практики и от филиала университета.
Материал к отчету собирается студентом в структурных подразделениях предприятий индустрии гостеприимства и туризма в период прохождения практики, и в соответствии с требованиями к ее содержанию.
Структура отчета предусматривает логическую связь с основными этапами прохождения ознакомительной практики, и основные разделы отчета должны включать следующие части.
Структура отчета:
I. Титульный лист (приложение 1);
II. Направление-дневник на практику;
III. Заполненный календарный план прохождения отдельных этапов практики, в котором отражены действия студента (содержание дневника).
IV. Содержание отчета , состоящее из следующих разделов:
Введение
1. Общая характеристика предприятия
2. Организационная структура управления предприятием
3. Краткая характеристика документационного обеспечения управления организацией, основные плановые и отчетные документы
4. Краткая характеристика кадрового потенциала организации: описание кадрового потенциала (состава, его квалификационного уровня), форм работы с персоналом, системы мотивации и стимулирования труда
5. Внешняя среда предприятия: характеристика основных партнеров, потребителей продукта (услуги), конкурентов.
6. Внутренняя среда предприятия: основные технико-экономические показатели деятельности; объем и динамика реализации производимых услуг;
7. Заключение. Предложения по совершенствованию организации деятельности предприятия
8. Библиографический список
9. Приложения (документация предприятия, презентация).
Требования к содержанию раздела «Введение»
В данном разделе студентом отражаются цели и задачи практики, сроки и место прохождения, характер выполняемой работы.
Объем этого раздела – минимум 1-1,5 стр.
Требования к содержанию раздела «Характеристика предприятия»
В данном разделе дается развернутая характеристика предприятия в соответствии с требованиями следующей таблицы (табл. 1).
Таблица 1
Показатели, характеризующие деятельность предприятия
№ п/п | Сектор | Параметры, показатели, характеризующие предприятие |
1. | Сектор туризма | Полное наименование предприятия, год основания, организационно-правовая форма (ООО, ОАО и т.д.), реквизиты предприятия (адрес, № тел., факса, сайт), виды деятельности (турагенсткая, туроператорская), специализация(по видам туризма, регионам и т.п), описание предлагаемых туров (1-2 примера). |
2. | Сектор средств размещения | Полное наименование предприятия Год основания Организационно-правовая форма (ООО, ОАО и т.д.) Реквизиты предприятия (адрес, № тел., факса, сайт) Описание номерного фонда, службы питания, дополнительных услуг, оказываемых гостиницей, описание основных служб и краткая характеристика видов деятельности их сотрудников |
3. | Сектор предприятий питания | Полное наименование предприятия, год основания, организационно-правовая форма (ООО, ОАО и т.д.), реквизиты предприятия (адрес, № тел., факса, сайт), кухня, количество посадочных мест, средний чек. |
Пример 1
Пример 2
ООО Гостиница «***» - это одно из старейших предприятий размещения города, построена в 1954 году и целенаправленно эксплуатируется до нынешнего времени. Отель «***» располагается в историческом центре города. В непосредственно близости от морского вокзала, Центрального рынка, популярных культурных и развлекательных мест и т.д.
Адрес: Украина, 99011, г. Ялта, ул. Чехова, 8.
Отель «***» обладает 106 номерами категорий стандарт одноместный и двухместный, полулюкс, люкс и посольские апартаменты (табл. 2). Отель предоставляет большой спектр дополнительных услуг: ресторан с тремя залами и летней площадкой, 2 конференц-зала, бизнес-центр, автостоянка. Планируется открытие SPA-центра.
Таблица 2
Номерной фонд и тарифы ООО «Гостиница ***» на 2011г.
Категория номера | Низкий сезон | Майский сезон | Средний сезон | Высокий сезон | День Флота России | Высокий сезон | Средний сезон |
01.01.2011 29.04.2011 | 30.04.2011 30.05.2011 | 31.05.2011 14.06.2011 | 15.06.2011- 19.07.20011 | 20.07.2011 27.07.2011 | 28.07.2011 01.10.2011 | 01.10.2011 29.12.2011 | |
1 место | 1 место | 1 место | 1 место | 1 место | 1 место | 1 место | |
AMS (Ambassador Suit) – 1 | 5 000 | 5 000 | 5 000 | 5 000 | 5 000 | 5 000 | 5 000 |
SUS Superior Suit) – 8 | 1 020 | 1 170 | 1 095 | 1 240 | 1 460 | 1 240 | 1 095 |
JUS (Junior Suit) – 8 | 1 025 | 1 090 | 1 280 | 1 090 | |||
SDD (Standard Double Double) – 9 | 1 000 | ||||||
STB ( Standard Twin) – 11 | |||||||
SDB (Standard Double) - 30 | |||||||
SSB (Standard Single) – 39 |
Для гостиницы «***» характерна сезонность продаж номерного фонда (рис. 3).
Рис. 3. Распределение продаж номеров по месяцам год
Данные гистограммы свидетельствуют, что максимально высокие продажи номерного фонда традиционно приходятся на летние месяцы: июль-сентябрь, что связано с приездом туристов на летний отдых. Несколько ниже заполняемость номеров в мае-июне. В январе она возрастает в связи с Новогодними праздниками. Сезонность заполнения номерного фонда гостиницы следует, а также посещение традиционных для города праздников. В марте-апреле и ноябре-декабре гостиница имеет минимальный доход и низкую рентабельность. В среднем за год заполняемость отеля:
660% /12 месяцев = 55%
т.е. за год отель продает 26097,5 койко-мест. Отсюда получаем заполняемость равную 71,5 койко-мест в среднем в день.
Т.о., среднедненая заполняемость отеля достаточно низкая с выраженной сезонной зависимостью.
Пример 2
Организационная структура управления турфирмой «Танго-Вояж», представлена на рис.2.Рис. .2. Организационная структура турфирмы ООО «Танго-Вояж»
Турфирма ООО «Танго-Вояж» имеет одну из простейших оргструктур - линейную. Во главе турфирмы стоит генеральный директор, наделённый большими полномочиями и осуществляющий все функции управления. Недостатки такого типа оргструктуры и оргструктуры конкретно турфирмы ООО «Танго-Вояж» представлены в табл. 3.Таблица 3.Недостатки линейной оргструктуры, используемой в ООО «Танго-Вояж»Недостатки линейной оргструктуры: | Недостаток оргструктуры турфирмы ООО «Танго-Вояж»: |
Высокие требования к руководителю, который должен быть подготовлен всесторонне, чтобы обеспечить эффективное руководство по всем функциям управления | Отсутствие в подчинении у руководителя или главного менеджера бухгалтера турфирмы. Бухгалтер в турфирме является «приходящим». Он посещает турфирму раз в неделю и ведет необходимый учёт, основываясь на данные главного менеджера. |
Отсутствие звеньев по планированию и подготовке решений | |
Концентрация власти в высшем уровне управления | |
Перегрузка информацией руководителя, множество контактов с подчинёнными, вышестоящими и сменными структурами |
Рис. 3. Организационная структура гостиницы «***»
Таблица 4Должностные обязанности сотрудников турфирмы ООО «Танго-Вояж»N п/п | Должность | Должностные обязанности |
1 | Директор | Организация и осуществление юридической, управленческой, маркетинговой деятельности, управление рекламной деятельностью, контроль деятельности сотрудников, организацией деятельности на основе франчайзинга |
2 | Бухгалтер | Организация и ведение бухгалтерского учета на предприятии, уплата налогов, составление и сдача бухгалтерской отчетности, работа с банком и другая деятельность, связанная с финансами и бухгалтерским учетом. |
3 | Главный менеджер | Прием заявок на бронирование туров, отелей и т. п., оформление по продаже этих заявок и их выполнение. Консультации клиентов о правилах туров, оформления заказов на туры и бронирование, ведение переговоров, изучение конъюнктуры и тенденций развития рынка туруслуг. |
4 | Менеджер | Прием заявок на бронирование туров, отелей и т. п., оформление по продаже этих заявок и их выполнение. Консультации клиентов о правилах туров, оформления заказов на туры и бронирование. |
6 | Курьер | Доставка деловых бумаг, писем, пакетов и т. п. клиентам и другим организациям, а также их получение и доставка от других организаций и частных лиц управления нужно оценивать с точки зрения поставленных перед ней целей. |
Таким образом, проведенный анализ организационной структуры управления ООО «Танго-вояж» позволил выявить определенные недостатки, для устранения которых следует разработать комплекс мероприятий.
Объем данного пункта минимум 3 -4 страницы.
Примечание: общую характеристику и информацию о структурном подразделении нужно делать в зависимости от базы практики: отель, туристическая фирма, ресторан, база отдыха и т.д. Например, если студент практику проходит в гостинице в должности горничной, должен один рабочий день горничной в гостинице, подробно описать условия работы, численность сотрудников, должностные инструкции, иерархию подчиненности, график работы и т.д.; если в бельевом хозяйстве отеля, то подробно описать условия работы этого звена, используемые оборудования и средства, условия ввода белье в эксплуатацию, сроки смены белья и т.д.; если же практику проходит в туристической фирме, то общую характеристику предприятия и основные направления бизнеса.
В каждом случае студент должен более подробно описать работу той должности, в которой он проходил практику.
Пример 6
Основные технико-экономические показатели деятельности ЗАО «Лабиринт-Т» за два последних года представлены в табл.3.
Таблица 8.
Основные технико-экономические показатели деятельности ЗАО «Лабиринт-Т» за 2008-2009 гг.
Наименование показателя | Ед. изм. | Величина показателя | Отклонение | ||
2008г. | 2009г. | абсолютн. +, - | % | ||
Объем реализации услуг | т.грн. | 45550,0 | 48650,0 | 3100,0 | 106,8 |
Численность работающих | чел. | 105,8 | |||
Производитель-ность труда -1-го работающего | т.грн. | 1339,7 | 1351,3 | 11,6 | 100,8 |
Фонд заработной платы | т.грн. | 8180,0 | 8786,0 | 606,0 | 107,4 |
Среднегодовая зарплата -1-го работающего | т.грн. | 240,5 | 244,0 | 3,5 | 101,4 |
Себестоимость услуг | т.грн. | 40900,0 | 43930,0 | 3030,0 | 107,4 |
Затраты на 1 грн. реализации услуг | т.грн. | 89,7 | 90,2 | 0,5 | 100,5 |
Прибыль от реализации услуг | т.грн. | 4650,0 | 4720,0 | 70,0 | 101,5 |
Рентабельность деятельности | коп. | 11,3 | 10,7 | -0,6 | - |
Рентабельность продаж | т.грн. | 10,2 | 9,7 | -0,5 | - |
% | |||||
% |
Анализ основных показателей табл. 3. показывает, что за отчетный период выручка от реализации работ и услуг ЗАО «Лабиринт-Т» увеличилась на 6,8% или на 3100,0 т. руб., составив в 2009г.- 48650,0 т. руб.
За отчетный период произошло увеличение численности сотрудников –на 2 человека или на 5,8 % за анализируемый период, и составила 36 человек в 2009г.
В результате того, что значение показателя «объема реализации услуг» увеличилось за отчетный период , уровень производительности труда одного работающего также увеличился, но незначительно - на 0,8% или на 11,6 т. руб. по сравнению с 2008г.
За счет роста фонда оплаты труда (на 7,4% ) или на 606,0 т. руб, составив на 2009г.- 8786,0 т. руб., увеличилась и среднегодовая заработная плата работников ЗАО «Лабиринт-Т» на 1,4 % т. руб. или на 3,5 т. руб. по сравнению с 2008 г.
Вследствие увеличения объема реализации услуг в 2009 г. произошло увеличение себестоимости на 7,4 %, однако уровень затрат на 1 руб. реализации в этот же период повысился на 0,5%. Значения этих показателей составили в 2009 г. 43930,0 т. руб. и 90,2 коп. – уровень себестоимости услуг и затрат на 1 руб. реализации соответственно.
Таким образом, по данным таблицы наблюдается незначительное улучшение значения основных показателей ЗАО «Лабиринт-Т» за 2000 год. За отчетный период объем реализации продукции и услуг увеличился на 6,8% или на 3100,0 т. руб., составив в 2009г.- 48650,0 т. руб., прибыль увеличилась на 1,5 %, составив 4720,0 т. руб. (рис. 1.)
Рис. 1. Основные показатели деятельности ЗАО «Лабиринт-Т»
за 2008-2009 г., т. руб.
Переходя к показателям, характеризующим эффективность деятельности ЗАО «Лабиринт-Т», можно отметить негативную динамику этих показателей, в 2006г. значения показателей рентабельности составили 10,2% и 11,3% соответственно по рентабельности продаж и рентабельности деятельности. В отчетном периоде произошло понижение показателей рентабельности до 9,7 % и 10,7 % соответственно рентабельность продаж и рентабельности деятельности ( рис. 2.)
Рис. 3.2. Показатели рентабельности деятельности и рентабельности продаж ЗАО «Лабиринт-Т» за 2008-2009 г., %.
Таким образом, очевидно, что в деятельности ЗАО «Лабиринт-Т» произошли изменения, влияние которых на деятельность в организации в целом можно оценить как в большей степени негативные, т.к. не смотря на увеличение численности сотрудников и объема продаж, произошло снижение значения показателей эффективности работы организации за отчетный период.
Пример
Учитывая специфику деятельности предприятия, основной характеристикой хозяйственной деятельности является динамика доходов предприятия. В таблице 3 представлены доходы по всем видам деятельности, осуществляемых гостиничным комплексом «Турист»: услуги (доход от основной деятельности, бытовые услуги, продажа на этажах, камера хранения, стирка белья и ремонт одежды, факс, ксерокс, телефонные переговоры, автостоянка, прокат, продажа телефонных карт, и газет, аренда конфенц-холла, прибыль ресторана, закусочной, кулинарии, магазина-бара, кафе, парикмахерской).
Из таблицы 3 видно, что в структуре источников доходов основную часть 50,8 % составляют услуги общественного питания, причем рестораны приносят более 30 % доходов. Доходы от основного вида деятельности составляет 33,87 % и от дополнительных услуг - 13,23 %. Таким образом, развитие системы общественного питания является перспективным направление деятельности, т.к. оно позволит привлекать не только иногородних граждан, но и жителей города. Примером такого успешного развития общественного питания может послужить сеть кулинарий от ресторана «Волгоград»
Объем данного раздела – минимум 4 – 5 стр.
Пример 3
Таблица 11
№ п/п | Направление анализа турфирмы ООО «Танго-Вояж» | Возможные последствия для предприятия | Мероприятия по устранению выявленных недостатков |
1. | |||
2. | Анализ оргстуруктуры управления предприятием | Перегруженность обязанностями старшего менеджера приводит к снижению качества обслуживания | -произвести рациональное распределение обязанностей между старшим менеджером и менеджером |
Объем данного пункта – минимум 2 страницы.
4. Требования к оформлению отчета
Отчет о прохождении ознакомительной практики должен быть оформлен студентом аккуратно, в соответствии с требованиями ГОСТ 2.105-95, иметь переплет. Все листы должны быть сшиты в последовательности указанной выше.
Объем отчета составляет от 10 до 15 печатных страниц (приложения в счет не входят).
Текст делят на разделы, подразделы, пункты, пронумерованные арабскими цифрами; разделы – 1,2,3,…подразделы – 1.1., 2.1., 3.1.,…пункты – 1.1.1.,1.1.2.,1.1.3…., и т.п.
Каждый раздел следует начинать с нового листа. Таблицы, рисунки, формулы нумеруют последовательно арабскими цифрами в пределах раздела.
Ссылки по тексту и список использованной литературы оформляют согласно ГОСТ 7.01-84.
Номера страниц проставляют снизу справа, включая в общую нумерацию таблицы, расчеты, фото и рисунки, если они занимают целую страницу и не выводятся в приложение.
Примечание: титульный лист не нумеруют.
Установки для печатания текста:
– текст печатается – 14 шрифтом Times New Romans;
– поля: верхнее – 2 см, нижнее – 2 см, левое – 3 см, правое – 1,5 см;
– абзацный отступ 1,27 см;
– межстрочный интервал – полуторный.
Работа должна быть сдана на проверку в соответствии с графиком прохождения практики.
Отчеты студентов хранятся на кафедре в течение 2 лет.
5. ЗАЩИТА РАБОТЫ. ОЦЕНКА ПРАКТИКИ.
По итогам практики студенты сдают дифференцированный зачет (зачет с оценкой) в соответствии с «Положением об организации учебного процесса» (утверждена ректором СГСЭУ).
Защита отчета по практике происходит в присутствии комиссии в составе руководителя практики от кафедры, ведущего преподавателя (профессора) по направлению подготовки, заведующего кафедрой.
В процессе подготовки к защите следует продумать краткое выступление, которое должно быть озвучено в течение 5-7 минут. В выступлении на защите отражаются следующие моменты:
– общая характеристика базы практики, место и роль на рынке туриндустрии;
- проблемы предприятия, выявленные в ходе практики и анализа;
– функции и обязанности студента во время прохождения практики на предприятии;
– конкретные выводы и предложения по улучшению работы того структурного подразделения, где проходил практику, или предприятия в целом.
Примечание: предусматривается презентационная версия отчета по практике.
Оценка по практике или зачет приравнивается к оценкам (зачетам) по теоретическому обучению и учитывается при подведении итогов общей успеваемости.
Оценка выводится на основании таких критериев, как:
– характеристика с места прохождения практики о работе студента, подписанная руководителем практики от предприятия и заверенная печатью, где отражаются уровень теоретической и практической подготовки студента, его отношение к выполнению программы и соблюдению трудовой дисциплины (во вкладыше путевки);
– отчет о результатах практики (на основании оформления в соответствии с методическими требованиями по оформлению) ;
– защита отчета.
Руководителем практики от выпускающей кафедры ставится дифференцированная оценка за учебно-ознакомительную практику в зачетную книжку и проставляется в ведомости.
По итогам практики следует проводить конференцию для совместного обсуждения возникавших проблем, интересных моментов практики, и с презентацией интересных отчетов по практике.
Примечание:студенты, не выполнившие программу практики по уважительной причине, направляются на практику вторично, в свободное от учебы время, и выполняют те же основные требования руководителя практики от ИЭУП и базы практики, а также подведения итогов по практике.
Студенты, не выполнившие программу практики без уважительной причины или получившие неудовлетворительную оценку, могут быть отчислены из числа студентов СФ СГСЭУ как имеющие академическую задолженность в порядке, предусмотренном уставом СГСЭУ.
Презентация
Презентация готовится с использованием программы Power Point презентации с соблюдением требований, предъявляемым к оформлению.
В презентации следует представить сле