Учебной, производственной практики

СМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Российской Федерации

Федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ТЮМЕНСКИЙ государственный НЕФТЕГАЗОВЫЙ университет»

Институт Менеджмента и бизнеса

Кафедра «Экономика, организация и управление производством»

УТВЕРЖДАЮ:

Председатель СПН

_______________Л.Н. Руднева

«_____»______________ 2014 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Учебной, производственной практики

направление подготовки: 080100.62 «Экономика»

профили: «Экономика труда», «Статистика», «Торговая политика», «Экономика предприятий и организаций»,

квалификация (степень) выпускника: бакалавр

форма обучения: очная / заочная (5 лет) / заочная (3 года)

семестр: 2, 4, 6

Тюмень 2014

При разработке программы в основу положен Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению подготовки бакалавров 080100 «Экономика»

Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры «Экономика, организация и управление производством»

Протокол № _____ «_____» __________ 20__ г.

Заведующий кафедрой

«Экономика, организация и

управление производством» ________________ Л.Н. Руднева

СОГЛАСОВАНО:

Заведующий кафедрой

«Маркетинг и муниципальное

управление» ________________ М.Л. Белоножко

«_____» __________ 20__ г.

Заведующий кафедрой

«Экономика товарных рынков» ________________ Л.Л. Тонышева

«_____» __________ 20__ г.

Рабочую программу разработали:

к.с.н., доцент _______________ И.В. Дружинина

к.с.н., доцент _______________ Н.Н. Пешкова

ЦЕЛИ ПРАКТИКИ

Учебным планом подготовки бакалавра по направлению 080100.62 «Экономика» предусмотрены три вида практики: учебная во 2 семестре (2 недели) и производственная в 4 семестре (2 недели) и в 6 семестре (2 недели). Практика является обязательной составной частью учебного плана подготовки бакалавров, продолжением учебного процесса в производственных условиях, эффективной формой подготовки студента к предстоящей трудовой деятельности. Практика дает общее представление о профессиональной деятельности бакалавра экономики. Она формирует общие требования, предъявляемые к бакалавру в области знаний, умений, навыков, которые будут формироваться у обучаемого в течение всего периода подготовки в вузе.

Основная цель практики - приобретение студентом необходимых практических умений и навыков в осуществлении профессиональной расчетно-экономической, аналитической, научно-исследовательской, организационно-управленческой и педагогической деятельности.

Цель учебной практики заключается в приобретении обучающимися практических навыков и опыта самостоятельной профессиональной деятельности на основе использования информационных технологий, а также в углублении компетенций, сформированных в ходе теоретической подготовки обучаемых по дисциплинам социального и экономического, математического и естественно-научного и профессионального циклов, в т.ч. по дисциплине «Информационные технологии в экономике».

Цель производственной практики бакалавров в 4-м семестре заключается в приобретении обучающимися практических навыков сбора, систематизации, анализа и представления информации и ведения самостоятельной исследовательской работы в сфере экономики, а также в систематизации, расширении и закреплении профессиональных знаний, полученных при изучении основ экономики, статистики и информационных технологий, а также в углублении компетенций, сформированных в ходе теоретической подготовки обучаемых по дисциплинам социального и экономического, математического и естественно-научного и профессионального циклов.

Цель производственной практики бакалавров в 6-м семестре заключается в закреплении теоретических знаний, полученных обучающимися при изучении дисциплин социального и экономического, математического и естественно-научного, профессионального циклов на основе исследования организационно-экономических и технологических особенностей деятельности предприятия (организации), а также в приобретении практических навыков организации и управления производством, аналитической и плановой работы на предприятии, исследование организационно-экономических и технологических особенностей конкретного объекта профессиональной деятельности (предприятия, организации, процесса), а также сбор необходимой информации для выполнения выпускной квалификационной работы бакалавра.




ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ

Основными задачами практики являются:

- закрепление, расширение и углубление теоретических знаний по дисциплинам гуманитарного, социального и экономического цикла, математического и естественнонаучного и профессионального циклов;

- приобретение умений и навыков работы в наиболее распространенных программных средах; приобретении практических навыков обработки статистических данных и экономической информации;

- изучение и приобретение практических навыков использования информационных технологий для сбора, обработки, систематизации, хранения и представления экономической информации:

- в области расчетно-аналитической деятельности приобретение практических навыков:

подготовки исходных данных для проведения расчетов экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов;

разработки экономических разделов планов предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств;

- в области аналитической, научно-исследовательской деятельности приобретение практических навыков:

поиска информации по полученному заданию, сбор и анализ данных, необходимых для проведения конкретных экономических расчетов;

обработки массивов экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализ, оценка, интерпретация полученных результатов и обоснование выводов;

построения стандартных теоретических и эконометрических моделей исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к области профессиональной деятельности, анализ и интерпретация полученных результатов;

анализа и интерпретации показателей, характеризующих социально-экономические процессы и явления на микро- и макро- уровне как в России, так и за рубежом;

подготовки информационных обзоров, аналитических отчетов;

проведения статистических обследований, опросов, анкетирования и первичной обработки их результатов;

участия в разработке проектных решений в области профессиональной деятельности, подготовки предложений и мероприятий по реализации разработанных проектов и программ;

- в области организационно-управленческой деятельности приобретение практических навыков:

разработки вариантов управленческих решений, обоснования их выбора на основе критериев социально-экономической эффективности;

организации выполнения порученного этапа работы;

подготовки решений по вопросам организации управления и совершенствования деятельности экономических служб и подразделений предприятий, организаций, ведомств.

3. МЕСТО ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ООП ВО ПО НАПРАВЛЕНИЮ
ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ 080100.62 «ЭКОНОМИКА»

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ

Учебная и производственная практики обучаемых по направлению подготовки бакалавров 080100.62 «Экономика» проводятся в организациях (учреждениях, на предприятиях), обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом и осуществляющим свою деятельность в сферах, связанных с направлением (профилем) подготовки бакалавров, либо на выпускающей кафедре или в лабораториях (НИИ) университета.

В период практики по решению принимающей организации обучаемые могут быть заняты на рабочих местах в экономических должностях.

РУКОВОДСТВО ПРАКТИКОЙ

Руководство практикой осуществляется с двух сторон:

- со стороны университета - руководителем практики - преподавателем кафедры, реализующей ООП ВО по данному направлению (профилю) подготовки;

- со стороны предприятия - квалифицированными специалистами – сотрудниками предприятия, назначенными руководителями в установленном в организации порядке.

Руководитель практики от кафедры:

- устанавливает связь с руководителем практики от предприятия и совместно с ним уточняет программу ее проведения и индивидуальное задание;

- консультирует обучаемого по вопросам прохождения практики и оказывает методическую помощь при выполнении им индивидуального задания;

- осуществляет контроль за ходом прохождения практики, оценивает результаты выполнения программы практики;

Руководитель практики от предприятия:

- организует проведение инструктажа по технике безопасности;

- в случае необходимости решает жилищно-бытовые проблемы обучаемого в период практики;

- организует проведение производственных экскурсий;

- проводит консультации с обучаемым по программе практики;

- организует встречи со специалистами других отделов предприятия;

- решает вопросы по ознакомлению студентов с документацией предприятия;

- оценивает работу обучаемого во время практики и дает заключение об его работе;

- проверяет и оценивает отчет по практике.

По окончании практики письменный отчет о ее прохождении, заполненный табель практической работы по практике, отзыв руководителя практики от предприятия, содержащий данные о выполнении программы практики и индивидуальных заданий, а также об отношении обучаемого к работе и его подготовленности к будущей профессиональной деятельности, заверяются руководителем практики от предприятия и его печатью.

КОМПЕТЕНЦИИ, ФОРМИРУЕМЫЕ

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ

Общая трудоемкость:

- учебной практики во 2-м семестре - 108 час. (3 зачетных единицы),

- производственной практики в 4-м семестре - 108 час. (3 зачетных единицы);

- производственной практики в 6-м семестре - 108 час. (3 зачетных единицы) (табл. 2).

Таблица 2

Структура и содержание практики по видам

№ п/п Разделы (этапы) практики Виды работы на практике, включая самостоятельную работу студента и трудоемкость в часах Формы текущего контроля и промежуточной аттестации
Подготовительные работы (ознакомит. лекции) Выполнение учебных (произв.) заданий Обработка и обобщение полученных результатов Формирование текстовых и графич. документов
1. Учебная практика (2-й семестр)
1.1. Подготовительный этап (в т.ч. инструктаж по технике безопасности; ознакомительная лекция; составление плана работы)       Роспись в журнале по ТБ. Собеседование
1.2. Производственный этап, в.т.ч. изучение вопросов: 1) краткая организационно-экономическая и технико-технологическая характеристика предприятия; 2) характеристика предприятия, как операционной системы   Собеседование
1.3. Научно-исследовательская работа студента (характеристика основных технико-экономических показателей деятельности предприятия, анализ их динамики за 3 года и взаимосвязей или формы государственной статистической отчетности предприятия, их содержание и инструкции по заполнению).   Собеседование
1.4. Подготовка отчета по практике     Защита отчета. Собеседование
1.5. Итого за 2-й семестр Всего: 108 час. (3 з.ед.)
2. Производственная практика (4-й семестр)
2.1. Подготовительный этап (в т.ч. инструктаж по технике безопасности; ознакомительная лекция; составление плана работы)       Роспись в журнале по ТБ. Собеседование
2.2. Производственный этап, в.т.ч. изучение вопросов: 1) краткая организационно- экономическая характеристика предприятия; 2) характеристика технологии производства продукции (выполнения работ, услуг) на предприятии.   Собеседование
2.3. Научно-исследовательская работа студента (углубленное изучение особенностей работы какого-либо подразделения организации, отдела (группы подразделений, группы отделов) по решению конкретных производственных задач (функций)).   Собеседование
2.4. Подготовка отчета по практике     Защита отчета. Собеседование
2.5. Итого за 4-й семестр Всего: 108 час. (3 з. ед.)
3. Производственная практика (6-й семестр)
3.1. Подготовительный этап (в т.ч. инструктаж по технике безопасности; ознакомительная лекция; составление плана работы)       Роспись в журнале по ТБ. Собеседование
3.2. Производственный этап, в.т.ч. изучение вопросов: 1) организационно-управленческая деятельность на предприятии (в организации), 2) планово-экономическая деятельность на предприятии (в организации), 3) финансово-экономическая деятельность.   Собеседование
3.3. Научно-исследовательская работа студента:   Собеседование
3.3.1 Предоставление полной характеристики одного из следующих видов профессиональной деятельности экономиста на конкретном предприятии, на котором студент проходит практику: 1) планово-экономическая деятельность (коммерческая (снабженческо-сбытовая) деятельность, маркетинговая деятельность; 2) проектно-экономическая деятельность (инновационная, инвестиционная); 3) финансово-экономическая деятельность (управление финансами на предприятии, внешнеэкономическая деятельность, управление качеством на предприятии.   Собеседование
3.4. Сбор информации для подготовки и выполнения выпускной квалификационной работы   Собеседование
3.5. Подготовка отчета по практике     Защита отчета. Собеседование
3.5. Итого за 6-й семестр Всего: 108 час. (3 з.ед.)

ТРЕБОВАНИЯ ПО ОФОРМЛЕНИЮ И СОДЕРЖАНИЮ

ОТЧЕТА ПО ПРАКТИКЕ

8.1. Требования по оформлению отчета по практике

Отчет по практике составляется обучаемым в период пребывания на предприятии в соответствии с программой прохождения практики. Отчет должен содержать:

- титульный лист;

- командировочное удостоверение;

- содержание;

- типовое задание;

- индивидуальное задание, предусмотренное планом НИР студента;

- заключение;

- список использованных источников;

- приложения.

Титульный лист является первой страницей отчета. Образец оформления титульного листа приведен в Приложении 1 настоящей рабочей программы.

Введение содержит цели и задачи практики, краткую характеристику предприятия - места практики (полное фирменное наименование в соответствии с уставом, организационно-правовой статус, местоположение, основной вид экономической деятельности, виды выпускаемой продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг).

Заключение должно содержать краткие выводы по результатам практики, оценку полноты решения типовых и индивидуальных заданий и оценку практической работы в соответствии с будущей квалификацией, предложения по совершенствованию рабочей программы и организации практики (если таковые имеются).

В приложения к отчету включаются:

- дневник практики (Приложение 2);

- справочные материалы, связанные с прохождением практики, материалы внутрифирменной отчетности предприятия – места практики;

- отзыв руководителя практики от предприятия;

- информация для выполнения курсовых работ (проектов).

Объем отчета по всем видам учебной практики не должен превышать 30 страниц печатного текса на листах формата А4.

Все страницы отчета нумеруются арабскими цифрами по порядку от титульного листа до последней страницы. На титульном листе и содержании номер не ставится, а далее проставляется в правом верхнем углу листа.

Разделы отчета нумеруются арабскими цифрами с точкой в конце. Введение и заключение не нумеруются. Подразделы нумеруются арабскими цифрами в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номеров раздела и подраздела (например, «1.3.»).

Пункты нумеруются арабскими цифрами в пределах каждого подраздела. Номер пункта состоит из номера раздела, подраздела и пункта (например, «1.2.3.»). Заголовки разделов пишутся прописными буквами, заголовки подразделов и пунктов – строчными, кроме первой. Точку в конце заголовка раздела (подраздела, пункта) не ставят.

Каждый раздел следует начинать с нового листа.

Все иллюстрации отчета именуются рисунками и нумеруются последовательно в пределах раздела арабскими цифрами. Номер иллюстрации состоит из номера раздела и порядкового номера иллюстрации в данном разделе (например, «Рис. 2.3.»).

Цифровой материал в отчете оформляется в виде таблиц, которые нумеруются последовательно арабскими цифрами в пределах раздела. В правом верхнем углу над соответствующим заголовком помещают надпись «Таблица» с указанием ее номера (например, «Таблица 2.1»).

В список использованных источников включают все источники информации, располагая их в алфавитном порядке и следующей иерархии:

- официально-документальные материалы и нормативно-правовые акты;

- методические материалы;

- остальные в алфавитном порядке.

При ссылке в тексте на источники документальной информации приводят порядковый номер по списку литературы, заключенный в квадратные скобки с указанием страницы (например, [5,с.27]).

Более подробно требования к оформлению отчета по практике изложены в Методических рекомендациях по оформлению студенческих работ, изданных Институтом менеджмента и бизнеса [16].

Отчет оформляется обучаемым во время практики, для чего дается 2-3 дня. После этого отчет предоставляется на кафедру в недельный срок после окончания практики и подлежит защите.

Требования к содержанию отчета по практике

Содержание отчета по учебной практике (2 семестр)

В соответствии с требованиями, предъявляемыми к современным экономистам, обучающиеся по направлению «Экономика», в процессе учебной практики должны изучить следующие вопросы.

1. Общая часть: краткая организационно-экономическая и технико-технологическая характеристика предприятия:

- миссия, цели и задачи организации;

- историческая справка развития организации;

- характеристика организационной структуры управления организацией;

- характеристика видов деятельности организации;

- основные технико-экономические показатели (объемы выпуска продукции (выполненных работ) по видам в натуральном и денежном выражении, численность персонала по категориям, наличие основного и оборотного капитала, показатели финансовых результатов и пр.).

2. Типовое задание: характеристика предприятия – места практики, как операционной системы:

- входные ресурсы предприятия (труд, материалы, капитал, информация);

- производственные мощности предприятия, их характеристика и использование;

- производственные потоки и особенности технологических процессов производства продукции (работ, услуг);

- информационные потоки и особенности сбора, передачи, обработки и хранения информации;

- производственные выходы (продукция, услуги), их ассортиментная, количественная и качественная характеристика;

- система контроля качества продукции.

3. Индивидуальное задание производственной практики включает выполнение НИР и сбор информации для выполнения курсовых работ в процессе предстоящего обучения.

Научно-исследовательская работа студента на учебной практике заключается в изучении следующих вопросов:

- характеристика основных технико-экономических показателей деятельности предприятия, анализ их динамики и взаимосвязей за 3 года;

- формы внутрифирменной и государственной статистической отчетности предприятия, их содержание и инструкции по заполнению.

Характер информации для выполнения курсовых работ и проектов в процессе предстоящего обучения в 3 – 4 семестре, которую необходимо собрать в период учебной практики, приведен в п. 8.2.4 настоящей рабочей программы.

Содержание отчета по производственной практике (4 семестр)

В соответствии с требованиями, предъявляемыми к современным экономистам, обучающиеся по направлению «Экономика» должны изучить на производственной практике в 4-м семестре и отразить в отчете о ее прохождении следующие вопросы.

1. Общая часть - организационно-экономическая характеристика предприятия: историческая справка развития предприятия; характеристика видов деятельности предприятия; организационно-правовая форма; размеры предприятия и масштабы производства; характеристика видов деятельности; место предприятия в отрасли.

2. Типовое задание - характеристика технологии производства продукции (выполнения работ, услуг) на предприятии:

- особенности технологических процессов;

- нормативные документы, регламентирующие технологию производство продукции (выполнение работ, услуг);

- технико-экономические характеристики основных видов продукции (работ, услуг); трудоемкость и стоимость продукции (работ и услуг) предприятия.

3. Индивидуальное задание производственной практики включает:

- выполнение НИР (студент самостоятельно выбирает и согласовывает с руководителем практики индивидуальное задание в соответствии с выбранным модулем вариативной части профессионального цикла, направлением будущей профессиональной деятельности, целью выполнения НИР);

- сбор информации для выполнения курсовых работ в процессе предстоящего обучения (характер информации, которую необходимо собрать в период учебной практики для выполнения курсовых работ и проектов в процессе предстоящего обучения в 5 – 6 семестре, приведен в п. 8.2.4 настоящей рабочей программы).

3.1. Научно-исследовательская работа студента заключается в углубленном изучении одного из видов профессиональной деятельности экономиста на конкретном предприятии, на котором обучаемый проходил практику. Индивидуальное задание согласовывается с руководителем практики. Перечень вопросов, которые необходимо отразить при его выполнении, приведен в табл. 3.

Таблица 3

Перечень вопросов индивидуального задания

по видам профессиональной деятельности экономиста

Вид деятельности Перечень вопросов, подлежащих отражению в отчете
1. Планово-экономическая Экономическое планирование: содержание и порядок разработки стратегического, среднесрочного и годового планов предприятия; расчеты, обосновывающие показатели планов и использования ресурсов предприятия; организация внутрипроизводственных экономических отношений. Налоговое планирование: налоги, уплачиваемые предприятием (сумма и структура налоговых платежей; основные источники уплаты налогов и их структура; инструменты налогового планирования на предприятии. Коммерческая (снабженческо-сбытовая) деятельность: порядок разработки плана материально-технического обеспечения производства и плана сбыта продукции предприятия; коммерческие сделки (виды, методы проведения, технология осуществления, основные требования к договору купли-продажи); расчеты нормативов запасов оборотных материальных средств и их соблюдение; документация в коммерческой деятельности; страхование коммерческого и хозяйственного риска. Маркетинговая деятельность: характеристика функций и содержание деятельности маркетинговой службы предприятия; разработка маркетинговых программ предприятия. Содержание маркетингового анализа на предприятии.
2. Проектно-экономическая Инновационная деятельность: характеристика инновационного потенциала и возможности диверсификации предприятия; организация процесса освоения новой продукции; документация, связанная с инновационной деятельностью предприятия. Инвестиционная деятельность: характеристика инвестиционной деятельности предприятия (техническое перевооружение, реконструкция, капитальное строительство объектов производственного и непроизводственного назначения); источники финансирования (собственные средства, средства инвесторов, кредиты банков, бюджетные ассигнования и др.); расчеты обоснования эффективности инвестиций; контроль использования инвестиционных средств.
3. Финансово-экономическая Управление финансами на предприятии: содержание и показатели финансового плана предприятия; характеристика финансового состояния предприятия на основании бухгалтерского баланса; кредитование предприятия (виды кредитов и их обоснование; кредитно-расчетные операции, страхование кредитов). Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД): характеристика рынков, партнеров (контрагентов), конкурентов предприятия; формы ВЭД, реализуемые предприятием (экспорт, импорт, кооперация, совместное предпринимательство, научно-техническое сотрудничество и др.); экономические расчеты в сфере ВЭД предприятия (калькулирование себестоимости, ценообразование, расчеты экономической эффективности); планирование и отчетность по ВЭД (показатели, взаимоотношения с бюджетом, документация); виды контрактов, их оформление. Управление качеством на предприятии: наличие документированной системы управления качеством на предприятии; описание системы - документа "Руководство по качеству"; сертификат на соответствие системы качества стандарту ИСО 9000-2000 (ГОСТ Р 9000-2001): когда и кем выдан, срок действия; организационная структура управления качеством на предприятии; организация и проведение внутренних проверок и внешних аудитов системы качества на предприятии: наличие нормативных документов и учет проведения; удовлетворенность потребителей (внутренних и внешних): учет претензий и определение потерь. Бухгалтерский учет и аудит: характеристика учета основных хозяйственных операций (наличие и движение имущества, использование материальных, трудовых финансовых ресурсов); организация бухгалтерского учета; учетная политика предприятия для целей бухгалтерского и налогового учета; организация учета и учетной политики для целей налогообложения; документирование хозяйственных операций; бухгалтерская отчетность; аудиторская проверка деятельности предприятия. Управление затратами на предприятии: состав затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) предприятия; смета затрат на производство; калькулирование себестоимости единицы продукции (работ, услуг); средства измерения и контроля затрат различных видов ресурсов; функции контроллинга и производственного (управленческого) учета; влияние управления затратами на прибыль предприятия; документация по учету и управлению затратами на предприятии. Аналитическая деятельность на предприятии: информационная база анализа в т.ч. виды статистической отчетности предприятия; виды анализа, проводимые на предприятии; организация аналитической работы: программные продукты, используемые для анализа; показатели, используемые для анализа деятельности предприятия и его структурных подразделений.
4. Организационно-управленческая Организация производства: анализ и оценка перспективы изготовления различных изделий, узлов деталей; анализ структуры производственного и технологического процессов (основного, вспомогательного и обслуживающего); оценка возможного реформирования, реструктуризации производственной структуры предприятия; определение, анализ и оценка типа организации производства по технологическим переделам; а также вида специализации по технологическим переделам и соответствие с типом организации производства; оценивает инфраструктуру предприятия, возможности развития кооперации производства и организационно-технический уровень производства технологических переделов; составляет аналитическую справку о состоянии и возможных вариантах развития организации производства на предприятии. Оперативно-производственное планирование: оценка состава и структуры оперативно-производственных планов предприятия; структура календарно-плановых нормативов; анализ практики расчетов размеров партии; практика применения методов календарного планирования и управления производством (график Ганта, система СПУ).

Содержание отчета по производственной практике (6 семестр)

В соответствии с требованиями, предъявляемыми к современным экономистам, обучающиеся по направлению «Экономика» должны изучить на практике и отразить в отчете о ее прохождении следующие вопросы (табл. 4).

Таблица 4

Содержание разделов отчета по производственной практике в 6 семестре

Раздел Перечень вопросов, подлежащих отражению в отчете
1. Технико-экономическая характеристика предприятия – места практики История создания; организационно-правовой статус, права и обязанности; миссия и производственный профиль; характеристика выпускаемой продукции ( услуг ): объем, ассортимент, качество; природно-геологические и технико-технологические особенности производства; характеристика производственной мощности предприятия, оценка показателей ее использования; основные технико-экономические показатели предприятия за два года. Организация производства: производственная структура предприятия; характеристика организации основного и вспомогательного производства (тип и формы, особенности производственных процессов и производственного цикла). Организация управления персоналом: организационная структура управления; функции управленческих звеньев; характеристика профессионально-квалификационной структуры персонала; формы организации труда; режим работы предприятия; нормирование труда на предприятии, инструменты мотивации персонала (система материальных и нематериальных стимулов отдельных работников и структурных подразделений), организация оплаты труда.
2. Государственное регулирование деятельности предприятия Система налогов, уплачиваемых предприятием (виды, объекты налогообложения, ставки). Механизм ценообразования продукции.
3. Контроль, учет, отчетность на предприятии Организация оперативного контроля производства. Организация учета производственных затрат и результатов. Система документации предприятия (входящие документы, первичный учет, исходящие документы). Формы государственной статистической отчетности, предоставляемые предприятием в органы государственной статистики, их содержание.
4. Инновационная и инвестиционная деятельность предприятия Понятие, цели, виды инновационной деятельности предприятия. Характеристика научно-технического потенциала предприятия (научно-технические и инженерные кадры; материально-техническая база научно-технической деятельности, информационное обеспечение: отчеты, публикации, банки данных, нормативно-техническая, проектно-конструкторская и технологическая документация, образцы новых продуктов; планирование НИОКР, система мотивации и стимулирования персонала к инновационной деятельности). Обобщающие показатели инновационной деятельности (количество осуществленных за период научно-технических мероприятий, полученная экономия от снижения себестоимости продукции, роста производительности труда и т.д.).
5. Внешнеэкономическая деятельность предприятия Понятие и формы внешнеэкономической деятельности, организация импорта материальных ресурсов и услуг, организация экспорта продукции, правовое регулирование внешнеэкономической деятельности, перспективы развития ВЭД предприятия.
6. Информация по теме ВКР (перечень согласуется с руководителем ВКР до начала практики) Информация для подготовки и выполнения выпускной квалификационной работы (ВКР). Перечень вопросов, которые необходимо отразить в данном разделе, согласуется с руководителем ВКР после обсуждения ее темы и содержания и оформляется в виде таблицы (Приложение 3)

ПО ИТОГАМ ПРАКТИКИ

Оценка результатов работы обучаемого при прохождении практики осуществляется руководителем практики от кафедры на основе устной защиты отчета, составляемого обучаемым, и имеет вид дифференцированного зачета. Оценка по практике заносится в экзаменационную ведомость и зачетную книжку.

При подведении итогов работы обучаемого на практике учитываются отзыв руководителя практики от предприятия – места практики и ответы студента на вопросы.

Законченный и полностью оформленный отчет вместе с дневником практики обучаемый сдает руководителю практики для комплексной проверки качества отчета перед защитой.

В случае обнаружения существенных отклонений от требований к содержанию и оформлению отчета, он возвращается студенту на доработку.

Критерии дифференциации оценки (по 100-балльной шкале) отчета по практике следующие.

- от 91 до 100 баллов - содержание и оформление отчета по практике и дневника прохождения практики полностью соответствуют предъявляемым требованиям, характеристики студента положительные, ответы на вопросы по программе практики полные и точные;

- от 76 до 90 баллов - при выполнении основных требований к прохожде­нию практики и при наличии несущественных замечаний по содержанию и формам отчета и дневника, характеристики студента положительные, в ответах на вопросы по программе практики обучаемый допускает определенные неточности, хотя в целом отвечает уверенно и имеет твердые знания;

- от 61 до 75 баллов - небрежное оформление отчета и дневника, отражены все вопросы программы практики, но имеют место отдельные существенные погрешности, характеристики студента положительные, при ответах на вопросы по программе практики студент допускает ошибки;

- 60 баллов и менее - в отчете освещены не все разделы программы практики, на вопросы обучаемый не дает удовлетворительных ответов, не имеет четкого представления о деятельности предприятия (организации), на котором проходил практику, не владеет практическими навыками систематизации, представления и анализа экономической информации.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Тюменский государственный нефтегазовый университет»

Руководитель от предприятия

_________________________

(должность, фамилия, инициалы)

Руководитель от кафедры

_________________________

(должность, уч. степень,

фамилия, инициалы)

___________

Город, год

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Дневник _________________________ практики

(вид практики)

студента гр. _________________

_________________________________________________________________

(Фамилия Имя Отчество обучаемого)

Наши рекомендации