Анализ структуры и основные этапы формирования корпоративного имиджа банка
В условиях рыночной трансформации повышенное внимание на проблему формирования позитивного, сильного имиджа не случайно, поскольку он оказывает положительное влияние на внешнюю среду предприятия. Имидж становится необходимостью для достижения устойчивости и успеха предприятия. Это объясняется тем что, имидж предприятия позволяет ощутить определенную рыночную силу, уменьшить степень заменяемости банка аналогами, следовательно, укрепить позиции на рынке.
Имидж предприятия - это его лицо, образ, иллюзорная форма группы общественности. В практике доказано: благоприятный имидж формируется годами, путем долгой и усердной работы маркетинговой компании, который возможно разрушить за одно мгновение.
Ключевым элементом, основной составляющей и обозначающей степень влияния на репутацию предприятия является фундамент имиджа - иллюзия, возникающая в сознании индивидов при упоминании о таковом. Сложность и значимость фундамента заключается в определении весомого количества элементов, оказывающих существенное влияние на восприятие предприятия в целом. Фундамент имиджа играет большую роль в развитии предприятия, поскольку он определяет его общие цели и задачи, направление движущих сил развития [13].
Создание имиджа - неотъемлемая часть любого предприятия, в том числе и сферы банка. Не имеет значение масштаб деятельности: будь то конгломерат или небольшая фирма, имидж оказывает влияние на регуляцию отношений с партнерами, клиентами, общественностью и т. д.
Создание имиджа предприятия предполагает решение задач представлена на рисунке 3.
Рисунок 3. Задачи при создании имиджа предприятия
Изучение особенностей формирование имиджа предприятия сферы банка предполагает рассмотрение его функций. Эффективность либо неэффективность имиджа предприятия можно оценить по степени, характеру выполнения этих функций представлена на рисунке 4.
Рисунок 4. Функции формирования имиджа предприятия
При решении задач по формированию имиджа необходимо учитывать: имидж основан на представлениях, впечатлениях о предприятии в сознании групп общественности.
Формирование имиджа предприятия базируется на принципе соответствия, согласно которому имидж определяется как корреляция между образом, формируемым у потребителей и уже существующим. Из представленного следуют 2 аксиомы: предприятию необходимы активные действия, способствующие формированию и положительному восприятию имиджа; адекватное отражение образа предприятия в сознании потребителей.
Соответственно, представления, формируемые у потребителей, и представления предприятия о деятельности последнего, не всегда соответствуют друг другу.
Из принципа соответствия можно выделить несколько следствий, важных для формирования концепции имиджа представлена на таблице 2.
Таблица 2 – Концепция имиджа
Концепция имиджа |
Имидж предприятия должен соответствовать стратегии развития, основывающейся на удовлетворении определенных потребностей рынка |
Имидж предприятия должен соответствовать уровню или этапу его развития |
Внутренний имидж предприятия должен согласовываться с ее внешним имиджем |
Имидж предприятия должен соответствовать текущему этапу развития общества, в котором он существует |
Важным для понимания сущности имиджа предприятия представляется вопрос о его структуре, поскольку в ряде исследований рассматривается именно проблема создания его оптимальной структуры. Многие авторы рассматривают не структуру имиджа предприятия, а его содержание - совокупность элементов и процессов, входящих в его состав.
Структура имиджа предприятия, в соответствии со структурой обыденного сознания, в поле которого и формируется имидж, включает единые устойчивые связи между элементами. При этом обыденное сознание представляет совокупность знаний, установок, стереотипов, основанных на опыте индивидов и преобладающих в социальном обществе.
Так, И. В. Веретенникова рассматривает имидж как коллективный феномен. В данном случае при исследовании имиджа предприятия область внимания составляет как коллективное сознание, связанное преимущественно со значениями, так и область коллективных неосознаваемых явлений, которые можно соотнести с проявлением смысловых иерархических систем имиджа.
В работе «Имидж фирмы: планирование, формирование, продвижение» Б. Джи выделяет такие элементы имиджа, как на рисунке 5.
Рисунок 5. Элементы имиджа
Структурно имидж предприятия состоит из различных элементов (характеристик), формирующихся в сознании индивида. Для них ранжирование элементов характеризуется степенью важности последних. В зависимости от особенностей индивида, от обстоятельств, возникающих в момент формирования представлений, значения характеристик элементов имиджа варьируются в большее или меньшее значение.
Имидж банка, предлагаемых предприятием своим потребителям, характеризуется представлениями индивида об исключительных свойствах, уникальности банка. Данный элемент самый распространенный атрибут, влияющий на восприятие групп общественности, который придает банкам особую своеобразность и выделяет таковую из разряда аналогов.
Основные характеристики, которыми обладают банки: функциональная ценность, обеспечивающая определенную выгоду при выборе последних; и дополнительные атрибуты, обеспечивающие отличительные свойства: название, качество, дизайн, стиль работы, набор дополнительного сервиса и т. д.
Имидж потребителей банка состоит из таких характеристик, как: общественный статус, стиль жизни, характер потребителей.
Общественный статус - показатель положения потребителя в социальном обществе, где оценка значимости характеризуемой позиции выражается такими понятиями, как престижность, авторитетность.
Стиль жизни потребителей банка характеризуется психологическими особенностями поведения индивидов, коммуникативными данными.
Личностные характеристики - совокупность психологических черт личности, влияющих на его поведение.
Внутренний имидж предприятия. Ключевой основой является деловая культура предприятия, представляющая совокупность наблюдаемых событий и явлений (заключаемых в традициях, обычаях), идеологических норм, ценностей и убеждений. Представленные атрибуты отражаются персоналом предприятия, коллективностью духа последних, объединяющих мысли и потребности.
Социально-психологический климат также является детерминантом внутреннего имиджа, поскольку межличностные отношения внутри предприятия, удовлетворенность или неудовлетворенность таковыми, влияют на результат совместной деятельности.
Имидж руководителя предприятия характеризуется представлениями: намерения, мотивы, способности, установки, ценностные ориентации и психологические характеристики. Данные характеристики формируются на основе внешности, социально-демографической принадлежности, особенностей вербального и невербального поведения, поступков и т. д.
Внешность руководителя предприятия предполагает формирование мнения других о данной личности, связывая внешние характеристики с определенными чертами характера или статусом в обществе.
Особенности вербального или невербального поведения заключается в мимике, жестикуляции, контакте глаз, поставленной речи (тембр, тон, громкость и т. д.).
К социально-демографическим характеристикам руководителя предприятия относятся пол, возраст, уровень образования, семейное положение и т. д.
Имидж персонала предприятия формируется посредством прямого контакта с сотрудниками предприятия. Это образ персонала, отражающий наиболее характерные черты, такие как: физические, психофизиологические, социальные данные, личностные характеристики, профессиональная компетентность, культура и др.
Компетентность сотрудников характеризуется степенью подготовленности человека к различным формам осуществления деятельности, широтой знаний, навыков, опыта, умений и т. д.
Культура сотрудников формируется посредством доброжелательности, аккуратности, вежливости, терпимости, внимательности, эрудиции, ответственности и т. д.
К социально-демографическому профилю относят возраст, образование, семейное положение.
Имидж персонала предприятия формируется посредством прямого контакта с сотрудниками предприятия. Это образ персонала, отражающий наиболее характерные черты, такие как: физические, психофизиологические, социальные данные, личностные характеристики, профессиональная компетентность, культура и др.
Компетентность сотрудников характеризуется степенью подготовленности человека к различным формам осуществления деятельности, широтой знаний, навыков, опыта, умений и т. д.
Культура сотрудников формируется посредством доброжелательности, аккуратности, вежливости, терпимости, внимательности, эрудиции, ответственности и т. д.
К социально-демографическому профилю относят возраст, образование, семейное положение.
Визуальный имидж предприятия включает представления, в основе которых заложены зрительные ощущения таких атрибутов, как: интерьер и экстерьер здания, офиса, внешний облик персонала и клиентов предприятия, также фирменная символика как элемент фирменного стиля предприятия.
Социальный имидж предприятия складывается на основе представлений общественности о социальной цели, роли предприятия в таких сферах жизни общества, как экономическая, социальная и культурная.
Бизнес-имидж предприятия характеризуется представлениями индивидов о предприятии как о субъекте определенной деятельности. К основным составляющим бизнес-имиджа можно отнести деловую репутацию и деловую активность.
Деловая репутация характеризуется добросовестным или недобросовестным соблюдением этических норм при осуществлении деятельности предприятия.
Деловая активность формируется на основе показателей объема продаж, относительной доли рынка; инновационных технологий и степени их освоения и т. д.
В формировании имиджа участвуют все виды рекламы и PR, но главное средство создания и поддержания образа предприятия – фирменный стиль, стоящий довольно дорого. Поэтому есть смысл четко представлять, какие выгоды он несет:
I. Компоненты фирменного стиля помогают потребителю ориентироваться в потоке информации, вызывают у него подсознательное положительное отношение к предприятию;
II. Красивый фирменный стиль косвенно гарантирует высокое качество товаров (банка), служит свидетельством того, что предприятие работает эффективно, поддерживая порядок во всем: в производстве и в сопутствующей ему деятельности. Тем самым фирменный стиль формирует уважение к предприятию и доверие к его предложениям;
III. Фирменный стиль помогает введению на рынок новых товаров (банка). Товарный знак и другие компоненты фирменного стиля, знакомые потребителю по уже завоевавшим его признание товарам, служат в его восприятии гарантией качества новых предложений;
IV. Фирменный стиль повышает эффективность рекламы. Действенность рекламы напрямую зависит от ее повторяемости. А константы ФС в рекламе позволяют достичь высокого эффекта при меньшем числе повторов;
V. Фирменный стиль помогает достичь необходимого единства всей рекламы, даже если заказывать ее исполнение разным рекламным агентствам.
Рассматривая имидж как функциональную структуру, как программные элементы и внешние символы, Е. Б. Перелыгина выделяет следующие компоненты:
- объектный: реальные характеристики объекта имиджа предприятия, воспринимаемые аудиторией;
- субъектный: особенности субъекта восприятия (аудитории), оказывающие влияние на формирование имиджа;
- целевой компонент: отражение цели формирования имиджа [5].
Имидж предприятия обладает относительной стабильностью. Необходимо время и большие усилия для изменений представления общественности. Каждый элемент структуры имиджа должен быть заполнен информацией самим предприятием.
Для формирования имиджа как внутри, так и вне предприятия, большое значение имеет разработка делового кредо или философии организации - своеобразного документа, в котором сформулированы основные базисные ценности. В деловом кредо отражается следующее:
- миссия организации, то есть восприятие организацией себя и своего предназначения;
- главные направления деятельности или базовые цели;
- кодекс поведения.
Важно не только сформулировать деловое кредо, но и довести его до каждого работника, включить его в систему личной мотивации. Опыт ведущих японских фирм показывает, что на то, чтобы "заразить" работников деловым кредо обычно затрачивается около восьми месяцев при условии повседневной, методичной работы с персоналом. Однако результаты превосходят затраты. Формируется образ мышления членов организации, оказывающий огромное положительное влияние на повседневное поведение и отношение к своим служебным обязанностям и как следствие на качество товаров и банка, уровень деловых контактов и в итоге на имидж организации.
Формирование имиджа - это не быстрый, а продуманный, хорошо организованный процесс, в котором задействованы все работники предприятия. Однако имидж мало создать - его необходимо поддерживать и сохранять длительное время, пока существует предприятие. Никогда нельзя жертвовать положительным имиджем ради краткосрочных прибыли и успехов. Имидж предприятия - это доверительный фактор потребителей к предприятию, его услугам, влияющий на рост числа продаж, развитие предприятия или его затухание. Имидж предприятия - явление динамическое, способное изменяться под воздействием внешней среды, новой информации. Имидж формируется в сознании индивида не только от качества оказываемых банковских услуг, но и от наличия социальных форм деятельности, расцениваемых обществом как позитивные, соответствующие интересам и необходимостью [6].
Анализ подходов к определению сущности, функций и структуры имиджа позволяет определить имидж как устойчивый образ, формирующийся в обыденном сознании группы общества, посредством целенаправленной активизации восприятия характеристик предприятия и оказывающий влияние на отношение к ней людей.
Следует отметить: имидж - это характеристика, представляющая образ предприятия сферы банка, воспринимаемая аудиторией. Структура имиджа предприятия является сложной, многоуровневой, которая предполагает множество различных подходов к трактованию. Имидж предприятия - одна из ключевых характеристик, выполняющая ряд функций в процессе социализации и развития.
На следующей главе рассматриваются имидж самых популярных Казахстанских банков.