Культура предпринимательской деятельности
Культура предпринимательской деятельности — составная часть экономической культуры, культуры вообще и воплощается, прежде всего, в сфере управления.
Культура предпринимательской деятельности — совокупность материально-духовных достижений в предпринимательстве, определяемых, с одной стороны, материально-производственными процессами на предприятии, а с другой — экономическими отношениями между людьми. Эта культура воплощается в системе социальных норм и ценностей, сознании, знаниях, в профессионализме и природе труда, мировоззрении, морально-этических нормах деятельности, поведении.
Преуспевающим предпринимателям присущи следующиепсихологические качества:
- уверенность в благоприятном исходе;
- эмоционально-психологическая устойчивость;
- готовность принять ответственность и проявить решительность;
- новаторское, креативное мышление;
- настойчивость в достижении поставленной цели;
- стремление к выполнению более сложной работы;
- получение удовлетворения от достижения цели;
- стремление .к разумному риску;
- самообладание;
- устойчивые способности к преодолению препятствий;
- высокий уровень самоорганизации и стремление постоянно совершенствовать уровень профессионализма;
- умение ставить реальные цели, сопоставлять их с ресурсной базой, усложнять их после достижения успеха и осознавать причины неудач;
- навыки стратегического и тактического планирования.
Важнейшими среди этих качеств и черт являютсяличная ответственность за решение поставленных проблем, формирование целей предпринимательской деятельности и их достижение на основе планирования.
При исследовании причин банкротств и выживания новых предприятий в США в 70-х годах XX века оказалось, что не обанкротились в основном те фирмы, которые были созданы предпринимателями с высшим внутренним контролем, то есть теми, кто считает, что события в бизнесе зависятне от влияния внешних сил, а от их собственного поведения.
Летом 2002 года в ЕС была создана Европейская академия бизнеса и общества, задача которой — воспитание социальной ответственности менеджеров. Со временем она должна объединить 250 учебных заведений Европы. Причиной создания новой системы бизнес-образования, по мнению ее учредителей - ряда корпораций (Royal Dutch-Shell, Johnson & Johnson, Volkswagen и др.), послужил рост коррупционных скандалов в американских предпринимательских структурах, свидетельствующих о том, что бизнес начал разрушать себя. Современное законодательство не закрывает лазейки для получения предпринимательского дохода неэтическими способами. Поэтому традиционные программы подготовки менеджеров устарели. Например, МВД в основном учит бизнес-ценностям с позиций интересов акционеров. Удержать от соблазнов человека может только осознание иеобходи мости ответственности перед обществом.
Важнейшим моментом в принятии решения стать предпринимателем являетсяосознание степени риска и возможной неудачи. Предприниматели рискуют карьерой, не только финансовым, но и семейным благополучием. Финансовые неудачи могут иметь серьезные эмоциональные последствия, негативно сказаться на здоровье, Основные элементы предпринимательского риска — общая склонность к риску вообще, понимание возможности неудач, системное осознание их последствий.
Двумя основными альтернативами предпринимательской деятельности являются:
- с одной стороны, получение крупного вознаграждения, но и большая вероятность неудачи;
- с другой — скромное вознаграждение, но меньшая возможность неудачи.
Опыт развития предпринимательства показал, что успешной является деятельность тех предпринимателей, которые рискуют умеренно по сравнению с теми, кто рискует недостаточно или сверх всякой меры.
В управленииматериально-производственными процессами важными звеньями культуры предпринимательской деятельности являются:
- культура труда (то есть соблюдение требований эксплуатации техники, технологическая дисциплина и др.);
- информационная культура (знания об эффективном использовании информатизации, компьютерная грамотность и т. п.).
В управленииэкономическими процессами важную роль играют знание и владение навыками:
- научной организации производства и труда, которые относятся к элементам организационно-экономической культуры;
- финансовых, контрактных, организационно-экономических отношений между субъектами предпринимательской деятельности — элементы технико-экономической культуры;
- технологий привлечения наемных работников к участию в прибыли предприятия (продажа им акций, облигаций и т. п.) — элементы культуры трудовых отношений.
Культура предпринимательской деятельности должна опираться на такие социальные ценности, как равенство, справедливость, уважение, согласие, порядок.
Различают также материальные и духовные, личностные и институциональные элементы культуры предпринимательской деятельности:
- к материальным относят уровень развития предприятия, в частности, управленческой и информационной техники;
- к духовным — совокупность профессиональных знаний предпринимателя, производственного опыта и привычек, экономическое мышление;
- к личностным - вид предпринимательской деятельности, возможность обогащения, степень экономической свободы и др.;
- к институциональным — социальные ценности и нормы, в том числе веру и убеждения.
Для повышения деловой культуры и этики предпринимательства целесообразно создать общенациональную программу "Культура предпринимательской деятельности", в рамках которой необходимо:
1) изучить традиционные национальные черты предпринимательства и этику нравственных ценностей в деловых отношениях в историческом аспекте.
Например, еще Владимир Мономах ввел устав, согласно которому процент за кредит, не должен превышать 20%, что препятствовало развитию паразитического предпринимательства. Впервые эту мысль высказывал древнегреческий философ Аристотель. Современные мировые религии осуждают незаконно нажитое богатство, а честно приобретенное призывает использовать в гуманных целях;
2) формировать у широкой общественности положительное мнение о предпринимательской деятельности, поддерживать в средствах массовой информации тех предпринимателей, которые испытали неудачи и т. д.
Этика предпринимательства
Незаурядную роль в успешной предпринимательской деятельности играетэтика предпринимательства, которая означает комплекс норм и правил морального поведения руководителю и умение соединять профессиональные принципы управления с общечеловеческими, базируется на уважении к действующему законодательству, честности, соблюдении данного слова и т. п.
Важный элемент этики предпринимательства (и одновременно принцип управления)— выполнение руководителем предприятия взятых на себя обязательств. При этом нередко одним предпринимателем дается другому лишь устное обязательство (слово), которое, как правило, четко выполняется.
Основными методами влияния предпринимателя или менеджера на людей с целью их побуждения к высокоэффективной работе являются:
- личностный (личные качества руководителя);
- поведенческий (стиль руководства, манера поведения с подчиненными).
В его рамках выделяют: демократический, автократический и либеральный методы;
- ситуационный.
При этом важно придерживаться такихпринципов взаимодействия руководителя с подчиненными, как ориентация на человеческие качества сотрудников (их чувства, стремления), привлечение их со временем к управлению производством, собственностью и др.
Реализация- этих принципов в практике предпринимательства разработана всовременных теориях мотивации. Данные теории лежат в основе механизмов долговременного воздействия на работников в целях активации их трудового потенциала.
Их можно подразделить на:
- содержательные, к которым относятся теории Абрахама Маслоу, Дэвида Мак Клейна, Фредерика Берцберга. В их основе лежат механизмы внутренних побуждений, потребностей;
- процессуальные, теория ожиданий, теория справедливости и модели мотивации Портела-Лоунера. Они основываются, прежде всего, на том, как ведут себя люди с учетом уровня их воспитания, образования, культуры.
Стартовая позиция мотивационного процесса — наличие неудовлетворенности в том, что ориентирует работника на достижение своих целей, на удовлетворение потребностей.
Процесс мотивации имеет следующую логическую последовательность: неудовлетворенная потребность -> цель -> действие -> достижение цели. Изучение этого процесса дает возможность предпринимателю создать такую систему мотивации персонала, которая, основываясь на критическом анализе потребностей, целей, побуждений сотрудников, позволит применять оптимальные мотивы и стимулы их эффективной работы. Примером такой системы может служить план Скэнлона (табл. 7.1).
Таблица 7.1
План Скэнлопа
Эффективность мотивации зависит от многих факторов, но главный из них — оплата труда — основа благополучного существования работника и его семьи. Переменная часть заработной платы работника позволяет получить дополнительные средства от повышения уровня его трудового вклада в конечный результат работы предприятия.
В условиях развитых рыночных отношений предприниматели применяют различные системы оплаты труда: повременные, сдельные, смешанные, комиссионные, с участием в прибыли (Скэнлона, Ракера, Ипрошеар и др.), с приобретением акций предприятия.
Дифференцируя уровень оплаты, предприниматели должны соблюдатьоптимальный разрыв между минимальной и максимальной заработной платой. Его уровень определяется многими факторами и различается по странам. Например, японские предприниматели устанавливают 8—9 кратный разрыв в оплате труда руководителя предприятия и начинающего работника, американские — увеличивают его до 20. Важно знать, что незначительный разрыв порождает уравниловку, высокий — трудовую апатию. Обе проблемы ведут к снижению заинтересованности в производительности и качестве труда.
В конце прошлого века многие предприниматели стали применять как действенный стимул к труду факторгибкого рабочего времени в виде скользящих графиков выхода на работу, изменения продолжительности отпусков или их дробления, сокращения продолжительности рабочего дня или недели при условии выполнения производственных заданий и т. д. Специалисты в организации труда считают, что на различные простои и перерывы зачастую приходится до 25% рабочего времени.
Использование фактора времени позволяет сократить расходы на оплату времени простоев, активизируя личную заинтересованность работника в повышении эффективности труда.
Французские предприниматели внедрили гибкие графики работы на 75 % предприятий, немецкие - на 68%, шведские - на 66%.
Особое место в материальном и моральном стимулировании занимает поощрение на разработку инновационных предложений. На предприятиях создаются специальные фонды для поощрения изобретателей и новаторов, куда отчисляют 10—25% экономического эффекта от реализации новаций.
Исследователи теории и практики мотивации персонала постоянно разрабатывают новые мотивы и стимулы, позволяющие сохранить ценных сотрудников, оградить их от перехода к конкурентам.
Так, в рейтинге самых заботливых компаний США 2000 года первые места занимали "SAS Institute", которая направляла 15% фонда заработной платы в пенсионные фонды, обеспечивала гибкий график работы сотрудников, имела фитнес-центр для них; и "Cisco'I Systems", которая установила web-камеры в офисах, позволявшие работникам наблюдать за своими детьми.
Современное производство требует от работников все более адекватного экономического мышления, творчества и самостоятельности при выполнении возложенных на них функций. С учетом этого предприниматель может доверять подчиненным и предоставлять им свободу в выполнении обязанностей в зависимости от их способности к самоконтролю.
При выборе предпринимателем' мотивационных средств привлечения работника к осознанной высокопроизводительной работе важную роль играетоптимальный комплекс стимулов. Его основные элементы:
- внедрение прогрессивных форм и систем, заработной платы;
- участие в принятии управленческих решений, в том числе по управлению собственностью;
- внедрение бригадной формы организации труда, при которой члены
бригады несут коллективную ответственность за качество продукции, распределение заработной платы и т. п.;
- планирование продвижения по службе (планирование карьеры);
- регулярное информирование руководителями предприятия работников о результатах их работы (качества, производительности и т. п.);
- стимулирование осознания работниками важности выполняемой работы;
- развитие рационализаторской работы сотрудников (так, в середине 80-х годов прошлого века на предприятиях японской компании "Тойота" на одного занятого работника приходилось 35 рационализаторских предложений). Руководители должны положительно воспринимать
любые, даже незначительные, инициативы по улучшению производственного процесса;
- создание внутри предприятий временных творческих групп для разработки и реализации инновационных решений на принципах интрапренерства;
- рациональное соединение поощрений и взысканий. Поощрять следует лишь за качественно выполненную работу и как можно быстрее (чтобы не было продолжительного интервала между результатами эффективной работы и поощрением). Соответственно, взыскание за совершение нарушений работниками любого уровня (в том числе руководящих звеньев) следует осуществлять также оперативно.
Контролируя работу подчиненных, следует придерживаться следующих норм:
- избегать мелочной опеки работника;
- индивидуально подходить к похвалам за любой успех;
- путем контроля помогать тем работникам, которые добросовестно относятся к своим обязанностям, но временно не справляются с ними;
- строго и требовательно контролировать деятельность тех работников, которые могут работать более продуктивно, но не делают этого, имитируя процесс эффективной работы;
- при невыполнении взятых на себя обязательств к нарушителям применяют разные санкции с целью полного возмещения причиненных убытков тем субъектам предпринимательской деятельности, которые их понесли.
Определенное представление об этике предпринимательства дают а требования по ведению бизнеса, принятые в американской корпорации "IBM":
не вводить в заблуждение никого, с кем имеешь дело;
не использовать "IBM" для запугивания или угроз;
относиться одинаково ко всем продавцам и покупателям;
не унижать конкурентов;
по меньшей мере контактировать с конкурентами;
не использовать незаконно полученную конфиденциальную информацию;
не нарушать авторских прав и лицензий;
не использовать подкуп, подарки и развлечения, которые могут рассматриваться как обязательства.