Тип рынка, цена и объем производства
Действуя на данном рынке, предприниматель обычно пытается определить его наиболее существенные характеристики, поскольку от знания таких характеристик во многом зависят его рыночная тактика и стратегия. Прежде всего предприниматель сегментирует рынок, т. е. из всей совокупности хозяйственных связей он выделяет определенный сегмент — ту часть таких связей, которые касаются его конкретной деятельности в качестве субъекта рынка. Он определяет свой сегмент рынка, например рынок молочных продуктов или мясных товаров или — более широко — рынок продовольственных товаров. Такая сегментация необходима предпринимателю для того, чтобы конкретно выделить его конкурентов и адресно представлять себе потребителей этого сегмента, т. е. этой части рынка.
Характеристика рынка дается на основе информации о числе продавцов и покупателей на рынке, о доле каждого рыночного субъекта в совокупном спросе и совокупном предложении. Прежде всего выделяются два противоположных типа рынков:
монополистический (один продавец и много покупателей — это абсолютная монополия) и монопсонический (один покупатель и много продавцов — чистая монопсония). Рынок; совершенной конкуренции характеризуется множеством продавцов и покупателей.
В условиях монополистического рынка у производителя (продавца) есть потенциальная возможность устанавливать рыночную цену, в условиях же монопсонического рынка уже не продавец, а покупатель имеет такую возможность. Рынок совершенной конкуренции характеризуется тем, что все его субъекты (и продавцы, и покупатели) вынуждены подстраиваться под рыночную цену, которая объективно складывается на основе соотношения спроса и предложения.
Выделяют также олигополию ("власть немногих" — ситуация, когда продавцов несколько, а покупателей много), дуополию (два продавца), частичную монополию (один крупный продавец и несколько мелких).
Один и тот же однородный рынок может классифицироваться по-разному, если такому рынку присуща многозвенная структура производителей (например, российский рынок молочных продуктов). Система взаимосвязей на этом рынке может быть представлена следующим образом:
Факторы, оказывающие воздействие на объем производства
При рассмотрении этой проблемы мы принимаем ряд допущений. Во-первых, под объемом производства мы понимаем объем реализации или сбыта, т. е. такую ситуацию, когда предприниматель "работает на рынок, а не на склад". Во-вторых, предприниматель при определении объема производства исходит из необходимости выявления оптимума, т. е. такого количественного показателя объема производства, при котором обеспечивается максимально возможный уровень прибыли. В-третьих, мы абстрагируемся от стратегии предпринимателя по упрочению своего положения на рынке (закреплению за собой все большей доли рыночного сегмента), поскольку эта стратегия вынуждает его избирать новую линию рыночного поведения, при которой точка оптимума передвигается от показателя максимально возможного уровня прибыли к минимально допустимому (с его точки зрения) уровню.
Факторы оказывают воздействие на объем производства при сохранении его оптимального уровня?
А. Цена товара
Прежде всего это цена товара. Выявляя зависимость между ценой и объемом производства, предприниматель исходит из понятия ценовой эластичности, суть которого сводится к тому, что при повышении цены товара спрос на такой товар сокращается, а при снижении цены спрос, как правило, растет, что должно вызвать и адекватную реакцию производителя, т. е. соответственное сокращение или увеличение производства.
Это правило не действует только в отношении товаров и услуг, которые характеризуются неэластичным спросом: как бы ни менялись тарифы, скажем, на потребление электроэнергии, ее общее потребление не изменится сколько-нибудь существенно (хотя некоторая бережливость или, наоборот, расточительность будет налицо).
В такой ситуации предпринимателю было бы желательно (хотя бы приблизительно) рассчитать показатель эластичности, т. е. определить, как меняется объем спроса на производимый им товар при изменении цены на 1%. При учете ценовой эластичности предприниматель рассуждает примерно таким образом: "Если я повышу цену на 10%, то спрос, по всей вероятности, сократится на 5%, если я снижу цену на 5%, то спрос возрастет на 10% — что лучше?"
Правда, при учете ценовой эластичности предприниматель отслеживает главным образом воздействие изменения цены и объема производства на величину валового дохода. Правила, которыми при этом руководствуется предприниматель, сводятся к следующему:
1. При эластичном спросе валовая выручка увеличивается при снижении цены (и росте объема производства), если при этом процентный рост объема производства превышает процентное снижение ценового показателя.
К примеру, если цена снижена на 10%, а объем производства и реализации возрастает на 20%, то валовая выручка увеличивается.
2. При эластичном спросе валовая выручка уменьшается при повышении цены (и сокращении объема производства) при условии, что процентное сокращение объема производства превышает процентное увеличение цены.
К примеру, Вы решаете повысить цену на 10%, но это действие вызывает необходимость сокращения объема производства на 20%, в этом случае валовая выручка сократится.
3. При нейтрально-эластичном спросе валовая выручка остается на прежнем уровне при изменении цены. В этом случае процентное снижение или повышение цены всегда равно процентному сокращению или увеличению объема производства.
К примеру, Вы снижаете цену на 10%, на 10% увеличивается и спрос. Это правило, правда, носит весьма условный характер. Дело в том, что в таком случае действует простое математическое правило:
равновеликое, но противоположно направленное процентное изменение двух соотносимых величин не дает прежнего результата. Обратимся к примеру.
Таблица 7.5