Технология и сферы принятия предпринимательского решения
В процессе выбора и реализации идеи предприниматель постоянно принимает решения. Каждый подготовленный предприниматель (равно как и управленец, или, иначе говоря, менеджер) имеет свою собственную (индивидуальную) технологию принятия предпринимательского решения. Технология принятия решения есть особая форма ментальной деятельности, базирующаяся на необходимости выбора лишь одного варианта из всех имеющихся альтернатив путем соотнесения такой альтернативы с собственными возможностями и целевыми устремлениями.
Предпринимательское решение может приниматься на основе интуиции, если под интуицией понимаются знания (об объекте принятия решения) плюс опыт* (интуитивный метод принятия решения). Чаще же предприниматель (особенно начинающий) обращается к реальному методу принятия решения, который базируется на анализе логически взаимосвязанных умозаключений. Графически такой метод можно отразить таким образом, как показано на рис 7.1.
Отметим, что при принятии решения предприниматель не всегда стремится к достижению максимально возможного результата. Он обычно останавливает выбор на приемлемом уровне эффекта, поскольку его решение базируется на сравнительном анализе возможного результата и необходимых затрат.
Принятие решения по организации реализации идеи всегда увязывается с использованием какого-то конкретного типа технологического производственного процесса. Более того, предприниматель использует систему логических посылок для поддержания баланса между внутренней средой фирмы и внешней средой, в рамках которой она функционирует.
Рис. 7.1.
А. Внутренняя среда фирмы
Внутренняя среда фирмы— это пространственная сфера распространения прямого воздействия предпринимателя. С точки зрения предпринимателя, внутренняя среда есть сегментированное, но взаимоувязанное структурно-целевое деление такой пространственной сферы. Сегменты при этом носят название внутренних переменных. Одновременно с этим фирма воспринимается предпринимателем как системная структура. Иными словами, если меняется один элемент системы, то изменению будут подвержены и другие ее элементы, или одновременно с изменением одного элемента предприниматель обязан привнести изменения и в другие составные элементы этой системы.
Такое понимание фирмы дает возможность определить управление предпринимательской структурой (с точки зрения внутренней среды) как деятельность по воздействию на одну или несколько внутренних переменных и "подстройку" под нее других внутренних переменных.
Что же относят к понятию внутренних переменных? Это прежде всего внутренняя цель фирмы с указанием количественных характеристик такой цели. По-иному эту цель можно обозначить как конкретный профиль фирмы, сопроводив его описание качественными и количественными параметрами.
К примеру, внутреннюю цель фирмы мы можем обозначить так: создаваемая нами фирма будет производить письменные столы определенной модификации и в конкретном объеме.
Вторая внутренняя переменная — это технология производства. Ее выбор определяется внутренней целью фирмы. Продолжая наш пример, можно сказать, что производить столы мы будем на основе определенной технологии.
Третья внутренняя переменная — это организационно-производственная структура фирмы. Поскольку технологию производства мы избрали, то можем сказать, какие структурные подразделения (относительно изолированные, но взаимосвязанные и взаимодополняющие друг друга) мы должны создать для достижения наибольшего экономического эффекта и повышения управляемости процесса производства, а также для закрепления конкретных обязанностей за каждым фрагментом производственной структуры.
К примеру, в нашем случае мы можем утверждать, что для производства столов необходимо образовать четыре цеха: заготовочный, сушильный, сборочный и малярный (не будем дальше углубляться и перечислять все структурные подразделения, которые необходимо создать, — от дирекции до службы охраны).
Раз организационно-производственная структура определена, можно выделить и обозначить в каждом ее фрагменте (и в рамках фирмы в целом) все рабочие места и распределить функциональные обязанности будущих (потенциальных) работников, которые займут эти рабочие места. Это необходимо для того, чтобы на свободное рабочее место, где должен работать столяр-сборщик, не мог бы претендовать, скажем, повар. Другими словами, мы определяем задачи каждого рабочего места, которые представляют собой четвертую внутреннюю переменную. Пятая внутренняя переменная — это работники, которые займут рабочие места.
Отметим еще два элемента, которые, правда, выполняют связующую роль между внутренней и внешней средой. С точки зрения предпринимателя, они выполняют весьма важную функцию: дают ему возможность намечать ориентиры во внешней среде и осуществлять корректировку внутренней среды. К этим элементам относят результат производства и рыночный сигнал.
Результат производства есть конкретная форма материализации целей предпринимательской структуры. Результат есть итоговый продукт функционирования фирмы. Он воздействует на внутреннюю среду фирмы, свидетельствуя или о возможности ее сохранения в неизменном виде, или же диктуя необходимость внесения в нее изменений.
Рыночный сигнал — это внешний фактор, но вплетенный во внутреннюю среду фирмы, ибо внутренняя среда испытывает воздействие обратной связи, т. е. реакции потребителя на производимый фирмой товар. Более того, чаще всего она подвергается изменению именно потому, что это диктуется потребителем, т. е. рыночным сигналом.
Внутренняя среда фирмы нуждается в корректировке, если, скажем, Вы поставили перед собой цель произвести 100 столов и произвели эти 100 столов, а потребитель отказывается их приобретать. Необходим поиск выхода из создавшейся ситуации, что-то обязательно Вы будете менять...
Таким образом, внутренняя среда есть механизм жизнедеятельности фирмы, обеспечивающий ее самовыживание. Она представляет собой комплекс взаимодействующих элементов, увязанных в единый механизм на основе взаимозависимости и взаимодополняемости. Графически ее можно представить в следующем виде (рис. 7.2):
Рис. 7.2. Внутренняя среда фирмы
Совокупность этих элементов внутренней среды в теории получила название социотехнической системы, поскольку она включает в себя как социальный элемент (работники и предприниматель), так и технический элемент (все другие внутренние переменные).
Есть еще один аспект теории, который имеет также весьма важное значение для понимания содержания предпринимательской деятельности, — это место самого предпринимателя. На первый взгляд (но только на первый!) многим ответ представляется достаточно простым: предприниматель руководит собственной фирмой, следовательно, по отношению к фирме он занимает внешнее положение (рис. 7.3):
Рис. 7.3.
Такое утверждение ошибочно, ибо невозможно представить предпринимателя, не воздействующего на внутренние переменные, а в этом-то как раз и заключается содержание предпринимательской деятельности. Таким образом, место предпринимателя — внутри фирмы (рис. 7.4).
Рис. 7.4. Место предпринимателя во внутренней среде фирмы
Б. Внешняя среда фирмы
Внешняя среда фирмы— это ее структурно-пространственное окружение. С этой точки зрения недостаточно именовать фирму как систему. Фирма представляет собой открытую систему, внутренняя среда которой может видоизменяться под воздействием внешней среды, ибо конечный итог функционирования фирмы проявляется только во внешней среде.
Мы производим, по нашему мнению, отличные столы, но на рынке, скажем, они не находят спроса, т. е. внешняя среда не воспринимает результатов нашей внутренней деятельности.
Внешняя среда фирмы — это факторы, которые оказывают воздействие на функционирование предпринимательской структуры или от которых зависит сам процесс ее функционирования. Однако данные факторы неоднородны: одни из них оказывают прямое воздействие на предпринимательскую структуру (факторы прямого воздействия), другие же не оказывают такого воздействия, но их учет в деятельности фирмы может повысить эффект ее функционирования и, наоборот, их игнорирование может снизить этот эффект (факторы косвенного воздействия). Внешняя среда, таким образом, представляет собой совокупность факторов прямого и косвенного воздействия. По этой причине управление, с точки зрения предпринимателя, есть "подстройка" деятельности фирмы под факторы прямого воздействия и учет факторов косвенного воздействия (или сознательный отказ от их учета).
Внешняя среда фирмы по своей структуре достаточно сложна. К факторам прямого воздействия относятся:
• государственные органы (включая органы местного управления) и их предписания или законы, от выполнения которых, естественно, нельзя отказаться, а можно лишь приспособиться к их требованиям или, как это нередко случается в России, избрать рисковый способ их игнорирования, используя незаконные методы ведения своего дела;
• партнеры и партнерские связи, под которыми понимаются как поставщики (товаров, сырья, оборудования, вспомогательных средств, капитала, трудовых ресурсов), так и потребители. Этот фактор обладает меньшей силой воздействия, поскольку если у предпринимателя есть какие-либо основания "не подстраиваться" под его требования, то он может осуществлять поиск более эффективных партнерских связей;
• источники "силового давления" на организацию — рэкетиры, разного рода "вышибалы", вымогатели, взяточники, т. е. незаконные формирования, избавиться от которых можно лишь через смену "крыши" одного из таких формирований на "крышу" другого. Предпринимателю также чаще всего приходится "подстраиваться" под их требования или разрабатывать какие-то защитные меры, но игнорировать их невозможно;
• конкуренты — изучение тактики и стратегии конкурентов необходимо для выработки мер по сохранению своего положения на рынке или расширению на нем своего влияния;
• уровень компетентности, подготовленности, образованности предпринимателя, широта его мышления. Культура управленческой деятельности по сей день остается в России все еще на недостаточном уровне;
• имидж фирмы, т. е. представление о фирме, компании, банке, предприятии в сознании людей, не задействованных в деятельности такой организации, во внешней — по отношению к фирме — среде. Подозрительность, к примеру, чревата многочисленными проверками, хотя такие подозрения могут быть и вовсе безосновательными;
• профсоюзы, которые в российских условиях пока еще не нашли своего места в рассматриваемом нами отношении, но в других странах они относятся именно к этой категории факторов.
Под факторами косвенного воздействия понимаются внешние факторы, которые оказывают влияние на организацию лишь опосредствованно (через какие-то другие факторы) или в каких-то определенных ситуациях (условиях). По отношению к таким факторам предприниматель вырабатывает соответственную тактику их учета. К ним относятся:
• политические факторы — при сохранении политической неустойчивости, к примеру, многие российские предприятия использовали тактику "бегства капиталов", т. е. перевод средств за рубеж с целью обеспечения своих позиций в будущем;
• научно-технические достижения, достаточное представление о которых дает предпринимателю возможность использовать их в деятельности всей организации, если это сулит какой-то определенный выигрыш. Игнорирование таких достижений таит в себе угрозу отставания, проигрыша конкурентам, использующим такие достижения;
• состояние экономики страны — инфляционное состояние российской экономики, к примеру, затрудняет во многом деятельность российских предпринимателей, а экономический спад в государственном секторе расширяет возможности частного сектора;
• социокультурные факторы нации, т. е. культурный, образовательный, моральный уровень населения, его ценностные ориентации и жизненные установки. В России, к примеру, многие проблемы взаимоотношений с государственными органами могут быть решены (и решаются!) с помощью взятки или "связей", что не может не приниматься во внимание предпринимателем;
• изменения на мировом рынке — этот фактор в практике российского предпринимательства стал иметь все большее значение. Например, когда российский рынок стал наводняться автомобилями иностранного производства, руководство АвтоВАЗа обратилось к Президенту России с предложением повысить ставки импортных пошлин на ввозимые в Россию автомобили для улучшения собственных конкурентных позиций и добилось ведь своего!
Особую роль для российских условий играет еще один фактор — уровень психологического восприятия действительности. Так, можно констатировать, что неприятие принципа частной собственности у отдельных групп россиян постепенно "идет на убыль" (рис. 7.5).
ВНЕШНЯЯ СРЕДА
Рис. 7.5. Взаимодействие предпринимательской структуры и внешней среды
Для эффективного взаимодействия с внешней средой предпринимателю необходимо постоянно анализировать динамику этой среды (изменение структуры факторов). Трудности при анализе внешней среды фирмы сводятсяк следующему:
• структура факторов довольно сложна и таких факторов достаточно много;
• уровень воздействия на предпринимательскую структуру каждого из факторов различен;
• одни факторы характеризуются постоянным воздействием, другие — носят краткосрочный характер;
• изменения во внешней среде носят подвижный, хаотический и достаточно бурный характер, что затрудняет процесс их отслеживания.
Все это усложняет деятельность предпринимателя, а в условиях утверждения в России рыночного типа экономических отношений значительно поднимает "планку" профессиональных требований к нему.