Технология и сферы принятия предпринимательского решения

В процессе выбора и реализации идеи предприниматель постоянно принимает решения. Каждый подготовленный предприниматель (равно как и управленец, или, иначе говоря, менеджер) имеет свою собствен­ную (индивидуальную) технологию принятия предпринима­тельского решения. Технология принятия ре­шения есть особая форма ментальной деятельности, ба­зирующаяся на необходимости выбора лишь одного вариан­та из всех имеющихся альтернатив путем соотнесения та­кой альтернативы с собственными возможностями и целе­выми устремлениями.

Предпринимательское решение может приниматься на основе интуиции, если под интуицией понимаются знания (об объекте принятия решения) плюс опыт* (интуитивный ме­тод принятия решения). Чаще же предприниматель (особен­но начинающий) обращается к реальному методу принятия решения, который базируется на анализе логически взаимо­связанных умозаключений. Графически такой метод можно от­разить таким образом, как показано на рис 7.1.

Отметим, что при принятии решения предприниматель не всегда стремится к достижению максимально возможно­го результата. Он обычно останавливает выбор на приемле­мом уровне эффекта, поскольку его решение базируется на сравнительном анализе возможного результата и необходи­мых затрат.

Принятие решения по организации реализации идеи всегда увязывается с использованием какого-то конкретного типа тех­нологического производственного процесса. Более того, пред­приниматель использует систему логических посылок для под­держания баланса между внутренней средой фирмы и внеш­ней средой, в рамках которой она функционирует.

Рис. 7.1.

Технология и сферы принятия предпринимательского решения - student2.ru

А. Внутренняя среда фирмы

Внутренняя среда фирмы— это простран­ственная сфера распространения прямого воздействия пред­принимателя. С точки зрения предпринимателя, внутренняя среда есть сегментированное, но взаимоувязанное структурно-целевое деление такой пространственной сферы. Сегменты при этом носят название внутренних переменных. Одновременно с этим фирма воспринимается предпринимателем как систем­ная структура. Иными словами, если меняется один элемент си­стемы, то изменению будут подвержены и другие ее элементы, или одновременно с изменением одного элемента предприни­матель обязан привнести изменения и в другие составные эле­менты этой системы.

Такое понимание фирмы дает возможность определить управление предпринимательской структурой (с точки зрения внутренней среды) как деятельность по воздействию на одну или несколько внутренних переменных и "подстройку" под нее других внутренних переменных.

Что же относят к понятию внутренних переменных? Это прежде всего внутренняя цель фирмы с указанием количест­венных характеристик такой цели. По-иному эту цель можно обозначить как конкретный профиль фирмы, сопроводив его описание качественными и количественными параметрами.

К примеру, внутреннюю цель фирмы мы можем обозначить так: создаваемая нами фирма будет производить письменные столы опре­деленной модификации и в конкретном объеме.

Вторая внутренняя переменная — это технология произ­водства. Ее выбор определяется внутренней целью фирмы. Про­должая наш пример, можно сказать, что производить столы мы будем на основе определенной технологии.

Третья внутренняя переменная — это организационно-производственная структура фирмы. Поскольку технологию производства мы избрали, то можем сказать, какие структур­ные подразделения (относительно изолированные, но взаимо­связанные и взаимодополняющие друг друга) мы должны со­здать для достижения наибольшего экономического эффекта и повышения управляемости процесса производства, а также для закрепления конкретных обязанностей за каждым фрагментом производственной структуры.

К примеру, в нашем случае мы можем утверждать, что для про­изводства столов необходимо образовать четыре цеха: заготовочный, сушильный, сборочный и малярный (не будем дальше углубляться и перечислять все структурные подразделения, которые необходимо со­здать, — от дирекции до службы охраны).

Раз организационно-производственная структура опреде­лена, можно выделить и обозначить в каждом ее фрагменте (и в рамках фирмы в целом) все рабочие места и распределить функциональные обязанности будущих (потенциальных) работ­ников, которые займут эти рабочие места. Это необходимо для того, чтобы на свободное рабочее место, где должен работать столяр-сборщик, не мог бы претендовать, скажем, повар. Дру­гими словами, мы определяем задачи каждого рабочего места, которые представляют собой четвертую внутреннюю перемен­ную. Пятая внутренняя переменная — это работники, которые займут рабочие места.

Отметим еще два элемента, которые, правда, выполняют связующую роль между внутренней и внешней средой. С точ­ки зрения предпринимателя, они выполняют весьма важную функцию: дают ему возможность намечать ориентиры во внешней среде и осуществлять корректировку внутренней среды. К этим элементам относят результат производства и рыночный сигнал.

Результат производства есть конкретная форма матери­ализации целей предпринимательской структуры. Результат есть итоговый продукт функционирования фирмы. Он воздей­ствует на внутреннюю среду фирмы, свидетельствуя или о воз­можности ее сохранения в неизменном виде, или же диктуя не­обходимость внесения в нее изменений.

Рыночный сигнал — это внешний фактор, но вплетенный во внутреннюю среду фирмы, ибо внутренняя среда испыты­вает воздействие обратной связи, т. е. реакции потребителя на производимый фирмой товар. Более того, чаще всего она под­вергается изменению именно потому, что это диктуется потре­бителем, т. е. рыночным сигналом.

Внутренняя среда фирмы нуждается в корректировке, если, ска­жем, Вы поставили перед собой цель произвести 100 столов и произ­вели эти 100 столов, а потребитель отказывается их приобретать. Не­обходим поиск выхода из создавшейся ситуации, что-то обязательно Вы будете менять...

Таким образом, внутренняя среда есть меха­низм жизнедеятельности фирмы, обеспечивающий ее самовы­живание. Она представляет собой комплекс взаимодейству­ющих элементов, увязанных в единый механизм на основе вза­имозависимости и взаимодополняемости. Графически ее мож­но представить в следующем виде (рис. 7.2):

Технология и сферы принятия предпринимательского решения - student2.ru

Рис. 7.2. Внутренняя среда фирмы

Совокупность этих элементов внутренней среды в теории получила название социотехнической системы, поскольку она включает в себя как социальный элемент (работники и пред­приниматель), так и технический элемент (все другие внутрен­ние переменные).

Технология и сферы принятия предпринимательского решения - student2.ru Есть еще один аспект теории, который имеет также весьма важное значение для понимания содержания предприниматель­ской деятельности, — это место самого предпринимателя. На первый взгляд (но только на первый!) многим ответ представ­ляется достаточно простым: предприниматель руководит соб­ственной фирмой, следовательно, по отношению к фирме он за­нимает внешнее положение (рис. 7.3):


Рис. 7.3.

Такое утверждение ошибочно, ибо невозможно представить предпринимателя, не воздействующего на внутренние перемен­ные, а в этом-то как раз и заключается содержание предпри­нимательской деятельности. Таким образом, место предприни­мателя — внутри фирмы (рис. 7.4).

Технология и сферы принятия предпринимательского решения - student2.ru

Рис. 7.4. Место предпринимателя во внутренней среде фирмы

Б. Внешняя среда фирмы

Внешняя среда фирмы— это ее структурно-пространственное окружение. С этой точки зрения недостаточно именовать фирму как систему. Фирма представляет собой откры­тую систему, внутренняя среда которой может видоизменяться под воздействием внешней среды, ибо конечный итог функциониро­вания фирмы проявляется только во внешней среде.

Мы производим, по нашему мнению, отличные столы, но на рын­ке, скажем, они не находят спроса, т. е. внешняя среда не воспринима­ет результатов нашей внутренней деятельности.

Внешняя среда фирмы — это факторы, которые оказы­вают воздействие на функционирование предприниматель­ской структуры или от которых зависит сам процесс ее функ­ционирования. Однако данные факторы неоднородны: одни из них оказывают прямое воздействие на предпринимательскую структуру (факторы прямого воздействия), другие же не ока­зывают такого воздействия, но их учет в деятельности фирмы может повысить эффект ее функционирования и, наоборот, их игнорирование может снизить этот эффект (факторы косвен­ного воздействия). Внешняя среда, таким образом, представ­ляет собой совокупность факторов прямого и косвенного воз­действия. По этой причине управление, с точки зрения пред­принимателя, есть "подстройка" деятельности фирмы под фак­торы прямого воздействия и учет факторов косвенного воздей­ствия (или сознательный отказ от их учета).

Внешняя среда фирмы по своей структуре достаточно сложна. К факторам прямого воздействия относятся:

• государственные органы (включая органы местного управления) и их предписания или законы, от выполне­ния которых, естественно, нельзя отказаться, а можно лишь приспособиться к их требованиям или, как это не­редко случается в России, избрать рисковый способ их игнорирования, используя незаконные методы ведения своего дела;

• партнеры и партнерские связи, под которыми понима­ются как поставщики (товаров, сырья, оборудования, вспомогательных средств, капитала, трудовых ресурсов), так и потребители. Этот фактор обладает меньшей си­лой воздействия, поскольку если у предпринимателя есть какие-либо основания "не подстраиваться" под его требования, то он может осуществлять поиск более эффек­тивных партнерских связей;

• источники "силового давления" на организацию — рэ­кетиры, разного рода "вышибалы", вымогатели, взяточ­ники, т. е. незаконные формирования, избавиться от ко­торых можно лишь через смену "крыши" одного из та­ких формирований на "крышу" другого. Предпринима­телю также чаще всего приходится "подстраиваться" под их требования или разрабатывать какие-то защитные меры, но игнорировать их невозможно;

• конкуренты — изучение тактики и стратегии конкурен­тов необходимо для выработки мер по сохранению свое­го положения на рынке или расширению на нем своего влияния;

• уровень компетентности, подготовленности, образован­ности предпринимателя, широта его мышления. Культу­ра управленческой деятельности по сей день остается в России все еще на недостаточном уровне;

• имидж фирмы, т. е. представление о фирме, компании, банке, предприятии в сознании людей, не задействован­ных в деятельности такой организации, во внешней — по отношению к фирме — среде. Подозрительность, к примеру, чревата многочисленными проверками, хотя та­кие подозрения могут быть и вовсе безосновательными;

• профсоюзы, которые в российских условиях пока еще не нашли своего места в рассматриваемом нами отношении, но в других странах они относятся именно к этой катего­рии факторов.

Под факторами косвенного воздействия понимаются внешние факторы, которые оказывают влияние на организацию лишь опосредствованно (через какие-то другие факторы) или в каких-то определенных ситуациях (условиях). По отношению к таким факторам предприниматель вырабатывает соответст­венную тактику их учета. К ним относятся:

• политические факторы — при сохранении политической неустойчивости, к примеру, многие российские предпри­ятия использовали тактику "бегства капиталов", т. е. пе­ревод средств за рубеж с целью обеспечения своих по­зиций в будущем;

• научно-технические достижения, достаточное представ­ление о которых дает предпринимателю возможность использовать их в деятельности всей организации, если это сулит какой-то определенный выигрыш. Игнорирование таких достижений таит в себе угрозу отставания, проиг­рыша конкурентам, использующим такие достижения;

• состояние экономики страны — инфляционное состоя­ние российской экономики, к примеру, затрудняет во многом деятельность российских предпринимателей, а экономический спад в государственном секторе расши­ряет возможности частного сектора;

• социокультурные факторы нации, т. е. культурный, об­разовательный, моральный уровень населения, его цен­ностные ориентации и жизненные установки. В России, к примеру, многие проблемы взаимоотношений с госу­дарственными органами могут быть решены (и решают­ся!) с помощью взятки или "связей", что не может не при­ниматься во внимание предпринимателем;

• изменения на мировом рынке — этот фактор в практике российского предпринимательства стал иметь все боль­шее значение. Например, когда российский рынок стал наводняться автомобилями иностранного производства, руководство АвтоВАЗа обратилось к Президенту Рос­сии с предложением повысить ставки импортных по­шлин на ввозимые в Россию автомобили для улучше­ния собственных конкурентных позиций и добилось ведь своего!

Особую роль для российских условий играет еще один фак­тор — уровень психологического восприятия действительности. Так, можно констатировать, что неприятие принципа частной собственности у отдельных групп россиян постепенно "идет на убыль" (рис. 7.5).

Технология и сферы принятия предпринимательского решения - student2.ru


ВНЕШНЯЯ СРЕДА

Рис. 7.5. Взаимодействие предпринимательской структуры и внешней среды

Для эффективного взаимодействия с внешней средой пред­принимателю необходимо постоянно анализировать динамику этой среды (изменение структуры факторов). Трудности при анализе внешней среды фирмы сводятсяк следующему:

• структура факторов довольно сложна и таких факторов достаточно много;

• уровень воздействия на предпринимательскую структу­ру каждого из факторов различен;

• одни факторы характеризуются постоянным воздейст­вием, другие — носят краткосрочный характер;

• изменения во внешней среде носят подвижный, хаоти­ческий и достаточно бурный характер, что затрудняет процесс их отслеживания.

Все это усложняет деятельность предпринимателя, а в условиях утверждения в России рыночного типа экономических отношений значительно поднимает "планку" профессиональных требований к нему.

Наши рекомендации