Предпринимательская идея и ее выбор
«Вначале было слово». Так же и в предпринимательстве – все начинается с идеи. Предпринимателъская идея представляет собой выявленный возможный интерес производителя, имеющий видимые очертания какой-либо конкретной экономической формы. Выявление такого интереса может осуществляться посредством совмещения возможностей предпринимателя ("...Я могу производить такой-то товар" или "...Я могу оказывать такую-то услугу") с потребностями рынка или, наоборот, путем совмещения потребностей рынка ("...Вот этот товар на рынок не поставляется") с возможностями предпринимателя ("...Я могу произвести такой товар").
Начинающий предприниматель должен обладать прежде всего идеей, которую можно характеризовать как предпринимательскую и д е ю, т. е. идею, основанную на инновации или включающую в себя инновационный момент. Наличие реальной для осуществления предпринимательской идеи — основной(первый) фактор предпринимательской деятельности. Действительно, можно обладать капиталом и всем необходимым для производства, но такое обладание может быть бесполезным, если нет идеи, ради которой капитал и вовлекается в процесс производства.
Что такое предпринимательская идея? Это отражение в сознании предпринимателя присущего потребителю желания (осознанного или нет) иметь тот товар, который будет произведен предпринимателем. Это четкое представление о том, как потребность потенциального покупателя может быть удовлетворена, путем каких конкретных действий предпринимателя.
В практической деятельности проблема предпринимательской идеи имеет две существенные особенности:
• во-первых, без наличия конкретной идеи предпринимательская деятельность невозможна (что особенно важно для начинающего предпринимателя);
• во-вторых, любой функционирующий предприниматель в своей деятельности не может избежать процесса накопления, отбора и сравнительного анализа предпринимательских идей.
Предпринимательская идея, в основе которой — продуманная во всех деталях инновационная инициатива предпринимателя, может охватывать как процесс производства в целом, так и один или несколько его отдельных фрагментов. Если сосредоточить внимание на фрагментарной форме предпринимательской идеи, то можно выделить основные направления в инновационной деятельности предпринимателя:
• изменения системы управления производством;
• смена или совершенствование существующей системы партнерских связей;
• применение новой техники и технологии;
• использование новых, более экономичных или прочных материалов в производстве товара;
• улучшение дизайна, упаковки товара;
• принципиально новая схема организации рекламной работы;
• быстрое реагирование на результаты маркетинговых исследований;
• сокращение срока оборота капитала;
• поиск наиболее эффективных форм использования полученной прибыли.
Конечно, как и при любом описании какого-либо сложного явления, здесь указано не все существующее множество факторов, а дана лишь методика поиска таких факторов. При этом следует обратить внимание на то, что инновационный характер деятельности предпринимателя может проявиться не только по отношению к факторам производства, организации самого процесса производства или же самого товара, но и в отношении расстановки людей, принимающих участие в процессе производства. В этом случае предпринимательская идея может быть реализована путем таких действий:
• полная или частичная смена работников, участвующих в процессе производства с целью "выталкивания" малоквалифицированного персонала;
• создание "особого духа" в коллективе работающих, использование мобилизующих формулировок, целевых установок и стимулов к их достижению;
• принятие мер по продуктивному использованию рабочего времени каждым работником (если имеется хотя бы один лишний работник, не знающий, что ему делать в рабочее время, коллективный эффект будет ниже, чем он мог бы быть; присутствие праздно проводящего время работника действует расхолаживающе на других).
Все эти моменты относятся к концепции менеджмента.
Под инновационной идеей мы понимаем реально существующую возможность производства оригинального товара или улучшенных модификаций выпускаемых товоров, а также новых товарных марок. Инновационная деятельность выступает результатом научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). В данном случае неважно, кто осуществляет НИОКР — сам производитель или специальная фирма, институт, лаборатория. При этом предприниматель, реализующий какую-либо идею, должен быть уверен в том, что товар, составляющий основу идеи, будет принят потребителем, на которого он рассчитан. В противном случае инновационная деятельность является весьма рискованной. Можно привести множество примеров, когда даже известные в мире фирмы терпели большие убытки из-за неправильной оценки последствий, связанных с реализацией инновационных предложений. Гарантией сокращения риска может быть точная информация, которой должен владеть предприниматель.
По некоторым данным в западных странах терпят неудачу до 40% всех предлагаемых рынку новинок. С этой целью многие фирмы создают специальные рисковые фонды для освоения новых направлений деятельности или разработки новых товаров. Причин такого рода неудач несколько. Главные из них — недостоверная информация или же ошибочные выводы при анализе полученной информации.
Информационный материал — основа формирования предпринимательской идеи и в т о р о й ф а к т о р п р е д п р и н и м а т е л ь с к о й д е я т е л ь н о с т и.
Источниками идей могут быть:
• потребители (наиболее логичная стартовая площадка в поиске идей, но она требует определенной системы в способе выявления потребительского интереса — опросы клиентуры, социологические исследования и т. д.);
• ученые (если они нацелены на изобретение или поиск новых материалов, товарных свойств, которые приведут к созданию оригинальных или усовершенствованных вариантов товарной продукции);
• конкуренты (их поведение, деятельность по изучению потребительского спроса могут подсказать какие-то варианты собственных решений или подвести к зарождению какой-либо идеи);
• торговые агенты, торговый персонал, сбытовики продукции, дилеры и т. д., выполняющие посреднические функции между предпринимателем, производящим товар, и его потребителем;
• консультанты предпринимателя по каким-либо определенным вопросам (по производству, дизайну, маркетингу, рекламе, управлению);
• работники фирмы, ответственные за составление информационных обзоров, реферирование печатных изданий, и другие категории работников, если предприниматель поощряет их инициативу.
"Из банальной идеи рождается только заурядный товар" — этот афоризм известен опытным предпринимателям, убедившимся в его верности на практике. Для достижения успеха необходима разработка уникальных, привлекательных видов продукции и, следовательно, нужен такой специалист, который был бы в состоянии или сам осуществлять такую деятельность, или возглавить ее организацию. С этой целью в ряде фирм используются особые приемы для стимулирования деятельности работников по разработке новых товаров. Особенно богатый опыт в этом отношении накоплен японскими фирмами, где применяются специальные карточки предложения, составленные по форме, приведенной ниже.