Тема 2. Предпринимательская идея и её реализация субъектами предпринимательской деятельности.
2.1. Субъекты предпринимательской деятельности.
2.2. Предпринимательская идея и ее выбор.
2.3. Технология и сферы принятия предпринимательского решения.
Субъекты предпринимательской деятельности
Основным субъектом предпринимательской активности выступает предприниматель. Однако предприниматель — не единственный субъект, в любом случае он вынужден взаимодействовать с потребителем как основным его контрагентом, а также с государством, которое в различных ситуациях может выступать в качестве помощника или противника. И потребитель и государство также относятся к категории субъектов предпринимательской активности, как и наемный работник (если, конечно, предприниматель работает не в одиночку), и партнеры по бизнесу (если производство не носит изолированного от общественных связей характера) (рис. 1.1).
Рис. 1.1. Субъекты предпринимательской деятельности
А. Предприниматель
Организатором производственного процесса выступает предприниматель.
Феномен предпринимателя сводится к тому, что он является постоянным "возмутителем" общественного производства. Он не позволяет производству "топтаться" на месте, "застаиваться". От него исходят импульсы, двигающие производство по линии поступательного развития.
Предприниматель должен обладать более углубленным (по сравнению со средним уровнем) мышлением, способностью анализировать и подмечать все новое, что появляется в жизни вообще и в отрасли его деятельности в частности.
Важной особенностью предпринимателя выступает его способность предугадать, как реализация новых идей в производственном процессе будет воспринята рынком.
С этой точки зрения предпринимательство есть форма соединения уникальных знаний и конкретной рыночной ситуации с целью обеспечения твердых позиций на рынке. Оно предполагает поиск новых экономических возможностей путем реформирования или революционизирования производства с целью его постоянного (плавного или скачкообразного — в зависимости от складывающихся обстоятельств) перевода на более эффективный уровень функционирования через внедрение инновационных (технических, научных, технологических, организационных или управленческих) достижении.
Личные качества предпринимателя - уверенность в себе и своих способностях.
Предприниматель редко осуществляет реализацию своей идеи в одиночку. Выигрывает, конечно же, тот, кто в состоянии создать "нужную команду", способную эффективно воздействовать на процесс реализации предпринимательской идеи.
Личностные характеристики предпринимателя формируют основу его деловых качеств. В соответствии с современными требованиями деловые качества включают:
• способность создавать улучшенные организационные структуры путем формирования новых производственных подразделений или путем купли-продажи компаний (при этом используется анализ структурных факторов развития, выделение на этой основе той экономико-хозяйственной "ниши", которая пока еще остается "незанятой", и т. д.);
• способность правильно оценивать ситуацию на рынке, все происходящие, а также намечающиеся изменения, выявлять потребности рынка, которые "носятся в воздухе"; эти потребности могут не удовлетворять вообще, либо удовлетворять неполностью, либо могут быть удовлетворены лучше, эффективнее;
• умение осуществить первоначальные предпринимательские расчеты, исходя из результатов конъюнктурного и маркетингового исследований, на основе чего предприниматель делает вывод, стоит ли заниматься этой идеей;
• готовность и способность принять предпринимательское решение, основанное на принципе максимизации как собственного дохода, так и выгод потребителя;
• способность осуществить руководство процессом реализации предпринимательского проекта, т. е. формулирование целей и задач, выработка мер по стимулированию участия подчиненных, коллег и партнеров в достижении таких целей.
Особое значение в деятельности предпринимателя имеет способность к творчеству, способность принять на себя ответственность.
Предпринимательство, таким образом, представляет собой самостоятельную хозяйственную инициативу, самостоятельную деятельность по производству и продвижению на рынок товара, способного принести прибыль (предпринимательский доход). К предпринимателям мы относим деловых людей, сознательно идущих на экономический риск путем самостоятельного принятия инновационных предпринимательских решений, содержание которых сводится к производству и поставке на рынок таких товаров, которые могут принести предпринимательский доход (прибыль).)
Б. Партнер
В условиях рынка от предпринимателя требуется умение — и даже предрасположенность — действовать в союзе с другими предпринимателями и вести постоянный поиск наиболее эффективных партнерских связей, в ходе которого предприниматель осуществляет переориентацию своей деятельности.
Выбор партнерских связей зависит от целого ряда факторов. Партнерские связи можно классифицировать следующим образом.
1. Долговременные (или постоянные). Эта форма партнерских связей используется тогда, когда предприниматель планирует поставку на рынок профильного товара в течение длительного периода времени. Инициатива установления долговременных связей может исходить как от одной, так и от другой стороны. Такая форма партнерских связей осуществляется на договорной основе путем постоянного пролонгирования заключаемого договора.
2. Кратковременные (или на определенный срок). Эта форма партнерских связей используется в случаях:
а) когда предприниматель стремится произвести опытную партию товара и испытать рынок на восприятие такого товара;
б) когда оба предпринимателя, выступающие в качестве договаривающихся сторон, не уверены в возможностях друг друга выполнить принимаемые на себя обязательства или в способности рынка воспринять производимый на основе таких связей товар;
в) когда в основе партнерских связей лежит производство товара, имеющего ограниченный спрос; осуществляется разовая поставка на основе предварительного заказа потребителем.
3. Случайные. Эта форма партнерских связей почти всегда играет вспомогательную роль в деятельности предпринимателя и представляет собой обычно форму извлечения дополнительной прибыли.
К примеру, я всегда приобретал древесину у моего партнера по цене 120 тыс. руб. за 1 куб. м, а тут "подвернулся" случай приобрести древесину такого же качества (в форме разовой сделки) по цене 100 тыс. руб. за 1 куб. м.
Таким образом, при планировании своей деятельности предприниматель рассматривает партнера (партнеров) как субъект предпринимательского процесса, от формы взаимоотношений с которым зависит уровень эффективности его деятельности.
В. Потребитель
Потребитель выполняет роль индикатора предпринимательского процесса.
Целью предпринимателя выступает необходимость "завоевать" потребителя, создать круг собственных потребителей.
Предприниматель, осуществляет свою деятельность в условиях конкуренции, т. е. состязательности с другими предпринимателями. А это означает, что он должен обладать информацией о своих конкурентах, быть в курсе их коммерческих планов.
Основными средствами воздействия предпринимателя на потребителя выступают следующие факторы:
• новизна товара и его соответствие интересу потребителя;
• качество;
• цена, доступность товара;
• степень универсальности товара;
• внешний вид и упаковка;
• позитивные отличительные характеристики товара от товаров других производителей и возможность потребителя ознакомиться с такими отличиями;
• возможность воспользоваться услугами послепродажного сервиса;
• соответствие общепринятым или государственным стандартам;
• престижность и привлекательность рекламы товара и т. д.
Если с точки зрения общественного производства именно предприниматель выступает в роли активного субъекта, то с точки зрения самого предпринимательского процесса, его содержания и эффективности активную роль играет потребитель, и предприниматель не может игнорировать этот факт.
С. Наемный работник
Наемный работник как реализатор идей предпринимателя также относится к группе субъектов предпринимательского процесса. Именно от него зависит эффективность и качество реализации предпринимательской идеи.
Проблемы:
1) подбор кадров нужной специализации и требуемого уровня квалификации. Эта проблема разрешается двумя возможными путями:
• подготовка таких кадров на собственной информационной и финансовой базе (но такой путь не всегда эффективен по понятным причинам);
• привлечение кадров, занятых в других предпринимательских или производственных структурах (тактика "переманивания" кадров), для чего требуется создание для работников лучших, более привлекательных условий (более высокая заработная плата, комфортные условия труда, различные льготы и т. д.).
2) необходимость вовлечения наемного работника в интерес предпринимательской структуры. При этом различают две формы:
• вовлечение наемного работника в производственный интерес предпринимательской структуры;
• вовлечение наемного работника в коммерческий интерес фирмы.
Первая форма свойственна европейской системе организации труда, когда каждый наемный работник точно знает свои производственные функции и выполняет их с присущей ему умелостью.
Вторая форма характерна для японо-американской системы организации труда, когда каждый наемный работник заинтересован не только в должном исполнении своих производственных функций, но и обеспокоен общим результатом деятельности предпринимательской структуры. Эта форма вовлечения работника является, конечно, более эффективной по сравнению с первой и наиболее привлекательной как с точки зрения предпринимателя, так и с точки зрения общества.
Форма вовлечения наемного работника в интерес предпринимательской структуры зависит от используемой предпринимателем системы оплаты труда.'
Твердая гарантированная заработная платав
Твердая гарантированная заработная плата с ежемесячной (ежеквартальной или ежегодной) премией, выплачиваемой при условии достижения работником поставленных перед ним целей (или при превышении намеченных норм или нормативов).
Сдельная заработная плата. Оплата осуществляется в прямой зависимости от количества или качества труда.
Сдельно-премиальная заработная плата. Выплачивается по двум шкалам: в пределах определенного норматива — по сдельной ставке, сверх норматива — по премиальной шкале (более высокая оплата).
Тарифная заработная плата. Оплата труда осуществляется по тарифной сетке в соответствии с присвоенным работнику разрядом, степенью или другой формой свидетельства уровня квалификации работника.
Почасовая заработная плата. Оплата осуществляется в соответствии с количеством труда надлежащего качества.
Правда, все эти формы оплаты труда способствуют вовлечению работника лишь в производственный (но не в коммерческий") интерес фирмы.
Для вовлечения работника в коммерческий интерес фирмы важно создать такую ситуацию, когда работник одновременно будет заинтересован как в своих личных результатах, так и в результатах коллективной деятельности. Такой двоякий интерес работника можно стимулировать только одним-единственным средством — установлением приемлемого уровня заработной платы. Ее уровень в такой ситуации будет зависеть:
1) от личного результата работника в процессе производства;
2) от общего результата работы коллектива. В практической деятельности конкретная форма взаимосвязи этих трех компонентов — уровня заработной платы работника, его личного результата и коллективного результата труда — устанавливается самим предпринимателем.
Наиболее эффективной является система оплаты труда с использованием коэффициента эффективности. Рассмотрим эту систему оплаты труда в следующем разделе.