Тема 2. Предпринимательская идея и её реализация субъектами предпринимательской деятельности.

2.1. Субъекты предпринимательской деятельности.

2.2. Предпринимательская идея и ее выбор.

2.3. Технология и сферы принятия предпринимательского решения.

Субъекты предпринимательской деятельности

Основным субъектом предпринимательской активности выступает предприниматель. Однако предприниматель — не единственный субъект, в любом случае он вынужден взаимо­действовать с потребителем как основным его контрагентом, а также с государством, которое в различных ситуациях может выступать в качестве помощника или противника. И потреби­тель и государство также относятся к категории субъектов предпринимательской активности, как и наемный работник (если, конечно, предприниматель работает не в одиночку), и партне­ры по бизнесу (если производство не носит изолированного от общественных связей характера) (рис. 1.1).

Тема 2. Предпринимательская идея и её реализация субъектами предпринимательской деятельности. - student2.ru

Рис. 1.1. Субъекты предпринимательской деятельности

А. Предприниматель

Организатором произ­водственного процесса выступает предприниматель.

Феномен предпринимателя сводится к тому, что он явля­ется постоянным "возмутителем" общественного производства. Он не позволяет производству "топтаться" на месте, "застаиваться". От него исходят импульсы, двигающие производство по линии поступательного развития.

Предприниматель дол­жен обладать более углубленным (по сравнению со средним уровнем) мышлением, способностью анализировать и подме­чать все новое, что появляется в жизни вообще и в отрасли его деятельности в частности.

Важной особенностью предпринимателя выступает его способность предугадать, как реализация новых идей в про­изводственном процессе будет воспринята рынком.

С этой точки зрения предпринимательство есть форма соединения уникальных знаний и конкретной рыночной ситуации с целью обеспечения твердых позиций на рынке. Оно предполагает поиск новых экономических возможностей путем реформирования или революционизирования производства с целью его постоянного (плавного или скачко­образного — в зависимости от складывающихся обстоя­тельств) перевода на более эффективный уровень функцио­нирования через внедрение инновационных (технических, на­учных, технологических, организационных или управленчес­ких) достижении.

Личные качества предпринимателя - уверенность в себе и своих способностях.

Предприниматель редко осуществляет реализацию своей идеи в одиночку. Выигрывает, конечно же, тот, кто в состо­янии создать "нужную команду", способную эффективно воз­действовать на процесс реализации предпринимательской идеи.

Личностные характеристики предпринимателя формиру­ют основу его деловых качеств. В соответствии с современны­ми требованиями деловые качества включают:

• способность создавать улучшенные организационные структуры путем формирования новых производствен­ных подразделений или путем купли-продажи компаний (при этом используется анализ структурных факторов развития, выделение на этой основе той экономико-хозяй­ственной "ниши", которая пока еще остается "незанятой", и т. д.);

• способность правильно оценивать ситуацию на рынке, все происходящие, а также намечающиеся изменения, выяв­лять потребности рынка, которые "носятся в воздухе"; эти потребности могут не удовлетворять вообще, либо удов­летворять неполностью, либо могут быть удовлетворены лучше, эффективнее;

• умение осуществить первоначальные предприниматель­ские расчеты, исходя из результатов конъюнктурного и маркетингового исследований, на основе чего предприни­матель делает вывод, стоит ли заниматься этой идеей;

• готовность и способность принять предпринимательское решение, основанное на принципе максимизации как соб­ственного дохода, так и выгод потребителя;

• способность осуществить руководство процессом реали­зации предпринимательского проекта, т. е. формулиро­вание целей и задач, выработка мер по стимулированию участия подчиненных, коллег и партнеров в достижении таких целей.

Особое значение в деятельности предпринимателя имеет способность к творчеству, способность принять на себя от­ветственность.

Предпринимательство, таким образом, пред­ставляет собой самостоятельную хозяйственную инициати­ву, самостоятельную деятельность по производству и про­движению на рынок товара, способного принести прибыль (предпринимательский доход). К предпринимате­лям мы относим деловых людей, сознательно идущих на эко­номический риск путем самостоятельного принятия инно­вационных предпринимательских решений, содержание кото­рых сводится к производству и поставке на рынок таких то­варов, которые могут принести предпринимательский доход (прибыль).)

Б. Партнер

В условиях рынка от предпринимателя требуется умение — и даже предрасположенность — действовать в союзе с други­ми предпринимателями и вести постоянный поиск наиболее эф­фективных партнерских связей, в ходе которого предпринима­тель осуществляет переориентацию своей деятельности.

Выбор партнерских связей зависит от целого ряда факто­ров. Партнерские связи можно классифицировать следующим образом.

1. Долговременные (или постоянные). Эта форма партнер­ских связей используется тогда, когда предприниматель пла­нирует поставку на рынок профильного товара в течение дли­тельного периода времени. Инициатива установления долго­временных связей может исходить как от одной, так и от дру­гой стороны. Такая форма партнерских связей осуществляет­ся на договорной основе путем постоянного пролонгирования за­ключаемого договора.

2. Кратковременные (или на определенный срок). Эта фор­ма партнерских связей используется в случаях:

а) когда предприниматель стремится произвести опытную партию товара и испытать рынок на восприятие такого товара;

б) когда оба предпринимателя, выступающие в качестве до­говаривающихся сторон, не уверены в возможностях друг дру­га выполнить принимаемые на себя обязательства или в спо­собности рынка воспринять производимый на основе таких свя­зей товар;

в) когда в основе партнерских связей лежит производство товара, имеющего ограниченный спрос; осуществляется разо­вая поставка на основе предварительного заказа потребителем.

3. Случайные. Эта форма партнерских связей почти всегда играет вспомогательную роль в деятельности предпринимате­ля и представляет собой обычно форму извлечения дополни­тельной прибыли.

К примеру, я всегда приобретал древесину у моего партнера по цене 120 тыс. руб. за 1 куб. м, а тут "подвернулся" случай приобре­сти древесину такого же качества (в форме разовой сделки) по цене 100 тыс. руб. за 1 куб. м.

Таким образом, при планировании своей деятельности предприниматель рассматривает партнера (партнеров) как субъект предпринимательского процесса, от формы взаимо­отношений с которым зависит уровень эффективности его деятельности.

В. Потребитель

Потребитель вы­полняет роль индикатора предпринимательского процесса.

Целью предпринимателя выступает не­обходимость "завоевать" потребителя, создать круг собст­венных потребителей.

Предприниматель, осуществляет свою де­ятельность в условиях конкуренции, т. е. состязатель­ности с другими предпринимателями. А это означает, что он должен обладать информацией о своих конкурентах, быть в кур­се их коммерческих планов.

Основными средствами воздействия предпринимателя на потребителя выступают следующие факторы:

• новизна товара и его соответствие интересу потребителя;

• качество;

• цена, доступность товара;

• степень универсальности товара;

• внешний вид и упаковка;

• позитивные отличительные характеристики товара от то­варов других производителей и возможность потребите­ля ознакомиться с такими отличиями;

• возможность воспользоваться услугами послепродажно­го сервиса;

• соответствие общепринятым или государственным стан­дартам;

• престижность и привлекательность рекламы товара и т. д.

Если с точки зрения общественного производства именно предприниматель вы­ступает в роли активного субъекта, то с точки зрения са­мого предпринимательского процесса, его содержания и эффек­тивности активную роль играет потребитель, и предпри­ниматель не может игнорировать этот факт.

С. Наемный работник

Наемный работник как реализатор идей предпринимателя также относится к группе субъектов предпринимательского про­цесса. Именно от него зависит эффективность и качество реали­зации предпринимательской идеи.

Проблемы:

1) подбор кадров нужной специализации и требуемого уровня квалификации. Эта проблема разрешается двумя возможными путями:

• подготовка таких кадров на собственной информацион­ной и финансовой базе (но такой путь не всегда эффекти­вен по понятным причинам);

• привлечение кадров, занятых в других предприниматель­ских или производственных структурах (тактика "пере­манивания" кадров), для чего требуется создание для ра­ботников лучших, более привлекательных условий (бо­лее высокая заработная плата, комфортные условия тру­да, различные льготы и т. д.).

2) необходимость вовлечения наемного работника в интерес предпринимательской структу­ры. При этом различают две формы:

• вовлечение наемного работника в производственный ин­терес предпринимательской структуры;

• вовлечение наемного работника в коммерческий интерес фирмы.

Первая форма свойственна европейской системе органи­зации труда, когда каждый наемный работник точно знает свои производственные функции и выполняет их с присущей ему умелостью.

Вторая форма характерна для японо-американской систе­мы организации труда, когда каждый наемный работник заин­тересован не только в должном исполнении своих производ­ственных функций, но и обеспокоен общим результатом деятельности предпринимательской структуры. Эта форма вовле­чения работника является, конечно, более эффективной по срав­нению с первой и наиболее привлекательной как с точки зре­ния предпринимателя, так и с точки зрения общества.

Форма вовлечения наемного работника в интерес предпри­нимательской структуры зависит от используемой предприни­мателем системы оплаты труда.'

Твердая гарантированная заработная платав

Твердая гарантированная заработная плата с ежемесяч­ной (ежеквартальной или ежегодной) премией, выплачиваемой при условии достижения работником поставленных перед ним целей (или при превышении намеченных норм или нормативов).

Сдельная заработная плата. Оплата осуществляется в прямой зависимости от количества или качества труда.

Сдельно-премиальная заработная плата. Выплачивает­ся по двум шкалам: в пределах определенного норматива — по сдельной ставке, сверх норматива — по премиальной шкале (бо­лее высокая оплата).

Тарифная заработная плата. Оплата труда осуществля­ется по тарифной сетке в соответствии с присвоенным работ­нику разрядом, степенью или другой формой свидетельства уровня квалификации работника.

Почасовая заработная плата. Оплата осуществляется в со­ответствии с количеством труда надлежащего качества.

Правда, все эти формы оплаты труда способствуют вовле­чению работника лишь в производственный (но не в коммер­ческий") интерес фирмы.

Для вовлечения работника в коммерческий интерес фирмы важно создать такую ситуацию, когда работник одновременно бу­дет заинтересован как в своих личных результатах, так и в ре­зультатах коллективной деятельности. Такой двоякий интерес работника можно стимулировать только одним-единственным средством — установлением приемлемого уровня заработной платы. Ее уровень в такой ситуации будет зависеть:

1) от личного результата работника в процессе произ­водства;

2) от общего результата работы коллектива. В практической деятельности конкретная форма взаимо­связи этих трех компонентов — уровня заработной платы ра­ботника, его личного результата и коллективного результата труда — устанавливается самим предпринимателем.

Наиболее эффективной является система оплаты труда с использованием коэффициента эффективности. Рассмотрим эту систему оплаты труда в следующем разделе.

Наши рекомендации