Методические указания к изучению темы. В основе предпринимательской деятельности всегда должна лежать предпринимательская идея

В основе предпринимательской деятельности всегда должна лежать предпринимательская идея. Любой начинающий предприниматель должен обладать, прежде всего, так называемой “предпринимательской идеей”, т.е. идеей, основанной на инновации или включающей в себя инновационный момент. Концепция накопления, отбора и сравнительного анализа идей включает 3 этапа:

1. Предприниматель осуществляет накопление идей, которые могут составлять предмет его предприятия. Накопление идей – результат осмысления окружающей действительности: рынка, поведения потребителей, уровня развития науки, технологии и т. п.

2. Он ведет отбор конкретных идей из накопленного объема. Отбор осуществляется по различным критериям в зависимости от конкретных ситуаций, в которых находится сам предприниматель.

3. Предприниматель проводит сравнительный анализ отобранных предпринимательских идей. Оценивая каждую из них по определенным критериям, предприниматель получает суммированный итог, который и служит основой для сравнительного анализа идей.

При отборе идей учитываются такие критерии, как эффективность идеи; перспектива завоевания рынка; длительность рабочего периода (время, необходимое для реализации идеи); размер капитала, необходимого для реализации идеи; доступность и цена ресурсов; наличие необходимой рабочей силы и др. Необходимо отметить, что при этом отбираются только те идеи, которые относятся к категории реальных для их практического воплощения с точки зрения отдельного предпринимателя, который планирует использовать их в своей деятельности.

Предпринимательское решение – это выбор альтернативы, осуществлённый руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции и направленный на достижение целей хозяйствующего субъекта (организации).

Каждый предприниматель имеет свою собственную технологию принятия предпринимательских решений. Технология принятия решений – это особая форма ментальной деятельности, базирующейся на необходимости выбора лишь одного варианта из всех имеющихся альтернатив путем соотнесения такой альтернативы с собственными возможностями и целевыми устремлениями.

Для разработки и оптимизации предпринимательских решений могут применяться различные методы.

Метод экспертных оценок заключается в том, что подаются идеи, которые затем рассматриваются, оцениваются, сравниваются и выбирается наиболее оптимальная идея с помощью специалистов-экспертов.

При применении метода Дельфи экспертам, которые не знают друг друга даются вопросы, связанные с решением проблемы. Мнения меньшинства доводятся до мнения большинства. Большинство должно либо согласиться с ним, либо опровергнуть. Если большинство не согласно, то их аргументы передаются меньшинству и там анализируются. Этот процесс продолжается до тех пор, пока все эксперты не придут к одному мнению либо перейдут к тому, что выделятся группы, которые не меняют мнения.

Метод декомпозиции состоит в представлении сложной проблемы, как совокупности простых вопросов.

При осуществлении метода диагностики происходит поиск наиболее важных деталей в проблеме, которые решаются в первую очередь.

При использовании метода «неспециалиста» – вопрос решается лицами, которые никогда не занимались этой проблемой, являющиеся специалистами смежных отраслей.

При поиске возможных решений проблемы на основе заимствования из других объектов управления, отраслей знания используется метод аналогий.

Метод мозговой атаки состоит в том, что для побуждения творческой активности человека можно поместить в необычные, а порой и экстремальные условия. Возможно большинство идей, высказанных в ходе «мозговой атаки» будут совершенно абсурдны, но практика показывает, что среди них есть интересные и полезные. Суть «мозговой атаки» – решение проблемы в ограниченные сроки, когда оттяжка принятия решения во времени может привести к нежелательным, а порой и катастрофическим последствиям.

Используя метод синектики, все участники творческой группы обдумывают проблему и пытаются найти пути ее решения. Затем они избирают лидера, который подробно излагает свое мнение по решению задачи. Каждый участник излагает свои соображения по поводу решения задачи, после этого происходит творческая дискуссия, которая направляется лидером. Если дискуссия не приводит к выработке общего подхода к решению проблемы, используют различные методы согласования. Высказанные мнения анализируются группой приглашенных специалистов, экспертов.

Метод дневников используется при решении сложных задач, когда требуется приложение творческих сил для решения. Выдается блокнот, в который ежедневно записываются наблюдения и выводы по поводу возможного решения задачи. Руководитель собирает и обобщает записи в дневниках и выносит решение на общем обсуждении.

Метод Гордона предусматривает изложение ведущим концепции к решению проблемы и высказывания участниками своих идей по этому вопросу. Затем ведущий, после уточнения исходной концепции, вскрывает искомую проблему, а участники высказывают конкретные предложения и свои идеи о том, как их реализовать.

Методы моделирования, называемые также методами исследования операций, базируются на использовании математических моделей для решения наиболее часто встречающихся управленческих задач.

Литература[26, с. 418; 33, с. 134; 40, с. 58; 44, с. 23; 48, с. 20; 50, с. 67; 54, с. 98; 57, с. 310; 58, с. 285; 70, с. 312; 71, с. 415]

Вопросы для самопроверки

1. Какие этапы включает процесс формирования и реализации предпринимательской идеи?

2. Каковы критерии отбора эффективных предпринимательских идей?

3. Какие этапы выделяют в процессе принятия предпринимательских решений?

4. Какие методы принятия предпринимательских решений Вы знаете?

Задание 31

Попробуйте принять решение, исходя из следующей ситуации. Вы решили заняться бизнесом, а именно выступить в качестве посредника по продаже техники. У вас есть возможность приобрести на заводе - изготовителе 100 телевизионных аппаратов по цене 5 тыс. руб. за одну товарную единицу. Оплата – немедленно после подписания договора. Нужной суммы для оплаты поставляемых в Ваш адрес аппаратов у Вас нет. Поэтому Вы обращаетесь в коммерческий банк за получением кредита на срок 3 месяца (под товарное обеспечение по договору с заводом - изготовителем), который может быть Вам предоставлен под 15% годовых. Проценты по банковскому кредиту расту в среднем на 0,1% в месяц. Вы знаете, что каждая единица техники может быть Вами реализована (на момент подписания договора) по цене 6, 25 тыс. руб. Вы изучили рыночную конъюнктуру. Вы также знаете о том, что за истекшие шесть месяцев цены н техникуросли в среднем на 0,5% ежемесячно.

По условиям договора срок поставки – 1 месяц со дня подписания договора. Однако, когда вы уже произвели оплату в соответствии с договором и когда истек месяц с момента подписания договора и завод – изготовитель должен был отправить товар в Ваш адрес, Вы получили от него сообщение о том, что он сейчас готов поставить Вам товар по цене 5,8 тыс. руб. за товарную единицу.

Каково будет ваше решение:

1. Согласиться с новыми условиями завода – изготовителя и принять товар?

2.Отказаться от договора и потребовать возврата денег?

Задание 32

У организации есть возможность использовать технологии А и Б, что предполагает в случае А расходы в объеме 250 тыс. руб., а в случае Б – 550 тыс. руб. Суммарный объём произведенной продукции в случае А составит 110 тыс. руб., а в случае Б – 280 тыс. руб. Обоснуйте выбор наиболее эффективного решения.

Наши рекомендации