Понятие страховой деятельности
Страховая деятельность это разновидность коммерческой деятельности, осуществляемая на основе лицензии, связанная с предоставлением страховщиком услуг по страхованию и перестрахованию рисков.
По происхождению и содержанию страхование имеет черты, соединяющие его с категориями «финансы» и «кредит» (перераспределение денежного фонда, возвратность полученной ссуды) и в то же время принципиальные отличия от финансов и кредита, характерные только для него функции.
Функции страхования и его содержание органически связаны. К числу важнейших функций относятся:
· формирование специализированного страхового фонда денежных средств;
· возмещение ущерба и личное материальное обеспечение граждан;
· предупреждение страхового случая и минимизации ущерба.
В условиях рыночной экономики, исходя из характеристики объектов страхования, выделяются четыре основные вида страхования:
· страхование имущественное;
· личное;
· страхование ответственности;
· страхование экономических рисков.
10.Понятие и виды инвестиций, инвестиционной деятельности
Инвести́ции — долгосрочные вложения капитала с целью получения прибыли. Инвестиции являются неотъемлемой частью современной экономики. От кредитов инвестиции отличаются степенью риска для инвестора (кредитора) — кредит и проценты необходимо возвращать в оговорённые сроки независимо от прибыльности проекта, инвестиции возвращаются и приносят доход только в прибыльных проектах. Если проект убыточен — инвестиции могут быть утрачены полностью или частично.
Инвестиционная деятельность — вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта
По объекту инвестирования выделяют
-Реальные инвестиции (прямая покупка реального капитала в различных формах):
в форме материальных активов (основных фондов, земли), оплата строительства или реконструкции;
капитальный ремонт основных фондов;
вложения в нематериальные активы: патенты, лицензии, права пользования, авторские права, товарные знаки, ноу-хау, человеческий капитал (воспитание, образование, наука) и т. д.
-Финансовые инвестиции (косвенная покупка капитала через финансовые активы):
ценные бумаги, в том числе через ПИФы; предоставленные кредиты; лизинг (для лизингодателя).
-Спекулятивные инвестиции (покупка активов исключительно ради возможного изменения цены):
валюты; драгоценные металлы (в виде обезличенных металлических счетов);
-ценные бумаги (акции, облигации, сертификаты институтов совместного инвестирования и т. п.).
По основным целям инвестирования
-Прямые инвестиции.
-Портфельные инвестиции.
-Реальные инвестиции.
-Нефинансовые инвестиции.
-Интеллектуальные инвестиции (связаны c обучением специалистов, проведением курсов и многим другим).
По срокам вложения
-краткосрочные (до одного года);
-среднесрочные (1-3 года);
-долгосрочные (свыше 3-5 лет).
По форме собственности на инвестиционные ресурсы
-частные;
-государственные (капиталовложения);
-иностранные;
-Смешанные.
иды инвестиционной деятельности
По содержанию инвестиционная деятельность может быть разделена на:
-прямую, т.е. вложения непосредственно в производство товаров, работ, услуг, строительство или реконструкцию объекта;
-ссудную, т.е. в форме предоставления займа, кредита. Основной интерес инвестора в процессе осуществления этого вида инвестиционной деятельности заключается в своевременном получении прибыли (дохода) в виде процентов по договорам займа и кредита.
-портфельную, т.е. в форме приобретения ценных бумаг. Портфельное инвестирование не предполагает участие инвестора в управлении предприятием, а лишь получение дивидендов на вложенный капитал.
Также инвестиционная деятельность может быть подразделена на: реальное, финансовое инвестирование и инвестирование имущественных прав и интеллектуальных ценностей.
Реальное инвестирование (инвестирование в материальной форме) — это вложение непосредственно в производство продукции (товаров, работ, услуг),инвестирование в товарно-материальные запасы и другие виды движимого и недвижимого имущества. Это инвестирование связано с участием инвестора в управлении организациями (корпорациями, компаниями, предприятиями или иным учреждением).
Финансовое инвестирование включает в себя вкладывание в объекты инвестиционной деятельности денежных и иных средств, целевые банковские вклады и другие ценные бумаги (портфельное инвестирование), а также предоставление займа, кредита (ссудное инвестирование).Это инвестирование предполагает получение дивидендов на вложенный
11. Субъекты инвестиционной деятельности.
Основными субъектами инвестиционной деятельности являются инвесторы, заказчики, исполнители и пользователи.
Инвесторы - это субъекты инвестиционной деятельности, осуществляющие вложение средств в форме инвестиций и обеспечивающие их целевое использование. В качестве инвесторов могут выступать физические, юридические лица, государственные и муниципальные образования.
Заказчики - это субъекты инвестиционной деятельности, которые уполномочены инвесторами осуществить реализацию инвестиционного проекта. Для достижения этой цели инвестор наделяет заказчика правами владения, пользования и распоряжения инвестициями на период и в пределах полномочий, установленных инвестиционным договором, и в соответствии с законодательством.Заказчиками могут быть инвесторы, а также любые физические и юридические лица.
Исполнители работ - лица, наделенные определенными полномочиями по реализации инвестиционного проекта в силу заключенного с ними договора. Исполнитель не приобретает полномочий по владению, пользованию, распоряжению инвестициями, заказчик выделяет ему средства, необходимые для выполнения определенной работы.
Пользователи - это субъекты, для которых создается объект инвестиционной деятельности. Пользователями могут быть физические, юридические лица, государство, муниципальные образования.
12. Процедура банкротства. Добровольная и принудительная ликвидации.
Процедура банкротства
В настоящие время процесс банкротства в России регламентируется Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» от 8 января 1998 г.
Понятие «несостоятельность» указывает на неспособность предприятия удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг). Отсутствие на расчетном счете денежных средств, необходимых для уплаты налогов, обязательных страховых взносов, также является признаком несостоятельности предприятия. В то же время оно не может быть признано несостоятельным за неуплату штрафов, пени, неустоек, поскольку суммы санкций не образуют кредиторской задолженности.
Однако далеко не во всех случаях наличие кредиторской задолженности свидетельствует о возможности предъявления требований о признании предприятия-должника банкротом. В соответствии с Законом о несостоятельности (банкротстве) предприятий принимается во внимание лишь такая сумма задолженности, которая превышает стоимость имущества должника. Исключения составляют случаи, когда подобного превышения нет, но имеет место не удовлетворительная структура баланса должника (такое соотношение его имущества и обязательств, при котором за счет первого не может быть обеспечено своевременное выполнение вторых в связи с недостаточной степенью ликвидации упомянутого имущества).
Официально предприятие может считаться банкротом только при наличии и решения арбитражного суда либо решения предприятия о добровольной ликвидации. Законодательство о банкротстве обычно предусматривает не только ликвидационные, но и реорганизационные процедуры.
Принудительная ликвидация
Принудительная ликвидация предприятия должника осуществляется по решению арбитражного суда по признании предприятия несостоятельным. Это решение вступает в силу по истечении срока на подачу кассационной жалобы или протеста. Отличие процедуры принудительной ликвидации предприятия от ликвидации в обычном порядке состоит в том, реализация имущества предприятии - должника и удовлетворение требований кредиторов осуществляется в порядке конкурсного производства.
Решение об открытии конкурсного производства принимает арбитражный суд. Цель конкурсного производства - соразмеренное удовлетворение требований кредиторов и объявление должника свободным от долгов. Решение о признании должника несостоятельным и об открытии конкурсного производства публикуется в «Вестнике Арбитражного Суда Российской Федерации».
С момента открытия конкурсного производства запрещается передача либо другое отчуждение имущества должника, погашение его обязательств, прекращается начисление пени и процентов. Сроки исполнения всех обязательств предприятия считаются наступившими, то есть кредиторы в праве предъявлять свои претензии в двух месячный срок.
Конкурсное производство закрывается после распродажи имущества предприятия-должника, окончания расчетов с кредиторами и составления отчета конкурсным управляющим. Конкурсная масса - имущество должника, на которое может быть обращено взыскание кредиторов.
После удовлетворения требований и погашения претензий кредиторов предприятие-должник считается полностью освобожденным от долгов. После утверждения отчета конкурсного управляющего арбитражный суд выносит решение о завершении конкурсного производства. После этого предприятие-должник исключается из государственного реестра и считается ликвидированным.
Добровольная ликвидация
Добровольная ликвидация предприятия осуществляется во внесудебном порядке по взаимному соглашению между пре6дприятием - должником и кредитором под их контролем. При добровольной ликвидации также назначается конкурсный управляющий, происходит формирование конкурсной массы и продажа имущества. Предприятие считается ликвидированным с момента его исключения с государственного реестра.
При добровольной ликвидации государственных предприятий и предприятий, в капитале которых доля (вклад) Российской Федерации составляет более 25%, принятие решения о неудовлетворительной структуре баланса и отсутствии реальной возможности восстановления платежеспособности предприятия возлагается на Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве). Оно наделяется частью полномочий арбитражных судов, принимает решение о дальнейшей судьбе предприятия, контролирует процесс добровольной ликвидации. Федеральное управление было создано для защиты предприятия при признании его банкротом, поэтому в его функции входит представление интересов собственника (в случаи делегирования ему таких полномочий) и контроль за поступлением финансовых средств государства для поддержки предприятия.
13. Правовое регулирование рекламной деятельности
Основой законодательства о рекламе является Федеральный закон "О рекламе", вступивший в силу с 1 июля 2006 г. в своей основной части; некоторые положения Закона начали действовать с 1 января 2007 г.
Цели данного Федерального закона определены его первой статьей. Согласно указанной статье, Закон призван способствовать развитию рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечению в Российской Федерации единства экономического пространства. Кроме того, Закон обязан обеспечить реализацию права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы посредством предупреждения нарушений законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечения фактов ненадлежащей рекламы.
Согласно ст. 4 Федерального закона "О рекламе", законодатель признает приоритет данного Закона по сравнению с другими нормативными актами, регламентирующими порядок регулирования рекламной деятельности. Законом определено, что отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы могут регулироваться также нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Одним из таких нормативно-правовых актов является Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 331 "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе". Данное Постановление одной из функций Федеральной антимонопольной службы (ФАС) устанавливает контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере рекламы и наделяет службу полномочиями по принятию соответствующих нормативно-правовых актов, в том числе приказов, определений, постановлений в пределах своей компетенции в случаях, предусмотренных законодательством о рекламе. В определении Федеральной антимонопольной службы четко определено, что полномочия данной службы распространяются на сферу рекламной деятельности. Постановление Правительства РФ устанавливает, что ФАС России также вправе вносить в Правительство РФ проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства РФ и другие документы, по которым требуется решение Правительства РФ, по вопросам, относящимся к сфере ее ведения. ФАС России выдает предписания, обязательные для исполнения коммерческими и некоммерческими организациями, органами исполнительной власти и местного самоуправления, в случаях, предусмотренных законодательством о рекламе.
В целях установления взаимодействия между Федеральной антимонопольной службой и Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия (Росохранкультурой) по осуществлению контроля за соблюдением средствами массовой информации законодательства Российской Федерации о рекламе заключено Соглашение об информационном взаимодействии между указанными службами (Приказ Федеральной антимонопольной службы от 26 июля 2005 г. N 165 "О взаимодействии Федеральной антимонопольной службы и Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия"). Правовая база регулирования налоговых отношений рекламной деятельности определена ч. 1 Налогового кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и ч. 2 от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ. Разъяснения положений НК РФ содержатся в письмах Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России по конкретным вопросам.
Кроме нормативно-правовых актов, обязательных для исполнения практически в любой сфере деятельности, в том числе и в рекламной, существуют общепризнанные нормы, не являющиеся законодательными, тем не менее принимаемые как основа корректного поведения в данной области. Таким является Международный кодекс рекламной практики Международной торговой палаты.
Международный кодекс рекламной практики Международной торговой палаты устанавливает стандарты этичного поведения, которых с этической точки зрения должны придерживаться все стороны, имеющие отношение к рекламной деятельности.
Соблюдение обозначенных в Международном кодексе рекламной практики позиций формирования рекламы, адресованной детям, не является обязательным, однако целесообразно для поддержания принципа защиты несовершеннолетних. Далеко не все положения Международного кодекса рекламной практики Международной торговой палаты обозначены в российском законодательстве о рекламе, поэтому остается надеяться на соблюдение профессиональной этики в сфере рекламной индустрии.
14. Субъекты рекламной деятельности
Субъекты рекламных отношений перечислены в ст. 2 Федерального закона «О рекламе»:
- рекламодатель – лицо, являющееся источником рекламной информации для производства, размещения, последующего распространения рекламы.
- рекламопроизводителъ – лицо, осуществляющее полное или частичное приведение рекламной информации к готовой для распространения форме.
- рекламораспространитель – лицо, осуществляющее размещение и (или) распространение рекламной информации путем предоставления и (или) использования имущества, в том числе технических средств радиовещания, телевизионного вещания, а также каналов связи, эфирного времени, и иными способами.
15. Понятие и правовой режим приватизации в РФ.
Приватизация представляет собой процесс реформирования государственной собственности путем передачи государственного имущества в собственность граждан и юридических лиц в целях формирования слоя новых собственников и освобождения государства от затрат по содержанию части имущества и управлению им.
В соответствии со ст. 2 Закона приватизация государственного и муниципального имущества основывается на признании равенства покупателей государственного и муниципального имущества и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе, то есть за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций открытых акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество
В качестве субъектов отношений, складывающихся в процессе приватизации, выступают, с одной стороны, собственники государственного и муниципального имущества, а также уполномоченные ими лица и органы, а с другой стороны - лица, являющиеся приобретателями (покупателями) имущества.
16. Правовое регулирование биржевых сделок
Биржа — это юридическое лицо, целью деятельности которого является организация биржевой (оптовой) торговли определенным биржевым товаром, осуществляемой в форме гласных публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в определенное время по установленным биржей правилам.
Биржевая сделка- соглашение о взаимной передаче прав и обязанностей в отношении биржевого товара (ценных бумаг, имущественных прав), допущенного к обращению на бирже, заключаемое участниками биржевой торговли в процессе биржевых торгов, зарегистрированное на бирже, гарантирующей его исполнение.
Правовое регулирование биржевых сделок осуществляется комплексом общих и специальных норм, находящихся в определенной зависимости. Основным актом общей регламентации является ГК РФ. Специальное регулирование осуществляется Законом РФ "О товарных биржах и биржевой торговле", который является актом прямого действия и вместе с тем устанавливает принципы построения биржевого законодательства, включающего акты Правительства РФ и других государственных органов, локальные документы бирж.
17.Правовое регулирование совместной деятельности.
Договор простого товарищества, более известный как договор о совместной деятельности, является достаточно эффективным инструментом ведения бизнеса.
Правоотношениям сторон договора простого товарищества в ГК РФ посвящена глава 55 "Простое товарищество" ГК РФ. В соответствии со статьей 1041 ГК РФ под договором простого товарищества (договором о совместной деятельности) понимается договор, в котором двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели.
Как видим, участниками договора простого товарищества могут быть как две, так и более сторон, причем сфера его применения не ограничена - он может заключаться как впредпринимательских, так и в любых иных целях, не противоречащих закону, например, благотворительных, просветительских и так далее.
Вместе с тем, если договор простого товарищества заключается в предпринимательских целях, то субъектный состав его сторон строго ограничен - его участниками могут выступать лишь коммерческие фирмы и (или) физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. На это прямо указано в пункте 2 статьи 1041 ГК РФ.