Вопрос. Государственное регулирование инновационной деятельности.
Инновационная деятельность - это деятельность по разработке и внедрению инноваций, процесс создания нового товара от формирования идеи об освоения производства, выпуска, реализации и получения экономического эффекта в виде прибыли. Инновационная деятельность включает в себя:
1. Создание и выявление новшеств, знаний, технологий, информации.
2. Их реализацию для получения нового товара или улучшения существующего
Правовое обеспечение инновационной деятельности определяется в соответствии:
1. ФЗ «о развитие малого и среднего предпринимательства»
2. ФЗ «о науке и гос научно-технической политике»
3. Закон города Москвы «об инновационной деятельности в городе Москве»
4. Закон города Москвы «о развития образования в городе Москве»
5. ФЗ «об инновационном центре Сколково»
6. ФЗ «о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»
7. ФЗ «о техническом регулировании»
основные направления государственного регулирования
1. Создание специальных структур, проводящих политику в данной сфере. Это, например, Российское агентство по патентам и товарным знакам, Министерство науки и технологий РФ.
2. Создание специальных фондов, образуемых за счет налоговых отчислений и бюджетных ассигнований. Можно назвать Российский фонд фундаментальных исследований, Российский гуманитарный научный фонд.
3. Разработка, реализация, финансирование целевых инновационных программ.
4. Финансирование на возвратной основе, инвестирование бюджетных средств в инновационные проекты, прошедшие конкурсный отбор через Федеральный фонд производственных инноваций, Российский фонд технологического развития .
5. Установление правил учета, оценки инноваций.
6. Определение порядка ускоренной амортизации определенных видов имущества. Ускоренная амортизация является способом быстрого накопления амортизационных начислений, повышения возможности списания устаревшего оборудования и замены его новым, что стимулирует вложение средств в инновации .
7. Проведение налоговой политики, направленной на создание выгодных условий для ведения инновационной деятельности. Данное направление стимулирования инновационной деятельности касается как определения налогооблагаемой базы, так и предоставления льгот при уплате налогов.
8. Страхование финансовых рисков с постепенным расширением перечня страховых рисков с включением в него технических и других рисков, связанных с реализацией инновационных проектов.
9. Информационное обеспечение инновационной деятельности.
10. Государственная поддержка малого инновационного предпринимательства, в частности через Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.
5 вопрос.Ответственность за нарушение законодательства о ценных бумагах.
За противоправные деяния, нарушающие законодательство и иные нормативно-правовые акты о рынке ценных бумаг, должностные лица органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, организации (их руководители), граждане, в том числе индивидуальные предприниматели, несут гражданско-правовую, административную, уголовную и иную ответственность. Меры ответственности и порядок ее применения определены различными нормативно-правовыми актами. Например, Постановлением ФКЦБ от 7 июня 1999 г. № 3 утверждено Положение о порядке рассмотрения дел и наложения штрафов за нарушение законодательства РФ о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг. Административная ответственность за нарушения на рынке ценных бумаг предусмотрена ст. 15.17 "Недобросовестная эмиссия ценных бумаг", ст. 15.18 "Незаконные сделки с ценными бумагами", ст. 15.19 "Нарушение требований законодательства, касающихся представления и раскрытия информации на рынке ценных бумаг", ст. 15.21 "Использование служебной информации на рынке ценных бумаг", ст. 15.22 "Нарушение правил ведения реестра владельцев ценных бумаг", ст. 15.23 "Уклонение от передачи регистратору ведения реестра владельцев ценных бумаг" и другими статьями Кодекса РФ об административных правонарушениях. Уголовная ответственность предусмотрена ст. 185 УК РФ "Злоупотребления при выпуске ценных бумаг (эмиссии)" и ст. 186 "Изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг".
Должностные лица эмитента, принявшие решение о выпуске в обращение ценных бумаг, не прошедших гос-ную регистрацию, несут административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ.
6.Холдинги.совокупность материнской компании и контролируемых ею дочерних компаний.
Характерные черты холдинга
1.Концентрация акций фирм различных отраслей и сфер экономики или фирм, расположенных в различных регионах.
2. Многоступенчатость, то есть наличие дочерних, внучатых и прочих родственных компаний. Нередко холдинг представляет собой пирамиду, возглавляемую одной или двумя фирмами, нередко разной национальной принадлежности.
3.Централизация управления в рамках группы путём выработки материнской компанией глобальной политики и координации совместных действий предприятий по следующим направлениям:
-выработка единой тактики и стратегии в глобальном масштабе;
-реорганизация компаний и определение внутренней структуры холдинга;
-осуществление межфирменных связей;
-финансирование капиталовложений в разработку новой продукции;
-предоставление консультационных и технических услуг.
Транснациональный холдинг является основным из обществ на паях и или дочерних компаний, которые дислоцируются в различных государствах. Будучи промежуточным холдингом, он может быть одновременно финансовым или управляющим холдингом для иностранных капиталовложений. Транснациональные холдинговые компании часто регистрируются в государствах, которые наряду с особыми налоговыми преимуществами облегчают доступ к международным финансовым рынкам и особым инструментам финансирования. Национальный холдинг является, с одной стороны, основным обществом одного или нескольких дочерних обществ и или обществ на паях, или в случае транснационального холдинга он является промежуточным холдингом, т.е. дочерним обществом. Так как он может превратиться в финансовый или управляющий холдинг, то между транснациональным и национальным холдингами отсутствуют функциональные и иерархические различия.
Существенный признак национального холдинга : его дислокация в определенном государстве. В противоположность транснациональному, национальный холдинг участвует лишь в тех предприятиях, которые расположены в одном государстве.
7. Понятие и признаки транспортной деятельности.
В условиях перехода к рыночной экономике отношения, связанные с транспортом, приобретают важное значение. Отличительная особенность транспорта как отрасли материального производства заключается в том, что он не создает новых материальных ценностей и потому не увеличивает богатства общества. Его продукция - деятельность по территориальному перемещению грузов или людей.
Транспортная деятельность — деятельность, непосредственно связанная с осуществлением операций организационного и технологического характера с целью перемещения автомобильным, железнодорожным, воздушным, водным (морским, речным) и другими видами транспорта или сочетанием этих видов транспорта, в том числе транспортно-экспедиционная деятельность и другие, связанные с перевозкой транспортные работы и/или услуги, выполняемые на договорной основе или иных законных основаниях, грузов, пассажиров и багажа.
Непосредственно в ГК РФ выделяются следующие обязательственные договорные отношения:
- договор перевозки груза (ст. 785);
- договор перевозки пассажира (ст. 786);
- соглашение транспортных организаций о прямом смешанном сообщении (ст. 788);
- обязательства перевозчика по подаче транспортных средств, обязательства по погрузке (выгрузке) груза (ст. 791);
- договор об организации перевозок (ст. 798);
- договоры между транспортными организациями: узловые соглашения, договоры на централизованный завоз (вывоз) груза и др. (ст. 799);
- договор транспортной экспедиции (ст. 801-806).
8.Ответственность за нарушение валютного законодательства.
Статьей 5 Закона РФ от 9 октября 1992 года № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле» предусмотрено обязательное зачисление на счета в уполномоченных банках иностранной валюты, получаемой предприятиями (организациями), если иное не установлено Центральным банком РФ.
Ответственность за нарушение валютного законодательства предусмотрена статьей 14 вышеназванного Закона. Лица, виновные в нарушении валютного законодательства, несут уголовную, административную, гражданско-правовую и иную ответственность в соответствии с законодательством РФ. Повторное нарушение валютного законодательства, невыполнение или ненадлежащее выполнение предписаний органов валютного контроля влечет за собой:
- приостановление действия лицензий и разрешений, выданных органами валютного контроля резидентам, уполномоченным банкам, нерезидентам;
- лишение резидентов, уполномоченных банков, нерезидентов лицензий и разрешений.
Согласно Указу Президента РФ от 14 июня 1992 года № 629 «О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин» валютная выручка от экспорта или реализации иностранной валюты на территории РФ товаров (работ, услуг) подлежит обязательному зачислению на счета в уполномоченных банках на территории РФ, если иное не разрешено Центральным банком РФ.
За нарушение указанного порядка предприятия подвергаются штрафу, налагаемому налоговыми органами или Инспекцией валютного контроля, в размере всей сокрытой выручки в иностранной валюте или рублевого эквивалента суммы штрафа по курсу Центрального банка РФ. Суммы штрафа поступают в федеральный бюджет РФ. Уплата штрафа не освобождает предприятия от обязательного перевода валютной выручки на счета в уполномоченных банках Российской Федерации.
Административная ответственность за нарушение валютного законодательства предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ:
Статья 15.25. Нарушение валютного законодательства
1. Осуществление валютных операций без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), либо с нарушением требований (условий, ограничений), установленных специальным разрешением (лицензией), а равно с использованием заведомо открытых с нарушением установленного порядка счетов резидентов в кредитных организациях за пределами Российской Федерации -влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от одной десятой до одного размера суммы незаконной валютной операции.
2. Невыполнение в установленный срок обязанности по ввозу на территорию Российской Федерации товаров, стоимость которых эквивалентна сумме уплаченных за них денежных средств, либо невозврат в установленный срок переведенной за эти товары суммы денежных средств -влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от одной десятой до одного размера суммы незаконной валютной операции.
3. Нарушение установленного порядка зачисления на счета в уполномоченных банках выручки, причитающейся за экспортированные работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере стоимости работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности, явившихся предметами административного правонарушения.
4.Несоблюдение установленного порядка ведения учета, составления и представления отчетности по валютным операциям, а равно нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.
8.Определение и правовое регулирование сельскохозяйственного производства.
Сельское хозяйство является отраслью материального производства, производящей сырые продукты растительного и животного происхождения, которые в свою очередь являются продовольствием для населения и сырьем для промышленности.
Сельскохозяйственная отрасль обладает двумя отличительными особенностями по сравнению с другими отраслями материального производства.
Главной задачей предприятия является хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов членов трудового коллектива и интересов собственника имущества предприятия.
Основным видом кооперативных организаций в сельском хозяйстве являются колхозы (сельскохозяйственные производственные кооперативы).
Межхозяйственные предприятия - это форма кооперации на уровне юридических лиц, это животноводческие комплексы, предприятия по мелиорации и др. Межхозяйственные предприятия осуществляют свою деятельность на праве оперативного управления или хозяйственного ведения. Представители хозяйств-участников участвуют в управлении, прибыль делится между ними, каждое хозяйство в отдельности несет ответственность по обязательствам межхозяйственного предприятия, при прекращении деятельности его имущество распределяется между хозяйствами. Таким образом, агропромышленный комплекс представлен широким кругом субъектов, однако нормы, определяющие их правовое положение содержатся либо в общих, либо в устаревших нормативных правовых актах, не соответствующих реалиям современной жизни. Представляется необходимым принятие специальных нормативных правовых актов, регламентирующих правовой статус каждого вида сельскохозяйственных предприятий.