Сущность культуры предпринимательства и культуры предпринимательских организаций.(билет №29)

Важную роль в функционировании предприятия, фирмы играет культура предпринимательства. Она является неотъемлемым элементом организации предпринимательской деятельности и базируется на общих понятиях культуры и неразрывно с ней связана.

Существуют различные трактовки понятия «культура предпринимательства».

Так, Р. Рюттингер считает, что культура предпринимательства – это система совместно вынашиваемых и реальных убеждений и представлений о ценностях. Причем представления о ценностях позволяют вывить, что важно для предприятия, а убеждения – понять, как должно функционировать предприятие и как им следует управлять.

В.Д. Козлов определяет культуру предпринимательства как «систему формальных и неформальных правил и норм деятельности, обычаев и традиций, индивидуальных и групповых интересов, особенностей поведения работников данной организационной структуры, стиля руководства, уровня взаимного сотрудничества, идентифицирования работников с предприятием и перспективами его развития».

М.Г. Лапуста и Ю.Л. Старостин дают следующее определение культура предпринимательства — это определенная, сложивша­яся совокупность принципов, приемов, методов осуществления предпринимательской деятельности субъектами в соответствии с действующими в обществе правовыми нормами, обычаями делового оборота, этичес­кими и нравственными правилами, нормами поведения при осу­ществлении цивилизованного бизнеса.

Несмотря на различия в определениях можно сделать общий вывод, что культура предпринимательства определяет климат, стиль взаимоотношений и ценности предприятия.

Назначение культуры предпринимательства связано с решением двух проблем: выживанием в данной социально-экономической среде и обеспечением внутреннего взаимодействия для достижения поставленных целей. Таким образом, культура предпринимательства предполагает умение так организовать производственную и коммерческую деятельность, чтобы успехи в бизнесе сочетались с созданием таких условий, при которых работники были максимально удовлетворены трудом.

Следовательно, в зависимости от отрасли, региона, истории предприятия, людей, каждое предприятие имеет свою культуру. Поэтому справедливо утверждение, что культура предпринимательства в целом зависит от культуры предпринимательских организаций, культуры самих предпринимателей, от предпринимательской этики, делового этикета и многих других элементов.

Любая вновь возникшая организационная структура вырабатывает свою культуру, которая предопределяет место этой структуры, ее внутренние и внешние отношения и является как бы образцом при формировании стратегии, распределении власти, принятии решений, в поведении персонала. Сущность культуры данной организации выражается в предписаниях, принятых ритуалах и церемониях, а также в образцах неформального поведения.

Однако следует иметь в виду, что культура предприятия не является монолитным и нерушимым блоком. Практически на каждом предприятии различные отделы, подразделения имеют разные субкультуры. Такое различие объясняется многообразием отраслей производства и сфер предпринимательской деятельности. Наличие субкультур может привести к напряженности и столкновениям. Поэтому для каждого предприятия важной задачей является сближение и объединение различных организационных частей предприятия, имеющих различные субкультуры, для достижения общих целей.

Схематично возникновение культуры предпринимательской организации и дальнейшее ее формирование можно представить следующим образом (рис. 10.1). [Лапуста]

Рынок
Потребители
Конкуренты
Государство
Общество
КУЛЬТУРА ФИРМЫ
проявляется посредством
представлений о ценностях
мотивов деятельности
из которых выводятся
правила и нормы поведения
влияющие на
Предпринимателей, собственников фирмы, менеджеров, наемных работников
Рис. 10.1. Возникновение и формирование культуры предпринимательской организации.

Формирование и развитие культуры предпринимательской организации, с одной стороны, осуществляется естественным путем, когда на основании прошлого опыта поддерживаются те культурные традиции, которые являются наиболее результативными для достижения поставленных целей, с другой стороны, может целенаправленно формироваться посредством силового внедрения определенных комплексов поведения. Но в любом случае формирование корпоративной культуры должно обеспечивать предпринимательский успех. Поэтому для совершенствования культуры предпринимательской деятельности необходимо изучить механизм взаимодействия отдельных элементов, существующую связь между ними, их влияние друг на друга. При этом следует выяснить представления о ценностях и проанализировать сложившуюся ситуацию.

Проведенные исследования показывают [Горфинкель], что такие ценности, как послушание, карьера, дисциплина, достаточность теряют свою значимость. Одновременно возрастает значение таких ценностей , как коллектив, ориентация на потребности, самоопределение, участие, творчество, раскрытие личности, надежность, стабильность, профессиональные способности.

В данном вопросе следует учитывать тот факт, что под влиянием различных факторов изменяются представления о ценностях. Формирование культуры предпринимательства определяется мно­гими факторами, среди которых первые места занимают

- цивилизо­ванная внешняя предпринимательская среда,

- общественный и госу­дарственный менталитет,

- реально действующие правовые нормы устанавливающие права, обязанности, ответственность предприни­мателей,

- сам предприниматель и его корпоративная культура.

Также следует учесть, что для культуры предпринимательства главным ее показателем является поведение предпринимателя или фирмы. Если уровни ценностей и поведения не совпадают, то это отрицательный результат. Например, это возможно в случае, когда пропагандируются партнерские отношения, а на практике повышение получают те работники, которые имеют связи. Или, нередки случаи, когда записанное в документах отличается от происходящего на практике.

Наши рекомендации